Технологическая карта урока по теме "Приставка" (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Технологическая карта урока по теме "Приставка". Дополнение к презентации по теме "Приставка" (на сайте).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teh.karta_pristavka_5_klass.docx | 35.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Приставка»
Цель деятельности учителя | Обучающие: актуализировать и восстановить знания о роли приставок, вспомнить алгоритм нахождения приставок; формировать умение применять на практике полученные знания, учить детей выделять приставку из состава слова; Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся. Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку. |
Тип урока | Комбинированный урок |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать определение приставки, смысловое значение приставки; уметь правильно выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками; объяснять значения, выражаемые приставками; группировать слова по значению приставок; понимать механизм образования слов с помощью приставок; определять состав слова; пользоваться орфографическим словарем. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию и анализировать её; Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию |
Методы и формы обучения | Создание проблемных ситуаций, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование | Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, учебник, карточки |
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем |
Основные понятия | Приставка, значимая часть слова |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | ||
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Вступительное слово. - Здравствуйте, ребята! Записываем число, классная работа. Сегодня мы с вами продолжаем наше путешествие, как думаете по какому разделу науке о языке? (Морфемика) - Правильно! | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) | |||
2. Актуализация и пробное учебное действие | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Просмотр мультимедийной презентации | - Что в нем изучается? ( Корень, Суффикс, Приставка, Окончание.) - Мы с вами уже начали изучать Морфемику и исследовали несколько частей. Теперь давайте вспомним их: (устный опрос - загадки) Слайд №1 Часть слова, известная всем. Не быть его может совсем, Оно может быть звуковое, А может быть и нулевое. (Окончание) Она выражает значение слова И называется просто — ... (Основа) Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту. (Корень) После корня он стоит, Перед окончанием. Его я, если заменю, Другое слово получу. Обозначу уголком. Называю домиком. (Суффикс ) | Отвечают на вопросы. Строят понятные высказывания | Индивидуальная, фронтальная, групповая | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу | Устные ответы | ||
3. Выявление места и причины затруднения. Определение темы урока | Эвристическая беседа, ответы на вопросы. Обучающая игра | - Ребята, какая часть Морфемики осталась нами не исследованной? О чем мы будем говорить сегодня? (Приставка) - Итак, темой нашего урока будет часть слова, которую мы ещё не повторяли. Записываем тему урока. Слайд №2 | Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Индивидуальная, групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации | Устные ответы | ||
4. Целе-полагание и постро-ение про-екта вы-хода из затруд-нения | Раскрытие сущности новых по-нятий, усвоение новых способов учебной и ум-ственной дея-тельности учащихся. Эвристическая беседа. Подбор своих примеров, илюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных расска- зов. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и ум- ственной дея- тельности уча- щихся. | (Учитель формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.) Слайд №3 (все вместе, с места) - Проверим, что вы знаете о приставке. Из перечисленных признаков выберите те, которые характеризуют приставку: 1. служит для связи слов 2. стоит перед корнем 3. неизменяемая часть речи 4. значимая часть слова 5. служит для образования форм слова 6. служит для образования слов 7. включает в себя общую часть всех однокоренных слов - А теперь давайте дадим с вами точное определение – что же такое приставка? (сами формулируют правило) Слайд №4 Приставка -…. - Ребята, вы сказали, что приставка служит для образования новых слов. А как это происходит? Приведите примеры. | Формулируют цель учебной дея-тельности в диалоге с учителем; высказывают соб-ственные мысли; обосновывают свою точку зре-ния. В сотрудни-честве с учителем и одноклассниками делают выводы | Индиви-дуальная, групповая | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объ-яснения учителя, высказы-ваний одноклассников, систематизируют собствен-ные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач | Вопросы для уточ-нения инфор-мации. Устные ответы | ||
5. Творче- ская прак- тическая деятель- ность по реали- зации по- строен- ного про- екта | Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа. | Ребята, мы с вами вспомнили признаки приставки и сейчас я хочу предложить вам выполнить упр. 450 вашего учебника, но боюсь вы с ним не справитесь, может оно будет сложным для вас, посмотрите, что в нем нужно сделать? 1 ряд – 2 слова 2 ряд – след. 2 слова 3 ряд – след. 2 слова 1 человек – у доски 3 слова любых - Способна ли приставка изменить лексическое значение слова? (Облачный – безоблачный) - Мы видим, что приставка служит для образования новых слов и меняет лексическое значение. Слайд №5 - Ребята, давайте посмотрим на слайд. Назовите приставки в этих словах: Призадуматься Безразмерный Расположиться - В чем особенность этих слов? Давайте сделаем вывод! (2 приставки) | Отвечают на вопросы, под руководством педагога выполняют задания, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Фрон- тальная, групповая | Личностные: приобретают новые знания, умения, со- вершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нуж- ную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы. Письмен- ные ра- боты | ||
