Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)" для детей 6 класса с нарушением слуха и интеллектуальными нарушениями (вариант 2)
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа разработана на основе: Адаптированной основной общеобразовательной программе для глухих обучающихся. (Вариант 2). Данный вариант предполагает планомерное введение обучающегося в сложную социальную среду, дозированное расширение повседневного жизненного опыта и социальных контактов обучающегося в доступных для него пределах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya_russkiy_yazyk.docx | 36.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»
Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518
Телефон: (499)179-66-81 Факс: (499)177-67-66 E-mail: sk65@edu.mos.ru http://schuvc65.mskobr.ru/
ИНН/КПП 7722306978/772201001 ОКАТО 45290590000 ОГРН 1037700227157 ОКТМО 45395000
«Рассмотрено» на заседании Методического совета Протокол № ____ «______»______________2021 г. | «Утверждаю» Директор ГКОУ СКШИ № 65 ________________\С.И. Перепелкина\ «______» ______________2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (РУССКИЙ ЯЗЫК)»
НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
6 КЛАСС И/О
Разработчик программы
учитель
Смолкина Е.А.
2021 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования для глухих обучающихся (вариант 1.4) ГКОУ СКШИ №65.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У ребенка отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеется трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У ребенка отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. В связи с этим, обучение ребенка речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у него потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения основам коммуникации – формирование коммуникативных навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия; развития речи как средства общения.
Задачи обучения основам коммуникации:
- первоначальной основой является развитие общения взрослого с ребенком с использованием всех доступных ребенку невербальных и вербальных средств;
- в обучении используется дактильная форма речи, письменная и устная формы речи;
- обучение языку осуществляется в процессе общения, в тесной связи с деятельностью учащегося;
- в зависимости от возможности, обучающегося могут быть выделены подготовительный (пропедевтический) и основной этапы, продолжительность каждого из них зависит от возможности учащегося.
Программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» включает следующие разделы: русский язык (развитие речи, обучение грамоте, чтение).
Целесообразно использовать комплексный подход, т.е. не выделять специальные занятия по жестовому языку, развитию речи, чтению, а проводить их целостно, включая в уроки как задачи по развитию речи, так и обучение чтению и письму. Важно, чтобы работа по развитию коммуникации была тесно связана с доступной и интересной для учащегося предметно-игровой, предметно-практической деятельностью.
Одной из основных задач является развитие коммуникативного опыта учащегося в тесной связи с их личным опытом, формирование интереса к различным формам речи, желание пользоваться ею. К введению слов и простых фраз педагог подводит ребенка только тогда, когда у учащегося сформированы элементарные основы произвольного поведения и внимания.
Первоначально ученика учат понимать названия окружающих предметов, простые инструкции, связанные с организацией жизни. предъявляются с использованием всех доступных вербальных и невербальных средств: жестов, пиктограмм, картинок; графического изображения словарь (табличек), устного называния. Поддерживаются все ответные реакции ученика как речевые, так и неречевые: указания на предметы, выполнение действий и т.д. В процессе предъявления материала значение придается формированию навыков зрительного восприятия речи, что предполагает многократное повторение слов и фраз с указанием на соответствующие предметы и действия. Усвоение глухим учеником слов и фраз требует многократного повторения, воспроизведения их в условиях разных видов деятельности, повторения и закрепления в условиях семьи, особенно в тех случаях, если ученик посещает школу не каждый день. В первую очередь важно научить обучающегося пониманию и воспроизведению слов и фраз, необходимых для обеспечения его жизнедеятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА:
Наша школа
Описание летних каникул. Работа по серии картин: «Школа». Учебные вещи. Их применение. Работа по серии картин: «Утро». Работа по серии картин: «Класс». Что есть в классе? Кто работает в школе?
В столовой
Кто готовит еду в столовой? Что делает повар? Повар берет продукты. Мы обедаем. Что есть в столовой? На столе стоят чашки, тарелки…Работа с сюжетной картиной «В столовой». Кто готовит еду в столовой?
Овощи и фрукты
Рассказ "Овощи и фрукты" (чтение рассказа). "Овощи и фрукты" (описание овощей). "Овощи и фрукты" (описание фруктов). Что растет в саду и на огороде?
Осенние цветы
Рассказ "Осенние цветы" (чтение и показ на картине). "Осенние цветы" (раскрашивание). "Осенние цветы" (грамматическое упражнение). Работа в прописях.
