Технологическая карта урокапо русскому языку "Диалог" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Аносова Татьяна Александровна

Разработка урока по русскому языку "Диалог" в 5 классе по учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А.и др. по ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_dialog.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

                                                        Диалог (5 класс)                                                                            27.11.2020г.

Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.

Форма урока: традиционный с элементами личностно - ориентированного подхода

Метод: частично-поисковый.

Цель урока: развивать умения находить предложения с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении с прямой речью.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • ввести понятие диалога, монолога, реплики;
  • формировать умение находить в прямой речи слова автора и прямую речь;
  • ставить знаки препинания в предложениях простейшей конструкции с прямой речью;
  • развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и  умения.
  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения  работы в группах.
  1. Воспитательные:
  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД:
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в  паре: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК;
  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;
  • информационный лист, карточки

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физ. минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Приветственное слово учителя:

- Доброе утро! Давайте улыбнемся друг другу, соседу слева, соседу справа.
- Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное доброе начало.
 

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний

3. Постановка учебной цели.

1. Проверка д/з

Индивидуальная работа по карточкам
Карточка 1
Списать, расставить знаки препинания, начертить схему прямой речи.
Знайка сказал Сделаем воздушный шар и долетим на шаре.

До свидания закричал Знайка.

Карточка 2
К словам автора допиши прямую речь.
1.) Дежурный сообщил: …
2.) … , - возразил товарищ.
3.) … ? – удивилась девочка.
Карточка 3 (На доске)
Начертите схемы предложений.
«А, старая знакомая, здравствуй!» - ласково проговорила лиса.

«Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать», - ответила Серая Шейка.

Заяц сказал: «Берегись, Серая Шейка, она опять придёт».                      Работа с классом.
- Что такое прямая речь?
- Из каких частей состоит прямая речь? 
- Где может стоять прямая речь по отношению к словам автора?
Проверка у доски                                                                                  2.Запишите число, классная работа             (Слайд 1)

3.Постановка проблемного вопроса?

Посмотрите на слова. Кто знает, что они обозначают?

Диалог, монолог, реплика.                                               (слайд 2)

(греч. Διάλογος — первоначальное значение — разговор, беседа двух людей                                  (слайд 3)

Монолог (от др.-греч. μόνος — один и λόγος — речь)                                                      (слайд 4)

Реплика (от лат. replico — возражаю)        (слайд 5)

4. Формулирование темы урока. Правильно. Тема нашего сегодняшнего урока «Диалог»                            (слайд 7)         

-Какова же цель нашего урока?

3 ученика работают у доски, остальные на местах ( карточки с различной мотивацией учащихся)

Запись учащимися числа, «Классная работа»

Записывают в тетрадь

Записывают тему урока

Формулируют цель.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

  1. Усвоение новых знаний.

Первичное закрепление знаний.

   

Физ. минутка (пауза релаксации)

 1. Просмотр сценки.                                                         Вопрос: Кто участвует в разговоре?                                                           2.Работа с текстом.  
- Посмотрите на текст.
Вдруг камень зашевелился и произнес:                                             - Глупый Пинь, зачем ты меня щекочешь?                                               Пинь ответил:                                                                                             - Я пишу пингвинятам в Москву!                                                            - Почему же ты пишешь на моей спине?                                                     - Извини. Я ошибся, я думал это камень!                                                                                           - Что же, по-твоему, на камне можно писать безграмотно? Посмотри, вместо слова Москва, ты написал Масхва. В одном слове две ошибки сделал, – рассерженно проговорил  тюлень.      (слайд 6)                                                                     Беседа.                                                                                                     - Кто участвует в разговоре?
- Кому принадлежат слова «Что же, по- твоему, на камне можно писать безграмотно?». Как вы узнали?
- Как вы думаете, что такое диалог?
Прочитаем определение в учебнике.
- Из каких частей состоит диалог?
- Что такое реплика?

- В каких репликах диалога отразилась вежливость и внимательное отношение друг к другу героев стихотворения?
- Обратим внимание, как диалог оформляется на письме. 
- Найдите в тексте реплику, которая не сопровождается словами автора Почему?
Итог беседы. 
- Что такое диалог?
- Из каких частей он состоит?
- Как диалог оформляется на письме?
Работа с картинками  

1)Цветное фото: беседа старушек – подружек;                    2) Цветное фото: выступление артиста –сатирика. (слайд 7)

Читают стихотворение

Отвечают на вопросы

Работа с учебником

Подводят итог.

Участвуют в диалоге с учителем

Физкультминутка

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

УУД: регулятивные (работа с предложениями).

Закрепление изученного материала


. Особенности оформления диалога без слов автора.
В. Бианки «Лис и Мышонок»
- Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?
- Землю копал.
- Для чего землю копал?
- Норку делал.
- Для чего норку делал?
- От тебя, Лис, прятаться.
- Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!
- А у меня в норке спаленка.
- Кушать захочешь – вылезешь!
- А у меня в норке кладовочка.
- Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою.
- А я от тебя в отнорочек  – и был таков!
(составляем из бумажных заготовок на доске)


- Кто разговаривает в этой сказке? 
- В чём особенность этого диалога?

Составление своего диалога.                                     Например, диалог с цветком на подоконнике (короткого от 3 до 6 реплик) со своим названием. Диалог записать в тетрадь.
Герань и Вера
- Здравствуй, Герань!
- Здравствуй, Ира.
- Почему ты засыхаешь?
- Меня ребята не поливают.
- Давай я тебя полью.
- Спасибо.

Работа в парах

Отвечают на вопросы, записывают в тетрадь

Самостоятельная работа   ( Ролевая игра)

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.

Ответ на проблемный вопрос в начале урока Посмотрите на слова. Кто знает, что они обозначают?   (слайд 8)

Вывод. Чему я научился (-лась) сегодня на уроке?

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок

Отвечают на вопрос

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

1) подобрать 6 предложений с диалогом из народных сказок;                                                                                                        2) упражнение  253                    (слайд )

Запись учащимися задания в дневники.

Карточка 1
Списать, расставить знаки препинания, начертить схему прямой речи.
Знайка сказал  Сделаем воздушный шар и долетим на шаре.

До свидания      закричал Знайка.

Карточка 2
К словам автора допиши прямую речь.
1.) Дежурный сообщил: ……….                                                                           ….


2.) …   ….               …….                         ….  …                        …. , - возразил товарищ.


3.) ….                                                                                              ? – удивилась девочка.


Карточка 3 (На доске)
Начертите схемы предложений.
«А, старая знакомая, здравствуй!» - ласково проговорила лиса.

«Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать», - ответила Серая Шейка.

Заяц сказал: «Берегись, Серая Шейка, она опять придёт».                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»

Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме "Повторение изученного в 5 классе. Чередующиеся гласные в корне слова"

Урок проведен в соответствии с требованиями ФГОС, с применением технологий проблемного обучения, группового обучения, развития критического мышления и здоровьесберегающей....

Технологическая карта урока русского языка в инклюзивном классе (7 класс)

Технолггическая карта урока русского языка в инклюзивном классе по теме "Деепричастие" (7 класс). Втехнологической карте подробно представлена работа с обусающимсяс ОВЗ(ЗПР)....

Технологическая карта урока русского родного языка “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс.

Технологическая карта урока “Русская орфоэпия. Нормы произношения и ударения”, 5 класс....

Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе Тема: «Признаки прилагательного и глагола у причастия».  1.Предмет:  русский язык

                 Технологическая карта урока русского языка  в 7 классе                Тема: &laqu...