Физминутка | Слайд №6 Учитель называет слова с приставками пре- или при- А теперь всем нужно встать, присм..треться, приосаниться, руки медленно поднять, пригнуть пальчики, расп..ямить их, руки вниз приопустить и так стоять. Отодвинут..ся назад, а теперь приблизит..ся вперед. А с...йчас, мы снова присядем на стул и прислушаемся к новому заданию. | Учащиеся мимикой, жестами, движениями повторяют сказанные слова) | ||||||
Орфографическая минутка | -Ребята, посмотрите на нашу физминутку, давайте расставим с вами пропущенные буквы, объясним, что это за орфограммы. -Молодцы! | Отвечают на вопросы, под руководством педагога | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают новые знания, умения, со- вершенствуют имеющиеся. Познавательные: читают и слушают, извлекая нуж- ную информацию. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. | Устные ответы | |||
Этимологическая минутка | - А теперь, обратите внимание на слово сейчас, как оно пишется? Что это за слово? (словарное слово) - Хотите я вам расскажу историю этого слова? Раньше это было 2 слова, как думаете на какие слова делится это слово? - Правильно! Раньше, в Древней Руси, существовало 2 слова сей и час. Сей – означает этот, а час – час. Получается: этот час. Со временем эти два слова соединились в одно, и так дошло до нас слово сейчас. - Вот такая интересная история происхождения слова. | Слушают учителя | Личностные: приобретают новые знания Познавательные: слушают, извлекая нуж- ную информацию. | |||||
6. Первич-ное закре-пление с коммен-тирова-нием. | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. | - Итак, ребята назовите слова из нашей физминутки с приставкой при Интерактивная доска присмотреться, приосаниться, пригнуть, приопустить, пришкольный, присесть, привстать, принагнуться, приблизиться Давайте выделим приставки – 1 чел. к доске
Приставка при имеет несколько значений: Слайд №7 - неполнота действия (присесть, привстать) - приближение/присоединение (приблизиться, прибежать, привязать) - близость к чему-либо (пришкольный, прибрежный)
- Ребята¸ такие приставки называются омонимичными. Делаем вывод: одинаково ли значение у омонимичных приставок? | Принимают участие в работе, выполняют упражнения | Индивидуальная, групповая | Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: фор-мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения | Вопросы для уточнения информации. Выполнение письменной работы | ||
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | Звуки леса, птички… - Ребята, а теперь давайте представим, что мы идем по лесу, оглядываемся по сторонам, слышим птичек. Опишите, что вы видите и чувствуете, используя приставки при с разным значением (на слайде), запишите это в тетрадь и выделите приставки в своих словах. (3 минуты и зачитываем вслух) -Молодцы, ребята! Давайте проверим, называйте свои слова с приставками и их значение. - А теперь ответьте на вопросы: - что нового узнали на уроке сегодня? (Раздаю листы обратной связи) Я вам читаю вопросы, если вы согласны, то ставьте знак “+”, если нет, то “-”. Вопросы: 1. Верно ли, что бывают слова без приставок? 2. Верно ли, что приставка – значимая часть слова, т.е. имеет значение? 3. Верно ли, что с помощью приставки образуются новые слова? 4. Верно ли, что приставка может стоять перед любой морфемой? 5. Верно ли, что приставка может изменить лексическое значение слова? 6. Верно ли, что в слове может быть две приставки? Слайд №8 Проверка по ключу: 1. + 2.+ 3.+ 4. – 5. + 6. + - Посчитайте совпадения. У кого все сошлось со слайдом? -Молодцы! Сегодня вы очень хорошо постарались! - Теперь я озвучу оценки за урок (с комментарием). - Есть ли у вас вопросы? | Оценивают свою деятельность. Строят небольшие монологические высказывания | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают мотивацию процесса образования. Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: уметь соотносить результат своей деятельности с задачами урока, оценивать себя. Коммуникативные: контролировать свои действия и эмоции, выражать свои мысли. | Оценивание работы учащихся на уроке. Листы обратной связи | ||
8. Домашнее задание | Слайд №9 - Ребята, я хочу вам предложить такое домашнее задание: упр. 451- для всех, а вот задание 453 немного посложнее, его можете выбрать по желанию. Но я буду очень рада, если вы постараетесь выполнить это задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.
Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...
Технологическая карта урока технологии 5 класс Тема урока: «Лоскутная техника»
Планируемые результаты:· Личностные: осознание личностной и практической значимости учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осо...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»
1. ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2. Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3. ...
технологическая карта урока в 5 классе по биологии(обобщающий урок)
технологическая карта по биологии 5 класс, после прохождения первой главы, возможно проведение обобщающего урока....
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обобщающий урок по теме "Глагол" в 5 классе.
ФГОС. Технологическая карта урока в 6 классе. Повторительно- обощающий урок изученного по теме "Глагол" в 5 классе....
Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка.
Технологическая карта урока ОБЖ 10 класса. Тема урока: Средства индивидуальной защиты (СИЗ). Ватно-марлевая повязка....
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...