Урок формирования орфографического правила Ы/И после приставок
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Урок формирования орфографического правила Ы/И после приставок
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_formirovaniya_orfograficheskogo_pravila_y.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок формирования орфографического правила Ы-И после приставок
Подготовила учитель русского языка
и литературы Миронова Т.М.
МОУ «СОШ № 22 с УИОП»
г.о. Электросталь
Цели
1) Обучающая цель - сформировать, изучить и закрепить правило правописания Ы и И после приставок . 2) Развивающая цель - развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать. 3) Воспитывающая цель -вызвать интерес к урокам русского языка.
Ход урока
I Этап Орг.Момент
II Этап Проверка домашнего задания
IIIЭтап
Постановка цели урока
Знаю | Хочу узнать |
1 Что такое морфема 2 Способы словообразования 3 Префикс | 1 После каких приставок вместо И пишется Ы 2 После каких приставок в корне сохраняется буква И 3. Как пишутся сложносокращённые слова |
IV Этап
Наблюдение над фактами языка
Учитель: Перед вами карточки с тремя упражнениями, давайте рассмотрим первое.
Упражнение №1
Ну что, доИгрался?! Эх, надоела такая жизнь! (Н. В. Гоголь) Однако же во что бы то ни стало он решился доИскаться в них последней мелкой черты и оттенка, постигнуть их тайну... ( Н. В. Гоголь). С тобой играть неИнтересно, ты всегда выИгрываешь, а я не умею проИгрывать. Друзья отправились на поИски пропавшего товарища.
Давайте выпишем выделенные курсивом слова и выделим в них корень и приставку.
Ученики: первое слово доигрался, в нём корень игр и приставка до, второе – доискаться – корень иск, приставка до, третье – неинтересно – корень интерес, приставка не, четвёртое выигрываешь – корень игр, приставка вы, пятое – проигрывать – корень игр, приставка про, шестое поиски – корень иск, приставка по.
Учитель: Верно, переходим к следующему упражнению.
Упражнение №2
Я отЫщу секрет и ларчик вам открою. (И. Крылов) 2) К вечеру разЫгралась метель. 3) Я не терял надежды сЫскать дорогу. 4) Мороз сЫграл с нами злую шутку. 5) В предЫдущем номере журнала была интересная статья о дельфинах.
Ученики: Отыщу – корень ыщ, приставка от, разыгралась – корень ыгр, приставка раз, сыскать – корень ыск, приставка с, сыграл – корень ыгр, приставка с, предыдущем – корень ыд, приставка пред.
Учитель: А теперь посмотрите внимательно на выписанные слова и скажите, почему различается написание первой буквы корней.
Ученики: Когда в слове приставка заканчивается на гласный в корне пишется И, а когда на согласный – Ы.
Учитель: Правильно, давайте рассмотрим выполним с вами последнее упражнение на карточке.
Упражнение №3
1)У черных есть определенная контрИгра на ферзевом фланге. 2)Они как-то очень странно видоИзменили раму и украшения… (Л. Н. Толстой) 3)Необходимо наладить выпуск межИнтернатской электронной газеты. 4)На самом деле ничего суперИнтересного внутри не обнаружилось. 5)Харьковский завод "СпортИнвентарь" был основан в 1948 году. 6)Сборник материалов Четвертой межИнститутской научно-практической конференции молодых ученых 7)ТрансИорданский эмират был создан Англией весной 1921 8)За годы войны педИнститут пострадал больше всех томских вузов, перенеся шесть переездов с места на место. 9) К нам попала дезИнформация 10) Книга оказалась сверхИнтересной
Разберите выделенные слова.
Ученики: Контригра – приставка контр, корень игр, видоизменили – сложносокращённое слово с двумя корнями и соединительной гласной о, межинтернатской – приставка меж, корень интернат, суперинтересного – корень интерес, приставка супер, спортинвентарь - сложносокращённое слово без соединительной гласной, межинститутский – корень институт, приставка меж, трансиорданский – корень иордан, приставка транс, пединститут - сложносокращённое слово без соединительной гласной, дезинформация – корень информ, приставка дез, сверхинтересной – корень интерес и приставка сверх.
Учитель: Всё верно, какой же вывод мы можем сделать, исходя из этих примеров?
Ученики: После некоторых приставок и в сложносокращённых словах И сохраняется.
Учитель: Совершенно верно. Какие это приставки?
