Теория и практика написания сочинения.
рабочая программа по русскому языку (11 класс)
Программа элективного курса для 11 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teoriya_i_praktika_napisaniya_sochineniya_2017.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
Рассмотрено на заседании методического объединения, протокол №1 от «26» августа 2017 г. руководитель МО ____________ | Принята на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «28» августа 2017г | Утверждаю: Директор школы _____________/Е.В.Афанасьева Приказ № 324 от «28» августа 2017г. |
Рабочая программа
элективного учебного предмета
«ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ»
10 класс
2017-2018 учебный год
Составитель: Шелестюк Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Нижневартовск, 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного учебного предмета «Теория и практика написания сочинения» составлена на основе:
- Концепции профильного обучения в старшей школе;
- Базисного учебного плана школы на 2017-2018учебный год.
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.
Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.
Общая характеристика элективного учебного предмета
Актуальность элективного курса «Теория и практика написания сочинения» определяется тем, что данный курс поможет учащимся оценить свои потребности, возможности и сделать обоснованный выбор дальнейшего жизненного пути.
Общими принципами отбора содержания программы являются:
- Системность
- Целостность
- Научность.
- Доступность, согласно психологическим и возрастным особенностям учащихся профильных классов.
Курс включает в себя повторение основных тем основной и средней школ по русскому языку, включенных в раздел «Развитие речи», и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этим темам и углубляющих их по основным содержательным линиям. Материал подобран таким образом, чтобы обеспечить обобщающее повторение, углубить и расширить знания учащихся
Описание места элективного учебного предмета
в учебном плане.
Программа элективного курса рассчитана на 35 часов – 1час в неделю, может быть рекомендована для учащихся любого профиля.
Основные формы работы на практических занятиях: работа в парах, самостоятельная работа учащихся по индивидуальным заданиям
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам опроса теоретического материала, а также выполнения практических заданий.
Итоговый контроль – в форме творческой работы по написанию сочинения.
Требования к результатам освоения программы курса
Полученные учащимися знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.
Вся практическая часть курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы ученики научились:
- воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи ( эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
- уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературоведческими понятиями и терминами: роды художественной литературы и их основные жанры; литературные направления и течения; стихотворные размеры;
- выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;
- понимать содержание текста, обосновывать авторскую позицию, соотносить с ней собственную точку зрения, уметь ее аргументировать;
- самостоятельно работать с текстом и создавать собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия |
1 | Тип сочинения – речевая характеристика персонажа. Составление обобщающих таблиц – анализов речи героя. |
2 | Составление плана сочинения – речевой характеристики. Подбор фактического материала, написание вступления |
3 | О нормах синтаксиса и их нарушении. Вариантность в форме управления, согласования. Речевые нормы. |
4 | Лирические отступления и их роль в произведениях Пушкина, Гоголя. |
5 | Сочинение – анализ эпизода. Технология написания, задачи, возможные ошибки, постановка вопросов к анализу эпизода. |
6 | Составление плана – анализа эпизода, подбор фактического материала, написание вступления. |
7 | Стилистические упражнения |
8 | Сочинение – характеристика образа автора. |
9 | Темы. Частные темы. Тематические мотивы. Сочинение по теме литературного произведения. |
10 | Подготовительный этап к сочинению по теме литературного произведения. |
11 | Проблема и идея. Типология проблематик литературных произведений. |
12 | Жанры эпоса, лирики, драмы. Трудности в определении жанровой природы. Сомнительные в жанровом отношении произведения русской художественной литературы. |
13 | Конфликт, сюжет, композиция в литературном произведении. |
14 | Рецензия как жанр экзаменационного сочинения Требования, предъявляемые к рецензии.Возможные ошибки. Технология написания. Подготовка вопросов к рецензии. |
15 | Пейзаж. Практикум анализа пейзажа |
16 | Анализ цикла лирических произведений. |
17 | Проблемно - обобщающие темы сочинений по русской литературе ХХ века. |
18 | Разные жанры ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы. |
19 | Эссе как жанр ученического сочинения. |
20 | Очерк как жанр ученического сочинения. |
21 | Основная мысль текста – рассуждение. Языковые средства, обеспечивающие связность текста |
22 | Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса) |
23 | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. |
24 | Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение. |
25 | Обобщающе – повторительные уроки. Подготовка к экзаменационному сочинению. Редактирование отрывков сочинений. |
Календарно-тематическое планирование
с основными видами деятельности
№ п/п | Дата проведения | Наименование темы | Кол-во часов | Виды деятельности, контроль. |
1. | 07.09.17 | Тип сочинения – речевая характеристика персонажа. | 1 | Лекция учителя с элементами беседы. Составление обобщающих таблиц – анализов речи героя. |
