ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11 класс
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_trudnye_sluchai_v_orfografii_i_punktuatsii_11_klass.doc | 100.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 37»
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ»
НАПРАВЛЕНИЕ: общеинтеллектуальное
КЛАСС __11__
Составил: Саргсян Анаит Левони,
учитель русского языка и литературы
МОСКВА
2021 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
3. Содержание программы
4. Тематическое планирование
5. Методическое и материально-техническое обеспечение программы (не является обязательным)
6. Список литературы
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» составлена на основе Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку, контрольно-измерительных материалов к проведению ЕГЭ по русскому языку за курс средней школы.
Курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному предмету русского языка в 11 классе.
Рабочая программа данного курса предназначена для подготовки учащихся к
экзамену по русскому языку и составлена из расчета 1 час в неделю (34 часа в год).
Курс «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» используется в
качестве обобщающего учебного курса по русскому языку для учащихся 11 класса при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание курса опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе.
Место программы в структуре основной образовательной программы;
Программа реализуется в рамках общекультурного направления развития личности плана внеурочной деятельности ОО.
Ценностных ориентиры содержания программы курса по внеурочной деятельности.
Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий на ЕГЭ.
Вместе с тем курс даёт выпускникам средней школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Цель и задачи реализации программы
ЦЕЛИ курса: освоение учащимися 11 класса норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни.
Главная цель курса – обеспечить поддержку освоения содержания учебного предмета «Русский язык» всеми выпускниками средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и (что самое важное) выпускникам прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом способностей и языковой подготовки обучающихся.
Задачи курса:
- изучение нормативных и методических документов Минобрнауки, материалов по организации и проведению ЕГЭ по русскому языку;
- совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
- дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
- обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
- освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;
Курс обеспечивает к концу его изучения овладение следующими умениями:
- умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
- умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию,
морфологии и синтаксису в практике правописания;
- умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста).
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.Личностные результаты:
- осознание важности владения родным языком для успешной социализации
человека, понимание роли родного языка для самореализации;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
-способность анализировать и оценивать нормативный аспект речевого высказывания.
2.Метапредметные результаты:
- владение важнейшими видами речевой деятельности: разными видами чтения и
аудирования; способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное
высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей; умениями и навыка работы с научным текстом; умениями строить продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению; осуществлять коммуникативную рефлексию;
- владение разными способами организации интеллектуальной деятельности и
представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умениями определять цели предстоящей работы, проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее; способностью предъявлять результаты деятельности, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме.
Предметные результаты:
- соблюдение в речевой практике основных орфографических и пунктуационных
норм русского литературного языка;
- оценивание собственных и чужих высказываний с позиции соответствия
- использование основных нормативных словарей и справочников для оценки
устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам;
- распознавание уровней и единиц языка в предъявленном тексте и установление
взаимосвязи между ними и правописными (орфографическими и пунктуационными);
- использование при работе с текстом разных видов чтения (поисковое,
просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное).
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (1ч). Содержание и структура экзаменационной работы в форме ЕГЭ. Критерии оценки.
Фонетика и орфоэпия (1ч). Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики.
Лексика и фразеология (3 ч). Лексическое значение слова. Лексические нормы. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные синонимы и антонимы. Омонимы. Паронимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ. Классификация лексических ошибок. Выразительные средства лексики и фразеологии.
Морфемика и словообразование (1ч). Образование формы слова. Выразительные средства словообразования.
Грамматика. Морфология (1 ч). Самостоятельные и служебные части речи. Морфологический анализ слова. Омонимия частей речи. Грамматические (морфологические) нормы.
Орфография (9 ч). Орфограмма. Употребление гласных букв после шипящих и Ц. Употребление Ь и Ъ. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание НЕ и НИ. Правописание служебных частей речи. Слитное, дефисное, раздельное написание. Орфографический анализ.
Грамматика. Синтаксис (5 ч). Предложение. Грамматическая основа предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Полные и неполные предложения. Простое предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Типы сложных предложений. Способы передачи чужой речи. Синтаксический анализ простого предложения. Синтаксический анализ сложного предложения. Грамматические (синтаксические) нормы. Выразительные средства грамматики.
Пунктуация (6 ч). Тире между подлежащим и сказуемым. Знаки препинания в простом осложнённом предложении (при обращении, однородных членах предложения, обособленных определениях, обособленных обстоятельствах, сравнительных оборотах, уточняющих членах предложения, вводных словах и предложениях). Знаки препинания при прямой речи, цитировании. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Знаки препинания в бессоюзном сложном 7 предложении. Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. Пунктуационный анализ.
Речеведение (3 ч). Текст как речевое произведение. Стили и функционально-смысловые типы речи. Смысловая и композиционная целостность текста. Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Анализ текста.
Выразительные средства языка (3 ч). Эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота, экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм.
