Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная»
Цель деятельности учителя | Систематизировать информацию о главных и второстепенных членах предложения, отрабатывать алгоритм синтаксического разбора простого распространенного предложения |
Тип урока | Урок актуализации знаний и умений |
Планируемые образовательные результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): определять роль имен существительных в предложении, в речи, знать алгоритм морфологического разбора существительных; уметь выделять морфологические признаки у имен существительных, производить морфологический разбор по алгоритму. Метапредметные : познавательные, коммуникативные, регулятивные. Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования |
Методы и формы обучения | Словестно-дедуктивный, частично-поисковый, практически-индивидуальный, объяснительно-индивидуальный; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Оборудование | Экран, компьютер, мультимедийный проектор |
Наглядно-демонстрационный материал | Презентация по теме урока, выполненная учителем |
Основные понятия | Нарицательные и собственные имена существительные, одушевленные и неодушевленные имена существительные, морфологический разбор, синтаксическая роль |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx | 33.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»
Цели:
- обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);
- совершенствовать навыки морфологического разбора;
- повторить орфограммы, связанные с правописанием существительных;
- способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;
- способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;
- содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.
Вид урока: урок актуализации знаний и умений.
Оборудование: кроссворд «Спрятанное слово», карточки с заданиями, толковый, орфографический словари, словарь синонимов, презентация.
Технологическая карта урока:
Этап урока, время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Цель этапа | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формируемые умения (универсальные учебные действия ученика) | ||||
I. Оргмомент | Слово учителя. Приветствие. | Организация положительного самоопределения учеников к деятельности на уроке. | - Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и улыбнитесь. Вы рады видеть друг друга, я рада видеть вас всех. А когда мы все вместе, все у нас получится. Садитесь, пожалуйста. | Ученики смотрят друг на друга, улыбаются. Создается атмосфера доброжелательности и творческой активности. | |||||
II. Мотивационная (самоопределение) к учебной деятельности | 1.Беседа с классом. Лингвистическая сказка. | Включение учащихся в деятельность на лично-значимом уровне | - Расскажу я вам сегодня лингвистическую сказку: В стране Морфология в городе Предметинск жили-были слова одной части речи, которые сочинили то себе хвастливую песенку Давно живем мы в мире этом Даем названия предметам. Жили они на огромном дереве познания и представляли собой листики с именами. Как только появлялось в мире новое понятие. На древе познания вырастал новый листик с именем. Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки, по необходимости корректирует план работы на урока | Отвечают на вопросы вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа. | Л:мотивация, смыслообразование; П:моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р:коррекция, волевая саморегуляция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | ||||
2.Объявление темы и целей урока | Кто догадался, какова тема нашего урока сегодня? Да, вы правы, запишите тему: «Имя существительное - часть речи удивительная». - Кто поможет мне объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном, чтобы доказать, что это удивительная часть речи). | Записывают тему урока в тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают об имени существимтельном как части речи. Формулируют тему урока. Фиксируют возникшее затруднение. Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания; в сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод | П: формулирование проблемы; Р: целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор | ||||||
III.Актуализация и пробное учебное действие | Игра «Спрятанное слово» | Повторение изученного материала. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | Для чего необходимы имена существительные ? Первое задание: узнайте слово-существительное по его значению и объясните, к какой группе названий предметов его можно отнести 1) Атмосферные осадки в виде белых хлопьев, представляющих собой кристаллики льда. 2) Учебный час, посвященный отдельному предмету 3) Театральное представление или то, что представляется взору, привлекает взор. 4) Это слово имеет значение «соединение заметок, группа записей» 5) С древнегреческого языка это слово означает «весь водный покров Земли» 6) Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения 7) Синоним слов «работа, занятие» 8) Часть суток от захода до восхода солнца - Какие словари помогли мне подготовить данное задание? Какое «спрятанное» слово получилось? - Какое оно имеет отношение к существительному? - Значит, можно сказать о существительном словами Анатолия Шибаева: Всему название дано: Эти слова и будут эпиграфом к нашему уроку | Пытаются формулировать ответ (Дают названия различным предметам) Называют различные варианты ответов, неправильные исправляют, работая со словарями. Объясняют правописание безударных гласных в корне. Ответы записывают на доске, решают кроссворд. Называют словари (толковый, этимологический, словарь синонимов) Определяют слово «сущность» Пытаются ответить (Сущность – это главное, объективное. Существительное называет все то, что существует в мире, что окружает человека, что он видит, слышит, чувствует). Имена существительные называют предметы, живые существа, явления природы, события, действия как предмет, признаки как предмет, качество людей. | П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника | ||||
