Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
рабочая программа (6 класс)

Смолкина Елена Александровна

Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 2). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya_russkiy_yazyk.docx36.4 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

Телефон: (499)179-66-81  Факс: (499)177-67-66  E-mail: sk65@edu.mos.ru  http://schuvc65.mskobr.ru/

ИНН/КПП 7722306978/772201001  ОКАТО 45290590000  ОГРН 1037700227157  ОКТМО 45395000

           

«Рассмотрено»

на заседании Методического совета

Протокол № ____

«______»______________2021 г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ СКШИ № 65

________________\С.И. Перепелкина\

«______» ______________2021 г.

              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                       ПО ПРЕДМЕТУ

«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (РУССКИЙ ЯЗЫК)»

           НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

                         6 КЛАСС И/О

                                                                                                                                                                             Разработчик программы

учитель

Смолкина Е.А.

                                                                                                                                                     

 

                                                                                                                                                                     

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования для глухих обучающихся (вариант 1.4) ГКОУ СКШИ №65.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У ребенка отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеется трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У ребенка отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. В связи с этим, обучение ребенка речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Цель обучения основам коммуникации – формирование коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия; развития речи как средства общения.

Задачи обучения основам коммуникации:

  • первоначальной основой является развитие общения взрослого с ребенком с использованием всех доступных ребенку невербальных и вербальных средств;
  • в обучении используется дактильная форма речи, письменная и устная формы речи;
  • обучение языку осуществляется в процессе общения, в тесной связи с деятельностью учащегося;
  • в зависимости от возможности, обучающегося могут быть выделены подготовительный (пропедевтический) и основной этапы, продолжительность каждого из них зависит от возможности учащегося.

Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» включает следующие разделы: русский язык (развитие речи, обучение грамоте, чтение).

Целесообразно использовать комплексный подход, т.е. не выделять специальные занятия по жестовому языку, развитию речи, чтению, а проводить их целостно, включая в уроки как задачи по развитию речи, так и обучение чтению и письму. Важно, чтобы работа по развитию коммуникации была тесно связана с доступной и интересной для учащегося предметно-игровой, предметно-практической деятельностью.

Одной из основных задач является развитие коммуникативного опыта учащегося в тесной связи с их личным опытом, формирование интереса к различным формам речи, желание пользоваться ею. К введению слов и простых фраз педагог подводит ребенка только тогда, когда у учащегося сформированы элементарные основы произвольного поведения и внимания.

Первоначально ученика учат понимать названия окружающих предметов, простые инструкции, связанные с организацией жизни. предъявляются с использованием всех доступных вербальных и невербальных средств: жестов, пиктограмм, картинок; графического изображения словарь (табличек), устного называния. Поддерживаются все ответные реакции ученика как речевые, так и неречевые: указания на предметы, выполнение действий и т.д. В процессе предъявления материала значение придается формированию навыков зрительного восприятия речи, что предполагает многократное повторение слов и фраз с указанием на соответствующие предметы и действия. Усвоение глухим учеником слов и фраз требует многократного повторения, воспроизведения их в условиях разных видов деятельности, повторения и закрепления в условиях семьи, особенно в тех случаях, если ученик посещает школу не каждый день. В первую очередь важно научить обучающегося пониманию и воспроизведению слов и фраз, необходимых для обеспечения его жизнедеятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА:

Наша школа

Описание летних каникул. Работа по серии картин: «Школа». Учебные вещи. Их применение. Работа по серии картин: «Утро». Работа по серии картин: «Класс». Что есть в классе? Кто работает в школе?

В столовой

Кто готовит еду в столовой? Что делает повар? Повар берет продукты. Мы обедаем. Что есть в столовой? На столе стоят чашки, тарелки…Работа с сюжетной картиной «В столовой». Кто готовит еду в столовой?

Овощи и фрукты

Рассказ "Овощи и фрукты" (чтение рассказа). "Овощи и фрукты" (описание овощей). "Овощи и фрукты" (описание фруктов). Что растет в саду и на огороде?

Осенние цветы

Рассказ "Осенние цветы" (чтение и показ на картине). "Осенние цветы" (раскрашивание). "Осенние цветы" (грамматическое упражнение). Работа в прописях.

