Правописание чередующихся гласных в корнях слов
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме
Тема урока: обобщение знаний по теме: «Правописание чередующихся гласных в корнях слов».
Комплексная цель урока: совершенствовать знания о правописании чередующихся гласных в корнях, способствовать умению учащихся применять знания в устной и письменной речи.
Задачи урока:
- обучающая: – углубить знания обучающихся о чередующихся гласных в корнях слов;
- развивающая: - формирование умения различать корни с чередующимися гласными, орфографической зоркости школьников;
- воспитывающая: – воспитание патриотизма, любви к своему краю, стране
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_chereduyushchikhsya_glasnykh_v_kornyakh_slov.docx | 20.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе
«Правописание чередующихся гласных в корнях слов».
Методическая разработка
учителя русского языка и литературы
МОУ – СОШ № 2 г. Аркадака
Саратовской области
Визнер Н. Г.,
высшая квалификационная категория.
г. Аркадак
План урока
Номер урока по теме: 3.
Тема урока: обобщение знаний по теме: «Правописание чередующихся гласных в корнях слов».
Комплексная цель урока: совершенствовать знания о правописании чередующихся гласных в корнях, способствовать умению учащихся применять знания в устной и письменной речи.
Задачи урока:
- обучающая: – углубить знания обучающихся о чередующихся гласных в корнях слов;
- развивающая: - формирование умения различать корни с чередующимися гласными, орфографической зоркости школьников;
- воспитывающая: – воспитание патриотизма, любви к своему краю, стране.
Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний, навыков и умений.
Вид урока: традиционный, с элементами игры и применением ИКТ.
Методы и средства обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: мультимедиа, магнитофон, музыкальные фрагменты, тесты, задания для самостоятельной работы.
Использованная литература:
Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/М. т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др./. – м: Просвещение, 2008 и др.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Мультимедиа, № слайда | Деятельность обучащегося |
1. Организационный | Приветствие. Работа с эпиграфом. А)беседа Касаясь трёх великих океанов, Она лежит, раскинув города, Покрыта сеткою меридианов, Непобедима, широка, горда. Константин Симонов. -Как вы понимаете смысл высказывания? Б) письмо по памяти. В) проверка написанного текста | Эпиграф выведен на экран через мультимедиа. Используется муз. сопровождение. № 1 | Ответ на вопрос: Стихотворение вызвало чувство гордости, так как Константин Симонов показал величие, мощь нашей Родины. Он использовал для этого эпитеты: непобедима, широка, горда. |
2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся | Значение русского языка велико. Изучать его тайны, глубины непросто. Каждый урок для вас – маленькое чудо. Сегодня мы откроем ещё одну дверцу в неизведанное, в познание русского языка. Для этого нужно, как в сказке, преодолеть преграды. Работа с доской. 1. Какую тему мы изучаем? 2. Какие корни зависят от суффикса –а-? Какие от согласного в этом корне? Правописание каких корней зависит от ударения? | № 2 | Учащиеся отвечают на вопросы. 1.Правописание чередующихся гласных в корнях слов. 2. –кос- - кас- - бир- -бер-; -раст- - рос- - ращ-, - лож- - лаг-; -гор- - гар- -зор- - зар- |
3. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивации деятельности обучащихся. | - Молодцы! Потайная дверца знаний открылась. Итак, мы продолжаем изучение и закрепление темы «Чередующиеся гласные в корнях слов» | № 3 | Учащиеся записывают в тетради число и тему урока. |
4. Актуализация знаний. | Теперь я предлагаю работу с таблицей «Чередующиеся гласные в корнях слов». | № 4 | Сообщения обучающихся о чередующихся гласных в корнях слов. |
5. Воспроизведение учащимися знаний и способов действия применений учащимися приобретённых знаний, выполнение пробных упражнений. 6. Выполнение упражнений реконструктивно – вариативного типа. | - Игра «Самый умный». (работа с сигнальными карточками – е, -и) Выб…рет, ум…рать, заст…лет, выд…рать, зат…реть, отп…рать, бл…стеть, забл…стать, зам…р, выч…тание. - Работа с пословицами и поговорками о Родине. 1. Чтение. 2. Анализ их содержания. 3. Комментированный диктант, объяснение правописания слов с корнями –ращ- - раст- - рос- Выборочный диктант. Работа с учебником (упр. № 143) 1 ряд –кос- - кас- 2. ряд – лож- - лаг- 3.-гор- -гар- | № 5 | Школьники вставляют окончания с помощью сигнальных карточек. (Выберет, умирать, застелет, выдирать, затереть, отпирать, блестеть, заблистать, замер, вычитание). Школьники пишут, объясняя правописание корней. 1 ряд. Коснуться, прикосновение, соприкасаться, касаться; 2 ряд. Предположить, предложить, приложение, слагаемое, полагаться, предлагать. 3 ряд. Перегореть, прогореть, догорает, выгорать, пригорать. |
