Конспект урока по русскому языку "Буквы ы, и после приставок"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Тема

Буквы ы, и после приставок.

Цели

Образовательные: познакомить с условиями  выбора орфограммы, научить применять правило.

Предметные умения

Формировать УУД:

Планируемый результат

находить слова с орфограммой­ буквой ы, и после приставок, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы. развитие чувства языка на основе конструирования языковых единиц.

- Личностные УУД

- Регулятивные УУД

- Коммуникативные УУД

- Познавательные УУД

развивать интерес к изучению языка вычленять в тексте слова с изученной орфограммой, расширять свой пассивный словарный запас на основе усвоения слов.

 

пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица), владеть разными видами аудирования.

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Для этого владеть правильным типом читательской деятельности;

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

Владение устной и письменной речью.

Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

 

Основные понятия

Лексика, приставки, корни

Межпредметные связи

Культура речи

Ресурсы:

Учебник, сигнальные карточки,  презентация по теме, листы с незаконченными предложениями (рефлексия)

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvy_y_i_posle_pristavok.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Хвостенкова Ольга Александровна

Тема: Буквы ы, и после приставок.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема

Буквы ы, и после приставок.

Цели

Образовательные: познакомить с условиями  выбора орфограммы, научить применять правило

Предметные умения

Формировать УУД:

Планируемый результат

находить слова с орфограммой­ буквой ы, и после приставок, правильно писать слова с названной орфограммой, устно и графически объяснять условия выбора орфограммы. развитие чувства языка на основе конструирования языковых единиц.

- Личностные УУД

- Регулятивные УУД

- Коммуникативные УУД

- Познавательные УУД

развивать интерес к изучению языка вычленять в тексте слова с изученной орфограммой, расширять свой пассивный словарный запас на основе усвоения слов.

пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), перерабатывать и преобразовывать информацию (вопросы, таблица), владеть разными видами аудирования.

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Для этого владеть правильным типом читательской деятельности;

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.

Владение устной и письменной речью.

Понимать, структурировать, информацию, представленную в виде текста, схем. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Основные понятия

Лексика, приставки, корни

Межпредметные связи

Культура речи

Ресурсы:

Учебник, сигнальные карточки,  презентация по теме, листы с незаконченными предложениями (рефлексия)

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

I. Оргмомент.

Приветствие.

Зарядка для успешности.

 -Пожелайте себе успехов и скажите себе: "Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!"

-За каждую верно выполненную работу я буду вручать вам жетон с буквой. В конце урока вы сможете составить ключевое слово.

II. Языковая разминка с актуализацией изученного.

 Проверка выполнения домашнего задания. Опрос (фронтальный). Работа с сигнальными карточками.

– Ребята! На прошлом уроке мы завершили изучение орфограммы «Чередование гласной в корне слова». Вспомните правописание известных вам чередующихся корней. (Слайд 1)
– От чего зависит правописание гласной в этих корнях?.  
– При каком условии в корне -
гор-(-гар-) пишется буква о?  
– Вспомните правописание слов с корнями 
-зар-(-зор-). 
– Когда в корне -
кос-(-кас-) пишутся буквы о и а? 
– Напомните алгоритм работы над этой орфограммой. (1.Чтение  слова, нахождение корня. 2. Необходимо выяснить, есть ли суффикс -а. 3.
 Руководствуясь правилом, нужно записать слово.) 
– Работаем с 
сигнальными карточками. Я называю слова  на данные орфограммы, вы поднимаете карточку с той гласной, которая пишется в корне с чередованием.

 А 

 О 

Загораешь, зарница, соприкасаться, загореть, озарение, загорелось, нагар, касательная, горение, прикосновение, зоренька, коснуться.

Выполнение задания ( Слайд 2)

1. Запись предложения:

Путники вошли в темный лес и бессильно повалились на траву.

1) Выделить грамматические основы, составить схему предложения.

2) Объяснить написание: бессильно (перед глухим).

– Почему в словах путники, тёмный нет орфограммы? (В сочетании согласных есть непарный звонкий (сонорный), поэтому нет выбора буквы.)

2. Графический диктант «З или С» (Слайд 3)

Учащиеся на слух воспринимают слова, определяют букву в приставке и записывают в тетрадях (на листочках) только букву.

Безропотный, бесшумно, бескрайний, изрешетить, изрисовать, испечь, израсходовать, возвысить, воспеть.

(Самопроверка: з, с, с, з, з, с,  з, з, с.) Можно собрать работы на проверку.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (выборочным, детальным).

2. Перерабатывать и преобразовывать информацию из одного вида в другой (несплошной текст, таблица).

3. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

III. Постановка проблемного вопроса урока.

Создание проблемной ситуации. Самостоятельная формулировка детьми темы и цели урока.

- Сравните слова первого и второго столбика. Как вы думаете, что стало причиной изменения буквы и в корне слов?

имя             безымянный

                                                         искать       отыскать

                                                         играть      подыграть

 - На согласную или гласную оканчивается приставка?

 - А теперь сравните следующие слова и сделайте выводы.

искать     поискать

                играть     доиграть, заиграть

 - О каких буквах мы будем говорить сегодня на занятии?

 - Где и после какой морфемы стоят эти буквы? Попытайтесь самостоятельно сформулировать правило.

