Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» в 5-6 классах (для 5 а класса)
рабочая программа по геометрии (5 класс) на тему
В рабочей программе курса «Наглядная геометрия» учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий обучющихся. Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта и в соответствии с УМК В. А. Панчищина и др. Данная программа рассчитана на 34 часа наглядной геометрии в 5 классе (1 часа в неделю, 34 учебные недели) и - 34 часа наглядной геометрии в 6 классе (1 часа в неделю, 34 учебные недели). Итого 68 часов.
Данный курс предназначен для учащихся 5-6 классов и имеет практико-ориентированную направленность. Курс включает в себя задания, как углубляющего, так и развивающего характера. Содержание линии курса «Наглядная геометрия», в рамках изучения математики в 5-6 классах, способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneuroch_naglyadnaya_geometriya_5-6.docx | 73.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Депутатская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»
«Утверждаю» Директор МБОУ «Депутатская СОШ» ____________________ Местников П.П. «____» ____________2016г. | «Согласовано» Зам. директора МБОУ «Депутатская СОШ» по УВР ____________________ Биканова И.В. «____» ____________2016г. | Рассмотрено и принято На заседании МО учителей естественно-научного цикла Протокол №_____от _______ Руководитель МО ____________________ Гаврильева О.А. «____» ____________2016г. |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Наглядная геометрия» в 5-6 классах
(для 5 а класса)
2016-2017, 2017-2018 уч.г.
Составитель: учитель математики Биканова И.В.
п. Депутатский 2016
Обоснование выбора курса
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты, восприятию геометрических форм, развитию воображения и пространственных представлений.
Сами объекты математических умозаключений и принятые в арифметики правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Показывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, арифметика вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.
Содержание линии курса «Наглядная геометрия», в рамках изучения математики в 5-6 классах, способствует формированию у учащихся первичных представлений о геометрических абстракциях реального мира, закладывает основы формирования правильной геометрической речи, развивает образное мышление и пространственные представления.
- Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Наглядная геометрия» авторская. В ней учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий.
Рабочая программа разработана с учетом требований Федерального компонента государственного стандарта и в соответствии с УМК В. А. Панчищина и др.
Данная программа рассчитана на:
- 34 часа наглядной геометрии в 5 классе (1 часа в неделю, 34 учебные недели);
- 34 часа наглядной геометрии в 6 классе (1 часа в неделю, 34 учебные недели);
За 5-6 класс итого 68 часов.
Данный курс предназначен для учащихся 5-6 классов и имеет практико-ориентированную направленность. Курс включает в себя задания, как углубляющего, так и развивающего характера.
Сознательное овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса наглядной геометрии 5-6 классов обусловлена тем, что объектом изучения служат количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика - язык науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Арифметика является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике в 5-6 классах способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, арифметика развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения. Активное использование и решение текстовых задач на всех этапах учебного процесса развивают творческие способности обучающихся.
Изучение математики в 5-6 классах позволяет формировать умения и навыки умственного труда: планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения математики учащиеся учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Цель изучения курса – развитие понятия геометрия, выработка умений выполнять геометрические построения, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению курса геометрии.
Задачи курса:
- Формировать устойчивый интерес учащихся к геометрии;
- Выявлять и развивать математические способности обучающихся;
- Обеспечивать усвоение обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач. Развивать умения самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации;
- Формировать и развивать аналитическое и логическое мышление;
- Расширять математические представления учащихся по определённым темам, включённым в систематический курс геометрии.
- Развивать коммуникативные и общеучебные навыки работы в группе, самостоятельной работы, умения вести дискуссию, аргументировать ответы и т.д.
Основными формами организации учебно-познавательной деятельности являются: практикумы, исследования, игровые технологии.
Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры. Особенность курса: краткость изучения материала, практическая значимость.
Нормативно-правовая база курса.