Ученики: Это все иностранные приставки и приставки сверх и меж.
V Этап
Обобщение
Учитель: Мы с вами изучаем правописание Ы/И после приставок, давайте вспомним, что мы делали, чтобы узнать это.
Ученики: Сначала мы выписывали слова с приставками на гласный и согласный и разбирали их, а потом сложносокращённые слова и слова с иноязычными приставками.
Учитель: Теперь вы можете самостоятельно вывести это орфографическое правило. Для ответа пользуйтесь следующим планом:
1)Что пишется после приставки, оканчивающейся на гласный;
2) После каких приставок в слове пишется ы;
3) Что пишется после иноязычных приставок и меж, сверх;
4) Что пишется в сложносокращённых словах.
Не забудьте привести примеры.
Ученики: В словах, начинающихся с гласной И после приставок, оканчивающихся на гласный, пишется И(выиграть); после русских приставок на согласный пишется Ы(обыграть); после иноязычных приставок, таких как дез, контр, транс, супер и т.д., пишется И, как и в русскоязычных меж и сверх(межинститутский, дезинформация); в сложносокращённых словах И сохраняется.
Учитель: Правильно, ребята. Вы вывели правило, к нему надо только добавить, что слово взИмать - это исключение, его правописание нужно запомнить. А теперь откройте учебник и прочитайте правило, которое записано там.
Учащиеся сверяют своё правило с тем, что в учебнике и убеждаются в правильности выводов, которые они сделали во время работы.
VI Этап
Применение правила
!)1. Возможное ли это дело, чтобы вопрос ... мог хотя на одну минуту оставаться для человека безынтересным. |С.-Я.| 2. И гуляют, шумят ветры буйные над его безымянной могилкою. |Л.| 3. В городе начались межинститутские спортивные соревнования. 4. Все основные вопросы были раскрыты предыдущим докладчиком. 5. Контригра в шахматах — это встречная активность при атаке противника. 6. Спокойное отчаяние, безысходная тоска звучала в песне моего товарища, |М. Г.|
2) Без..дейное произведение; без..мянная речка; без..нвентарное хозяйство; безынициативный работник; безыскусный рассказ; безысходная нужда; мед..нститут;
предыдущее изложение; пред..стория человечества; сверх ..зысканные манеры; под..нтегральное число; пред..юньские события; транс..ранская магистраль;
разыграть дебют; контр..гра противника; небез..звестный автор; меж..нститутские соревнования.
Упражнения выполняются с комментированием.
VII Этап
Подведение итогов
Учитель: Давайте вернёмся к табличке, которую мы составляли в начале урока. Что мы хотели узнать и что узнали?
Ученики: Мы ответили на первый вопрос и узнали, что в словах, начинающихся с гласной И после русских приставок на согласный пишется Ы(обыграть) Исключение – слово ВЗИМАТЬ
Учитель: Как вы ответите на второй вопрос?
Ученики: После приставок на гласный, а также после иноязычных приставок и меж, дез гласная И в слове сохраняется.
Учитель: Как же пишутся сложносокращённые слова?
Ученики: В них также сохраняется И.
Учитель: Молодцы. Теперь мы можем с вами подвести итоги урока, что мы узнали сегодня и чему научились.
VIII Этап
Домашнее задание
Составить словарный диктант из 20 примеров на изученное правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ход урока на тему "Правописание приставок на З-/С-. Правописание И/Ы после приставок"
Ход урока, рассчитанный на 2 академических часа....
Урок русского языка в 6 классе "Буквы и-ы в корне слова после приставок"
Разработка урока с использованием интерактивной доски...
обобщение опыта работы по теме "Интенсивные приёмы формирования орфографических навыков у учащихся 5-7 классов на уроках русского языка как средство повышения орфографической грамотности"
Педагогические наблюдения последних лет привели к выводу, что происходит падение интереса школьников к русскому языку как учебному предмету и, как следствие, снижается орфографическая грамотност...
Конспект и материалы к уроку в 10 классе "Правописание приставок.Буквы ы-и после приставок"
Предлагается конспект и необходимы материалы для интерактивной доски...
Технологическая карта урока 6 класс "Буквы И- Ы после приставок на согласную"
Урок по теме "Буква И-Ы после приставок на согласную" составлен в соответствии с ФГОС....
Урок-практикум "Орфография. Правописание Ы-И после приставок"
Урок-практикум (подготовка к ЕГЭ)...