Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме
Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочинения в рамках части "С" Единого государственного экзамена по русскому языку.Программа выстроена так, что идет работа не только с композицией сочинения, с логическим оформлением работы, с обучением учащихся составить аргументированное собственное мнение по проблеме исходного текста и позиции автора, но и по устранению нарушения норм современного русского литературного языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bez_imeni_1.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Лицей №1»
Программа элективных курсов
«Теория и практика написания сочинений часть 3(С)»
Учитель высшей категории
Кузнецова Г.И.
Пермь, 2012
Курс «Теория и практика написания сочинения часть 3(С)» представляет систему занятий для выполнения самой сложной части Единого государственного экзамена — написания сочинения по прочитанному тексту.
Курс направлен на получение дополнительных теоретических знаний о структуре и компонентах сочинения-рассуждения и формирование практических навыков написания сочинений, что позволит учащимся качественно подготовиться к экзамену в формате ЕГЭ.
Цель курса:
Поэтапное обучение структуре сочинения-рассуждения.
Задачи курса:
Усваивать технологию написания сочинения-рассуждения.
Систематизировать основные теоретические сведения о сочинении-рассуждении.
Использовать схемы, таблицы для оптимального восприятия и запоминания теоретического материала.
Работать над типичными ошибками в части С.
В результате усвоения курса учащиеся должны:
Знать:
Специфику написания сочинения-рассуждения.
Основные теоретические положения о структуре, композиции, компонентах сочинения-рассуждения.
Уметь:
Выделять главную проблему текста.
Выстраивать комментарий к проблеме текста.
Определять позицию автора.
Аргументировать свою позицию.
Курс рассчитан на 34 учебных часа и может быть реализован в 10- 11 классах.
№ п/п | № урока в теме | Название темы. | Формы учебной деятельности. |
1 | 1 | Требования к части С. Критерии проверки и оценки сочинения. | Лекция с элементами беседы. |
2 | 1 | Проблема текста. Типы проблем. | Составление таблицы. |
3 | 1 | Способы выявления проблем. Выбор одной проблемы из нескольких. | Работа с текстом. |
4 | 1 | Формулировка проблемы. | Работа с текстом. |
5 | 1 | Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы. | Записывание и запоминание. |
6 | 1 | Работа над типичными ошибками при формулировании проблемы. | Редактирование. |
7-8 | 1-2 | Практикум по выявлению проблем текста. | Работа с текстом. |
9 | 1 | Комментарий к проблеме. Типовые конструкции для комментария проблемы. | Записывание и запоминание. |
10 | 1 | Введения цитат в текст сочинения. | Повторение материала. |
11 | 1 | Аспекты проблемы. Оформление текстуального комментария. | Мини-работа. |
12 | 1 | Оформление концептуального комментария. | Мини-работа. |
13 | 1 | Работа над типичными ошибками при комментарии проблем. | Замена пересказа комментарием. |
14-15 | 1-2 | Практикум по оформлению проблем комментария. | Работа с текстом. |
16 | 1 | Авторская позиция. Средства выражения позиции автора. | Составление таблицы. |
17 | 1 | Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции. | Проговаривание, прописывание. |
18 | 1 | Работа над типичными ошибками при формулировании позиции автора. | Редактирование. |
19-20 | 1-2 | Практикум по определению позиции автора. | Работа с текстом. |
21 | 1 | Аргументация собственной позиции. | Подбор аргументов. |
22-23 | 1 | Виды аргументов. | Составление таблицы. |
24 | 1 | Структура аргумента. | Выстроить аргументы. |
25 | 1 | Работа над типичными ошибками аргументации. | Редактирование. |
26 | 1 | Типовые конструкции для выражения собственной позиции. | Записывание и запоминание. |
27-28 | 1-2 | Практикум по подбору аргументов. | Анализ аргументов. |
29 | 1 | Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями. | Повторить средства связи. |
30 | 1 | Виды и формы вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении. | Анализ видов и форм вступлений и заключений. |
31 | 1 | Речевое оформление. | Чтение образцов. |
32 | 1 | Типы ошибок. | Работа с ними. |
33-34 | 1-2 | Практикум по написанию сочинения. | Написание работы. |
Список использованной литературы.
1.Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по русскому языку. (Электронный ресурс). - Электрон.текст дан. - Москва: ФИПИ, 2010.
2.Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. М.: Айрис-пресс, 2007.
3.Егораева Г.Т. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С). М. «Экзамен», 2011.
4.Максимович Т.И., Пугачев И.А. Русский язык: Выполнение части 3(часть С). М.: «Астрель», 2009.
5.Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинения на ЕГЭ. Ростов-на-Дону.: Легион-М, 2011.
6.СимаковаЕ.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение» ООО «Издательство Астрель», 2008.
7.Трошева Т.Б. Русский язык: ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Пермь, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"
Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»
Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов. На изучение данного курса отводится 34 часа...
Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"
Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.Программа курса по русском...
Программа факультатива "Теория и практика написания сочинения"
10 - 11 классы...
Программа факультатива "Теория и практика написания сочинения"
10 - 11 классы...
Программа курса "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста"
Программа нацелена на формирование ключевых умений и навыков при создании письменного монологического высказывания, предполагает теоретическую и практическую подготовку. Её новизна заключается в том, ...
Рабочая программа элективного курса "Практикум по написанию сочинения". 11 класс (34 часа, базовый уровень)
Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинения» для 11 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта среднег...