Грибы

Рассказ "Грибы" (чтение и подклад. таблички). "Грибы" (съедобные и несъедобные). "Грибы" (грамматическое упражнение). "Грибы" (ответы на вопросы).

Деревья осенью

"Деревья" (подклад. табличек, чтение). Коллекция листьев. Описание листьев разных деревьев. Изготовление коллажа из листьев.

Поздняя осень

Работа в прописях. Описание погоды по картине. "Поздняя осень. В парке осенью" (чтение с показом по картине). "Поздняя осень. В парке осенью." (наблюдение погоды).

Время года -зима

Рассказ "Наступила зима" (чтение рассказа). Праздник в школе (чтение и вписывание слов). "Праздник в школе" (рисование ёлки). "Праздник в школе" (описание по рисунку). "Праздник в школе" (грамматическое упражнение). Елочные украшения. Словарная работа. Дед мороз и Снегурочка. Грамматическое упражнение в тетради. Описание зимних каникул по картинкам.

Зимующие птицы

Названия зимующих птиц. Как люди помогают зимующим птицам? Какие птицы прилетают к кормушке? Описание птиц по картинкам. Описание вороны и воробья.

Рыбы

Грамматическое упражнение в тетради. Рассказ "Аквариум с рыбками" (чтение). "Аквариум с рыбками" (вписывание слов)."Аквариум с рыбками" (описание рыбок).

Повторение. Глаголы

Работа в прописях. Грамматическое упражнение в тетради. Вопросы: Кто? + Что делает? Вопросы: Что? + Что делает? Дописывание предложений по опорным словам.

Составление коротких предложений

Составление предложений по вопросной схеме:" Кто? + Что делает?" Дополнение предложений. Составление предложений по вопросной схеме:" Что? + Что делает?" Дописывание предложений по опорным табличкам. Замена рисунков словами.

Город

Город. Работа со словарем. Город. Занятие с иллюстрацией и с письменными табличками. Что есть в городе? Транспорт в городе. Транспорт. Ответы на вопросы. Городские улицы. Что расположены на улицах? Магазины в городе.

Деревня

Деревня. Работа со словарем. Деревня. Работа с табличками. Кто живет в деревне? Домашние животные живут в деревне. Домашние животные. Работа с табличками.

Что едят домашние животные? Домашние животные. Какую пользу приносят домашние животные. Беседа по картинкам. Дикие животные. Домашние животные. Кто где живет?

Семья

Семья Маши. Семья. Рассказ о семье. Члены семьи, их имена. Семья. Слова, обознающиеся действия: варит, моет, помогает, читает, играет. Семья. Работа с табличками. Семья. Ответы на вопросы.

Время года - весна

Рассказ "В парке" (рассмотрение картинки, подклад. табличек). "В парке" (ответы на вопросы). "В парке" (чтение и показ на картинке). "В парке" (грамматическое упражнение). "В парке" (действия детей). "В парке" (зарисовка и подписывание). Насекомые. Работа с письменными табличками. Вредные и полезные насекомые. «В саду» (рассмотрение картинки, подклад. табличек). «В саду» (чтение и показ на картинке). «В саду» (грамматическое упражнение). «В саду» (зарисовка и подписывание). Скоро лето.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Личностные результаты освоения учебного предмета

  • желание вступать в коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
  • умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского жестового языка,
  • наличие мотивации к речевому общению;
  • формирование способности овладения началами продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, наличие мотивов учебной деятельности;
  • стремление к проявлению учебной дисциплины; к расширению собственных навыков общения и накоплению жестового запаса;
  • овладение навыками коммуникации: доброжелательность, готовность идти на контакт, стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности и в различных социальных ситуациях;
  • бережное отношение к результату чужого труда;
  • осознание себя членом школьного коллектива;
  • представление о нравственно-этических ценностях (помощь другому человеку; выражение сочувствия, благодарности; выполнение общепринятых правил и др.); стремление проявлять заботу и внимание по отношению к окружающим людям и животным;
  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в школе;
  • развитие самостоятельности в своих действиях.

