Основы проектной деятельности 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс)
Рабочая программа для внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности" 7 класс. Содержит тематическое планирование и дополнительные материалы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_proektnoy_deyatelnosti_7_klass.docx | 48.75 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Основы проектной деятельности
Пояснительная записка.
1. Нормативные правовые документы, на основании которых составлена рабочая программа
Рабочая (учебная) программа по основам проектной деятельности (ОПД) для 7 класса составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, № 1897;
- Приказов Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. N 1644, от 31 декабря 2015 г. № 1577;
- Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря 2012, № 273 – ФЗ;
- Примерной программы учебного курса «Основы проектной деятельности» школьника» Голуб Г.В, Перелыгина Е.А., Чуракова О.В./ под ред. Проф. Е.Я. Когана. – Самара: Учебная литература, 2009;
- Учебного плана МАОУ СШ № 1 г. Старая Русса.
Рабочая (учебная) программа по ОПД создана с учетом «Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения». В ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.
Рабочая (учебная) программа ориентирована на базовый уровень подготовки школьников по ОПД.
Для реализации данной программы используется:
- методическое пособие Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 224 с.
- методическое пособие Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов – технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов – руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. – 176 с.
Вклад учебного предмета в общее образование
Курс ОПД призван обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности обучающимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данном курсе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей обучающихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у обучающихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.
Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.
Выбор авторской программы обусловлен тем, что содержание программы, целей, задач обучения и методический аппарат данной программы обеспечивают выполнение требований, представленных в ФГОС. Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОПД, которые определены стандартом.
Основная цель курса – способствовать становлению индивидуальной образовательной траектории обучающихся через включение в образовательный процесс учебно-исследовательской и проектной деятельности в связи друг с другом и с содержанием учебных предметов, как на уроках, так и во внеурочной среде.
Сопутствующая цель курса – развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
Задачи:
- Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
- Умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
- Развитие способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
- Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
- Воспитание целеустремленности и настойчивости;
- Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
- Формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
- Развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения.
- Формирование умения решать творческие задачи.
- Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Рабочая (учебная) программа предусматривает индивидуальную, групповую, фронтальную деятельность обучающихся, приоритетные виды деятельности – информационный, исследовательский, проектный.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки проблемы до представления результата. Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для внутрипредметного, так и для межпредметного обучения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Цель и задачи проектной деятельности обучающихся отражают тождественные им результаты освоения учебного предмета, а именно:
♦формирование универсальных учебных действий обучающихся через:
- освоение социальных ролей, необходимых для проектной деятельности;
- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремлённость, самосознание и готовность преодолевать трудности;
- освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости проектной работы, инновационной деятельности; овладение методами методологией познания, развитие продуктивного воображения;
- развитие компетентности общения;
♦ овладение обучающимися продуктивно-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения:
- основных этапов, характерных для проектной работы;
- методов определения конкретного пользователя продукта (результата) проекта;
- технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания;
♦ развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:
- предметного и метапредметного содержания;
- владения приёмами и методами проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;
♦ общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счёт потенциала и многообразия целей, задач и видов проектной деятельности.
Для успешного управления проектной деятельностью обучающихся используются следующие принципы организации данного процесса:
♦ доступности – занятие проектной деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, на высоком уровне трудности. «Высокий уровень трудности» - уровень имеет отношение к конкретному ученику, а не к конкретному учебному материалу: что для одного ученика достаточно сложно и непонятно, для другого просто и доступно.
♦ естественности – тема проекта, за которую берется обучающийся, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть интересной и настоящей, реально выполнимой. Ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребёнок может сам «потрогать» проблему, ощущать возможности её решения, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя;
♦ наглядности, или экспериментальности, - позволяет учащемуся выходить за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и экспериментировать с теми предметами, материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя;
♦ осмысленности– для того чтобы знания, полученные в ходе исследования (проекта), стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы. Цели, задачи, проблема, гипотеза исследования (проекта) плод раздумий, своеобразный инсайт ученика. Процесс осмысления хода проектной работы даёт ученику осознанность выполняемого им действия и формирует умение совершать логические умственные операции, способность переносить полученные или имеющиеся знания в новую ситуацию;
♦ культуросообразности – воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи. Принцип творческой проектной деятельности, когда обучающийся привносит в работы что-то своё, неповторимое, пронизанное своим мироощущением и мировосприятием;
♦ самодеятельности – ученик может овладеть ходом своей проектной работы только в том случае, если она основана на его собственном опыте. Выбор собственной предметной деятельности позволяет школьнику самостоятельно анализировать результаты и последствия своей деятельности, порождает рефлексию, что приводит к появлению новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования. Самостоятельная деятельность школьника позволяет ему выйти на новый уровень взаимоотношений со своими сверстниками и педагогами, он становится партёром и сотрудником взрослого в решении той или иной проблемы, в котором они, взрослый и ученик, становятся равными.