- Закон РФ «Об образовании» в последней редакции от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089, с изменениями на 31 января 2012 года)
- Обязательный минимум содержания основного общего образования
- Примерная программа основного общего образования по математике.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. № 253)
Структура документа
Данная рабочая программа включает 4-е раздела: пояснительную записку; планируемые результаты освоения учебного курса, основное содержание с указанием форм организации и видов деятельности; КТП.
Место предмета в учебном плане МБОУ «Депутатская СОШ с УИОП»
Учебный курс «Наглядная геометрия» реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации курса — внеурочное занятие.
Из компонента внеурочной деятельности выделен 1 час в неделю в течение всего учебного года, всего - 68 часов (в 5 кл – 34ч, в 6 кл – 34 ч).
2.Результаты освоения курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
- Ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- Формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- Умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- Первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- Критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- Креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
- Умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- Формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
- Способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- Умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
- Способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
- Умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические5 рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- Умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- Развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- Развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- Умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- Умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- Умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
- Понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- Умения самостоятельно ставить цели. Выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- Способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
- формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления: осознание роли математики в развитии России и мира; возможность привести примеры из отечественной и всемирной истории математических открытий и их авторов;
- Умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
- Владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр;
- Умения пользоваться изученными математическими формулами;
- Умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
- Умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Ученик научится:
- Распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
- Распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
- Строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
- Определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
- Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Ученик получит возможность:
- Вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
- Углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
- Применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
- Содержание курса
Наглядная геометрия
Наглядные представления о фигурах на плоскости: прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, правильный многоугольник, окружность, круг. Четырехугольник, прямоугольник, квадрат. Треугольник, виды треугольников. Изображение геометрических фигур. Взаимное расположение двух прямых, двух окружностей, прямой и окружности. Длина отрезка, ломаной. Периметр многоугольника. Единицы измерения длины. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Понятие площади фигуры; единицы измерения площади. Площадь прямоугольника, квадрата. Равновеликие фигуры. Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, сфера, конус, цилиндр. Изображение пространственных фигур. Примеры сечений. Многогранники, правильные многогранники. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Понятие объёма; единицы объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. Понятие о равенстве фигур. Центральная, осевая и зеркальная симметрии. Изображение симметрических фигур.
Математика в историческом развитии
История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Появление отрицательных чисел и нуля. Л. Магницкий. Л. Эйлер. Геометрия в русском зодчестве.
Учебно-тематический план «Наглядная геометрия». 68 ч в 5-6 классах
КТП, 5 класс
№ урока | Тема урока | Тип урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля, самостоятельной деятельности | Дата план | Дата факт |
