Технологическая карта урока по развитию речи. Форма проведения- урок- мастерская " За что спасибо?"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Данный урок русского языка разработан с использованием технологии педагогической мастерской письма для проведения в 9 классе. На уроке предполагается работа с текстом рассказа Бориса Екимова, который. взят из материалов для подготовки к ГИА. Данный урок способствует умению работать с текстом, аргументированно выражать своё мнеиие. Знания и умения, полученные на этом уроке будут актуальны при подготовке к ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок- мастерская " За что спасибо?" | 37.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕРСКАЯ УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Технологическая карта урока
Учитель русского языка и литературы: Гайдукова Татьяна Михайловна
Организация: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11», г. Усть-Илимск, Иркутская область.
Данный урок русского языка разработан с использованием технологии педагогической мастерской письма для проведения в 9 классе. На уроке предполагается работа с текстом рассказа Бориса Екимова, который. взят из материалов для подготовки к ГИА. Данный урок способствует умению работать с текстом, аргументированно выражать своё мнеиие. Знания и умения, полученные на этом уроке будут актуальны при подготовке к ОГЭ.
Тема | «За что спасибо?» | ||||
Цель: | - Способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся, показать роль деталей предмета в художественном тексте. | ||||
Задачи: | - формировать личность ребенка (нравственные ценности, уважительное отношение к своей семье и окружающим людям); - развивать умения школьников в написании сочинения- рассуждения, определении типа текста, его основной мысли; - способствовать развитию умений составлять план текста, аргументированно выражать своё мнение по тексту. | ||||
Формируемые УУД | Личностные УУД: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учётом; Регулятивные УУД: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения, умение самостоятельно организовывать свою деятельность; Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; Коммуникативные УУД: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев, представлять результат своей работы. | ||||
Планируемые предметные результаты обучения | Уметь создавать текст – рассуждение на заданную тему | ||||
Основные понятия | Типы речи, рассуждение как тип речи | ||||
Формы работы на уроке | Наблюдения над языком текста, индивидуальная, групповая, фронтальная | ||||
Оборудование, обеспечение |
| ||||
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
0..Подготовительный этап | Конструирование урока в соответствии с его целями и задачами . | Разрабатывает структуру урока, продумывает деятельность учащихся на уроке , подбирает необходимые материалы по теме урока , готовит презентацию по теме урока. | Готовят словарь нравственных понятий: благодарность, заботливость, доброта, Находят нужную информацию, оформляют её. | Л: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение; обладание учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей П: Работа с информацией, преобразование одного вида информации в другой (текст, схема, список); умения поиска и выделения необходимой информации; | |
1.Организационный | Создание благоприятного климата на уроке | При входе в кабинет учащимся раздаются билетики разного цвета для поездки на электричке.
Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей. Сообщает о том, что этот урок пройдёт в импровизированной электричке и просит представить себе её.
| ребята рассаживаются на места, соответствующие цвету билета, таким образом формируются группы для работы на уроке. .Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место, рассаживаются по группам | Л: психологическая готовность учащихся к уроку, обладание учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению. Р: принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей | |
2.Индуктор | создание эмоционального настроя, включение в творческий процесс | Учитель предлагает посмотреть видеоролик «Спасибо» https://www.youtube.com/watch?v=fNcparnxQ3U | Смотрят и слушают предложенный учителем видеоролик | Л. Анализировать и характеризовать своё эмоциональное состояние Р. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний,т.е.формировать операционыый опыт | |
3.Социоконструкция | Индивидуальное создание гипотезы , схемы, текста, рисунка | - Какие чувства вы испытывали при просмотре видео? - А часто ли мы с вами говорим слово «СПАСИБО»? - Умеем ли быть искренне благодарными? - Работа с Толковым словарём (Ожегова С.И.З значение слова, история слова): Какую информацию нашли? 1) Слова благодарности, признательности за что-л. 2) Выражение благодарности, признательности за что-л. 1) Употр. при выражении вежливого согласия на что-л. (запись в словарь нравственных понятий) - Учитель корректирует ответы учащихся, дополняет их по необходимости |