Принцип самодеятельности является самым главным из всех вышеперечисленных принципов, так как именно самостоятельная деятельность в ходе учебной проектной работы – основной показатель понимания обучающимися изучаемой им проблемы, становления его мировоззренческой позиции. Именно принцип самостоятельности подкрепляется принципами доступности, естественности и экспериментальности.
Личностные результаты освоения учебного предмета должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие творческой деятельности эстетического характера.
Предметные результаты:
▪ приобретение опыта проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;
▪ в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладение умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости;
▪ получение возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, поиску нестандартных решение, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.
Метапредметными результатами изучения курса «Основы проектной деятельности» является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
- Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и средства достижения цели.
- Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
- В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
- Выявлять причины и следствия простых явлений.
- Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли и т.д.).
- Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные УУД::
- самостоятельная работа с каталогами в библиотеке;
- поиск информации по заданному параметру;
- работа со справочной литературой; нахождение информации в справочной литературе;
- работать с текстом при помощи разных приемов; работать с понятиями;
- комбинировать разные способы первичной обработки информации;
Обучающийся научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;
• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;
• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
Обучающийся получит возможность научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
• использовать такие математические методы и приёмы, как перебор логических возможностей, математическое моделирование;
• использовать такие естественнонаучные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;
• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: анкетирование, моделирование, поиск исторических образцов;
• использовать некоторые приёмы художественного познания мира: целостное отображение мира, образность, художественный вымысел, органическое единство общего особенного (типичного) и единичного, оригинальность;
• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;
• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
Критерии оценки проектной работы разрабатываются с учётом целей и задач проектной деятельности на данном этапе образования.
Индивидуальный проект целесообразно оценивать по следующим критериям:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на вопросы.
Содержание учебного курса
Модульная структура и практическая направленность курса обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.). Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования.
Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку основная часть работы в рамках курса основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы.
СЕДЬМОЙ КЛАСС
Введение. Творчество. Творчество, творческая личность. Признаки творческой деятельности. Примеры коллективной творческой деятельности (КТД) для школы, социума. КТД. Методика разработки КТД. Ролевая игра.
Выбор темы исследования, проекта: выбор предмета, объекта, темы исследования, проекта. Паспорт проекта. Анкетирование. Обработка результатов анкетирования по выявлению предпочитаемых направлений КТД.
Организация КТД по постановке эксперимента, исследования
Коллектив. Определение коллектива, его функции. Взаимоотношения в коллективе. Тест на уровень сплочённости коллектива. Референтометрия.
Взаимодействие в группе. Виды взаимодействия в группе. Роль лидера команды. Социометрия. Тренинг. Ролевая игра. Тайм-менеджмент. Управление временем. Ресурсы времени. Планирование распорядка дня. Тренинг.
Постановка проблемы. Социально значимые проблемы. Стратегия КТД по постановке проблемы. Разработка программы технического решения. Планирование. Разработка плана действий по организации КТД. Формирование микрогрупп, распределение обязанностей, определение сроков.
Реализация проекта. Информационный этап. Сбор сведений о текущем состоянии объекта исследования. Отбор и изучение необходимых информационных источников. Определение методов проведения исследования.
Реализация проекта. Деятельностный этап. Проведение первичных исследований, выявление дополнительных направлений деятельности.
Реализация проекта. Обработка данных. Подведение промежуточных итогов, обработка экспериментальных данных, результатов исследования. Коррекция сроков, видов деятельности, направлений исследования, дополнение методик.
Реализация проекта. Деятельностный этап. Проведение дополнительных исследований, организация информационных акций.
Изучение общественного мнения. Проведение опросов, анкет, референдума. Статистическая обработка данных опросов.
Реализация проекта. Аналитический этап. Систематизация данных. Соотнесение полученных результатов с планируемым. Формулировка выводов. Определение направлений дальнейшего развития исследования. Систематизация данных. Соотнесение полученных результатов с планируемым. Формулировка выводов. Определение направлений дальнейшего развития исследования.
Оформление результатов исследования. Подготовка защиты. Написание работы, оформление приложений, разработка рекомендаций. Разработка презентации, буклетов, написание тезисов выступления, подбор наглядности.
Презентация проекта. Выступление на конференции, защита работы.
Оценочный этап. Оценка уровня и качества проведённого дела, вынесение благодарностей, поощрение участников.