1 | Предметы и геометрические фигуры | Комбинированный урок | Знать: что такое геометрия, что она изучает. Уметь: распознавать на фотографиях, рисунках, чертежах и в окружающей обстановке геометрические фигуры – цилиндр, конус, шар, призмы и пирамиды – и их модели. Изготавливать из пластилина модели геометрических фигур. | Фронтальный Работа в парах | 10.09 | |
2 | Предметы и геометрические фигуры | Комбинированный урок | Фронтальный Индивидуальный | 17.09 | ||
3 | Важные признаки геометрических фигур | Комбинированный урок | Знать: основные признаки геометрических фигур Уметь: Узнавать (определять) фигуры по некоторым признакам. Записывать шифр или собственному замыслу конструкции из шашек. Разбивать на части, дополнять и составлять из частей модели геометрических фигур. | Фронтальный Индивидуальный | 24.09 | |
4 | Важные признаки геометрических фигур | Комбинированный урок | Фронтальный Индивидуальный по уровню развития | 1.10 | ||
5 | Действия с различными конструкциями | Комбинированный урок | Знать: основные геометрические фигуры Уметь: Рисовать геометрические фигуры, используя штриховые и сплошные линии, различать видимый и невидимый контуры. Различать пространственные и плоские фигуры: на моделях, по названию, по некоторым признакам. Определять три вида – вид спереди, вид сверху, вид слева – и составлять по заданным трем видам конструкции из кубиков. Выполнять рисунок на листе в клетку по описанию траектории движения карандаша. | Фронтальный Индивидуальный | 8.10 | |
6 | Действия с различными конструкциями | Комбинированный урок | Фронтальный Индивидуальный | 15.10 | ||
7 | Развёртки | Комбинированный урок | Знать: понятие развертки Уметь: Составлять по нарисованному контуру плоскую геометрическую фигуру из частей квадрата и перекраивать ее в другие плоские фигуры («Танграм»). Изготавливать бумажные модели цилиндра, конуса, призмы и пирамиды, используя готовые развертки (развёртки-выкройки). Решать задачи на распознавание, изображение, преобразование и восстановление развёрток поверхностей геометрических тел. Выделять плоские геометрические фигуры на развёртке поверхности геометрического тела, используя модели и чертежи. | Фронтальный Индивидуальный | 22.10 | |
8 | Развёртки | Комбинированный урок | Практикум Пары смешанного состава | 29.10 | ||
9 | Отрезок, прямая, луч | Комбинированный урок | Знать: определения отрезка, прямой, луча Уметь: выполнять построения отрезка, прямой, луча, находить их длины и измерять | Практикум Индивидуальный | 12.11 | |
10 | Весёлые минутки на уроках геометрии: графические диктанты и координаты | Комбинированный урок | Знать: понятие координат Уметь: Строить, обозначать, продолжать и соединять отрезки. Исследовать взаимное расположение точек и отрезков. Изображать прямую и луч на чертеже. Создавать рисунки из отрезков по точками | Фронтальный Групповая | 19.11 | |
11 | Весёлые минутки на уроках геометрии: графические диктанты и координаты | Комбинированный урок | Фронтальный Индивидуальный | 26.10 | ||
12 | Исследование плоскости и заполнение пространства | Комбинированный урок | Знать: основные методы исследований, понятие плоскости, пространства Уметь: Позиционировать плоскость как неограниченную геометрические фигуру пространства, приводить примеры моделей плоскости | Фронтальный Индивидуальный | 3.12 | |
13 | Исследование плоскости и заполнение пространства | Практикум | Практикум Индивидуальный | 10.12 | ||
14 | Действия с отрезками | Комбинированный урок | Знать: определение отрезка Уметь: Сравнивать отрезки разными способами. Измерять длину отрезка и строить отрезки заданной длины через другие. | Фронтальный Индивидуальный | 17.12 | |
15 | Действия с отрезками | Практикум | Фронтальный Индивидуальный | 24.12 | ||
16 | Контрольная работа №1 «Отрезок и другие геометрические фигуры» | Комбинированный урок | Уметь: Изображать фигуры по координатам точек на листе в клетку и составлять их из частей танграма и элементов пентамино. Изображать координатный луч | Контрольная работа | 14.01 | |
17 | Окружность и круг. Конструкции и виды | Комбинированный урок | Знать: определения окружности и круга, конструкции и вида Уметь: Распознавать, описывать и изображать окружность и её элементы на чертежах и рисунках | Фронтальный Индивидуальный | 21.01 | |
18 | Окружность и круг. Конструкции и виды | Комбинированный урок | Фронтальный Индивидуальный | 28.01 | ||
19 | Отрезки и окружность на узорах | Комбинированный урок | Знать: три вида Уметь: Строить и исследовать различные конфигурации из точек, отрезков и окружностей | Фронтальный Работа в парах | 4.02 | |
20 | Угол. Сравнение углов | Комбинированный урок | Знать: понятие смежных и вертикальных углов Уметь: Строить и исследовать различные конфигурации из точек, лучей и углов. Сравнить углы, используя их модели. | Фронтальный Индивидуальный | 11.02 | |
