технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привожу технологическую карту урока русского языка в 5 классе по УМК В.Бабайцевой. Тема урока: "тире между подлежащим и сказуемым"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_dlya_ekzamena.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка 5 класс Тире между подлежащим и сказуемым | |
Цель деятельности | Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, отрабатывать умение правильно ставить тире в предложении |
Тип урока | Урок рефлексии |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило постановки тире в предложении типа «Москва – столица России»; различать по смыслу подлежащее и сказуемое, выраженные существительным. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
УМК | В.В.Бабайцевой и др. |
Технологическая карта урока.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность | УУД |
1 | |||
1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. 2м | Приветствует обучающихся,создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку(приложение №1) | Слушают учителя, участвуют месте, демонстрируют готовность к уроку | Личностные: положительно относятся к учению, Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции. Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей |
2)Этап актуализации и пробного учебного действия.7м | Проводит параллель с ранее изученным материалом. Выдвигает проблему . Подводит к теме урока(на основе просмотра мультимедийной презентации по теме, сопровождающей ход урока) (приложение №2) | Отвечают | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы |
3)Этап локализации индивидуальных затруднений.7м | Предлагает выполнить письменную работа с последующей взаимопроверкой(приложение №3) Физкультминутка | Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения; ноклассниками делают выводы. Выполняют элементарные физические упражнения | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков, осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений. 7м | Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода: работа с учебными пособиями: заучивание правила, выполнение упр.№234, с.73, объяснение постановки тире, составление схем предложений с постановкой тире | Составляют в группе памятки, знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач |
5) Этап реализации построенного проекта. 5м | Предлагает выполнить письменную работу в группа(приложение №4) | Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей | Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
6) Этап обобщения затруднений во внешней речи. 4м | Предлагает выполнить творческую работа | Анализируют знаки препинания, записывают предложения, отвечают на вопросы | Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления |
7)Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.6м | В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для самостоятельного выполнения учащимися | Выполняют упражнения | Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
8) Этап включения в систему знаний и повторения. 5м | Учитель обобщает(работа со стихотворением): в этом стихотворении паузами отграничиваются друг от друга реплики диалога, слова автора, выделяются сказуемые, выраженные именами уществительными(приложение №6) | Слушают, отвечают | Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.2м | Проводит заключительную беседу по вопросам; заслушивает монологические высказывания, дает домашнее задание(приложение №7) | Определяют свое эмоциональное состояние | Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Был у поэта письменный стол.
Ящиков было в нем чуть ли не сто.
В ящиках тех помещались коробки;
В одной запятые, в другой были скобки,
В третьей – тире, в остальных – многоточия,
Черточки, точки, кавычки и прочее.
Письменный стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял он весьма аккуратно.
Пригоршней знаки берет из коробки,
Иное словечко поставит он в скобки,
Также частенько и этак и так
Использует он восклицательный знак.
Если вдруг встретится образ сомнительный,
Сразу же ставится знак вопросительный.
В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо мыслей ставит тире,
Порою кавычки, порой двоеточие.
И не жалел для концов многоточия.
– О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской? С правилом постановки какого знака препинания вы еще не знакомы?
– Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматиках многих языков. В русской письменности тире появилось благодаря писателю
и историку Н. М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появилось в начале 1820-х годов
Приложение №2
– Но прежде повторим изученное. Найдите главные члены предложения. Расскажите о подлежащем и сказуемом.
Вариант 1.
За поворотом дороги показалось море.
Оно сверкало лучами солнца.
Залив был великолепен.
Вариант 2.
Ландыш свеж и душист.
Его аромат наполняет комнату.
Весна – прекрасная пора.
– При каком условии между подлежащим и сказуемым ставится тире? (Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.)
– Обратите внимание на предложения. Задайте вопросы к сказуемому.
Лес – наше богатство.
Лес – защита земли от засух и суховеев.
– Объясните смысл этих предложений. Объясните постановку тире.
– Составим, опираясь на материал презентации, карточку-схему по теме урока.
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ
СУЩ. И.П. СУЩ.И.П.
____________ ___________________________
___________________________
Что?Кто? Что это такое?Кто это такой?
Приложение№3
Списать микротекст, решая орфографические и пунктуационные задачи. Графически обозначить особенности интонации второго предложения.
Нет на земле (н…)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и просто хорош…го настр…ения!
Приложение №4
– Прочитайте текст. Объясните пропущенные знаки препинания.
1-я группа.
Май весна цветов. Так называл этот месяц писатель Михаил Пришвин.
Март весна света апрель весна воды. Но вот пришел май и началось буйное цветение растений.
2-я группа.
На просторных полянах пустырях по обочинам дорог золотом по малахитовой зелени рассыпались одуванчики.
Май красивый по-праздничному радостный месяц года
Приложение №5
Упражнение “Корректор”
- По вине рассеянного наборщика произошла неприятность: перепутались слова в предложении и потерялся важный знак препинания. Определим, кто из вас самый внимательный и быстро работающий “корректор”.
Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета
Приложение №6
– Прослушайте запись и определите грамматическую основу предложения. Попробуйте обосновать постановку тире, определить роль пауз.
– Время – хлеб, – считает тракторист.
– Километры, – вторит машинист.
– Время – сталь, – отрубит сталевар.
– Жар в котле, – дополнит кочегар.
– Если песня оставляет след, время – строки, – говорит поэт.
Приложение №7
Дифференцированная работа:
А: подобрать 5-6 пословиц или предложений из научного текста, в которых стоит тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ. В И.п.
Б: написать мини-сочинение на тему «Наш кабинет», в котором предложения будут содержать изученную пунктограмму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"
Учащиеся уже с 5 класса знают о постановке тире между подлежащим и сказуемым в некоторых случаях. В 8 классе эта тема изучается подробно. Презентация поможет учащимся в освоении нового материала. Разр...
урок русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым" 8 класс
Урок разработан по программе М.В.Разумовской по технологии АМО...
Урок русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"
Урок русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"...
Презентация к уроку русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"
Презентация к уроку русского языка в 8 классе. Тема "Тире между подлежащим и сказуемымы"...
Конспект урока русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"
Конспект урока русского языка " Тире между подлежащим и сказуемым" , 5 класс, УМК ЛадыженскаяТ.А....
Презентация к уроку русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"
Презентация к уроку русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Составное глагольное сказуемое"
Урок разработан с использованием ИКТ с целью формирования функциональной грамотности обучающихся....