Основные формы и методы работы:
∙ лекция учителя с использованием интерактивных средств обучения;
∙ проектирование индивидуального маршрута саморазвития;
∙ составление кластеров, обобщающих интерактивных таблиц, плакатов и схем;
∙ работа с различными источниками информации для создания проектов (Например, проект «Портрет текста»);
∙ работа с тренажёрами в парах и индивидуально; ∙ практические работы в парах и группах;
∙ индивидуальная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, анализ, выводы);
∙ самостоятельный отбор материала для составления собственных КИМов (работа в группе);
∙ оn-line тестирование;
∙ работа с бланками и пакетами КИМов;
Представленные формы и методы работы подчинены комплексной задаче – созданию условий для развития речи, созданию условий для формирования практической грамотности – и составляют единую методическую систему. Данный элективный курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю), составлен для учеников 11 класса и призван помочь учащимся повторить и обобщить материал, изученный ранее, систематизировать его, углубить имеющиеся знания, отработать навыки создания собственного письменного высказывания. Чтобы успешно выполнить тестовую часть ЕГЭ, обучающимся необходимо хорошо владеть русским языком, его словарём и грамматическим строем; владеть нормами правописания, орфографической зоркостью, навыками информационной обработки микротекста. Программа предполагает развитие языковой и лингвистической компетенций и направлена на совершенствование умения школьников делать элементарный лингвистический анализ языковых явлений (например, различать контекстные значения многозначных слов, паронимов; редактировать предложения с лексическими ошибками; 4 устанавливать соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены; определять изученные языковые особенности текста; выделять в тексте предложения, соответствующие конкретной синтаксической модели и т.д.). На каждом занятии курса предполагается кропотливая работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков обучающихся.
4.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование темы с указанием количества часов | № | Тема урока |
Введение | 1 | Цели и задачи изучаемого курса. Знакомство с Последней демоверсией, кодификатором и спецификацией ЕГЭ. Обучение заполнению бланков ЕГЭ |
Фонетика и орфоэпия. | 2 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Выразительные средства русской фонетики |
Лексика и фразеология. | 3 | Лексика. Значение слова. Лексические нормы. Точность словоупотребления. Слова-паронимы. |
4 | Лексика. Лексические выразительные средства. Синонимы, антонимы. Стилистически окрашенная лексика. Индивидуально-авторские слова. Лексика ограниченной сферы употребления. Фразеология. | |
5 | Лексика. Лексические нормы. | |
Морфемика и словообразование. | 6 | Образование формы слова. Выразительные средства словообразования. |
Грамматика. Морфология. | 7 | Грамматические ошибки, связанные с нарушением норм правописания. |
Орфография. | 8 | Орфография. Орфографические нормы |
9 | Орфограммы в корне слова | |
10 | Орфограммы в приставках. | |
11 | Орфограммы в суффиксах. | |
12 | Н и нн в различных частях речи. | |
13 | Правописание –не- с различными частями речи. | |
14 | Правописание предлогов. | |
15 | Правописание союзов. | |
16 | Правописание наречий. | |
Грамматика. Синтаксис. | 17 | Синтаксис. Простое предложение. |
18 | Простое осложнённое предложение. | |
19 | Сложное предложение. Синонимия синтаксических конструкций. | |
20 | Синтаксические нормы. | |
21 | Грамматические ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм. | |
Пунктуация. | 22 | Пунктуация. Пунктуационные нормы. |
23 | Знаки препинания при вводных конструкциях и обращениях. | |
24 | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | |
25 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | |
26 | Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. | |
27 | Знаки препинания в многокомпонентном предложении. | |
Речеведение. | 28 | Текст. Понимание текста. Типы речи. |
29 | Текст. Способы и средства связи предложений в тексте. | |
30 | Информационная обработка текстов различных стилей и жанров. Анализ текста. | |
Выразительные средства языка. | 31 | Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, сравнение, метафора, оксюморон, олицетворение, гипербола, литота. |
32 | Изобразительно-выразительные средства языка: экспрессивная лексика, анафора, эпифора, антитеза, инверсия, градация, парцелляция, повтор, | |
33 | Изобразительно-выразительные средства языка: риторический вопрос, риторическое восклицание, синтаксический параллелизм. | |
Подведение итогов | 34 | Итоговое занятие. |
Литература:
1.ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов / под ред. И. П. Цыбулько - Москва: издательство "Национальное образование"; 2022 г. 2.Русский язык. Подготовка к ЕГЭ 2022 в 2-х книгах. Книга 2 /
Л. И. Мальцева, Н. М. Смеречинская. — Ростов н/Д: Издатель
Мальцев Д. А., М.: Народное образование, 2022
3.И.П. Васильевы. Ю.Н. Гостева “Русский язык. Типовые тестовые задания.
4.Е.С. Симакова «Русский язык.Справочник»
5.С.В. Драбкина “ЕГЭ. Готовимся к итоговой аттестации. Учебное пособие”
6.Гостева Ю.Н. ЕГЭ Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ.-М.: Издательство «Экзамен», 2019.
7.Политова И.Н. ЕГЭ 2020. Русский язык в схемах и таблицах,- М.: Экзамен, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в 5-6 классах (для 5 а класса)
В рабочей программе курса «Наглядная геометрия» учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий обучющихся. Рабочая программа разра...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш регион» 5 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш регион»5 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наша страна» 6 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наша страна»6 класс...
Программа курса внеурочной деятельности (рабочая программа) кружок «Экономика: наш мир» 7 класс
Программа курсавнеурочной деятельности(рабочая программа)кружок«Экономика: наш мир»7 класс...
Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс
Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательног...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (элективный, факультативный курс) «Теория и практика литературы», по предмету «Литература»
Программа внеурочной деятельности...