Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса
рабочая программа (русский язык, 9 класс) по теме
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса к учебнику Бархударова С.Г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_dlya_9_klassa.rar | 32.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 629 ЮАО г. Москвы
«Рассмотрено» Председатель МО ___________ Акимова О.А. Протокол № ___ от «____»__________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ___________ Тихомирова Н.А. «____»____________2013 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ №629 ____________ Паньков А.И. Приказ № ___ от «___»______________2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ДЛЯ 9 КЛАССА
НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учебник: Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А.
Русский язык. 9 класс. М. Просвещение. 2007.
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Акимова Ольга Анатольевна,
высшая квалификационная категория
2013 г.
Раздел I. Пояснительная записка.
Настоящая программа по русскому языку для IX класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в IX классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для IX класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ СОШ с. 1-Березовка. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IX классе – 70 часов.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | Кол-во контрольных | Развитие речи |
Международное значение русского языка | 1 | ||
Повторение пройденного в 5 - 8 классах | 8 | 1 | 1 |
Сложное предложение. Культура речи. Сложные предложения | 2 | 1 | |
Сложносочиненные предложения | 7 | 1 | 2 |
Сложноподчиненные предложения | 27 | 2 | 6 |
Бессоюзные сложные предложения | 10 | 1 | 3 |
Сложные предложения с различными видами связи | 6 | 1 | |
Общие сведения о языке | 2 | ||
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи | 5 | 2 | |
ИТОГО | 68 | 6 | 15 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Международное значение русского языка (1 ч)
Повторение пройденного в 5 - 8 классах (7 ч + 1 ч)
Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
Сложное предложение. Культура речи
Сложные предложения (1 ч + 1 ч)
Сложносочиненные предложения (5 ч + 2 ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Сложноподчиненные предложения (21 ч + 6 ч)
I. Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему.
Деловые документы (автобиография, заявление).
Бессоюзные сложные предложения (7 ч + 3 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Раздели тельные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации раз- личные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями.
III. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи (6 ч)
I. Различные виды сложных предложений с союзной и бес союзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Общие сведения о языке (2 ч)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Языковые контакты русского языка.
Русский язык - первоэлемент великой русской литературы. Русский литературный язык и его стили. Богатство, красота, выразительность русского языка.
Русский язык как национальный язык русского народа, государственный язык РФ и язык межнационального общения. Место русского языка среди языков мира. Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык среди славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Значение письменности; русская письменность. Наука о русском языке и ее разделы. видные ученые-русисты, исследовавшие русский язык.
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи
(3 ч + 2 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.
Доклад или реферат на историко-литературную тему (по одному источнику).
Тезисы статьи (главы книги) на лингвистическую тему.
Конспект и тезисный план литературно-критической статьи.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки выпускников за курс
основной школы по русскому языку
В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен
знать:
- изученные разделы науки о языке;
- смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
- объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
- определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- адекватно понимать информацию устного сообщения;
- читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
- соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
1. Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 9 класса.
2. Бархударов С. Г., Крючков С. Е., Максимов Л. Ю., Чешко Л. А. Русский язык. 9 класс. М. Просвещение. 2007.