IV. Творческая практическая деятельность | Эвристическая беседа | Определение роли существительных в речи | Организует работу по выявлению роли существительных в речи. Прослушайте несколько строк из стихотворения А. Фета. Шепот, робкое дыханье, Трели соловья. Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной. Ночные тени, Тени без конца Ряд волшебных изменений Милого лица. - Слов какой части речи больше всего использует поэт? - Сколько существительных в этом стихотворении? Выпишите имена существительные. Для чего они необходимы в данном стихотворении? В этом стихотворении 22 слова, из них – 14 имен существительных, 6 прилагательных и 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа. Научная справка: ученые подсчитали, каждое второе слово – имя существительное. На каждые 100 слов в среднем приходится 40 существительных и только 26 глаголов. Вывод: Поэт насыщает поэтические тексты именами существительными для того, чтобы нарисовать читателю картину ночи. - Какое из записанных вами существительных можно исключить и по какому признаку? - Как вы это определили? - А что еще помогает разграничить одушевленные и неодушевленные существительные? (вопросы кто? или что?, смысл, форма множественного числа винительного падежа) | Выбирают способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Формулируют все «за» и «против», проговаривают правило вслух. Выписывают имена существительные в тетрадях. Дают ответы, пытаются исключить и существительные по разным признакам. Правильный ответ: соловья – одушевленное, отвечает на вопрос кто? Соловей | П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | ||||
V. Самостоятельная работа с самопроверкой | 1.Тренировочное упражнение | Формулирование правила. | Распределите данные слова на два столбика
Дождь, (Л,л)уна, камыш, (В, в)олк, (И,и)лья (М,м)уромец, Байкал, книга, Шарик, «Мурзилка», человек, Александр, (Н,н)овый год, Рентген, Сидоров, «Бородино», рентген. -Чем в написании отличаются имена собственные от нарицательных? -Кто был внимателен, тот заметил, что одно слово написано дважды: в первом случае с большой буквы, во втором – с маленькой. Почему? (Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные) Рентген – ученый, рентген – просвечивание рентгеновскими лучами | Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Приводят примеры, исправляют ошибки. Взаимопроверка. | П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника | ||||
2.Игра «Белая ворона» ( по рядам)
| Систематизация знаний морфологических признаках имени существительных | Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках. - Объясните, по каким морфологическим признакам объединены существительные и что можно исключить? а) О смелост..., о храброст..., о неустрашимост..., о трусост... . Общее: это существительные женского рода, 3 склонения, предложного падежа. Тема – качества человека. Исключить – трусость – антоним, все остальные – синонимы. г) Песни, ножницы, кони, бури. Общее: все во множественном числе. Исключить: ножницы –употребляется только во множественном числе; кони – одушевленное существительное. д) Грач..., печ..., ноч...,доч... . Общее: существительные с шипящей на конце. Исключить: грач – существительное 2 склонения, мужского рода; печь – может быть существительным и глаголом. - С какой целью мы выполняли данное задание? | Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей. Приводят примеры, исправляют ошибки. Вспоминают морфологические признаки имен существительных: постоянные: собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение; непостоянные: падеж, число | П: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий ; Р: контроль, коррекция; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника | |||||
3.Работа на карточках | Определение синтаксической роли. | А какова синтаксическая роль имен существительных в предложении? Россия – моя Родина. Моя родная страна – Россия. За границей я часто думаю о России. С самого рождения я живу в России. | Формулируют правило: в предложениях имена существительные могут быть подлежащими, сказуемыми, дополнениями, обстоятельствами. | ||||||
VI. Включение в систему знаний и повторение | Морфологический разбор | Обобщение полученных знаний на уроке сведений, оценивание | - У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Морфология, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор. - Разбор слова зима. (Наступила долгожданная зима) | Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта. Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________. 1. Моя начальная форма: ____________________. 2. Мои морфологические признаки: а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения); б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа). 3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе. Сегодня я играю роль_____________________ | П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки: Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | ||||
VII. Домашнее задание | 1.Кто хочет, может сочинить грамматическую сказку про любой признак имени существительного. 2.Кто желает, может составить карточки-задания по любой изученной орфограмме. 3.Составить кроссворд по теме «Имя существительное». | ||||||||
VIII. Рефлексия учебной деятельности | Заключительная беседа по вопросам; монологические высказывания | Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса | Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках. - У кого в гостях мы сегодня побывали? - Удалось ли нам доказать, что существительное – удивительная часть речи? - Что нового вы узнали для себя на уроке? - Довольны ли своей работой? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? - Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравился - выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет - карточку с грустным лицом | Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей Определяют свое эмоциональное состояние на уроке; заполняют дневники достижений (оценочная карта) | П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»
Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существи...
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие как часть речи".
Вводный урок по теме "Причастие"...
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока: «Служебные части речи. Междометия»
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе ...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Глагол как часть речи"
Цель урока: углубить знания учащихся о глаголе, отработать умение правильно писать личные окончания глагола, совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки....
Конспект урока: «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»
Цели: обобщить и систематизировать знания о существительном как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);совершенствовать...
Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе Тема урока «Служебные части речи. Междометия»
На уроке ребята знакомятся с междометиями, читая хокку, с которыми они познакомились на уроке литературы....
урок русского языка 6 класс «Имя существительное - часть речи удивительная»
Урок-повторение на тему «Имя существительное - часть речи удивительная»...