Правописание чередующихся гласных в корнях слов
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Тема урока: обобщение знаний по теме: «Правописание чередующихся гласных в корнях слов».

Комплексная цель урока: совершенствовать знания о правописании чередующихся гласных в корнях, способствовать умению учащихся применять знания в устной и письменной речи.

Задачи урока:

- обучающая: – углубить знания обучающихся о чередующихся гласных в корнях слов;

- развивающая: - формирование умения различать корни с чередующимися гласными, орфографической зоркости школьников;

- воспитывающая: – воспитание патриотизма, любви к своему краю, стране

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

«Правописание чередующихся гласных в корнях слов».

Методическая разработка

учителя русского языка и литературы

МОУ – СОШ № 2 г. Аркадака

Саратовской области

Визнер Н. Г.,

высшая квалификационная категория.

г. Аркадак

План урока

Номер урока по теме: 3.

Тема урока: обобщение знаний по теме: «Правописание чередующихся гласных в корнях слов».

Комплексная цель урока: совершенствовать знания о правописании чередующихся гласных в корнях, способствовать умению учащихся применять знания в устной и письменной речи.

Задачи урока:

- обучающая: – углубить знания обучающихся о чередующихся гласных в корнях слов;

- развивающая: - формирование умения различать корни с чередующимися гласными, орфографической зоркости школьников;

- воспитывающая: – воспитание патриотизма, любви к своему краю, стране.

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний, навыков и умений.

Вид урока: традиционный, с элементами игры и применением ИКТ.

Методы и средства обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: мультимедиа, магнитофон, музыкальные фрагменты, тесты, задания для самостоятельной работы.

Использованная литература:

Русский язык: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений/М. т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др./. – м: Просвещение, 2008 и др.

Ход урока.

Этапы урока

       Деятельность учителя

Мультимедиа,

№ слайда

Деятельность обучащегося

1. Организационный

Приветствие.

 Работа с эпиграфом.

А)беседа

Касаясь трёх великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

     Константин

Симонов.

-Как вы понимаете смысл высказывания? 

Б) письмо по памяти.

В) проверка написанного текста

Эпиграф выведен на экран через мультимедиа. Используется муз. сопровождение.

№ 1

Ответ на вопрос:

Стихотворение вызвало чувство гордости, так как

Константин Симонов показал величие, мощь нашей Родины. Он использовал для этого эпитеты: непобедима, широка, горда.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся

Значение русского языка велико. Изучать его тайны, глубины непросто. Каждый урок для вас – маленькое чудо. Сегодня мы откроем ещё одну дверцу в неизведанное, в познание русского языка. Для этого нужно, как в сказке, преодолеть преграды.

Работа с доской.

1. Какую тему мы изучаем?

2. Какие корни зависят от суффикса –а-?

Какие от согласного в этом корне?

Правописание каких корней зависит от ударения?

№ 2

Учащиеся отвечают на вопросы.

1.Правописание чередующихся гласных в корнях слов.

2. –кос-  - кас-

- бир- -бер-;

-раст- - рос- - ращ-,

- лож- - лаг-;

-гор- - гар-

-зор- - зар-

3. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивации деятельности обучащихся.

- Молодцы! Потайная дверца знаний открылась.

Итак, мы продолжаем  изучение и закрепление темы «Чередующиеся гласные в корнях слов»

№ 3

Учащиеся записывают в тетради число и тему урока.

4. Актуализация знаний.

Теперь я предлагаю работу с таблицей «Чередующиеся гласные в корнях слов».

№ 4

Сообщения обучающихся о чередующихся гласных в корнях слов.

5. Воспроизведение учащимися знаний и способов действия применений учащимися приобретённых знаний, выполнение пробных упражнений.

6. Выполнение упражнений реконструктивно – вариативного типа.

- Игра «Самый умный».  (работа с сигнальными карточками – е, -и)

Выб…рет, ум…рать, заст…лет, выд…рать,

зат…реть,

отп…рать, бл…стеть,

забл…стать,

зам…р,

выч…тание.

- Работа с пословицами и поговорками о Родине.

1. Чтение.

2. Анализ их  содержания.

3. Комментированный диктант, объяснение правописания слов с корнями –ращ- - раст- - рос-

 Выборочный диктант. Работа с учебником

 (упр. № 143)

1 ряд –кос- - кас-

2. ряд – лож- - лаг-

3.-гор- -гар-

№ 5

Школьники вставляют окончания с помощью сигнальных карточек.

(Выберет,  

умирать, застелет, выдирать,

затереть,

отпирать, блестеть,

заблистать,

замер,

вычитание).

Школьники пишут, объясняя правописание корней.