Предметные результаты освоения учебного предмета

Обучающийся должен знать:

  • развитие коммуникативной активности учащегося;
  • развитие речевого поведения при соблюдении основ речевого этикета, культуры речевого общения, включая умения в процессе коммуникации при восприятии вопросов – давать краткие и полные ответы, при восприятии заданий – выполнять их, давать краткий или полный комментарий к собственным действиям; при восприятии сообщений – повторять их;
  • развитие умений участвовать в диалоге и полилоге;
  • развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы;
  • использование при решении коммуникативных задач в разных видах учебной и внеурочной деятельности речевого материала, отработанного на индивидуальных занятиях.

Учащийся должен уметь:

  • понимание и использование слов и простых фраз, обозначающих объекты и явления окружающего мира;
  • умение использовать знакомый речевой материал в устно-дактильной и письменной форме в процессе коммуникации в бытовых и практических ситуациях;
  • умение участвовать в диалоге в зависимости от коммуникативной ситуации;
  • умение дополнять отсутствие речевых средств невербальными средствами;
  • понимание и использование жестовой коммуникации в быту и на занятиях;
  • умение читать (устно-дактильно/дактильно) данные о себе, названия окружающих предметов и действий с ними, соотнести прочитанное с реальными продемонстрировать, ответить);
  • умение написать печатными буквами информацию о себе, имена близких людей, названия знакомых предметов и явлений; использовать письменную речь как средство коммуникации в случае необходимости.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На урок отводится 3 часа в неделю (103 часа в учебном году).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Темы

Количество часов

1

Наша школа

6

2

В столовой

8

3

Овощи и фрукты.

4

4

Осенние цветы.

4

5

Грибы.

4

6

Деревья осенью.

4

7

Поздняя осень.

5

8

Время года -зима.

9

9

Зимующие птицы.

5

10

Рыбы.

4

11

Повторение. Глаголы.

5

12

Составление коротких предложений

6

13

Город

8

14

Деревня

8

15

Домашние птицы

2

16

Семья

5

17

Время года - весна.

16

Итого

103

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» ПРЕДУСМАТРИВАЕТ:

  • графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий, фотографии, муляжи, наборы букв; предметные и сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
  • дидактический демонстрационный материал «Времена года», «Дикие животные», «Деревня», «Стихийные явления природы», «Живой уголок», «Домашние животные», «Зимующие птицы»;
  • карточки написанными поручениями, карточки с отчетом по выполненным поручениям;
  • информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для обучения жестовой речи, доступные обучающие компьютерные программы;
  • тексты для чтения, книжки-самоделки, видеоматериалы.

УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

  • Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
  • Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова «Русский язык» учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: М. «Просвещение», 2017 г.
  • Э.В. Якубовская Рабочая тетрадь по русскому для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2-х частях. «Читай, думай, пиши». – 2-е издание; Москва, «Просвещение» 2019.
  • Зыкова Т. С., Кузьмичева Е. П.: Русский язык. Развитие речи. Учебник для глухих обучающихся. В 2-х частях. ФГОС ОВЗ: Коррекционная педагогика; Просвещение, 2019 г.
  • Зыкова Т. С., Кац З.Г., Руленкова Л.И.: Русский язык. Развитие речи. Учебник для глухих обучающихся. В 2-х частях. ФГОС ОВЗ: Коррекционная педагогика; Просвещение, 2019 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Наша школа

Описание летних каникул

Работа по серии картин: «Школа»

Учебные вещи. Их применение.

Работа по серии картин: «Утро»

Работа по серии картин: «Класс»

Что есть в классе? Кто работает в школе?

В столовой

Кто готовит еду в столовой?

Что делает повар?

Повар берет продукты

Мы обедаем

Что есть в столовой?

На столе стоят чашки, тарелки…

Работа с сюжетной картиной «В столовой»

Кто готовит еду в столовой?

Овощи и фрукты

Рассказ "Овощи и фрукты" (чтение рассказа)

"Овощи и фрукты" (описание овощей)

"Овощи и фрукты" (описание фруктов)

Что растет в саду и на огороде?