3. Мамона Т.Н. Поурочные разработки по русскому языку: к учебнику С.Г.Бархударова «Русский язык. 9 класс. М.: Экзамен, 2007
4. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 2000
5. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. М.: ВАКО, 2006
6. Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 9 классе: Книга для учителя. М.: ТЦ Сфера, 2005
7. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. М.: ТЦ Сфера, 2004
Раздел IV. Календарно-тематическое планирование
№ п/п урока | Тема урока | Кол-во часов | Форма учебного занятия | Требования к уровню подготовки учащихся | Формы работы на уроке | Виды контроля и р/р | Словарная работа | Домашнее задание | Дата |
1. | Международное значение русского языка | 1 | Вводный | Знать: понятие «миро-вые языки»;значение русского языка в со-временном обществе; уметь: составлять план; пересказывать текст по плану; письменно отвечать на вопрос к тексту | Работа с учебником; сообщение о значении русского языка в современном обще-стве; самостоятельная работа; практическая работа | Самостоятельная работа; практическая работа | Иметь значение, играть роль, мировые языки | Упр. 2 | |
Повторение изученного в 5-8 классах ( 7+1) | |||||||||
2. | Фонетика | 1 | Урок повторе-ния и обобщения | Знать: сведения о зву-ковой стороне языка; орфограммы, написание которых определяется фонетическими условиями; уметь: выполнять фонетичес-кий разбор слова | Лексико-орфографи-ческая работа, прак-тическая работа, са-мостоятельная работа | Самостоятель-ная работа; практическая работа | Лингвистика, орфоэпия, инициатива, фонетика, языкознание, инициатива | Упр. 9 | |
3. | Лексика и фразеология | 1 | Урок повторе-ния и обобщения | Знать: основные све-дения, касающиеся смысловой стороны слова; уметь: опреде-лять правописание слова в зависимости от его значения | Фронтальная беседа с элементами пра-ктической работы, индивидуальная ра-бота с раздаточным материалом, объяс-нительный диктант | Индивидуальная работа с раздаточным материалом | Антитеза, оксюморон, лексикология, синонимы, антонимы, омонимы | Упр. 18 | |
4. | Морфемика. Словообразование | 1 | Урок повторе-ния и обобще-ния | Знать: основные све-дения по словообразо-ванию и морфемике, полученные в преды-дущих классах; уметь: определять зависимость правописания слова от его строения; выполнять разбор слова по составу и слово-образовательный раз-бор слова | Подготовительная беседа, практическая работа, самостоя-тельная работа с раз-даточным материалом | Практическая работа, самосто-ятельная работа с раздаточным материалом | Упр. 26, 28 | ||
5. | Морфология | 1 | Урок повторе-ния и обобще-ния | Знать: основные сведения по морфо-логии, полученные в предыдущих классах; уметь: определять зависимость правописания слова от его грамматических признаков (Н/НН в суффиксах причастий и прилагательных; личные окончания глаголов; правописание омонимич-ных частей речи); выполнять морфо-логический разбор | Подготовительная беседа, объяснительный диктант, самостоятельная работа с раздаточным материалом, проверочная работа | Самостоятельная работа с раздаточным материалом, проверочная работа | Алгоритм | Упр. 34, 37 (ч.1) | |
6, 7 | Синтаксис словосочетания и простого предложения. Текст | 2 | Урок повторе-ния и обобще-ния | Знать: типы слово-сочетаний по способу связи; виды простых предложений по строению (по наличию главных, вто-ростепенных членов, осложненности); вводные конструкции; уметь: опреде- лять типы словосо-четаний по способу связи; расставлять знаки препинания в простом предложении | Фронтальная беседа, лексико-орфографическая работа, самостоятельная работа, практическая работа, творческая работа | Самостоятельная работа с раздаточным материалом | Мировоззрение миропонимание синтаксис, колорит | Упр. 42, 48 | |
8. | Контрольный диктант | 1 | Урок проверки знаний | Уметь: воспроизводить аудированный текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы | Контрольный диктант с грамматическим заданием | ||||
9. | Изложение | 1 | Урок развития речи | Уметь: излагать правильно и после-довательно мысли в соответствии с темой; формулировать развернутый ответ на предложенную тему | Подготовительная работа, самостоятельная работа | Работа над изложением | Зерцало, ризы, самобытный, блюсти | ||
Синтаксис сложного предложения ( 27+9) | |||||||||
10. | Сложное предложение. Основные виды сложных предложений | 1 | Комби-ниро -ванный урок | Знать: основные виды сложных предложений и способы связи между ними; уметь: отличать простое предложение от сложного; различать сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные сложные предложения | Фронтальная беседа, практическая работа, самостоятельная работа с раздаточным материалом, проверочная работа | Самостоятельная работа с раздаточным материалом, проверочная работа | Гигант, гигантский, колосс, колоссальный | Упр. 53, стр. 20-21 | |
