"Теория и практика написания сочинения на ЕГЭ"
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме
Программа элективного курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эл.курс "Теория и практика написания сочинения по русскому языку на ЕГЭ" | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Реконструкторская СОШ»
Программа элективного курса для 11 класса
«Теория и практика написания сочинения части «С» Единого Государственного Экзамена»
Учитель Бахтин С.Ф.
П..Реконструкция 2013 год
1. Пояснительная записка
Элективный курс “Теория и практика написания сочинений разных жанров” предназначен для учащихся 11 класса.
Несмотря на то, что подготовка к выполнению части «С» Единого Государственного Экзамена начинается с начальной школы, практика показывают, что не все учащиеся должным образом владеют навыками написания сочинения, так как не всегда умеют анализировать исходный текст и логически правильно и аргументировано построить свой ответ. Этим обстоятельством объясняется необходимость ведения данного элективного курса, который позволит систематизировать, обобщить и углубить знания учащихся по теории сочинения, творчески применить их на практике.
2. Цели курса
-Подготовка учащихся к выпускному экзамену.
-Развитие творческих способностей учащихся.
-Развитие связной монологической речи.
-Развитие логического мышления.
-Привитие любви к родному языку.
3. Задачи курса
Основными задачами курса являются:
– обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения;
– совершенствование навыков написания сочинения-рассуждения;
- развитие продуктивного мышления через анализ текста;
- творческое осмысление полученных знаний и их перенос на личный опыт учащихся;
- развитие способности к самостоятельной деятельности;
- привитие стремления к приобретению знаний.
4. Структура курса
Элективный курс “Теория и практика написания сочинений разных жанров” рассчитан на 35 часов и состоит из четырех разделов:
– введение (1 ч);
– теория сочинения (17 ч);
– практика сочинения (10 ч);
– рецензирование сочинений, редакторская правка (7 ч).
5. Программа курса “Теория и практика написания сочинений разных жанров” (35 часа)
I. Введение (1 ч)
Введение. Цели и задачи элективного курса “Теория и практика написания сочинения-рассуждения”.
Анализ особенностей сочинений ЕГЭ, основные ошибки.
II. Теория сочинения (17 ч)
Сочинение как вид письменной работы по русскому языку. Требования к сочинению. Оценка сочинений.
Структура сочинения-рассуждения, его композиция. Виды вступлений: академическое, личностное, “киношное”, дневниковое, цитатное. Виды концовок. Кольцевая композиция.
Сочинение, подразумевающее выражение личностного отношения к прочитанному тексту. Особенности подобного сочинения.
Определение проблемы текста и способы ее выражения. Приемы «фишбоун», клястер, как способы выявления проблемы.
Комментарий, виды комментария: от противного, вслед за автором, краткий пересказ и другие.
Способы выражения авторской позиции в сочинении: прямые формы, косвенные формы. Способы цитирования.
Выражение собственной позиции.
Аргументация в сочинении. Приемы введения аргументов. Подбор аргументов для сочинения.
Смысловая цельность и речевая связность и последовательность сочинения.
Точность и выразительность речи.
Комплексный анализ текста. Примерная схема анализа.
III. Практика сочинения (10 ч)
Практическая работа № 1. Общий анализ формулировок проблем, входящих в “пакет” для выпускного экзамена, конкретизация проблем, формулировки.
Практическая работа № 2. Практикум: определение и систематизация проблем. Построение вопросно-проблемной схемы.
Практическая работа № 3. Отработка теоретического материала по теме “Позиция автора текста. Способы ее выражения.
Практическая работа № 4 “Способы выражения авторской позиции ”. Виды формулировок авторской позиции. Цитирование (повторение теории способов введения цитат.)
Практическая работа № 5 «Написание комментариев различных видов по проблеме»
Практическая работа № 6. « Устный комментарий актуальных проблем»
Практическая работа № 7. «Подбор аргументов». Устное сочинение.
Практическая работа № 8. «Систематизация аргументов, составление энциклопедии аргументов».
Практическая работа № 9. «Способы введения аргументов в текст, многофункциональность». Написание части текста.
Практическая работа № 10. Написание сочинения по тексту.
IV. Рецензирование сочинений, редакторская правка (7ч)
Смысловая ценность, речевая связность и последовательность изложения.
Виды ошибок в сочинении: нарушение языковых и речевых норм.
Точность и выразительность речи.
Этические ошибки. Фактические ошибки. Как избежать ошибок в сочинении. Выполнение тренировочных упражнений.
Анализ сочинения по критериям ЕГЭ.
Рецензирование сочинений, написанных учащимися. Редакторская правка.
6. Требования к знаниям, умениям и навыкам
В результате реализации данного факультативного курса учащийся
должен знать:
– способы формулирования проблемы текста;
– виды вступлений и заключений;
- Виды комментария;
– основные особенности сочинения ЕГЭ;
– основы анализа текста;
– способы аргументации в сочинении;
– виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;
должен уметь:
– логично выстраивать сочинение по тексту;
– убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;
– выполнять лингвостилистический анализ текста;
– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;
– не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в содержании сочинения.
7. Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Дата изучения | Форма проведения |
1 | Требования к экзаменационному сочинению. | Лекция с иллюстративным материалом | |
2 | Критерии оценки сочинений. | Исследование | |
3 | Повторение теории «Тема». | Конференция | |
4 | Доказательность высказанной мысли, аргументированность выдвинутого положения | Дискуссия | |
5 | Проблематика. | Комбинированное занятие | |
6 | Оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования. Упражнения по стилистике. | Практическая работа | |
7 | Смысловая точность эпиграфов и цитат. Повторение правил цитирования. Способы введения цитат. | Практическая работа | |
8 | Достоверность в освещении литературных и исторических фактов. | Комбинированное занятие | |
9 | Правильное словоупотребление, грамматико-стилистическая грамотность, соблюдение норм литературного языка. Определение типа ошибки и её редактирование. | Практическая работа | |
10 | Подбор аргументов. | Дискуссия | |
11 | Типы сочинений. Практикум определения типов сочинения и постановки задач. | Комбинированное занятие | |
12 | Типы вступлений. Практикум подбора типов вступления к разным темам и написание их. | Урок-практикум | |
13 | Практическая работа. Написание вступления. | Практическая работа | |
14 | Редактирование черновика сочинения. Знакомство с рецензией учителя | Практическая работа | |
15 | Критерии 1-4. Проверка сочинения по критериям. | Групповая работа | |
16 | План и логичность. Последовательность изложения. Типы планов. | Дискуссия | |
17 | Написание рецензии на работу товарища. Обсуждение работ. | Комбинированное занятие | |
18 | Работа над речевыми и стилистическими ошибками. Установление их типологии. | Практическая работа | |
19 | Грамматические и фактические ошибки. | Лекция с иллюстративным материалом | |
20 | Стилистические упражнения | Урок-практикум | |
21 | Нормы литературного языка. Практикум по написанию сочинения. | Практическая работа | |
22 | Тип сочинения – групповая характеристика. Составление плана. Подбор фактического материала. | Лекция с иллюстративным материалом | |
23 | Редакторская правка и написание рецензии на работу товарища. Обсуждение работ. | Групповая работа | |
24 | Совершенствование черновика сочинения | Урок-практикум | |
25 | Практическая работа: проверка сочинения по критериям. | Урок-практикум | |
26 | Повторение лексики. Практикум нахождения языковых средств. | Практическая работа | |
27 | Технология написания, анализ образцов, шаблоны. | Исследование | |
28 | Анализ сочинений-образцов. | Групповая работа | |
29 | Редактирование черновика сочинения, устранение речевых недочётов. | Практическая работа | |
30 | Стилистические упражнения. | Урок-практикум | |
31 | Нормы литературного языка | Конференция | |
32 | Предупреждение речевых ошибок | Комбинированное занятие | |
33 | Повторим теорию. Работа по теории. | Конференция | |
34 | Практикум по написанию сочинения. | Урок-практикум | |
35 | Практикум по написанию сочинения. | Урок-практикум |
8. Технологии проведения занятий.
Для получения высоких практических результатов необходимо использовать активные формы обучения: семинар, конференция, исследование, практическая работа и другие.
Работа может проводиться фронтально, в парах или сменных группах, индивидуализированно.
9. Литература
- Единый государственный экзамен 2012. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: В.И.Капинос, Л. И. Пучкова, И. П. Цыбулько – М.: Интеллект-Центр, 2011.
- ЕГЭ-2012: Русский язык / ФИПИ авторы-составители: И.П. Цыбулько А.Ю. Бисеров, Н.В. Соколова, И.П. Васильевых, Ю.Н. Гостева, И.Б. Маслова, – М.: Астрель, 2010.
- Александров В.Н., Соловьева Т.В. – М.: Интеллект-Центр, 2010.
- Тренировочные задания. Русский язык/ ФИПИ авторы- составители: Л.С. Степанова, И.Б. Маслова, А.В. Терентьева – М.: Эксмо, 2011.
- ЕГЭ. Русский язык. Тематические тестовые задания/ФИПИ авторы: Ю.Н. Гостева, В.В. Львов – М.: Экзамен, 2011.
- ЕГЭ-2012. Русский язык. 10 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Цыбулько И.П., Гостева Ю.Н. – М.: Национальное образование, 2011.
- Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – М.: Просвещение, 2010.
- Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Москва, Айрис-пресс. 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специальный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста"
Курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста" - это специальный курс для учащихся старших классов, готовящихся к ЕГЭ. Изучение курса позволит старшеклас...
Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"
Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...
Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"
Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов. На изучение данного курса отводится 34 часа...
Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.Программа курса по русском...
Программа факультатива "Теория и практика написания сочинения"
10 - 11 классы...
Программа факультатива "Теория и практика написания сочинения"
10 - 11 классы...