 - А как, на ваш взгляд, будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? Запишите в тетрадях тему урока.

 - Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке? Сформулируйте цель урока.

 

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

IV. Открытие нового знания.

 

Физминутка

- Вы, ребята, сами сформулировали правило, а вдруг вы ошиблись? Давайте обратимся к мудрейшему источнику знаний – книге, т.е. к нашему учебнику (стр. 109). Как же об этом говорится в учебнике. Сверим наши выводы. Правы ли мы с вами?

Составление схемы-подсказки

Буквы Ы и И в корне после приставок 

                      Ы                                                                                     И

После русск. ¬   на  согласную

Играть – сыграть, разыграть  

Искать – подыскать, разыскать           Исключение: взимать                  

                                                                             1) после приставок на гласную       поиграть  

                                                                             2) после  ¬ меж- и сверх- межинститутский,

                                                                                                                                  сверхинтересный

 -Ребята, наш учебник  приводит лишь две иноязычные приставки меж- и сверх-, после которых, как вы поняли, пишется буква И. Предлагаю дополнить список иноязычных приставок                                                                  

                                                                               3) после иноязычных приставок     контр-,

                                                                               транс-, пан-, суб-, дез-: контригра

                                                                                                                         дезинфекция

  Лексическая работа: что обозначают иноязычные приставки? (Работа со словарями)

Определяют значение иноязычных приставок, приводят примеры

КОНТР–  лат. ПРОТИВ (контрудар,   контрразведка)

ТРАНС –  лат. ЧЕРЕЗ (трансформер, трансатлантический)

ПАН –  лат. ВСЁ (пандемия гриппа)

СУБ – лат. ПОД (субарктический)

ДЕЗ – лат. ОБРАТНО, ПРОТИВ (дезинфекция, дезориентация)

Двигательная гимнастика.

Во дворе стоит сосна,

К небу тянется она.

Тополь вырос рядом с ней,

Быть он хочет подлинней.

Ветер сильный налетал,

Все деревья раскачал.

Ветки гнутся взад – вперёд,

Ветер их качает, гнёт

Мы размялись от души

И за парты вновь спешим.

Регулятивные УУД

1. Искать пути решения проблемы.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в модель, схему).

V. Закрепление знаний.

1.Творческий диктант (слова записаны на доске)

– Подберите приставку, способную изменить слово, запишите получившиеся слова.

История ––––––>
Иронизировать ––––––>
Интеллигентный ––––––>
Инфекция ––––––>
Имя ––––––>

2. Выполнение упражнения 198. Проверка (слайд 4)

3. Диктант с взаимопроверкой (работа в парах).  При затруднении можно пользоваться схемой и материалом § 39 учебника.

Небез..звестный, пред..дущий, пред..нфарктный, роз..ск, за..граться, не..звестный, сверх..нтересный, без..нтересный, без..мянный, контр..гра, с..мпровизировать, до..сторический, сверх..скусный, без..скусный; на..менование, про..грыш, пере..меновать, меж..нститутский, от..мённый, пред..юльский, вз..мать, пред..стория, супер..гра, об..скать,.

4. Лексическая работа в форме игры.

Предлагаются загадки, детям также необходимо объяснить орфограмму:

Человек, который занимается розыском пропавших людей или вещей – СЫЩИК;

Проводить осмотр, чтобы найти что-либо – ОБЫСКАТЬ;

Подшутить над кем-то – РАЗЫГРАТЬ;

Находящийся непосредственно перед кем-либо или чем- либо – ПРЕДЫДУЩИЙ.

5. Развитие речи. Составление связных предложений.

1. Используя слова из упражнения 199 (страница 110), составить 3 связных  предложения на темы «Классное собрание» (1 группа), «В школьной библиотеке» (2 группа), «Запутанная история» (3 группа).

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

VI. Итог урока.

Теперь оцените свою деятельность на уроке, свой вклад в достижение поставленной в начале урока цели. Закончите предложения (у каждого на столе карточки с незаконченными предложениями).

–        Я узнал…

–         Было интересно…

–         Особенно понравилось…

–         Оказалось неожиданным…

–         Вызвало затруднение…

–         Было сложно…

 Получайте свой последний жетон. Какое слово у вас получилось? (МОЛОДЦЫ) (слайд 5). Спасибо всем! (Оценки за урок ).

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

1. Выучить правило с опорой на схему.

2. Выполнить упражнение 200 (страница110).

3. Составить словарный диктант по изученной теме (по желанию).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку "Правописание приставок пре и при"

Конспект урока предназначен для учащихся 6 класса и позволяет наиболее полно усвоить материал. Изучение нового материал происходит с помощью схем и таблиц, этот прием делает изучаемый материал более п...

конспект урока по русскому языку 6 класс "Правописание приставок пре-при"

урок опубликован в  электронном  журнале"Учительский  журнале он-лайн" Цель урока: отработка навыков  правописания приставок пре-приЗадачи:Обучающие – закрепить знан...

Урок формирования орфографического правила Ы/И после приставок

Урок формирования орфографического правила Ы/И после приставок...

Технологическая карта урока 6 класс "Буквы И- Ы после приставок на согласную"

Урок по теме  "Буква И-Ы после приставок на согласную" составлен в соответствии с ФГОС....