Отвечают на вопросы записывают в словарик нравственных понятий | ||
4.Деконструкция и реконструкция | Работа с текстом, деление его на смысловые части, вопросы для осмысления текста | Учитель организует работу по группам. Задание: прочитать предложенные тексты и ответить на вопросы. Для первой группы: 1 часть текста (приложение №1): Нынешняя зима словно подарок: снегопады, метели, лёгкий мороз. В середине ноября, когда уезжал я из Волгограда на поезде, было тепло, а утром в купе проснулся – за окном зима, белое Подмосковье: поля, перелески, людские селенья – всё в снегу. Живи и радуйся. А вот радости как раз было мало: я приехал в Москву лечиться. Рано утром впотьмах поднимался я и брёл к электричке, ехал в битком набитом вагоне. Потом – слякотный перрон, под ногами – жижа. Городские зимние угрюмые сумерки. Молчаливый людской поток несёт тебя ко входу в метро. Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах... Потом – больничные коридоры, очереди, долгое время ожидания... К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь. Снова – метро, его подземелья. Выберешься оттуда, вздохнёшь и спешишь к электричке, в её вечернюю толкотню. Так и текла моя московская жизнь: за днём – день, за неделей – другая. Затемно встанешь, затемно к дому прибьёшься. Ничему не рад, даже зиме и снегу. -Каким вы себе представляете рассказчика? - Какое настроение вызывает начало рассказа? - Предположите, что было дальше. Для второй группы предлагается прочитать продолжение рассказа ( приложение №2) Однажды вечером мне повезло: вагон оказался не больно набитым. Уселся, газету развернул для порядка. Хотя чего там вычитывать: убили, взорвали, ограбили... Вечерний поезд, усталые люди. )3има, теснота, кто-то ворчит, а кто-то уже ругается. Но тут заговорили рядом молоденькие девушки. Обычная девичья болтовня: лекции, практика, зачёты – словом, учёба. Потом Новый год вспомнили. – Подарки пора покупать... – сказала одна из них. – А чего дарить? И всё дорого. - В чём повезло рассказчику?(подтвердить текстом) - Что вы можете сказать о таком везении? (лёгкая ирония) - «А , правда, что дарить?»- такой вопрос есть в тексте. И правда… что дарить накануне Нового года… Задание для третьей группы : Текст часть 3) – Ты ещё подарки не приготовила?! – ужаснулась другая девчушка. – Когда же ты успеешь?! – А ты?.. – Ой, у меня почти всё готово...– восхищённо застрекотала девчушка. – Маме я ещё осенью купила домашние тапочки на войлоке. У мамочки ноги болят от резины... А там – войлок. Они, конечно, немножко грубоватые, пришлось облагородить: я обшила их голубенькой каймой, а тесьмой сделала цветочек. Получилось – картинка. Ой, как мама обрадуется! – голос её прозвенел такой радостью, словно ей самой подарили что-то очень хорошее. Я голову поднял, взглянул: обычная молоденькая девушка. Лицо живое, милое. – А дедушке я прямо в этой электричке подарок купила, – продолжался рассказ. – Он любит читать детективы, и я ему купила целых два тома. Он будет такой довольный! – прозвенел в вагоне счастливый девичий голос и смех. – А бабушке...Мы завтра будем на практике, там рядом хороший магазин для диабетиков. Я уже всё разглядела. Бабушка болеет, а ей тоже хочется вкусненького. Я ей клюквенных конфет возьму и печенья для диабетиков. Она так будет рада! И снова – счастливый смех. Лицо девушки светилось радостью, глаза сияли. – А папочке... У нас такой папа хороший, работящий. И я ему подарю... Не только я и соседи, но, кажется, уже весь вагон слушал радостную повесть девушки о новогодних подарках. Опустились на колени раскрытые книги, развёрнутые листы газет. Наверное, у всех, как и у меня, отступило, забылось дневное, несладкое, а просыпалось иное, доброе, чистое: ведь и вправду Новый год близок... Вопросы к третьей части текста: Кому и что подарит девушка к Новому году? Почему именно эти подарки она приготовила для своих близких? Подтвердите это текстом - Как выбор подарков характеризует эту девушку? Задание для 4 ой группы ( текст-часть 4) А тем временем электричка уже спешила к моей станции. 3десь выходит много народу. Собирались, прятали так и не прочитанные книги, газеты, торопились к выходу, проходя с улыбкой мимо девушек, глядели, угадывая, какая из них? А молодая женщина, что сидела напротив, на прощанье сказала: – Спасибо тебе, милая. Девушка не поняла, о чём речь, улыбнулась недоумённо: за что, мол... И в самом деле – за что? Я вышел из вагона. Дорога славная: берёзы да сосны сторожат тропинку; не больно холодно, а на душе, на сердце и вовсе тепло. Спасибо той девочке, которая подарила надежду и заставила задуматься о добром. - За что люди, выходящие из трамвая, говорили девушке : « Спасибо» ? - Как автор отвечает на этот вопрос? ( подтвердите текстом) Как и почему изменилось настроение рассказчик? |