11. | Способы сжатого изложения содержания текста (тезисы, конспекты) | 1 | Урок развития речи | Знать: два способа сжатого изложения содержания текста – тезисы (глагольные и назывные) и конспект; уметь: различать способы компрессии текста и применять их на практике | Лексико-орфографическая работа, практическая работа | Практическая работа | Тезис, компрессия, конспект, конспектировать | Упр. 56, стр. 23, 25 | |
Союзные сложные предложения ( 26+8) | |||||||||
Сложносочиненные предложения ( 5+2) | |||||||||
12-15. | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в сложносочиненном предложении | 4 | Комби-ниро -ванный урок | Знать: основные группы сложносочиненных предложений по значению и сою-зам; уметь: опредлять виды сложносочиненных предложений по союзам и значению; различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения; расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях с общим второстепенным членом; расставлять знаки пре-пинания в сложносо-чиненных предложениях, одна из частей которого односоставное предложение | Фронтальная беседа, практическая работа, объяснительный диктант, проверочная работа, лексико-орфографическая работа, орфографический диктант, самостоятельная работа, синтаксический разбор | Практическая работа, самостоятельная работа, проверочная работа, орфографический диктант | Мезонин, асфальт, бетонный, гуманный, человечный | Упр. 59, 66, 69; стр. 27-28 | |
16. | Изложение | 1 | Урок развития речи | Уметь: излагать пра- вильно и последовательно мысли в соответствии с темой; формулировать раз-вернутый ответ на предложенную тему | Подготовительная работа, самостоятельная работа | Работа над изложением | Старая Канава | параграфы | |
17. | Контрольный диктант | 1 | Урок проверки знаний | Знать: материал по теме «Сложносочиненные предложения»; уметь: применять полученные знания на практике | Контрольный диктант с грамматическим заданием | ||||
18. | Рецензия | 1 | Урок развития речи. Урок изучения нового материа-ла | Знать: о рецензии как разновидности письменного анализа текста; уметь: само-стоятельно писать рецензии на текст художественного произведения, фильм, спектакль | Лексико-орфографическая работа, практическая работа, самостоятельная работа | Самостоятельная работа | Рецензия, рецензент, ре-цензирование, режиссер, режиссерский, оператор, парламент, парламентский | Упр. 76, написать рецензию на книгу (фильм, спектакль); стр. 34 | |
Сложноподчиненные предложения ( 21+6) | |||||||||
19-20. | Строение сложноподчиненного предложения. Знаки препинания в сложноподчинен-ном предложении | 2 | Комби-ниро -ванный урок | Знать: строение сложноподчиненного предложения; правила постановки знаков препинания в слож-ноподчиненном предложении; уметь: находить главное и придаточное предложения; определять место придаточного, средства его связи с главным; производить синонимическую за-мену простых предложений с обособленными членами и сложносочиненных сложноподчиненны-ми; правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении; схематически изображать структуру СПП | Подготовительная беседа, самостоятельная работа, практическая работа, объяснительный диктант, лексико-орфографическая работа | Самостоятельная работа, практическая работа | Комментарий, комментатор, популярный, скептик, интенсивный, гостиная | Упр. 79, 81, повтор. стр. 37-39; упр. 88; стр. 41-42 | |
21. | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | 1 | Урок изучения нового материа-ла | Знать: сложноподчиненные предложения с придаточными определительными; смысловые оттенки, которые вносят союзные слова в определительное придаточное предложение; уметь: находить придаточные определительные в слож-ноподчиненном предложении по характерным признакам; производить их си-нонимическую замену; правильно употреблять их в речи; расставлять знаки препинания в СПП с придаточными опре-делительными; составлять схемы предложений с придаточными определительными | Лексико-орфографическая работа, подготовительная беседа, практическая работа, объяснительный диктант, самостоятельная работа, работа по развитию речи | Самостоятельная работа, работа по развитию речи | Аккомпанемент аккомпанировать | Упр. 91 (ч.1); стр. 43-44 | |
22. | Сложноподчиненные предложения с придаточными местоименно-определительными | 1 | Урок изучения нового ма-териала | Знать: сложнопод-чиненные предложения с придаточными местоименно-опре-делительными; уметь: находить местоименно-определительные предло-жения, отличать их от собственно опре-делительных; рас- ставлять знаки пре-пинания СПП с при-даточными местоименно-определительными; составлять схемы предложений с указанными придаточными | Лексико-орфографическая работа, практическая работа, самостоятельная работа, проверочная работа, индивидуальная работа с раздаточным материалом | Самостоятельная работа, проверочная работа, индивидуальная работа с раздаточным материалом | Идеология, идеологический, демократическая идеология, идеоло-гические разно-гласия, идеоло-гическая борьба, идеолог, активный, деятельный, прототип, терроризм | Упр. 102; стр. 45 | |