Грибы
Рассказ "Грибы" (чтение и подклад. таблички). "Грибы" (съедобные и несъедобные). "Грибы" (грамматическое упражнение). "Грибы" (ответы на вопросы).
Деревья осенью
"Деревья" (подклад. табличек, чтение). Коллекция листьев. Описание листьев разных деревьев. Изготовление коллажа из листьев.
Поздняя осень
Работа в прописях. Описание погоды по картине. "Поздняя осень. В парке осенью" (чтение с показом по картине). "Поздняя осень. В парке осенью." (наблюдение погоды).
Время года -зима
Рассказ "Наступила зима" (чтение рассказа). Праздник в школе (чтение и вписывание слов). "Праздник в школе" (рисование ёлки). "Праздник в школе" (описание по рисунку). "Праздник в школе" (грамматическое упражнение). Елочные украшения. Словарная работа. Дед мороз и Снегурочка. Грамматическое упражнение в тетради. Описание зимних каникул по картинкам.
Зимующие птицы
Названия зимующих птиц. Как люди помогают зимующим птицам? Какие птицы прилетают к кормушке? Описание птиц по картинкам. Описание вороны и воробья.
Рыбы
Грамматическое упражнение в тетради. Рассказ "Аквариум с рыбками" (чтение). "Аквариум с рыбками" (вписывание слов)."Аквариум с рыбками" (описание рыбок).
Повторение. Глаголы
Работа в прописях. Грамматическое упражнение в тетради. Вопросы: Кто? + Что делает? Вопросы: Что? + Что делает? Дописывание предложений по опорным словам.
Составление коротких предложений
Составление предложений по вопросной схеме:" Кто? + Что делает?" Дополнение предложений. Составление предложений по вопросной схеме:" Что? + Что делает?" Дописывание предложений по опорным табличкам. Замена рисунков словами.
Город
Город. Работа со словарем. Город. Занятие с иллюстрацией и с письменными табличками. Что есть в городе? Транспорт в городе. Транспорт. Ответы на вопросы. Городские улицы. Что расположены на улицах? Магазины в городе.
Деревня
Деревня. Работа со словарем. Деревня. Работа с табличками. Кто живет в деревне? Домашние животные живут в деревне. Домашние животные. Работа с табличками.
Что едят домашние животные? Домашние животные. Какую пользу приносят домашние животные. Беседа по картинкам. Дикие животные. Домашние животные. Кто где живет?
Семья
Семья Маши. Семья. Рассказ о семье. Члены семьи, их имена. Семья. Слова, обознающиеся действия: варит, моет, помогает, читает, играет. Семья. Работа с табличками. Семья. Ответы на вопросы.
Время года - весна
Рассказ "В парке" (рассмотрение картинки, подклад. табличек). "В парке" (ответы на вопросы). "В парке" (чтение и показ на картинке). "В парке" (грамматическое упражнение). "В парке" (действия детей). "В парке" (зарисовка и подписывание). Насекомые. Работа с письменными табличками. Вредные и полезные насекомые. «В саду» (рассмотрение картинки, подклад. табличек). «В саду» (чтение и показ на картинке). «В саду» (грамматическое упражнение). «В саду» (зарисовка и подписывание). Скоро лето.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Личностные результаты освоения учебного предмета
- желание вступать в коммуникацию для межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности;
- умения выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского жестового языка,
- наличие мотивации к речевому общению;
- формирование способности овладения началами продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, наличие мотивов учебной деятельности;
- стремление к проявлению учебной дисциплины; к расширению собственных навыков общения и накоплению жестового запаса;
- овладение навыками коммуникации: доброжелательность, готовность идти на контакт, стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности и в различных социальных ситуациях;
- бережное отношение к результату чужого труда;
- осознание себя членом школьного коллектива;
- представление о нравственно-этических ценностях (помощь другому человеку; выражение сочувствия, благодарности; выполнение общепринятых правил и др.); стремление проявлять заботу и внимание по отношению к окружающим людям и животным;
- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в школе;
- развитие самостоятельности в своих действиях.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Обучающийся должен знать:
- развитие коммуникативной активности учащегося;
- развитие речевого поведения при соблюдении основ речевого этикета, культуры речевого общения, включая умения в процессе коммуникации при восприятии вопросов – давать краткие и полные ответы, при восприятии заданий – выполнять их, давать краткий или полный комментарий к собственным действиям; при восприятии сообщений – повторять их;
- развитие умений участвовать в диалоге и полилоге;
- развитие познавательной и эмоционально – волевой сферы;
- использование при решении коммуникативных задач в разных видах учебной и внеурочной деятельности речевого материала, отработанного на индивидуальных занятиях.
