Таблица "Правописание чередующихся гласных в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Таблица поможет при планировании урока в 5 классе и при подготовке к ГИА по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_chereduyushchihsya_glasnyh_v_korne__slova.docx | 14.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Корень | Правило | Примеры, исключения. |
Лож/лаг | Пишется –а- при наличии суффикса –а- в основе, иначе – о- | Прилагать, изложение Искл.: полог |
Кос/кас | Пишется –а- при наличии суффикса –а- в основе, иначе - -о- | Касаться, коснуться |
Рос/раст/ращ | Пишется –а- перед ст, щ; -о- перед –с- | Расти, росли, выращен Искл.: отрасль, росток, Ростов, Ростислав, ростовщик |
Скак/скоч | Пишется –а- перед –к— о- перед ч- | Скакать, выскочить Искл.: скачок, скачу. |
Гор/гар | Пишется –а- под ударением. Иначе –о- | Загар, загорелый |
Зор/зар | Пишется –а-без ударения, под ударением – то, что слышится. | Озарить, зори. Зарево Искл.: зоревать, птица зорянка |
Клан/клон | Пишется – о – без ударением, под ударением – то что слышится. | Поклон, кланяться, поклониться |
Твор/твар | Пишется - о – без ударением, под ударением – то, что слышится. | Тварь, творчество, творить. Искл.: утварь. |
Плов/плав | Пишется всегда –а-, кроме слов пловец, пловчиха. плывун. | Плавать, поплавок |
Мок/мак | Пишется –а-, если слово имеет значение «погружать в жидкость», -о-, если слово имеет значение «пропускать, впитывать жидкость». | Макать в сметану, Промокнуть под дождем |
Ровн/равн | Пишется –а-, если слово имеет значение «равный, одинаковый», -о-, если слово имеет значение «прямой, гладкий, ровный». | Сравнить с образцом, уровень воды. Искл.: равнина, равнение |
Бир/бер Блист/блест Дир/дер Жиг/жечь Мир/мер Стил/стел Тир/тер Чит/чет | Пишется –и- при наличии суффикса –а-. иначе - -е- | Собирать, соберу; Блистать, блестеть; Раздирать, раздеру; Сжигать, сжечь; Умирать, умереть; Расстилать, расстелить; Стирать, стереть; Вычитать, четность |
Им/а(я) Ин/а)я) | Пишется –им-, -ин- при наличии суффикса –а- | Обнимать, обнять; Начинать, начать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Карточка "Чередующиеся гласные в корне слова"
Данная карточка позволяет учителю проверить сформированность у у чащихся знаний по теме "Буквы о-а в корне -рос-/-раст-/-ращ-"...
Игра-тренажер по русскому языку: «Чередующиеся гласные в корне слова»
Можно использовать на уроках закрепления, обобщения материала (5-6 класс), а также на уроках повторения материала (9 класс); фронтальная/индивидуальная форма работы....
Проверочная работа "Чередующиеся гласные в корне слова"
Проверочная работа по русскому языку для обучающихся 5 класса...
Чередующиеся гласные в корне слова
Урок русского языка в 10 классе. Подготовка к ЕГЭ с использованием ИКТ, Интернет-ресурсов...
Модульный урок "Чередующиеся гласные в корне слова". 6 класс.
В материале представлен конспект модульного урока....
Презентация к уроку "Чередующиеся гласные в корне слова"
Интерактивная презентация к уроку с тренажером....
Разработка учебного занятия по русскому языку в 5 классе Тема: «Чередующиеся гласные в корне слова. Правописание буквы о-а в корне рос-раст- ращ ».
Тип урока: введение нового знания.Технология: деятельностный метод обучения.Цели:Предметные: закрепить правописание "Буквы о- а в корне лаг - лож"; формировать умение рассуждать при выборе ч...