23. | Изложение | 1 | Урок развития речи | Уметь: излагать правильно и последовательно мысли в соот-ветствии с темой; формулировать раз-вернутый ответ на предложенную тему | Подготовительная работа, самостоятельная работа | Работа над изложением | Вильгельм Кюхельбекер,-манера «витийствовать», послужной список, Петр Яковлевич Чаадаев, поэт-пророк, «мильон терзаний», Байрон, Англия, прототип, пророк | ||
24-25 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | 2 | Урок изучения нового ма-териала. Урок закре-пления ЗУН | Знать: сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными; средства связи при-даточных изъясни-тельных с главным; уметь: определять место придаточных изъяснительных в сложноподчиненных предложениях; средства их связи с главным; правильно расставлять знаки пре-пинания в СПП с придаточными изъяснительными; составлять схемы предложений с указанными придаточными; различать придаточные определительные и изъяснительные с одинаковыми средствами связи; производить синтаксический разбор СПП | Подготовительная беседа, практическая работа, объяснительный диктант, работа с раздаточным материалом, самостоятельная работа, орфографический диктант | Работа с раз-даточным мате-риалом, само-стоятельная работа, орфографический диктант | Захолустный, мозаика, фарфор, результат, эффект, референдум, презентация | Упр. 113, 114,111; стр. 51 | |
26. | Закрепление изученного по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными оп-ределительными и изъяснительными» | 1 | Урок повторе-ния | Знать: сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными; уметь: определять место придаточных определительных и изъяснительных в СПП, различать их по характерным признакам; правильно расставлять знаки препинания; выполнять синтаксический разбор, составлять схемы СПП с данными придаточными | Лексико-орфогра-фическая работа, проверочная работа, объяснительный диктант, схе-матический диктант, самостоятельная работа | Самостоятельная работа | Оптимист, пессимист | Упр. 120, 123 | |
27. | Контрольный диктант | 1 | Урок проверки знаний | Знать: материал по теме «СПП с прида-точными определи-тельными и изъясни-тельными»; уметь: применять полученные знания на практике | Контрольный диктант с грамматическим заданием | ||||
28. | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными | 1 | Комби-ниро -ванный урок | Знать: виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; уметь: различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; находить простые и составные союзы в СПП с придаточными обстоятельственными; правильно ставить знаки препинания в предложениях с составными союзами | Подготовительная беседа, практическая работа, объяснительный диктант | Объяснительный диктант | Упр. 125, подготовить-ся к словарному диктанту; стр. 57-59 | ||
29. | Придаточные предложения образа действия и степени | 1 | Комби-ниро -ванный урок | Знать: придаточные предложения образа действия и степени; оттенки значения многозначных при-даточных; правила постановки знаков препинания; уметь: находить место при-даточных образа действия и степени в сложноподчиненных предложениях, определять средства их связи с главным; различать оттенки значения многозначных придаточных; правильно расставлять знаки препинания в указанных типах предложений | Контрольный словарный диктант, фронтальная беседа, практическая работа, работа по развитию речи, самостоятельная работа | Контрольный словарный диктант, самостоятельная работа | Традиция, чествовать, оранжерея | Упр. 130, 133; стр. 60 | |
30. | Придаточные предложения места | 1 | Комби-ниро -ванный урок | Знать: особенности СПП с придаточными места; правила постановки знаков препинания; уметь: распознавать придаточные места, отличать их от других видов придаточных (определительных, изъяснительных); правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений; конструировать предложения изученных видов по схемам и за-данному началу | Практическая работа, проверочная работа, самостоятельная работа | Проверочная работа | Канонада | Упр. 135; стр. 63 | |
31. | Придаточные предложения времени | 1 | Комби-ниро -ванный урок | Знать: особенности СПП с придаточными времени; правила постановки знаков препинания; уметь:находить придаточные времени, отличать их от других видов придаточных предложений; правильно ставить знаки препинания в СПП с придаточ-ными времени; производить их синонимическую замену; схематически изображать предложения указанного типа | Практическая работа, самостоятельная работа, работа по развитию речи, объяснительный диктант | Объяснительный диктант, самостоятельная работа | Балет, опера, экология, экологический, президент | Упр. 145, 152, 149 (устно) | |
