Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме

Кузнецова Галина Ивановна

Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочинения в рамках части "С" Единого государственного экзамена по русскому языку.Программа выстроена так, что идет работа не только с композицией сочинения, с логическим оформлением работы, с обучением учащихся составить аргументированное собственное мнение по проблеме исходного текста и позиции автора, но и по устранению нарушения норм современного русского литературного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bez_imeni_1.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей №1»

Программа элективных курсов

«Теория и практика написания сочинений часть 3(С)»

Учитель высшей категории

 Кузнецова Г.И.

Пермь, 2012

        Курс «Теория и практика написания сочинения часть 3(С)» представляет систему занятий для выполнения самой сложной части Единого государственного экзамена — написания сочинения по прочитанному тексту.

        Курс направлен на получение дополнительных теоретических знаний о структуре и компонентах сочинения-рассуждения и формирование практических навыков написания сочинений, что позволит учащимся качественно подготовиться к экзамену в формате ЕГЭ.

        Цель курса:

Поэтапное обучение структуре сочинения-рассуждения.

        Задачи курса:

Усваивать технологию написания сочинения-рассуждения.

Систематизировать основные теоретические сведения о сочинении-рассуждении.

Использовать схемы, таблицы для оптимального восприятия и запоминания теоретического материала.

Работать над типичными ошибками в части С.

В результате усвоения курса учащиеся должны:

        Знать:

Специфику написания сочинения-рассуждения.

Основные теоретические положения о структуре, композиции, компонентах сочинения-рассуждения.

        Уметь:

Выделять главную проблему текста.

Выстраивать комментарий к проблеме текста.

Определять позицию автора.

Аргументировать свою позицию.

        Курс рассчитан на 34 учебных часа и может быть реализован в 10- 11 классах.

№      п/п

№ урока в теме

Название темы.

Формы учебной

деятельности.

1

1

Требования к части С. Критерии проверки и оценки сочинения.

Лекция с

элементами

беседы.

2

1

Проблема текста. Типы проблем.

Составление

 таблицы.

3

1

Способы выявления проблем. Выбор одной проблемы из нескольких.

Работа с текстом.

4

1

Формулировка проблемы.

Работа с текстом.

5

1

Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы.

Записывание и

запоминание.

6

1

Работа над типичными ошибками при формулировании проблемы.

Редактирование.

7-8

1-2

Практикум по выявлению проблем текста.

Работа с текстом.

9

1

Комментарий к проблеме. Типовые конструкции для комментария проблемы.

Записывание и

запоминание.

10

1

Введения цитат в текст сочинения.

Повторение

 материала.

11

1

Аспекты проблемы. Оформление текстуального комментария.

Мини-работа.

12

1

Оформление концептуального комментария.

Мини-работа.

13

1

Работа над типичными ошибками при комментарии проблем.

Замена пересказа

комментарием.

14-15

1-2

Практикум по оформлению проблем комментария.

Работа с текстом.

16

1

Авторская позиция. Средства выражения позиции автора.

Составление

таблицы.

17

1

Автор и рассказчик. Типовые конструкции для выражения авторской позиции.

Проговаривание,

прописывание.

18

1

Работа над типичными ошибками при формулировании позиции автора.

Редактирование.

19-20

1-2

Практикум по определению позиции автора.

Работа с текстом.

21

1

Аргументация собственной позиции.

Подбор аргументов.

22-23

1

Виды аргументов.

Составление

таблицы.

24

1

Структура аргумента.

Выстроить

 аргументы.

25

1

Работа над типичными ошибками аргументации.

Редактирование.

26

1

Типовые конструкции для выражения собственной позиции.

Записывание и

запоминание.

27-28

1-2

Практикум по подбору аргументов.

Анализ  

аргументов.

29

1

Композиция сочинения. Основные средства связи между предложениями.

Повторить

 средства

связи.

30

1

Виды и формы вступления. Виды заключения. Типовые конструкции, используемые в заключении.

Анализ видов

 и форм

вступлений

и заключений.

31

1

Речевое оформление.

Чтение образцов.

32

1

Типы ошибок.

Работа с ними.

33-34

1-2

Практикум по написанию сочинения.

Написание работы.

Список использованной литературы.

1.Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по русскому языку. (Электронный ресурс). - Электрон.текст дан. - Москва: ФИПИ, 2010.

2.Долинина Т.А. Русский язык. Как написать сочинение на Едином государственном экзамене. М.: Айрис-пресс, 2007.

3.Егораева Г.Т. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Часть 3 (С). М. «Экзамен», 2011.

4.Максимович Т.И., Пугачев И.А. Русский язык: Выполнение части 3(часть С). М.: «Астрель», 2009.

5.Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинения на ЕГЭ. Ростов-на-Дону.: Легион-М, 2011.

6.СимаковаЕ.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ «Сочинение» ООО «Издательство Астрель», 2008.

7.Трошева Т.Б. Русский язык: ЕГЭ. Сочинение-рассуждение. Пермь, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"

   Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

    Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов.      На изучение данного курса отводится 34 часа...

Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"

Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.Программа курса по русском...

Программа курса "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста"

Программа нацелена на формирование ключевых умений и навыков при создании письменного монологического высказывания, предполагает теоретическую и практическую подготовку. Её новизна заключается в том, ...

Рабочая программа элективного курса "Практикум по написанию сочинения". 11 класс (34 часа, базовый уровень)

Рабочая программа элективного курса «Практикум по написанию сочинения» для 11 класса составлена с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта среднег...