Осенние цветы

Рассказ "Осенние цветы" (чтение и показ на картине)

"Осенние цветы" (раскрашивание)

"Осенние цветы" (грамматическое упражнение)

Работа в прописях

Грибы

Рассказ "Грибы" (чтение и подкл. таблички)

"Грибы" (съедобные и несъедобные)

"Грибы" (грамматическое упражнение)

"Грибы" (ответы на вопросы)

Деревья осенью

"Деревья" (подклад. табличек, чтение)

Коллекция листьев .

Описание листьев разных деревьев

Изготовление коллажа из листьев

Поздняя осень

Работа в прописях

Описание погоды по картине

"Поздняя осень. В парке осенью" (чтение с показом по картине)

"Поздняя осень. В парке осенью." (наблюдение погоды)

Обобщающий урок

Время года -зима

Рассказ "Наступила зима" (чтение рассказа)

Праздник в школе (чтение и вписывание слов)

"Праздник в школе" (рисование ёлки)

"Праздник в школе" (описание по рисунку)

"Праздник в школе" (грамматическое упражнение)

Елочные украшения. Словарная работа.

Дед мороз и Снегурочка.

Грамматическое упражнение в тетради

Описание зимних каникул по картинкам

Зимующие птицы

Названия зимующих птиц.

Как люди помогают зимующим птицам?

Какие птицы прилетают к кормушке?

Описание птиц по картинкам

Описание вороны и воробья

Рыбы

Грамматическое упражнение в тетради

Рассказ "Аквариум с рыбками" (чтение)

"Аквариум с рыбками" (вписывание слов)

"Аквариум с рыбками" (описание рыбок)

Повторение. Глаголы.

Работа в прописях

Грамматическое упражнение в тетради

Вопросы: Кто? + Что делает?

Вопросы: Что? + Что делает?

Дописывание предложений по опорным словам.

Составление коротких предложений

Составление предложений по вопросной схеме:" Кто? + Что делает?"

Дополнение предложений.

Составление предложений по вопросной схеме:" Что? + Что делает?"

Дописывание предложений по опорным табличкам.

Замена рисунков словами.

Обобщающий урок

Город

Город. Работа со словарем.

Город. Занятие с иллюстрацией и с письменными табличками.

Что есть в городе?

Транспорт в городе.

Транспорт. Ответы на вопросы.

Городские улицы

Что расположены на улицах?

Магазины в городе.

Деревня

Деревня. Работа со словарем.

Деревня. Работа с табличками.

Кто живет в деревне?

Домашние животные живут в деревне.

Домашние животные. Работа с табличками.

Что едят домашние животные?

Домашние животные. Какую пользу приносят домашние животные. Беседа по картинкам.

Дикие животные. Домашние животные. Кто где живет?

Домашние птицы

Домашние птицы живут в деревне.

Домашние птицы. Занятие с табличками

Семья

Семья Маши

Семья. Рассказ о семье. Члены семьи, их имена.

Семья. Слова, обознающиеся действия: варит, моет, помогает, читает, играет.

Семья. Работа с табличками.

Семья. Ответы на вопросы.

Время года - весна

Рассказ "В парке" (рассмотрение картинки, подкл. табличек)

"В парке" (ответы на вопросы)

"В парке" (чтение и показ на картинке)

"В парке" (грамматическое упражнение)

"В парке" (действия детей)

"В парке" ( зарисовка и подписывание)

Насекомые. Работа с письменными табличками.

Вредные и полезные насекомые (зарисовка и подписывание)

Вредные и полезные насекомые (зарисовка и подписывание)

«В саду» (рассмотрение картинки, подкл. табличек)

«В саду» (чтение и показ на картинке)

«В саду» (грамматическое упражнение)

«В саду» (зарисовка и подписывание)

Скоро лето.

Повторение пройденного

Обобщающий урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 6 класса II вида, вариант II

Пояснительная записка          Необходимость составления данной рабочей программы объясняется тем, что учебный план ГС(К)ОУ предполагает изучение кур...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса к учебнику Бархударова С.Г....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа составлены на основе учебника "Русский язык" под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова....

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование ро русскому языку для 6 класса

Рабочая программа по русскому языку с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе по программе Т.М.Баранова и Т.А.Ладыженской

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 8 классе по русскому языку на 136 часов( 4 урока в неделю)....