32. | Придаточные предложения условные | 1 | Комби-ниро -ванный урок | Знать: особенности СПП с придаточными времени; правила постановки знаков препинания; уметь: распознавать придаточные места, отличать их от других видов придаточных (определительных, изъяснительных, времени); правильно ставить знаки препинания в предложениях данного типа, составлять схемы; определять их место в СПП; способы связи придаточных условия с главными | Самостоятельная работа, практическая работа, проверочная работа, объяснительный диктант | Проверочная работа | Упр. 148, подготовиться к сочинению-рассуждению упр. 150 | ||
33, 34. | Сочинение – рассуждение о природе родного края | 2 | Урок развития речи | Знать: особенности типа речи – рассуждение; о родном крае уметь: рассказать о родном крае; написать так, чтобы заин-тересовать читателей; излагать правильно и последовательно мысли в соответствии с темой | Анализ текста упр. 150, самостоятельная работа | Работа над сочинением | |||
35. | Придаточные предложения причины и цели | 1 | Комби-ниро -ванный урок | Знать: особенности СПП с придаточными причины и цели; правила постановки знаков препинания; уметь: распознавать придаточные причины и цели, отличать их от других видов придаточных предложений; правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с изученными придаточными, составлять их схемы; определять стилистические особенности союзов, связывающих придаточные с главными | Практическая работа, лексико-орфографическая работа, самостоятельная работа, работа по развитию речи | Самостоятельная работа | Радиофикация, радиофицировать, газификация, электрификация, газифицировать, электрифицировать, резервы, ресурсы | Упр. 156 (списать ч. 2), 163 ( списать предложения 2, 5, 7, 9, 10, начертить схему последнего предложе-ния) | |
36. | Придаточные предложения сравнительные | 1 | Комби-ниро -ванный урок | Знать: особенности СПП с придаточными сравнительными, их сходство с другими придаточ-ными, со сравнительными оборотами, отличие от них; правила постановки знаков пре-пинания; уметь: находить придаточные сравнительные, опре-делять средства их связи с главным; правильно расставлять знаки препинания в СПП с изученными видами придаточных, составлять их схемы; различать синтаксические конструкции, содержащие сравнительные союзы | Практическая работа, объяснительный диктант, проверочная работа, самостоятельная работа | Проверочная работа | Упр. 174 | ||
37. | Придаточные предложения уступительные, следствия, при-соединительные | 1 | Комби-ниро -ванный урок | Знать: особенности СПП с придаточными уступительными, следствия, присоединительными; правила постановки знаков препинания; уметь: различать придаточные уступительные, следствия, присоединительные; определять средства их связи с главным; правильно расставлять знаки препинания; отличать СПП с данными придаточными от других видов предложений (простых и сложных) | Практическая работа, объяснительный диктант, самостоятельная работа | Самостоятельная работа | Доклад, будущее, этимология, этимологический | Упр. 181 (упр. 182); стр. 80-81 | |
38. | Сложноподчиненные предложения. Повторение | 1 | Урок повторе-ния и закрепления | Знать: теоретические понятия; их место в системе СПП; правила постановки знаков препинания; уметь: находить теоретические понятия, связанные с изучен-ной темой, и определять их место в системе придаточных предложений; различать изученные виды придаточных предложений; правильно ставить знаки препинания | Подготовительная беседа, проверочная работа, практическая работа | Проверочная работа | Упр. 193 или 196 | ||
39-41 | Сложноподчинен-ные предложения с несколькими придаточными | 3 | Урок изучения нового ма-териала. Комби-нирован-ный урок | Знать: виды СПП с несколькими прида-точными; особенности пунктуации; уметь: различать о-новные виды СПП с несколькими прида-точными; составлять схемы данных предложений; правильно ставить знаки препинания; составлять СПП с несколькими придаточными; про-изводить синонимическую замену пред-ложений | Подготовительная беседа, объяснительный диктант, практическая работа, самостоятельная работа, творческая работа, проверочная работа, орфографический диктант, индивидуальная работа с раздаточным материалом | Самостоятельная работа, проверочная работа, орфо-графический диктант, инди-видуальная работа с раздаточным мате-риалом | Ориентир, ориентироваться | Упр. 201 (ч.1, кроме предложений №3, 4); 202, повтор. теорети-ческий материал (параграф 14 (п. 1,2) на стр. 86)4 упр. 205, параграф 14; вопросы с. 94; упр. 206 | |
