«Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-, -лож-.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Открытый урок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_chereduyushchihsya_glasnyh_v_kornyah_-lag-_-lozh-.docx | 22.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по русскому языку в 5 классе
«Правописание чередующихся гласных в корнях –лаг-, -лож-.
Подготовила и провела:
учитель русского языка
и литературы
Куракова Ольга Александровна
Урок
Тема: Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-; -лож-
Класс: 5
УМК: Русский язык 5 класс М.М. Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В. Львов
Цель:
знать, в каких случаях происходит чередование гласных о-а в указанных корнях; владеть способом выбора А-О в корнях -лаг-лож-
Задачи:
Формировать навык нахождения слов с чередующимися гласными о-а в корне -лаг-; -лож-.
Развивать орфографическую зоркость.
Обогащать словарный запас.
Развивать логическое мышление.
Воспитывать чувство товарищества, чувство взаимопомощи.
Конструировать предложения с заданными словами, работа над изобразительными средствами языка
Оборудование: учебник, тетрадь, проектор и раздаточный материал.
Ход урока.
Организационный момент.
1. Приветствие. Подготовьте тетрадь, ручку, карандаш, дневник учебник.
2. Повторение ранее изученного материала.
- Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним, как называется раздел русского языка, который изучает морфемы?
(МОРФЕМИКА)
- Что изучает морфемика?
- Какие части слова вы знаете? (приставка, корень, суффикс, окончание)
Ответы учащихся.
3. Создание проблемной ситуации
- какая морфема стоит за приставкой? (корень)
- что называется корнем? (главная значимая часть слова)
Слайд 1. Таблица
Ребята, посмотрите на слайд, сравните слова левого и правого столбиков. Являются ли они однокоренными? (да)
Чем же они отличаются? (в левом столбике в корне а, а в правом столбике-о)
Как же тогда проверить правописание гласной в корне? Можно ли подобрать проверочное слово?
- Что происходит с согласными в корне этих слов? (чередование)
- При образовании и изменении слов может происходить замена одних звуков другими в одной и той же части слова. Эту замену называют чередованием звуков)
- Когда в корне -лаг-; -лож- пишется А и когда –О?
4. Определение темы обучающимися
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Чередование гласных а/о в корнях –лаг-; -лож-
- Какие задачи сегодня на уроке мы поставим? Слайд 3
Запись темы в тетрадь
5. Вернемся к таблице, давайте попробуем сделать вывод, когда в корне пишется а, когда – о?
Каким правилом мы будем пользоваться?
Слайд 2.
Вывод: в корне –лаг- пишется буква а, в корне –лож- - буква о
6. Работа с учебником
Давайте откроем учебник, проверим, правильно ли мы сформулировали правило. Чтение правила. Стр. 110
– Может быть, вы заметили еще некоторую особенность в написании о – а в корнях -лаг-/-лож? Слайд 5
Буква О пишется, если за корнем нет суффикса –а-.
Вывод: перед г пишется а, перед ж пишется о.
Как вы думаете, а есть ли исключения у данного правила?
Да, есть… обратите внимание на слайд 6.
7. Тренировочное устное задание. Объясни, какая буква пишется в корне? Слайд 8
предлагать
предложить
располагаться
Сдайд 9: проверка
Составьте словосочетания с этими словами (вспомнить что не является словосочетанием), записать в тетради, ученики у доски.
8.Работа в парах (карточка)
(два ученика работают у доски (по секрету), остальные выполняют работу в тетрадях (пара у доски).
Задание. 1-й ученик выписывает словосочетания со словами, в которых пишется корень -лаг-; 2-й ученик выписывает слова с корнем -лож-.
Предл_гать ничью;
ул_житься в секунды;
пол_гаться на коллектив;
написать изл..жение;
распол_гать данными;
изучать прил..гательное;
прил_гать усилия;
распол..житься у костра.
Вывод….
Повторение правила.
9. Работа с текстом.
Ребята, посмотрите на слайд9, здесь несколько предложений, можно ли их назвать текстом? Почему?
Выпишите слова с пропущенными буквами, выделите орфограмму (ученик у доски).
Л..жился на поля туман. Мы предл..жили провести слёт туристов на берегу реки. Ребята распол..жились у костра и ели печёную картошку. Изл..жите содержание параграфа учебника.
- Какие слова Вы выписали? Проверка – Слайд10
10. Повторение ранее изученного.
Ребята, обратите внимание на слайд11, как называются такие сочетания слов? (фразеологизмы)
Сидеть сл..жа руки –
Ума не прил..жу –
Пол..жить зубы на полку –
Пол..жа руку на сердце –
Войти в пол..жение –
Раскройте смысл данных фразеологизмов и замените их синонимичными выражениями.
Давайте составим предложения с данными фразеологизмами (устно). Одно записать.
11. Обобщение полученных знаний.
Все ли задачи, которые ставили в начале урока мы выполнили? (ответы учеников)
Итак, прежде чем вы будете писать проверочную работу по изученному материалу, давайте повторим правило, которое мы сегодня рассматривали.
12. Проверочная работа.
- Раздать карточки с заданием, объяснить выполнение.
12. Рефлексия
13. Домашнее задание на выбор учащегося..
- Выучить правило. Выполнить упр. Составить словарный диктант (15 слов)
- Выучить правило. Составить текст (не менее 7 предложений), используя слова на орфограмму: -лаг-; -лож-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблица "Правописание чередующихся гласных в корне слова"
Таблица поможет при планировании урока в 5 классе и при подготовке к ГИА по русскому языку....
Правописание чередующихся гласных в корне-клон- -клан-
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание чередующихся гласных в корне-клон- -клан-". Материал урока интересно изложен. Учащиеся на уроке повторяют правописание ...
Правописание чередующихся гласных в корнях слов
Тема урока: обобщение знаний по теме: «Правописание чередующихся гласных в корнях слов».Комплексная цель урока: совершенствовать знания о правописании чередующихся гласных в корнях, способствовать уме...
ЭОР по теме "Правописание чередующихся гласных в корнях"
Ресурс можно применять при первичном закреплении нового материала. Формирует навык внимательного прочтения задания, орфографическую зоркость. Автоматическое выведение оценки....
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС Правописание чередующихся гласных в корнях лаг — лож и рос — раст(ращ).
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по ФГОС Правописание чередующихся гласных в корнях лаг — лож и рос — раст(ращ)....
тест "Правописание чередующих гласных в корне"
Тест "Правописание чередующих гласных".6 класс...
Разноуровневые задания по русскому языку 5 класс. Тема урока "Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг- /-лож- ; -рос- /-раст- (-ращ-)"
Разноуровневые задания можно использовать для закрепления,контроля знаний после изученной темы"Правописание чередующихся гласных в корнях -лаг- /-лож- ; -рос- /-раст- (-ращ-)"...