Учащийся должен уметь:
- понимание и использование слов и простых фраз, обозначающих объекты и явления окружающего мира;
- умение использовать знакомый речевой материал в устно-дактильной и письменной форме в процессе коммуникации в бытовых и практических ситуациях;
- умение участвовать в диалоге в зависимости от коммуникативной ситуации;
- умение дополнять отсутствие речевых средств невербальными средствами;
- понимание и использование жестовой коммуникации в быту и на занятиях;
- умение читать (устно-дактильно/дактильно) данные о себе, названия окружающих предметов и действий с ними, соотнести прочитанное с реальными продемонстрировать, ответить);
- умение написать печатными буквами информацию о себе, имена близких людей, названия знакомых предметов и явлений; использовать письменную речь как средство коммуникации в случае необходимости.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На урок отводится 3 часа в неделю (103 часа в учебном году).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темы | Количество часов |
1 | Наша школа | 6 |
2 | В столовой | 8 |
3 | Овощи и фрукты. | 4 |
4 | Осенние цветы. | 4 |
5 | Грибы. | 4 |
6 | Деревья осенью. | 4 |
7 | Поздняя осень. | 5 |
8 | Время года -зима. | 9 |
9 | Зимующие птицы. | 5 |
10 | Рыбы. | 4 |
11 | Повторение. Глаголы. | 5 |
12 | Составление коротких предложений | 6 |
13 | Город | 8 |
14 | Деревня | 8 |
15 | Домашние птицы | 2 |
16 | Семья | 5 |
17 | Время года - весна. | 16 |
Итого | 103 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» ПРЕДУСМАТРИВАЕТ:
- графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий, фотографии, муляжи, наборы букв; предметные и сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
- дидактический демонстрационный материал «Времена года», «Дикие животные», «Деревня», «Стихийные явления природы», «Живой уголок», «Домашние животные», «Зимующие птицы»;
- карточки написанными поручениями, карточки с отчетом по выполненным поручениям;
- информационно-программное обеспечение: компьютерные программы для обучения жестовой речи, доступные обучающие компьютерные программы;
- тексты для чтения, книжки-самоделки, видеоматериалы.
УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
- Примерная адаптированная общеобразовательная программа образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
- Э.В. Якубовская, Н.В. Павлова «Русский язык» учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: М. «Просвещение», 2017 г.
- Э.В. Якубовская Рабочая тетрадь по русскому для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2-х частях. «Читай, думай, пиши». – 2-е издание; Москва, «Просвещение» 2019.
- Зыкова Т. С., Кузьмичева Е. П.: Русский язык. Развитие речи. Учебник для глухих обучающихся. В 2-х частях. ФГОС ОВЗ: Коррекционная педагогика; Просвещение, 2019 г.
- Зыкова Т. С., Кац З.Г., Руленкова Л.И.: Русский язык. Развитие речи. Учебник для глухих обучающихся. В 2-х частях. ФГОС ОВЗ: Коррекционная педагогика; Просвещение, 2019 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема |
Наша школа | |
Описание летних каникул | |
Работа по серии картин: «Школа» | |
Учебные вещи. Их применение. | |
Работа по серии картин: «Утро» | |
Работа по серии картин: «Класс» | |
Что есть в классе? Кто работает в школе? | |
В столовой | |
Кто готовит еду в столовой? | |
Что делает повар? | |
Повар берет продукты | |
Мы обедаем | |
Что есть в столовой? | |
На столе стоят чашки, тарелки… | |
Работа с сюжетной картиной «В столовой» | |
Кто готовит еду в столовой? | |
Овощи и фрукты | |
Рассказ "Овощи и фрукты" (чтение рассказа) | |
"Овощи и фрукты" (описание овощей) | |
"Овощи и фрукты" (описание фруктов) | |
Что растет в саду и на огороде? | |
Осенние цветы | |
Рассказ "Осенние цветы" (чтение и показ на картине) | |
"Осенние цветы" (раскрашивание) | |
"Осенние цветы" (грамматическое упражнение) | |
Работа в прописях | |
Грибы | |
Рассказ "Грибы" (чтение и подкл. таблички) | |
"Грибы" (съедобные и несъедобные) | |
"Грибы" (грамматическое упражнение) | |
"Грибы" (ответы на вопросы) | |
Деревья осенью | |
"Деревья" (подклад. табличек, чтение) | |