42. | Контрольный диктант | 1 | Урок проверки знаний | Знать: материал по теме «Сложноподчиненные предложе-ния с несколькими придаточными»; уметь: применять полученные знания на практике | Контрольный диктант с грамматическим заданием | Упр.197 | |||
43. | Деловые бумаги | 1 | Урок развития речи | Знать: особенности официально-делового стиля; уметь: составлять заявление и автобиографию по предложенному образцу | Индивидуальная работа над ошибками диктанта, фронтальная беседа, лексико-орфографическая работа, практическая работа | Практическая работа | Клише, экспрессивный, автобиография, социальный, плеоназм, экспрессия | Упр. 213 | |
44, 45 | Изложение | 2 | Урок развития речи | Знать: понятие «сжато изложить текст»; опорные слова, основную мысль; уметь: излагать правильно и последовательно мысли в соот-ветствии с темой в сжатой форме; формулировать развернутый ответ на предложенную тему | Подготовительная работа, самостоятельная работа | Работа над изложением | Повторить слова из рамочек (стр. 56-93), из упр. 123, 193 | ||
Бессоюзные сложные предложения ( 7+3) | |||||||||
46. | Понятие о бессоюзном сложном предложении | 1 | Урок изуче-ния нового материала | Знать: особенности бессоюзных сложных предложений; уметь: распознавать союзные и бессоюзные предложения; устанавливать смыс-ловые отношения между простыми предложениями в со-юзных и бессоюзных предложениях; про-изводить синоними-ческую замену бес-союзных предложений; правильно расставлять знаки пре-пинания | Анализ ошибок изложения, контрольный орфографический диктант, фронтальная беседа, практическая работа, развитие речевых умений | Контрольный орфографический диктант | Дифференцировать | Стр. 94-95 | |
47. | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении | 1 | Комби-ниро -ванный урок | Знать: о постановке запятой в простом и сложном предложении; уметь: устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения; определять интонационные особен-ности этих предложений; правильно выбирать знаки препинания (запя-тую и точку с запятой) с учетом интонационных и грамматических осо-бенностей бессоюзного сложного предложения | Орфографическая разминка, объяснительный диктант, фронтальная беседа, практическая работа, комплексный анализ текста | Комплексный анализ текста | Упр. 218, 219; стр. 96 с. 195, устный син-таксический разбор ука-занных пред-ложений | ||
48-49. | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении | 2 | Комби-ниро -ванный урок | Знать: бессоюзное сложное предложение с двоеточием; правила постановки двоеточия в простом и сложном предложениях; уметь: определять смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения с двоеточием; производить синони-мическую замену пред-ложений; правильно ставить знаки препина-ния в предложениях ука-занного вида | Орфографическая разминка, объяснительный диктант, практическая работа, развитие речевых умений, работа с учебником, лексико-орфографическая работа, самостоятельная работа | Самостоятельная работа, практическая работа | Амфитеатр, палисадник | Упр. 223 (224), пар. 16; Упр. 228 | |
50-51. | Тире в бессоюзном сложном предложении | 2 | Комби-ниро -ванный урок | Знать: о постановке тире в простом предложении и предложениях с прямой речью уметь: различать БСП с тире; работать над правильной интонацией; определять смысловые отношения между час-тями БСП с тире; производить синонимическую замену предложений; правильно ставить знаки препинания в пред-ложениях указанного вида | Орфографическая разминка, объяснительный диктант, практическая работа, самостоятельная работа, фронтальная беседа, проверочная работа | Самостоятельная работа, проверочная работа | Фельетон, индикатор | Упр. 233 (1-3) , пар. 17; упр. 240, устно ответить на вопросы (стр. 108) | |
52. | Контрольный диктант | 1 | Урок проверки знаний | Знать: материал по теме «Бессоюзные сложные предложения»; уметь: применять полученные знания на практике | Контрольный диктант | ||||
53. | Реферат | 1 | Урок развития речи Урок изучения нового материала | Знать: о реферате (репродуктивном и продуктивном) как одном из видов изложения текста; необходимую лексику; уметь: отличать данный вид работы от конспектирования; составлять устный репродуктивный реферат; составлять продуктивный реферат; самостоятельно писать реферат | Лексико-орфографическая работа, практическая работа, самостоятельная работа | Самостоятельная работа | Реферат, диафрагма | Упр. 243 | |
54,55. | Изложение | 2 | Урок развития речи | Знать: тему текста; основную мысль; уметь: излагать пра-вильно и последова-тельно мысли в соот-ветствии с темой; формулировать раз-вернутый ответ на предложенную тему | Подготовительная работа, самостоятельная работа | Работа над изложением | |||