21 | Угол. Сравнение углов | Комбинированный урок | Фронтальный Индивидуальный | 18.02 | ||
22 | Измерение углов | Комбинированный урок | Знать: виды углов Уметь: Различать, определять и строить прямые, острые и тупые углы с помощью чертежного треугольника. Измерять и строить углы с помощью транспортира | Фронтальный Индивидуальный | 25.02 | |
23 | Измерение углов | Комбинированный урок | Фронтальный Индивидуальный | 403 | ||
24 | Многоугольники и развёртки | Комбинированный урок | Знать: понятие многоугольника, его элементов Уметь: Находить углы многоугольников. Распознавать и изображать прямоугольник и некоторые правильные многоугольники с помощью разных чертежных инструментов | Фронтальный Индивидуальный | 11.03 | |
25 | Многоугольники и развёртки | Комбинированный урок | Фронтальный Индивидуальный | 18.03 | ||
26 | Сравнение рисунков на странице | Комбинированный урок | Знать: плоские геометрические фигуры Уметь: Разрезать и перекраивать плоские геометрические фигуры в квадрат и прямоугольник | Фронтальный Индивидуальный | 8.04 | |
27 | Площадь | Комбинированный урок | Знать: основные формулы вычисления площадей Уметь: решать задачи на нахождение площадей, практически находить площади | Фронтальный Индивидуальный | 15.04 | |
28 | Объём. Объём прямоугольного параллелепипеда | Комбинированный урок | Знать: понятие объема, формулу нахождения объема прямоугольного параллелепипеда Уметь: Использовать формулы объема прямоугольного параллелепипеда и куба при решении задач на вычисление объема конструкций и кубов. Выражать одни единицы измерения площади и объема через другие | Фронтальный Индивидуальный | 22.04 | |
29 | Объём. Объём прямоугольного параллелепипеда | Комбинированный урок | Фронтальный Индивидуальный | 29.04 | ||
30 | Объём. Объём прямоугольного параллелепипеда | Комбинированный урок | Фронтальный Индивидуальный | 6.05 | ||
31 | Задачи на нахождение площади и объёма | Практикум | Фронтальный Индивидуальный | 13.05 | ||
32 | Контрольная работа №2 «Площади и объемы» | Комбинированный урок | Знать: основные понятия и формулы раздела Уметь: применять знания в комплексе | Контрольная работа | 20.05 | |
33 | Резервный урок. Повторение и обобщение | Комбинированный урок | Учащиеся демонстрируют знания. Учащиеся могут свободно пользоваться этими знаниями | Фронтальный Индивидуальный | 27.05 | |
34 | Резервный урок. Повторение и обобщение | Комбинированный урок | Фронтальный Индивидуальный | 28.05 |
Используемый УМК
- класс
- Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 33-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014. – 280 с.: ил.
- Математика. Наглядная геометрия. 5-6 классы: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В. А. Панчищина, Э. Г. Гельфман, В. Н. Ксенева и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.: ил.
- класс
- Математика. 6 класс: учеб. для учащихся общеобразоват. организаций/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 33-е изд., стер. – М.: Мнемозина, 2014. – 280 с.: ил.
- Математика. Наглядная геометрия. 5-6 классы: учеб. пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В. А. Панчищина, Э. Г. Гельфман, В. Н. Ксенева и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.: ил.
Дополнительная литература для учителя
- Математические кружки в школе. 5-8 классы / А.В. Фарков. – 5-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008
Интернет-ресурсы
- School.edu.ru
- 1september.ru
- School-collection.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по психологии «Тропинка к своему Я» 5 класс
Целью программы курса внеурочной деятельности является: развитие социально-личностной сферы детей младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено, формирование и развити...
рабочая программа курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"
Рабочая программа внеурочной деятельности «Наглядная геометрия» разработана для занятий с учащимися 5 - 6 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГ...
Рабочая программа курса Внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"
Курс расчитан на обучающихся 5 -6 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по литературе «Проектная деятельность по литературе» 8 класс
Программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность по литературе» рассчитана на учащихся 8 класса, составляет 35 часов в год. Основная идея программы: формирование у вось...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Наглядная геометрия" рассчитана на 3 часа в неделю в 5-6 классах...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку "Весёлый английский" для 4 класса
Авторская рабочая программа для внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по английскому языку "Занимательный английский" для 3 класса
Авторская рабочая программа для внеурочной деятельности...