технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привожу технологическую карту урока русского языка в 5 классе по УМК В.Бабайцевой. Тема урока: "тире между подлежащим и сказуемым" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_dlya_ekzamena.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка 5 класс

Тире между подлежащим и сказуемым

Цель деятельности
учителя

Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными, отрабатывать умение правильно ставить тире в предложении

Тип урока

Урок рефлексии

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правило постановки тире в предложении типа «Москва – столица России»; различать по смыслу подлежащее и сказуемое, выраженные существительным. 

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

УМК

В.В.Бабайцевой и др.

                                   

  Технологическая карта урока.                    

Этапы
урока

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

УУД

1

1) Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности. 2м

Приветствует обучающихся,создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку(приложение №1)

Слушают учителя, участвуют
в диалоге
с учителем; размещают учебные материалы
на рабочем

месте, демонстрируют готовность к уроку

Личностные: положительно относятся к учению,
познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей

2)Этап актуализации и пробного учебного действия.7м

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Выдвигает проблему . Подводит к теме урока(на основе просмотра мультимедийной презентации по теме, сопровождающей ход урока)

(приложение №2)

Отвечают
на вопросы, строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины; обдумывают ответы
на вопросы и осознают, что знаний
у них недостаточно для полных ответов, составляют схему

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы

3)Этап локализации индивидуальных затруднений.7м

Предлагает выполнить  письменную работа с последующей взаимопроверкой(приложение №3)

Физкультминутка

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения;
в сотрудничестве с учителем и од-

ноклассниками делают выводы. Выполняют элементарные физические упражнения

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков, осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. 

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

4) Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.

Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода: работа с учебными пособиями: заучивание правила, выполнение упр.№234, с.73, объяснение постановки тире, составление схем предложений с постановкой тире

Составляют в группе памятки, знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. 

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач

5) Этап реализации построенного проекта.

Предлагает выполнить письменную работу в группа(приложение №4)

Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. 

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

6) Этап обобщения затруднений во внешней речи.

4м

Предлагает выполнить творческую  работа
в группах- игра «Корректор»(приложение №5)

Анализируют знаки препинания, записывают предложения, отвечают на вопросы

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать
в творческом, созидательном процессе.
 

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач логические операции.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления

7)Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.6м

В соответствии с уровнем подготовки класса подбирает упражнения разной степени сложности для самостоятельного выполнения учащимися

Выполняют упражнения

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

8) Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель обобщает(работа со стихотворением): в этом стихотворении паузами отграничиваются друг от друга реплики диалога, слова автора, выделяются сказуемые, выраженные именами уществительными(приложение №6)

Слушают, отвечают
на вопросы

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.2м

Проводит  заключительную  беседу по вопросам; заслушивает  монологические высказывания, дает домашнее задание(приложение №7)

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке;
заполняют дневники достижений

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. 

Регулятивные: оценивают свою работу

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

Был у поэта письменный стол.

Ящиков было в нем чуть ли не сто.

В ящиках тех помещались коробки;

В одной запятые, в другой были скобки,

В третьей – тире, в остальных – многоточия,

Черточки, точки, кавычки и прочее.

Письменный стол содержал он опрятно,

Стихи сочинял он весьма аккуратно.

Пригоршней знаки берет из коробки,

Иное словечко поставит он в скобки,

Также частенько и этак и так

Использует он восклицательный знак.

Если вдруг встретится образ сомнительный,

Сразу же ставится знак вопросительный.

В напрасных усильях, чтоб лоб не тереть,

Поэт вместо мыслей ставит тире,

Порою кавычки, порой двоеточие.

И не жалел для концов многоточия.

– О каких знаках препинания рассказывается в стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской?  С правилом постановки какого знака препинания вы еще не знакомы?

–  Сегодня мы познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в грамматиках многих языков. В русской письменности тире появилось  благодаря писателю
и историку Н. М. Карамзину. Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появилось в начале 1820-х годов

Приложение №2

– Но прежде повторим изученное. Найдите  главные члены предложения. Расскажите о подлежащем и сказуемом.

Вариант 1.

За поворотом дороги показалось море.          

Оно сверкало лучами солнца.                        

Залив был великолепен.                                  

Вариант 2.

Ландыш свеж и душист.

Его аромат наполняет комнату.

Весна – прекрасная пора.

– При каком условии между подлежащим и сказуемым ставится тире? (Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.)

– Обратите внимание на предложения. Задайте вопросы к сказуемому.

Лес – наше богатство.

Лес – защита земли от засух и суховеев.

– Объясните смысл этих предложений. Объясните постановку тире.

– Составим, опираясь на материал презентации, карточку-схему по теме урока.

ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ

СУЩ. И.П.                                                  СУЩ.И.П.

____________                                 ___________________________

                                                         ___________________________

Что?Кто?                                          Что это такое?Кто это такой?

Приложение№3

Списать микротекст, решая орфографические и пунктуационные задачи. Графически обозначить особенности интонации второго предложения.

Нет на земле (н…)чего пр…краснее и нежнее цветов! Цветы это п…хучее чудо. Цветы это хрупкий и др…гоце (н, нн)ый дар природы. Цветы источник вд…хновения и просто хорош…го настр…ения!

Приложение №4

Прочитайте текст. Объясните пропущенные знаки препинания.

1-я группа.

Май весна цветов. Так называл этот месяц писатель Михаил Пришвин.

Март весна света апрель весна воды. Но вот пришел май и началось буйное цветение растений.

2-я группа.

На просторных полянах пустырях по обочинам дорог золотом по малахитовой зелени рассыпались одуванчики.

Май красивый по-праздничному радостный месяц года

Приложение №5

Упражнение “Корректор”

- По вине рассеянного наборщика произошла неприятность: перепутались слова в предложении и потерялся важный знак препинания. Определим, кто из вас самый внимательный и быстро работающий “корректор”.

Это, веток, составления, из, икебана, искусство, и, цветов, букета

Приложение №6

– Прослушайте запись и определите грамматическую основу предложения. Попробуйте обосновать постановку тире, определить роль пауз.

– Время – хлеб, – считает тракторист.

– Километры, – вторит машинист.

– Время – сталь, – отрубит сталевар.

– Жар в котле, – дополнит кочегар.

– Если песня оставляет след, время – строки, – говорит поэт.

Приложение №7

Дифференцированная работа:  

А: подобрать 5-6 пословиц или предложений из  научного текста, в которых стоит тире между подлежащим и сказуемым, выраженными сущ. В И.п.

Б: написать мини-сочинение на тему «Наш кабинет», в котором предложения будут содержать изученную пунктограмму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"

Учащиеся уже с 5 класса знают о постановке тире между подлежащим и сказуемым в некоторых случаях. В 8 классе эта тема изучается подробно. Презентация поможет учащимся в освоении нового материала. Разр...

урок русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым" 8 класс

Урок разработан по программе М.В.Разумовской по технологии АМО...

Урок русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"

Урок русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"...

Презентация к уроку русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"

Презентация к уроку русского языка в 8 классе. Тема "Тире между подлежащим и сказуемымы"...

Конспект урока русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"

Конспект урока русского языка " Тире между подлежащим и сказуемым" , 5 класс, УМК ЛадыженскаяТ.А....

Презентация к уроку русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"

Презентация к уроку русского языка "Тире между подлежащим и сказуемым"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Составное глагольное сказуемое"

Урок разработан с использованием ИКТ с целью формирования функциональной грамотности обучающихся....