56-59. | Сложные предложения с различными видами связи | 4 | Комби-ниро –ванный урок. Урок закрепления | Знать: структуру сложных предложений с разными вида-ми связи; о постановке знаков препинания в СПП с последовательным и одно-родным подчинением; уметь: правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи; строить схемы предложений ука-занного вида | Орфографическая разминка, практическая работа с раздаточным материалом, фронтальная беседа, объяснительный диктант, конструирование предложений по схеме, самостоятельная работа, лексико-орфографическая работа, работа с раздаточным материалом | Конструирование предложений по схеме, самостоятельная работа, работа с раздаточным материалом | Прогноз, прогнозирование, силуэт, систематически, регулярно, планомерно | Упр. 245, пар. 18; упр. 250; упр. 253 | |
60. | Авторские знаки препинания | 1 | Комби-ниро –ванный урок | Знать: об авторских знаках препинания, их роли в художественном тексте; уметь: отличать авторские знаки препинания от регулируемых пунктуационными правилами | Объяснительный диктант, практическая работа | Практическая работа | Эпитет, метафора, антитеза, сравнение, инверсия | Сост. раз-вернутый план пара-графа 20; подготовиться к пере-сказу текста по плану (упр. 266) | |
61. | Контрольный диктант | 1 | Урок проверки знаний | Знать: материал по теме «Сложные предложения с разными видами связи»; уметь: применять полученные знания на практике | Контрольный диктант | Рациональный, аскетизм | |||
62. | Роль языка в жизни общества. Язык как исторически развивающееся явление | 1 | Комби-ниро –ванный урок | Знать: о роли языка в жизни общества; развитие языка в связи с историческим развитием общества; уметь: составлять план и тезисы | Орфографическая разминка, доклады учащихся на заданные темы, самостоятельная работа | Самостоятельная работа | Индоевропей-ский, восточно-славянский, просветитель, философия | Упр. 276; подготовить рассказ о стилях | |
63. | Русский литературный язык и его стили | 1 | Комби-ниро –ванный урок | Знать: о стилях рус-ского литературного языка, сферах его применения; уметь: определять стилевую принадлежность текстов | Практическая работа, самостоятельная работа | Самостоятельная работа | Кульминация, фарс, овация, фиаско, трагедия, комедия | Подгото-виться к контрольному словарному диктанту (стр. 4-131) | |
Повторение (4+2) | |||||||||
64,65 | Контрольное изложение | 2 | Урок проверки знаний | Уметь: излагать пра-вильно и последова-тельно мысли в соот-ветствии с темой; формулировать раз-вернутый ответ на предложенную тему | Подготовительная работа, самостоя-тельная работа с черновиком, повторное чтение текста, самостоятельная работа | Работа над изложением | |||
66-68 | Повторение изученного | 3 | Урок повторения | Знать: определения основных языковых единиц, речеведческих понятий, орфографи-ческих и пунктуаци-зонных правил; уметь: обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры | Контрольный словарный диктант, объяснительный диктант, индивидуальная работа с раздаточным материалом | Контрольный словарный дик-тант, индивиду-альная работа с раздаточным материалом | Схоластика, шаб-лон, оппозиция, обличать, обличительный систематизировать упорядочить, интеллегентность, интеллигентный, аналитически | Упр. 406 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для обучающихся на дому по русскому языку 6 класс
Работа содержит подробное календарно-тематическое планирование в количестве 35 часов для ученика обучающегося на дому...
Рабочая программа объединения «Подготовка к ГИА по русскому языку» 9 класс
ГИА в 9 классе проверяет умения писать сжатое изложение, используя различные способы компрессии текста, читать текст и анализировать его содержание, выполнять тестовые задания, проверяющие знани...
рабочая программа и календарно-тематичекое планирование по русскому языку, 5-6 класс, по УМК под редакцией А.Д.Шмелева
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе авторской программы по русскому языку «Р...
Программа и учебно-тематическое планирование по русскому языку. 8 класс.
Программа и учебно-тематическое планирование по русскому языку в 8-м классе, разработаны на основе авторской программы М.М. Разумовской....
Программа и учебно-тематическое планирование по русскому языку. 9 класс.
Программа и учебно-тематическое планирование по русскому языку в 9-м классе, разработаны на основе авторской программы М.М. Разумовской....
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью. Русский язык. 5 класс
Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью, обучающихся интегрированно в 5"б" классе общеобразовательной школы...
Рабочая программа курса «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. 9 класс»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в преде...