Коллекция листьев . | |
Описание листьев разных деревьев | |
Изготовление коллажа из листьев | |
Поздняя осень | |
Работа в прописях | |
Описание погоды по картине | |
"Поздняя осень. В парке осенью" (чтение с показом по картине) | |
"Поздняя осень. В парке осенью." (наблюдение погоды) | |
Обобщающий урок | |
Время года -зима | |
Рассказ "Наступила зима" (чтение рассказа) | |
Праздник в школе (чтение и вписывание слов) | |
"Праздник в школе" (рисование ёлки) | |
"Праздник в школе" (описание по рисунку) | |
"Праздник в школе" (грамматическое упражнение) | |
Елочные украшения. Словарная работа. | |
Дед мороз и Снегурочка. | |
Грамматическое упражнение в тетради | |
Описание зимних каникул по картинкам | |
Зимующие птицы | |
Названия зимующих птиц. | |
Как люди помогают зимующим птицам? | |
Какие птицы прилетают к кормушке? | |
Описание птиц по картинкам | |
Описание вороны и воробья | |
Рыбы | |
Грамматическое упражнение в тетради | |
Рассказ "Аквариум с рыбками" (чтение) | |
"Аквариум с рыбками" (вписывание слов) | |
"Аквариум с рыбками" (описание рыбок) | |
Повторение. Глаголы. | |
Работа в прописях | |
Грамматическое упражнение в тетради | |
Вопросы: Кто? + Что делает? | |
Вопросы: Что? + Что делает? | |
Дописывание предложений по опорным словам. | |
Составление коротких предложений | |
Составление предложений по вопросной схеме:" Кто? + Что делает?" | |
Дополнение предложений. | |
Составление предложений по вопросной схеме:" Что? + Что делает?" | |
Дописывание предложений по опорным табличкам. | |
Замена рисунков словами. | |
Обобщающий урок | |
Город | |
Город. Работа со словарем. | |
Город. Занятие с иллюстрацией и с письменными табличками. | |
Что есть в городе? | |
Транспорт в городе. | |
Транспорт. Ответы на вопросы. | |
Городские улицы | |
Что расположены на улицах? | |
Магазины в городе. | |
Деревня | |
Деревня. Работа со словарем. | |
Деревня. Работа с табличками. | |
Кто живет в деревне? | |
Домашние животные живут в деревне. | |
Домашние животные. Работа с табличками. | |
Что едят домашние животные? | |
Домашние животные. Какую пользу приносят домашние животные. Беседа по картинкам. | |
Дикие животные. Домашние животные. Кто где живет? | |
Домашние птицы | |
Домашние птицы живут в деревне. | |
Домашние птицы. Занятие с табличками | |
Семья | |
Семья Маши | |
Семья. Рассказ о семье. Члены семьи, их имена. | |
Семья. Слова, обознающиеся действия: варит, моет, помогает, читает, играет. | |
Семья. Работа с табличками. | |
Семья. Ответы на вопросы. | |
Время года - весна | |
Рассказ "В парке" (рассмотрение картинки, подкл. табличек) | |
"В парке" (ответы на вопросы) | |
"В парке" (чтение и показ на картинке) | |
"В парке" (грамматическое упражнение) | |
"В парке" (действия детей) | |
"В парке" ( зарисовка и подписывание) | |
Насекомые. Работа с письменными табличками. | |
Вредные и полезные насекомые (зарисовка и подписывание) | |
Вредные и полезные насекомые (зарисовка и подписывание) | |
«В саду» (рассмотрение картинки, подкл. табличек) | |
«В саду» (чтение и показ на картинке) | |
«В саду» (грамматическое упражнение) | |
«В саду» (зарисовка и подписывание) | |
Скоро лето. | |
Повторение пройденного | |
Обобщающий урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 6 класса II вида, вариант II
Пояснительная записка Необходимость составления данной рабочей программы объясняется тем, что учебный план ГС(К)ОУ предполагает изучение кур...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса к учебнику Бархударова С.Г....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе
Календарно-тематическое планирование и рабочая программа составлены на основе учебника "Русский язык" под редакцией Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование ро русскому языку для 6 класса
Рабочая программа по русскому языку с учетом требований ФГОС...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе по программе Т.М.Баранова и Т.А.Ладыженской
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 8 классе по русскому языку на 136 часов( 4 урока в неделю)....
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью...