Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Морфемы"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Морфемы" поможет учителю обобщить материал по теме в занимательной форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol_karta_morfemy_zaripova_gulyusa_irekovna.doc | 233 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока | |
Тема урока | Систематизация изученного по теме «Морфемы» |
Учебник | Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И. Кулибаба, Н.В. Ладыженская. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. Рекомендовано МО и Н РФ.- М.: Просвещение, 2012. |
Автор урока | Зарипова Гулюса Ирековна |
Тип урока | Урок построения системы знаний (урок общеметодологической направленности) |
Цель урока | Систематизация знаний по теме «Морфемы» |
Задачи урока | 1. Закрепить ключевые понятия, изученные в разделе «Морфемика» 2. Совершенствовать умение различать морфемы , дифференцировать их функции, выделять морфемы в слове, конструировать слова. 3. Расширить круг знаний учащихся по теме «Морфемы». |
Планируемые результаты | Предметные: умение опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; отличать формообразующие и словообразующие морфемы, однокоренные слова и формы одного и того же слова. Метапредметные : умение самостоятельно определять цели обучения, обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач ; развитие основ читательской компетенции, умение работать с информацией, умение адекватно оценивать свою деятельность , объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать факты и явления; осуществлять взаимодействие со словарём . Личностные: сформированность ответственного отношения к учению; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению ; осознание ценности продуктивной организации совместной деятельности, ценности «другого» как равноправного партнера; уважительное отношение к родному языку, формирование потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремление к речевому самосовершенствованию. |
Организация пространства (смена рабочих зон, "перевернутый урок", традиционное обучение) | Традиционное обучение с элементами смены рабочих зон |
Виды деятельности на уроке (коллективная (фронтальная) работа, кооперативно-групповая работа, индивидуальная (самостоятельная) работа, практическая (лабораторная) работа, творческая и/или исследовательская работа, реферирование материала) | Фронтальная, групповая, индивидуальная (самостоятельная) работа. |
Необходимое оборудование и программное обеспечение | Материально-технические ресурсы:
Учебно-методические ресурсы:
Предварительное домашнее задание: составить кроссворд по материалам параграфов 70-77, используя онлайн-сервис «Фабрика кроссвордов» (https://www.puzzlecup.com/crossword-ru/). |
Организационная структура урока:
Этапы урока | Длительность | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Учебные материалы (ссылки на цифровые ресурсы) |
Организационный этап | 2 минуты | Приветствует детей, проверяет готовность к уроку. -Доброе утро! Я рада , что это утро я начинаю с вами! Давайте пожелаем друг другу прекрасного настроения и успехов в достижении целей , подарим улыбку! | Организовывают рабочее место, рассаживаются в группы по 4 участника, приветствуют партнёра по плечу, обмениваются комплиментами, улыбкой. | |
Мотивация учебной деятельности учащихся | 6 минут | -Прочитайте предложение, написанное на доске. Устно объясните орфограммы в своей группе. -Давайте проверим. -Запишите предложение по памяти, дайте его синтаксическую характеристику. - Выпишите в столбик слова, имеющие одинаковое звуковое начало. -Сопоставьте их .Обсудите в группе: что лишнее и почему? - Почему вы допустили ошибку? (рас-тения) | Читают предложение, объясняют орфограммы по цепочке в группе(один ученик работает у доски- это эталон для проверки). Сверяют по эталону. Записывают предложение по памяти, выполняют синтаксический разбор. Выписывают: растения, раскрывают, расписанию. Обсуждают. Делают сравнительный анализ слов «Найди лишнее». ( Варианты ответа: 1) рас-тения, рас-крывают, рас-писанию: во всех словах есть приставка рас-….; 2) в слове «растения» нет приставки…) Аргументируют. ( Неправильно выделили морфему в слове. Чтобы справиться с данным заданием, надо хорошо разбираться в морфемах и уметь подбирать однокоренные слова) | На доске: Многие растения раскрывают и закрывают вен..чики своих цв..тков по определённ..му расп..санию. |
Постановка цели и задач урока | 3 минуты | - Выделите корень в выписанных словах, предварительно записав однокоренные слова. Воспользуйтесь только при необходимости подсказкой (на экране учительского ноутбука открыта шестая страница урока № 3 «е-КМ школа»). - Сформулируйте тему урока и запишите в тетради . -Какие задачи поставим перед собой? | Выделяют. (Растения- растут, растущий, вырасти Раскрывают – закрывают, открыть Расписанию –писать, писаный, расписной) (Закрепление изученного по теме «Морфемы», систематизация знаний). -Повторить морфемы, совершенствовать умение находить их в словах. | На экране: http://km.edu.tatar.ru/Lessons/LessonPlayer.php?LID=3222128 (урок 3, страница 6) |
Актуализация знаний | 8 минут | -Внимание на экран: прочитайте материал и ответьте на вопросы: что общего между суффиксом и приставкой? Почему? Что их отличает? Схожи ли приставка и окончание? Почему? Обсудите в группе. Поделитесь своим мнением с другими участниками . - Обменяйтесь, пожалуйста, кроссвордами, которые вы составляли в качестве домашнего задания в онлайн-сервисе «Фабрика кроссвордов», с партнёром по лицу. Прорешайте их , выполните взаимопроверку , оцените работу одноклассника. Поблагодарите его за проделанную работу , используя речевые клише…(я благодарен тебе …, спасибо большое…, с тобой приятно сотрудничать…). | Читают текст про себя. Обсуждают в группе, отвечают на вопросы. (Суффикс и приставка- морфемы, служащие для образования новых слов; их отличает позиция в слове; окончание – формообразующая морфема…) (Работают в паре с кроссвордами, выполняют взаимопроверку, оценивают : «5»-без ошибок, «4»-допущены 1-2 ошибки, «3»-допущены 3-4 ошибки). | https://2035school.ru/htmllesson/morfemika_i_slovoobrazovanie_sostav_slova (текст 1 «Морфемы») https://www.puzzlecup.com/crossword-ru/ (Приложение № 1) |
Физкультминутка | 2 минуты | |||
Организация повторения. Расширение круга знаний. | 10 минут | -Предлагаю вам выполнить ряд заданий, спрятанных в конверте. Порядок отбора заданий определите сами. Подсказка – в загадке (загадки тоже в конвертах). Задание «Слепая» таблица. - Вам необходимо заполнить таблицу: подумайте, что впишете вместо вопросительного знака. -В чём отличие однокоренных слов и формы одного и того же слова? (напоминает, что при затруднении разрешается обращаться к подсказкам на экране учительского ноутбука). Задание «Омоформы». -Сравните слова. Докажите, что морфемика связана с морфологией.
-Как называются такие слова? -Вспомните, что такое омоформы как разновидность омонимов. -В чём особенность выделенного вами суффикса? Задание «Диалог с писателем» . -Прочитайте текст упражнения 419 выразительно . Помогите автору озаглавить текст. Ответьте на вопросы В. Пескова (каждая группа-на один вопрос):
-Выпишите 5 слов, в которых основа равна корню . Выделите окончания. Сделайте выводы . Задание «Кто быстрее?» -Заполните таблицу. Поделитесь выводами с участниками группы. Попросите объяснить, если задание непонятно. Задание « Конструкторское бюро». - Используя ранее неизвестные вам морфемы, составьте новые слова. Игра «Пропали слова!» | Отгадывают загадку (ответ-радуга: задания из конверта должны доставать по порядку расположения цветов в радуге: красный, оранжевый и т.д.). Заполняют таблицу. Сверяют с эталоном. Отвечают на вопрос (однокоренные слова имеют разные лексические значения, могут быть разных частей речи…) Аргументируют( с-тек-л-о -глагол, стекл-о -имя существительное…) (Омоформы -слова разных частей речи, совпадающие по написанию или произношению). ( Суффикс –Л- формообразующий, служит для образования формы прошедшего времени глаголов). Читают текст и выполняют предложенные задания. Выписывают слова (лист, сугроб, лес, куст, мороз).Делают выводы .( у неодушевлённых существительных 2 склонения ,м.р. в И.п , В.п..- нулевое окончание) Заполняют таблицу, делают вывод : приставка пишется слитно, предлог -раздельно. Работают по карточке. Решают ребусы в группах. | Конверты с заданиями на цветных карточках (Приложение № 2) На экране ноутбука учителя: http://km.edu.tatar.ru/Lessons/LessonPlayer.php?LID=3222128 (урок 3, страница 6) Работа по карточкам На карточке: стекло, пила. (Приложение № 2) (Приложение № 2) (Приложение № 2) |
Самостоятельная работа с самоконтролем | 8 минут | -Вот и прогулялись вы по небесному мостику и добрались до самой вершины, фиолетового цвета. За что можно сказать спасибо друг другу? (за помощь…)Давайте проверим, как вы усвоили материал по теме. -Выполните задания 1-7 за компьютерами. Проверьте себя. | Выполняют задания тренажёра, проверяют, узнают свой результат. | https://2035school.ru/htmllesson/morfemika_i_slovoobrazovanie_sostav_slova (задания 1-7) |
Рефлексия (подведение итогов занятия) | 3 минуты | -О каких тайнах русского языка вы узнали на уроке? -Где можно применить полученные знания? -Кого вам хочется поблагодарить ? Почему? -Оцените , как вы усвоили материал урока. | 1) Я молодец! Всё понял и могу объяснить другим. 2) Понял, но пока не могу объяснить другим. 3) У меня остались вопросы. | Приложение № 3 |
Информация о домашнем задании, инструктаж | 3 минуты | -Выберите домашнее задание в соответствии с оценкой, которую вы себе поставили. 1) Сочинение-миниатюра “Моя любимая морфема”( 4-7 предложений) 2) Составить одно “акрослово”( морфема,корень, приставка, суффикс, окончание) (Приём "Акрослово" - это характеристика, "зашифрованная" в буквах слова, связанных по смыслу : вы сами можете подобрать слова, которые считаете уместными, ваши ассоциации).
3) составить по 5 слов, соответствующих разным морфемным схемам: корень-окончание, приставка-корень-окончание, приставка-корень-суффикс-окончание. | (Пример выполнения сочинения: Русский язык богат морфемами. Каждая из них играет свою особую роль при образовании слов. Но мне больше всего нравится суффикс, потому что он помогает мне ласково обращаться к близким и дорогим мне людям: мамочка, папочка, братик, бабушка... Вот бы все люди так обращались друг к другу! Спасибо уменьшительно-ласкательным суффиксам, которые делают нашу жизнь добрее ...) | Приложение № 4 |
Приложение № 1
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | 1 | X | X |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |
X | X | X | X | X | 2 | ||||||||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |
X | X | X | X | X | X | X | 3 | 4 | X | ||||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||
X | X | X | X | X | 5 | X | X | ||||||
X | X | X | 6 | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |
X | 7 | X | X | X | X | ||||||||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | ||
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | |
X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X | X |
По горизонтали:
2. Раздел языкознания, изучающий морфемы. 3. Часть слова без окончания. 5. Наименьшая значимая часть слова. 7. Значимая часть слова, служащая для образования формы слова.
По вертикали:
1. Значимая часть слова, служащая для образования новых слов. 4. Значимая часть слова, стоит после корня и служит для образования новых слов. 6. Главная часть слова, в которой заключено лексическое значение всех однокоренных слов.
Приложение № 2
Карточки в конверте
Загадки
1 группа:
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то.
Постарался мастер тот,
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три —
Целых семь, ты посмотри.
Как ворота эти звать?
Можешь их нарисовать?
2 группа:
Разноцветная дуга
Поднялась за облака,
Выше дома, выше горки,
Выше самой длинной елки.
Ярко под дождем сверкала,
А затем совсем пропала.
Что за странная дуга?
3 группа:
Что за мостик разноцветный
Мы увидим каждым летом
Через речку, через лес.
Повисел он и ...исчез!
4 группа:
Это редкое явление,
Всех приводит в изумление.
Над землёй, небесный мост
После дождика подрос.
Волшебство семи цветов,
Разноцветных семь подков
Изогнулись над планетой,
И короновали лето.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....
технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...
Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"
Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...
технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.
Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....
Технологическая карта урока русского языка. 6 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 6 класс. Программа Шанского Н.М. по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...