2 - 3 | 14.09.17 21.09.17 | Составление плана сочинения – речевой характеристики. | 2 | Подбор фактического материала, написание вступления. Знакомство с рецензией на сочинение. Обсуждение работ. Совершенствование написанного. |
4. | 28.09.17 | О нормах синтаксиса и их нарушении. Вариантность в форме управления, согласования. Речевые нормы. | 1 | Предупреждение речевых ошибок. Анализ звучащего текста. |
5. | 05.10.17 | Лирические отступления и их роль в произведениях Пушкина., Гоголя. | 1 | Составление плана сочинения по лирическим отступлениям.. |
6 - 7 | 12.10.17 19.10.17 | Составление плана – анализа эпизода. | 2 | Подбор фактического материала, написание вступления. Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение. Совершенствование написанного. |
8. | 26.10.17 | Стилистические упражнения | 1 | выполнение тестовых заданий |
9 - 10 | 16.11.17 23.11.17 | Сочинение – характеристика образа автора. | 2 | Составление плана сочинения – характеристики образа автора, подбор фактического материала, написание вступления. Обсуждение работ. Знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного. |
11. - 12 | 30.11.17 07.12.17 | Темы. Частные темы. Тематические мотивы. Сочинение по теме литературного произведения. | 2 | Сочинение – характеристика лирического героя. Составление плана сочинения – характеристики лирического героя. Подбор фактического материала, написание вступления. |
13. | 14.12.17 | Подготовительный этап к сочинению по теме литературного произведения. | 1 | Совершенствование написанного. Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного. |
14 - 15 | 21.12.17 28.12.17 | Проблема и идея. Типология проблематик литературных произведений. | 2 | Сочинение по проблеме и идее литературного произведения. Предупреждение речевых ошибок. |
16 - 17 | Жанры эпоса, лирики, драмы. Трудности в определении жанровой природы. Сомнительные в жанровом отношении произведения русской художественной литературы. | 2 | Сочинение о жанровой природе литературного произведения. Совершенствование написанного. Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение, | |
18 - 19 | Конфликт, сюжет, композиция в литературном произведении. | 2 | Подготовка к сочинению по конфликту, сюжету или композиции. Составление планов сочинений по конфликту. Взаимопроверка работ, написание рецензии на работу товарища | |
20 | Рецензия как жанр экзаменационного сочинения Требования, предъявляемые к рецензии.Возможные ошибки. Технология написания. Подготовка вопросов к рецензии. | 1 | Составление плана рецензии, написание вступления, знакомство с образцами рецензии | |
21 | Пейзаж. Практикум анализа пейзажа | 1 | Составление планов по сочинениям о природе в литературном произведении. Сочинение – анализ пейзажа. | |
22 | Анализ цикла лирических произведений. | 1 | Составление планов к сочинению – анализу поэтических циклов. | |
23 - 24 | Проблемно - обобщающие темы сочинений по русской литературе ХХ века. | 2 | Составление планов сочинений на данную тему. Написание вступлений к проблемно – обобщающим темам по русской литературе ХХ века. | |
25 | Разные жанры ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы. | 1 | Практикум, выполнение задания 22 - 25 | |
26 | Эссе как жанр ученического сочинения. | 1 | Практикум, выполнение 25 задания ЕГЭ | |
27 | Очерк как жанр ученического сочинения. | 1 | Составление таблиц, опорных конспектов, анализ текста. Выполнение текстовых заданий, анализ текстов | |
28 | Основная мысль текста – рассуждение. Языковые средства, обеспечивающие связность текста | 1 | Составление памяток, анализ художественных текстов. Текстовые задания, самоанализ творческих работ, подготовка сообщений | |
29 | Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса) | 1 | Построение логической схемы текста-рассуждения, конкурс заметок в стенную печать | |
30 | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. | 1 | Лекция. Выполнение текстовых заданий, анализ текстов | |
31 | Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение. | 1 | Лекция. Выполнение текстовых заданий, анализ текстов | |
32 - 35 | Обобщающе – повторительные уроки. Подготовка к экзаменационному сочинению. Редактирование отрывков сочинений. | 4 | Выполнение 25 задания, анализ текстов |
Список литературы
- Озеров Ю. А. Сочинение на литературную тему. - М.: Школа – Пресс, 2015
- Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. – Н. Новгород: «Деком» , 2005
- Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2000
- Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 2012
- Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. – М.: Просвещение, 1979
- Каркадиновская И. В. Сборник упражнений по лексике и стилистике. – Минск: «Народная Асвета», 2005
- Вульфсон Р. Е. и др. Упражнения по лексике и фразеологии. М.: Просвещение, 2003
- Рыжова Н. В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Экзамен, 2015
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста"
Курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста" - это специальный курс для учащихся старших классов, готовящихся к ЕГЭ. Изучение курса позволит старшеклас...
Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"
Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...
Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"
Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов. На изучение данного курса отводится 34 часа...
Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.Программа курса по русском...
"Теория и практика написания сочинения на ЕГЭ"
Программа элективного курса...
Программа факультатива "Теория и практика написания сочинения"
10 - 11 классы...