Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
элективный курс по русскому языку (6 класс) по теме
Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.
Программа курса по русскому языку рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
Актуальность курса.
Сочинение – один из жанров литературного творчества учащихся, наряду с изложением, исследовательской работой и др., это оформление (изложение) учащимися собственных мыслей на определённую тему (заданную или самостоятельно выбранную). Цель сочинения – формировать коммуникативные умения, развивать логическое и абстрактное мышление, раскрывать эстетические способности, пополнять фактические знания и др.
Л.Н. Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера»…Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит».
Обучение написанию сочинений разных жанров на уроках русского языка и литературы проводится на протяжении десяти школьных лет (впечатлением от прочитанной книги дети делятся уже в начальной школе).
Но каждый раз, проверяя письменные работы учащихся, учителя сетуют на то, что качество творческих работ оставляет желать лучшего.
Вероятно, проблема заключается в том, что работа по развитию речи неравномерно рассредоточена в программе по русскому языку и литературе; возможно, в погоне за безупречной грамотностью, учителя сокращают количество часов на обучение написанию сочинений. Кроме того, существует мнение, что кому-то дано умение писать сочинения, а кого-то просто невозможно научить этому нелёгкому делу.
Как показывает практика, учащиеся испытывают неуверенность, волнение, может быть, страх перед сочинением, с одной стороны, потому что настало время серьёзной оценки знаний, умений, навыков, а с другой стороны, многие учащиеся попросту не научились писать сочинения. Здесь можно сослаться на то, что учащиеся очень мало читают, намного меньше стали общаться, косноязычны. Часто причину всех этих бед видят в активном вхождении в нашу жизнь компьютера. Отчасти это так.
Ситуацию мы изменить не можем, но в современном образовательном процессе появилась уникальная возможность привлечь информационные технологии для развития коммуникативных способностей учащихся, для приобщения к миру художественной литературы посредством ИКТ.
Цели курса:
- способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи;
- научить уместному, умелому использованию языкового потенциала;
- систематизировать знания по теории сочинения, закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений;
- развивать творческие способности.
Задачи курса:
- научить учащихся концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию;
- формировать творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития ученика, образное мышление подростков;
- воспитывать заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство писателя;
- совершенствовать речевую культуру учащихся;
- развивать коммуникативнось обучающихся.
Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинения). Развитие коммуникативной, литературоведческой компетентности учащихся через обращение к шедеврам русской литературы 19-20 вв.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_teoriya_i_praktika_sochineniy_raznykh_zhanrov_6_kl.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
элективного курса по русскому языку
в 6 классе
"Теория и практика написания сочинений
разных жанров"
Пояснительная записка
Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.
Программа курса по русскому языку рассчитана на 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
Актуальность курса.
Сочинение – один из жанров литературного творчества учащихся, наряду с изложением, исследовательской работой и др., это оформление (изложение) учащимися собственных мыслей на определённую тему (заданную или самостоятельно выбранную). Цель сочинения – формировать коммуникативные умения, развивать логическое и абстрактное мышление, раскрывать эстетические способности, пополнять фактические знания и др.
Л.Н. Толстой отмечал: «Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы «лилось из-под пера»…Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит».
Обучение написанию сочинений разных жанров на уроках русского языка и литературы проводится на протяжении десяти школьных лет (впечатлением от прочитанной книги дети делятся уже в начальной школе).
Но каждый раз, проверяя письменные работы учащихся, учителя сетуют на то, что качество творческих работ оставляет желать лучшего.
Вероятно, проблема заключается в том, что работа по развитию речи неравномерно рассредоточена в программе по русскому языку и литературе; возможно, в погоне за безупречной грамотностью, учителя сокращают количество часов на обучение написанию сочинений. Кроме того, существует мнение, что кому-то дано умение писать сочинения, а кого-то просто невозможно научить этому нелёгкому делу.
Как показывает практика, учащиеся испытывают неуверенность, волнение, может быть, страх перед сочинением, с одной стороны, потому что настало время серьёзной оценки знаний, умений, навыков, а с другой стороны, многие учащиеся попросту не научились писать сочинения. Здесь можно сослаться на то, что учащиеся очень мало читают, намного меньше стали общаться, косноязычны. Часто причину всех этих бед видят в активном вхождении в нашу жизнь компьютера. Отчасти это так.
Ситуацию мы изменить не можем, но в современном образовательном процессе появилась уникальная возможность привлечь информационные технологии для развития коммуникативных способностей учащихся, для приобщения к миру художественной литературы посредством ИКТ.
Цели курса:
- способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи;
- научить уместному, умелому использованию языкового потенциала;
- систематизировать знания по теории сочинения, закрепить полученные знания на практике через систему творческих заданий, речетворческих упражнений, написание сочинений;
- развивать творческие способности.
Задачи курса:
- научить учащихся концентрироваться на проблеме, собирать и осмысливать информацию;
- формировать творческое воображение как направление интеллектуального и личностного развития ученика, образное мышление подростков;
- воспитывать заинтересованного читателя, способного воспринимать и оценивать мастерство писателя;
- совершенствовать речевую культуру учащихся;
- развивать коммуникативнось обучающихся.
Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного произведения и при написании сочинения). Развитие коммуникативной, литературоведческой компетентности учащихся через обращение к шедеврам русской литературы 19-20 вв.
Тематическое планирование
элективного курс по русскому языку
« Теория и практика написания сочинений разных жанров»
6 класс
(34 ч.: 1 ч. в неделю)
№ п-п | Кол-во часов | Дата | Тема занятия | Примечание |
1. | 1ч. | Повторение изученного о тексте и его частях. Лексические средства связи. Морфологические средства создания выразительности текста. | ||
2. | 1ч. | Стили и типы речи. Понятие о стилистической норме. | ||
3. | 1ч. | Понятие об официально-деловом стиле: особенности, жанры, сфера употребления. | ||
4. | 1ч. | Деловой стиль «наоборот» (Использование официально-делового стиля для создания комической ситуации). | ||
5. | 1ч. | Изложение адаптированного текста с последующим редактированием лексических средств. | ||
6. | 1ч. | Составление рассказа, в основе сюжета которого лежит фразеологический оборот, понимаемый буквально. | ||
7. | 1ч. | Сложный план. Языковые средства его оформления. | ||
8. | 1ч. | Словотворчество. | ||
9. | 1ч. | Словотворчество. Сбор материала к сочинению, его систематизация. | ||
10. | 1ч. | Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в официально-деловом стиле. | ||
11. | 1ч. | Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания помещения в художественном стиле. | ||
12. | 1ч. | Сочинение-описание помещения в художественном и официально-деловом стилях. | ||
13. | 1ч. | Сжатое изложение повествовательного текста с элементами описания пейзажа (местности) в художественном стиле. | ||
14. | 1ч. | Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания пейзажа (местности) в разговорном стиле. | ||
15. | 1ч. | Сочинение-описание пейзажа в художественном стиле. Пейзажные зарисовки. | ||
16. | 1ч. | Сочинение-рассуждение на нравственно-этическую тему на основе прочитанного в художественном стиле. | ||
17. | 1ч. | Сочинение-рассуждение в научном стиле. | ||
18. | 1ч. | Сочинение юмористического рассказа на основе услышанного или увиденного. | ||
19. | 1ч. | Сочинение «страшного» рассказа по воображению в художественном стиле. | ||
20. | 1ч. | Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам. | ||
21. | 1ч. | Сочинение-рассказ по данному началу в художественном стиле. | ||
22. | 1ч. | Составление рецензии на иллюстрации к известным художественным произведениям. | ||
23. | 1ч. | Изложение повествовательного текста с изменением лица рассказчика и авторской позиции. | ||
24. | 1ч. | Составление монологов и диалогов неодушевленных предметов. | ||
25. | 1ч. | Рассказ от лица животного. | ||
26. | 1ч. | Анализ сочинения. Редактирование языковых средств. | ||
27. | 1ч. | Способы создания комических ситуаций на основе известных анекдотов (сценка, рассказ, статья). | ||
28. | 1ч. | Сочинение рифмованного текста-лимерика. | ||
29. | 1ч. | Сочинение на основе фантастической гипотезы. Час общения с литературными героями. | ||
30. | 1ч. | Этюд «Мой Пушкин». | ||
31. | 1ч. | Очерк о трагическом герое. | ||
32. | 1ч. | Составление речевой характеристики комических персонажей. | ||
33. | 1ч. | Литературные герои среди нас (Путешествие во времени и пространстве). | ||
34. | 1ч. | Зачетная творческая работа. Написание сочинений разных жанров. |
Учебно- методическое обеспечение
1.Дубровская В.В. и др. Трудный жанр: сочинение, творческая работа, мини-исследование // Барнаул: АКИПКРО, 2005г.
2.Обернихина Г.А. Сочинение на литературную тему //М.:АРКТИ, 1999г.
3.Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением // Москва.: Высш. шк.,1990г.
4.Руссова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение и диктант // Н. Новгород: Издательство «ДЕКОМ», 1994г.
5.Торкунова Т.В. Как писать сочинение // М.: АЙРИС, 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов. На изучение данного курса отводится 34 часа...
ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
ПРОГРАММАэлективного курса по русскому языкув 6 классе"Теория и практика написания сочиненийразных жанров" Пояснительная записка Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса со...
Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса
Элективный курс по русскому языку_Текст. Теория и практика_ для учащихся 11 класса...
Рабочая программа элективного курса по математике 9 класс "Теория и практика решения задач повышенной трудности"
Рабочая программа элективного курса по математике для 9 класса "Теория и практика решения задач повышенной трудности" рассчитана на 1 учебный год. 70 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»
Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку рассчитана...
Учебная программа элективных курсов для учащихся 8 класса «Теория и практика работы с текстом. Подготовка к ОГЭ»
В соответствии с ФГОС основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность. Особое место в образовательной пр...
Рабочая программа. Элективный курс по русскому языку. Теория и практика написания изложения и сочинения. 9 класс
Теория и практика написания изложения и сочинения....