Нравственная культура исследования. Нравственная культура: культура, нравственность, мораль, право. Патриотизм. Качества гражданина – патриота малой родины, своего Отечества. Дискуссия и рецензирование. Дискуссия как цивилизованный способ обсуждения разных точек зрения. Правила проведения дискуссии, диспута, оппонирование, рецензирование. Культура дискуссии.
Направленность группы. Ценностно-ориентационное единство работы в группе. Социальная направленность группы.
Обучение рефлексивной деятельности. Рефлексия. Рефлексия как способ оценки результатов. Виды рефлексии. Алгоритм рефлексивной деятельности (что получилось, что нет, причины, какие трудности были, что можно сделать иначе). Критерии оценки. Критерии оценки способов деятельности, результатов, презентации.
Самоанализ и самооценка. Самоанализ и самооценка выполнения исследования, проекта, КТД. Групповая рефлексия. Обсуждение качества самоанализа на основе письменных работ. Объективность и субъективность.
Публичное выступление. Особенности выступления перед публикой. Требования к публичному выступлению. Форматы публичных выступлений: доклад, презентация, защита, агитация и т.п. Конференция. Организация конференции исследователей. Невербальные средства передачи информации. Импровизированная речь. Ролевая игра.
Требования. Требования к полиграфическому оформлению, компьютерной презентации, мини-проекту, структуре содержания, оформлению исследования.
Презентация проекта. Разработка презентации по мини-исследованию.
Творческий отчёт: выставка результатов творческой деятельности, концерт, праздник. Сценарий. Защита мини-проекта. Подведение итогов работы над общим проектом и мини-проектами. Рефлексия. Оценка деятельности по разработке проектов, определение перспектив развития
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Место курса внеурочной деятельности «Основы научно-проектной деятельности» в учебном плане. Рабочая программа «Основы проектной деятельности»» создана в соответствии с учебным планом МАОУ СШ №.. . Программа рассчитана на 34 часа для учащихся 7 классов. На проектную деятельность в 7 классе отводится 1 час в неделю.
Календарно-тематическое планирование. 7 класс (34 часа)
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 | Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. Роли научных исследований в нашей жизни. «Посмотри на мир чужими глазами». | 1 |
2 | Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. Памятка «Как выбрать тему». | 1 |
3 | Беседа «Что мне интересно?».Обсуждение выбранной темы для исследования. | 1 |
4 | Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам). Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. | 1 |
5-6 | Какими могут быть проекты? Знакомство с видами проектов. Работа в группах. | 2 |
7 | Формулирование и постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. | 1 |
8 | Выдвижение гипотез исследования по выбранной теме. | 1 |
9-10 | Планирование работы. Составление плана работы над проектом. | 2 |
11 | Знакомство с методами и предметами исследования. | 1 |
12 | Определение предмета исследования в своём проекте.. | 1 |
13 | Эксперимент как форма познания мира. | 1 |
14 | Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. | 1 |
15 | Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. | 1 |
16 | Экскурсия в библиотеку. Работа в библиотеке с каталогами. | 1 |
17 | Отбор и составление списка литературы по теме исследования. | 1 |
18 | Выбор необходимой литературы по теме проекта. | 1 |
19 | Анализ прочитанной литературы. | 1 |
20 | Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. | 1 |
21 | Умение правильно записывать литературу, используемую в проекте. | 1 |
22-23 | Исследование объектов. Практическое занятие , направленное на исследование объектов в проектах учащихся. | 2 |
24 | Основные логические операции. Умения выделять главное и второстепенное. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» | 1 |
25 | Основные логические операции. Составить рассказ по готовой концовке. | 1 |
26-27 | Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание , направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. | 2 |
28 | Как сделать сообщение о результатах исследования. Составление плана работы. Требования к сообщению. | 1 |
29-30 | Оформление работы. Выполнение рисунков, поделок и т.п. | 2 |
31-32 | Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Работа на компьютере – создание презентации. | 2 |
33-34 | Мини конференция по итогам собственных исследований. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ своей проектной деятельности. Самоанализ и самооценка. | 2 |
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента.
Учебно-методическое обеспечение
Иллюстративный материал, таблицы, схемы, образцы. На занятиях курса используются наглядные пособия (в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как уроки-практикумы.
Подведение итогов по результатам освоения материала программы элективного курса «Основы проектной деятельности» может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения конференции , когда учащиеся обсуждают промежуточные или итоговые результаты выполнения проектной деятельности.
Методика реализации курса основывается на практико-ориентированном и гуманитарном подходах к образованию.
Список литературы:
1.Щербакова С. Г. «Организация проектной деятельности в школе: система работы» Волгоград: Учитель, 2008г.
2. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения» М.: Русская энциклопедия, 1998г.
3. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей школьника» Москва: Академия, 1998г.
4. Леонтович А.В. «В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой
деятельности» // “Завуч” 2001г. № 1
5. Леонтович А.В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // “Завуч” 2001г. № 1
6.Аранская О. С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в
процессе обучения химии: 8-11 классы: методическое пособие, М.,
«Вентана - Граф», 2005, 281 с.
7.Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические
рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч, № 6, 2005, с. 4 -29.
8.Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя, М. : Просвещение, 2011, 159 с.
9.Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка
результатов // Директор школы, 1998, №4, с. 3 — 11.
10.Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении, Волгоград, Корифей, 95 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Раздаточный материал для учащихся
Памятка № 1
Планирование содержания проектной работы
(составляется учениками)
Продумывание учениками направления работы _______________
___________________________________________________________
Авторы ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Продумывание и формулировка учениками темы проектной работы ___________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(напишите на черновике несколько вариантов названия темы, обсудите в группе, выберите лучший вариант)
Определение цели учебного проекта
Создание _______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Цель формулируется совместно с учителем
Пример цели:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Формулировка ключевых вопросов
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
(ученики формулируют вопросы, ответы на которые должен дать учебный проект)
Выбор формы отчетности _________________________________________
__________________________________________________________________
Памятка № 2
Этапы информационного поиска
1. Определение информационного запроса.
2. Поиск и локализация информации.
3. Критическая оценка полученной информации.
4. Сравнение информации, полученной из различных источников.
5. Презентация полученных результатов.
6. Подготовка отчета.
Памятка № 3
Форма отчета по информационному поиску
Имя _____________________ Класс _________________________
Я хочу найти информацию о ________________________________
По каким ключевым словам я могу вести поиск? ________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Нужен иллюстративный материал? Какой? ___________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Какие источники найдены, книги ___________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
журналы и газеты (названия) _______________________________
___________________________________________________________
видеокассеты ____________________________________________
___________________________________________________________
Интернет ________________________________________________
___________________________________________________________
Как я оформлю полученные результаты ______________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
Памятка № 4
План анализа полученной информации из книги
1. Название справочника или научно-популярного издания.
2. Есть ли в книге указатель?
3. Есть ли оглавление?
4. Год издания.
5. Имеет ли значение, в каком году издана книга?
6. Краткое содержание книги.
7. Что тебе понравилось? Что не понравилось?
8. Чего недостает в этой книге?
Памятка № 5
План анализа полученной информации
(источник – Интернет)
1. Какую поисковую систему использовал?
2. Адрес сайта, который ты изучал.
3. Название сайта.
4. Долго ли загружается страница.
5. Привлекательно ли она выглядит.
6. Легко ли можно найти необходимую информацию?
7. Каким образом структурирована информация?
8. Есть ли изображение? Какого качества?
9. Несут ли изображения дополнительную информацию?
10. Указаны ли имя и адрес электронной почты автора сайта?
11. Есть ли указания, когда был подготовлен (обновлен) сайт?
12. Есть ли возможность при переходе на следующие страницы автоматически вернуться на первую?
13. Достаточно ли полно заглавие сайта раскрывает его содержание?
14. Смог бы ты больше получить информации из печатных изданий?
15. Во всем ли ты согласен с автором сайта?
16. Не попадалась ли тебе неверная информация?
17. Достаточно ли актуальна предложенная информация?
18. Есть ли на сайте ссылки к другим сайтам похожей информации?
19. Считаешь ли ты, что автор достаточно компетентен в этом предмете?
20. Проанализировав все свои ответы, считаешь ли ты, что можешь использовать данный сайт для своей учебно-исследовательской работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет на тему: Основы проектной деятельности. Мотивация проектной деятельности педагога.
Проект:(от лат. ргоуесtuз— двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:l1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;l2) предварительны...
Урок по предмету основы проектной деятельности на тему "Основы самоопределения"
Данный предмет преподается в школе в 5 классе, Тема "Основы самоопределения" является основополагающей, так как она дает представление об основных терминах и понятиях, которые в будующем будут использ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»
Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...
Рабочие программы факультативного курса "Анализ текста" для 8 класса и кружка "Юный филолог. Основы проектной деятельности" для 5-7 класса
Рабочая программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.Цель: формирование у учащихся познавательной мотивации к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научитьс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»
Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Основы проектной деятельности", 5 класс
Программа метапредметного курса «Основы проектной деятельности» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта об...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности". 6 класс
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ», для обучающихся 6 класса, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,...