1 ряд. Коснуться, прикосновение, соприкасаться, касаться;

2 ряд. Предположить, предложить, приложение, слагаемое, полагаться, предлагать.

3 ряд.

Перегореть, прогореть, догорает, выгорать, пригорать.

7. Физминутка.

Школьница, выступая в роли учителя, проводит зрительную гимнастику.

№ 6

Школьники выполняют гимнастику для глаз.

8. Работа с текстом. Выполнение упражнений творческого типа, выполнение поисковых задач.

1. Чтение текста о ГСС, земляке И. М. Каплунове.

2. Беседа:

- Какая тема?

-Кто главный герой?

-Место действия?

-Какая была обстановка на фронте в тот период?

-Как действовала рота гвардейцев?

-какой подвиг совершил И. М. Каплунов?

-Что увидели танкисты после сражения?

-Где увековечено имя нашего земляка?

-Чем он прославил Россию?

3. Лексическая работа:

-Какие художественные средства использует автор, чтобы показать мужество и героизм нашего земляка?

-Подберите синонимы к слову танк?

4. Орфографическая и пункт-я  работа:

- Объяснить правописание пропущенных букв.

5. Построить схему 3 предложения, расставив знаки препинания.

6. Разделить  текст на абзацы, дать заголовок.

7. Составить  план текста.

8. Пересказ по плану.

9. Изложение текста по 2 пунктам плана.

10. Проверка задания.

11. Вспомним наших героев – земляков поимённо.

№ 7

Ответы школьников на вопросы учителя.

Танк – «тигр», махина.

Сталинград, заря, горели, гарь, прикасаешься, блестящими.

Подвиг земляка.

План.

1.Немцы наступали.

2. И « тигр» остановил,  и сам погиб.

3. Размах сражения.

4. На Мамаевом кургане.

Школьники называют имена 14 Героев Советского Союза Аркадакского района.

9. Контроль усвоения орф.

«Чередующиеся гласные в корнях слов».

Самопрверка.

Молодцы! Выполним последнее задание на оценку: тест по нашей теме «Чередующиеся гласные в корнях слов»

№ 10

Обучающиеся индивидуально выполняют тестовые задания по вариантам и сдают работу учителю.

Через мультимедиа  устно проверяют выполненные задания.

10. Обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Объясните орфограмму, исправьте ошибки.

№ 11

Дети комментируют ошибки, если они были сделаны в тесте.

11. Анализ и оценка итогов работы.

Молодцы, по активной работе на уроке по правильным ответам я вижу, что вы усвоили орфограмму «Чередующиеся гласные в корнях слов».

Ответьте на вопросы:

- Над какой темой работали  на уроке?

- Какие виды работ производили?

- Что нового узнали?

№ 12

Школьники получают заслуженные оценки за свои ответы.

Отвечают на вопросы педагога.

12. Определение и разъяснение домашнего задания.

Повторить & 29-30, выучить словарные слова,

1 группа -  упражнение

№ 147;

2 группа – дописать изложение.

 Сейчас прозвенит долгожданный звонок.

Увы! Но к концу подошёл наш урок.

Прошу, уберите рабочее место.

Давайте без слов и, пожалуй, без жестов.

Я благодарность Вам всем объявляю.

Оценки, конечно, в дневник выставляю.

Большое  спасибо я Вам говорю,

Мы цели достигли.

Благодарю!

№ 13

Записывают домашнее задание в дневник и убирают рабочее место.

13.  Заключение.

Прочитать дополнительный материал о наших героях – земляках вы можете прочитать в книге В. М. Кравцова «Аркадакский край».

В этом году мы будем отмечать 70 лет со Дня Победы! Послушаем стихотворение, посвящённое этому событию.

На экране показаны эти книги.

Школьник рассказывает стихотворение, посвящённое Великой Победе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица "Правописание чередующихся гласных в корне слова"

Таблица поможет при планировании урока в 5 классе и при подготовке к ГИА по русскому языку....

Правописание чередующихся гласных в корне слова.

Повторение по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"....

Конспект урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова "

урок ориентирован на обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"...

Интерактивная презентация к уроку русского языка с использованием макросов по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"

презентация подготовлена к уроку русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"...

Орфография. Правописание безударных чередующихся гласных в корне слова.

В презентации представлен материал по правописанию безударных чередующихся гласных в корне слова, с приведением примеров, указанием слов-исключений....

Карточки по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова" (6 класс)

Карточки по русскому языку по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова"...

Разработка учебного занятия по русскому языку в 5 классе Тема: «Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание буквы о-а в корне рос-раст- ращ ».

Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Цели:Предметные: закрепить правописание "Буквы о- а в корне лаг - лож"; формировать умение рассуждать при выборе ч...