7. Физминутка. | Школьница, выступая в роли учителя, проводит зрительную гимнастику. | № 6 | Школьники выполняют гимнастику для глаз. |
8. Работа с текстом. Выполнение упражнений творческого типа, выполнение поисковых задач. | 1. Чтение текста о ГСС, земляке И. М. Каплунове. 2. Беседа: - Какая тема? -Кто главный герой? -Место действия? -Какая была обстановка на фронте в тот период? -Как действовала рота гвардейцев? -какой подвиг совершил И. М. Каплунов? -Что увидели танкисты после сражения? -Где увековечено имя нашего земляка? -Чем он прославил Россию? 3. Лексическая работа: -Какие художественные средства использует автор, чтобы показать мужество и героизм нашего земляка? -Подберите синонимы к слову танк? 4. Орфографическая и пункт-я работа: - Объяснить правописание пропущенных букв. 5. Построить схему 3 предложения, расставив знаки препинания. 6. Разделить текст на абзацы, дать заголовок. 7. Составить план текста. 8. Пересказ по плану. 9. Изложение текста по 2 пунктам плана. 10. Проверка задания. 11. Вспомним наших героев – земляков поимённо. | № 7 | Ответы школьников на вопросы учителя. Танк – «тигр», махина. Сталинград, заря, горели, гарь, прикасаешься, блестящими. Подвиг земляка. План. 1.Немцы наступали. 2. И « тигр» остановил, и сам погиб. 3. Размах сражения. 4. На Мамаевом кургане. Школьники называют имена 14 Героев Советского Союза Аркадакского района. |
9. Контроль усвоения орф. «Чередующиеся гласные в корнях слов». Самопрверка. | Молодцы! Выполним последнее задание на оценку: тест по нашей теме «Чередующиеся гласные в корнях слов» | № 10 | Обучающиеся индивидуально выполняют тестовые задания по вариантам и сдают работу учителю. Через мультимедиа устно проверяют выполненные задания. |
10. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Объясните орфограмму, исправьте ошибки. | № 11 | Дети комментируют ошибки, если они были сделаны в тесте. |
11. Анализ и оценка итогов работы. | Молодцы, по активной работе на уроке по правильным ответам я вижу, что вы усвоили орфограмму «Чередующиеся гласные в корнях слов». Ответьте на вопросы: - Над какой темой работали на уроке? - Какие виды работ производили? - Что нового узнали? | № 12 | Школьники получают заслуженные оценки за свои ответы. Отвечают на вопросы педагога. |
12. Определение и разъяснение домашнего задания. | Повторить & 29-30, выучить словарные слова, 1 группа - упражнение № 147; 2 группа – дописать изложение. Сейчас прозвенит долгожданный звонок. Увы! Но к концу подошёл наш урок. Прошу, уберите рабочее место. Давайте без слов и, пожалуй, без жестов. Я благодарность Вам всем объявляю. Оценки, конечно, в дневник выставляю. Большое спасибо я Вам говорю, Мы цели достигли. Благодарю! | № 13 | Записывают домашнее задание в дневник и убирают рабочее место. |
13. Заключение. | Прочитать дополнительный материал о наших героях – земляках вы можете прочитать в книге В. М. Кравцова «Аркадакский край». В этом году мы будем отмечать 70 лет со Дня Победы! Послушаем стихотворение, посвящённое этому событию. | На экране показаны эти книги. | Школьник рассказывает стихотворение, посвящённое Великой Победе. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблица "Правописание чередующихся гласных в корне слова"
Таблица поможет при планировании урока в 5 классе и при подготовке к ГИА по русскому языку....
Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Повторение по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"....
Конспект урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова "
урок ориентирован на обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"...
Интерактивная презентация к уроку русского языка с использованием макросов по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"
презентация подготовлена к уроку русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"...
Орфография. Правописание безударных чередующихся гласных в корне слова.
В презентации представлен материал по правописанию безударных чередующихся гласных в корне слова, с приведением примеров, указанием слов-исключений....
Карточки по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова" (6 класс)
Карточки по русскому языку по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"...
Разработка учебного занятия по русскому языку в 5 классе Тема: «Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание буквы о-а в корне рос-раст- ращ ».
Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Цели:Предметные: закрепить правописание "Буквы о- а в корне лаг - лож"; формировать умение рассуждать при выборе ч...