Каждая группа работает со своим фрагментом текста: Учащиеся читают текст., .отвечают на вопросы. Обосновывают свои ответы. Вопросы для 1ой группы: -Каким вы себе представляете рассказчика? - Какое настроение вызывает начало рассказа? - Предположите, что было дальше. обсуждают в группе , предлагают свои варианты развития событий. После обсуждения выступает один ученик от группы, отвечая на вопрос : « Так что же произошло дальше? Как ,по – вашему разворачивается ситуация? 2ая группа отвечает на вопросы: - В чём повезло рассказчику? (подтвердить текстом) - Что вы можете сказать о таком везении? (ирония) - А , правда, что дарить?- такой вопрос есть в тексте. И правда… что дарить.накануне Нового года… А как бы вы ответили на этот вопрос? Что бы вы подарили на Новый год своим близким? (Предлагают свои варианты) Третья группа отвечает на вопросы: - Кому и что подарит девушка к Новому году? Почему именно эти подарки она приготовила для своих близких? Подтвердите это текстом. - Как выбор подарков характеризует эту девушку? Вопросы для 4ой группы. - За что люди, выходящие из трамвая, говорили девушке: «Спасибо» ? - Как автор отвечает на этот вопрос? (подтвердите текстом) - Как и почему изменилось настроение рассказчика? (Стало тепло на душе и в сердце) | П. читать и слушать, учиться понимать текст в общем, отвечать на вопросы учителя, устанавливать причинно- следственные связи, делать выводы, извлекать необходимую информацию Р. совместно с учителем выполнять необходимые действия, операции Л. Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,выстривать свои взаимотношения с их учётом. | |
6.Социоконструцкия | Вопросы ко всем -За что спасибо вы скажете автору рассказа? - А за что мы можем сказать СПАСИБО жизни? - Может, вы найдёте для себя ответ в этой песне? Видеоролик «Спасибо, жизнь» из фильма « КАРНАВАЛ» http://spoemdruzya.ru/pesni-iz-filma/karnaval/1030-spasibo-zhizn.html | Отвечают на вопрос Смотрят предложенный видеоролик, отвечают на вопрос: - А за что мы можем сказать СПАСИБО жизни? | |||
7.Самоконструкция | Составление своего текста на заданную тему в соответствии с памяткой- инструкцией | Вам предстоит написать сочинение- рассуждение на одну из предложенных тем: 1.Что такое благодарность ? 2 Что такое заботливость? Перед тем как приступить к написанию сочинения, прочитаем рассказ Б. Екимова полностью Раздаёт памятки- помощники (инструкции к написанию сочинению) Оказывает консультативную помощь | Пишут сочинения- рассуждения на одну из предложенных тем:
| П: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа Р: умение контролировать процесс и результаты деятельности; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. алгоритмического мышления; Л: обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению | |
8.Социализация и афиширование | Предъявление созданного продукта | Слушает сочинения, комментирует работы, предлагает дома отредактировать и принести для создания папки творческих работ. | Каждая группа предъявляет созданный продукт: зачитывает по одному сочинению от группы. | П. использовать полученные знания и умения в практической деятельности Р оценивать свою работу, исправлять недочёты. Л: обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению | |
9. Итоги урока и рефлексия учебной деятельности на уроке | Организация рефлексии | Что я открыл сегодня в себе и в окружающих? ( Можно письменно) |
| Р: умение контролировать процесс и результаты деятельности; способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.
Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...
Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка 7 классе. Проектирование уроков по развитию речи на примере анализа текстов газетной публицистики.Презентация.
Презентация составлена на основе моей научной работы по соответствующей теме....
Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".
Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...
Технологическая карта по математике "Теорема Пифагора" для проведения урока - видеоконференция.
Данная технологическая карта позволяет провести урок-видеоконференция по теме "Теорема Пифагора"....
Конспект урока по развитию речи "Мастерская творческого письма" 6-8 класс
В данном конспекте урока по русскому языку представлена разработка на тему: «Мастерская творческого письма».В течение урока учащиеся работают со словом, подбирают к нему ассоциации, которые возникли, ...
Технологическая карта открытого урока по развитию речи на тему "Описание внешности человека". 6 кл.
Данный урок был представлен на Республиканском конкурсе открытых уроков с применением современных образовательных технологий и награжден дипломом победителя....
Технологическая карта по предмету: Развитие речи и письмо, написание письма Деду Морозу, 6 класс + анализ урока
Технологическая карта по предмету Развитие речи и письмо для 6 класса с анализом урока...