РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку «Этот удивительный мир фразеологизмов» (6 класс)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Открытый урок по русскому языку в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx494.07 КБ
Файл приложение в картинках14.69 КБ
Microsoft Office document icon приложение 227 КБ
Microsoft Office document icon приложение 145.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка,
его оригинальные средства и его… богатство»
В.Г.Белинский

                  «Этот удивительный мир фразеологизмов»

Цели урока:
1) Образовательная:
сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице языка, об особенностях его строения и употребления в речи.
2) Развивающая: развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; формировать навыки определения специфических особенностей фразеологических оборотов, отличать их от других речевых единиц в потоке речи; развивать творческие способности и образное мышление школьников; обогащать словарный запас школьников;
3) Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности.

Задачи:

  1. Научить распознавать фразеологические обороты.
  2. Выявить их эмоционально- выразительные достоинства.
  3. Использовать фразеологизмы в устной и письменной речи.

Ход урока

1. Организационный момент (2мин).

2. Актуализация знаний. Повторение.

а) вступительное слово учителя.     Притча:

Однажды мудрец решил подвергнуть испытанию своих учеников, повел их в сад, в углу которого была дверь с огромным замком и сказал: «Тот, кто откроет дверь, тот будет назван умнейшим». Один за другим они пытались открыть дверь и, не добившись успеха, отходили.

Но один ученик внимательно осмотрел дверь, навалился на нее плечом, толкнул и – о, чудо! – она стала поддаваться, а затем раскрылась. Тогда мудрец сказал: «Ты станешь умнейшим, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы».

- Ребята, я очень хочу, чтобы на этом уроке каждый из вас поверил в свои силы и тогда вы сможете «открыть любую дверь» в науку русского языка. «Верьте в свои силы, и вы сможете открыть любую дверь!»

-Урок наш будет не совсем обычным. Сегодня мы с вами попутешествуем.

(Слайд 1) Тема этого урока «Этот удивительный мир …» (на доске записана только часть темы урока). Открыть вторую часть названия урока вы сможете, если скажете, как одним словом можно определить эти высказывания:

Топорная работа

Хоть трава не расти

Посадить в калошу

Задирать нос

(Это фразеологизмы)

Правильно, все это – фразеологизмы. Итак, тема нашего урока (слайд 2) «Этот удивительный мир фразеологизмов». Допишите название темы урока в ваши рабочие листки.

б) повторение

Давайте вспомним, что же такое фразеологизмы?

(Это устойчивые сочетания слов, равные по значению словосочетанию либо целому предложению).

Эпиграфом к нашему уроку служат слова В.Г.Белинского (слайд 3) Прочтите его и подумайте, какое слово необходимо дописать в эпиграфе? (Фразеологизмы) Как вы понимаете высказывание критика? Согласны ли вы с В.Г.Белинским? (обсуждение).

Сегодня наша общая задача – обобщить знания о фразеологизмах и убедиться, что они действительно являются оригинальными средствами языка и обогащают нашу речь.

Как я уже сказала, мы с вами совершим путешествие. Путешествие в страну Фразеологию (слайд 4) Чтобы в неё войти, постарайтесь быстро ответить на мой вопрос пословицей или поговоркой. Итак, начинаем.

З а д а н и е №1 (устно)

-- Что не вырубишь топором?

(Что написано пером, не вырубишь топором)

-- Куда вставляют палки?

(Вставлять палки в колеса)

-- Что бьют бездельники?

(Бьют баклуши)

-- Что горит на воре?

(На воре шапка горит)

-- Кого тянут за хвост?

(Тянуть кота за хвост)

-- Куда забрал Кащей Василису Премудрую?

(За тридевят земель)

Молодцы. Быстро нашли ответы (слайд 5) Как видите, это позволило нам быстро войти в волшебную страну Фразеологию. Перед нами указатель: «город Тружеников». Очень хочется войти в него, но… (слайд 6)…мы оказались возле ворот. Чтобы их открыть, необходимо, как в любой сказке, что-то отгадать или выполнить какое-нибудь задание.

З а д а н и е №2. (у доски 2 человека устно, остальные письменно в рабочих листках)

Соедините разбросанные части фразеологизмов.

C:\Users\User\Documents\IMG-20201019-WA0040.jpg

(На доске в беспорядке части фразеологизмов «Кататься как сыр в масле», «Денег куры не клюют», «Как кот наплакал» «вставлять палки в колёса». У доски работают 2 человека).

Давайте проверим, всё ли ребята сделали верно. А что означают эти фразеологизмы? (Обсуждение). Запишем эти значения.

С заданием вы справились отлично, и ворота уже открылись (слайд 7). И вот перед нами город Тружеников.

3. Закрепление

Кого называют тружениками? (Обсуждение).

З а д а н и е №3 (письменно в листках).

Запишите это слово, объясните, каким способом оно образовано. (Обсуждение).

Какой раздел науки о языке нам пришлось вспомнить? (Словообразование)

А среди вас есть труженики? Может быть, кто-то захочет здесь остаться?

З а д а н и е № 4 ( индивидуально письменно в листках)

Для тех, кто вошел в город, приготовлено ещё одно задание. Мы выполним его по рядам (слайд 8) .

На экране выведены 10 фразеологизмов с разными значениями. 1ый ряд выпишет фразеологизмы со значением «бездельничать», 2-ой – «обманывать», 3-ий – «быстро» (категории прописаны на доске)

  1. Сломя голову
  2. Сидеть сложа руки
  3. Во все лопатки
  4. Водить за нос
  5. Втирать очки
  6. Бить баклуши
  7. Во весь дух
  8. Вводить в заблуждение
  9. Со всех ног
  10. Высунув язык

А теперь давайте проверим (сначала устная проверка, затем — слайд 9).

Молодцы. Вас тоже можно назвать тружениками. Какую работу мы с вами проделали? (Повторили, что такое фразеологизмы, вспомнили некоторые из них).

А какая орфограмма есть в слове «бездельничать»?

(Приставка без-). Как вы можете объяснить ее написание? Выделите эту приставку в своих работах. А вот написание слова «обманывать» надо запомнить. Как вы думаете, ребята, от какого слова образовалось это слово? (От слова «манить»,т.е. «звать за собой»). А к какой части речи относится слово «быстро»? На какой вопрос отвечает? (Наречие. Отвечает на вопрос «как?») Какой раздел науки о языке мы сейчас вспомнили? (Морфологию).

Молодцы. Путешествуем дальше.

З а д а н и е № 5 (первая половина задания устно, вторая -- письменно).

Жители этого города не только трудолюбивые, но и очень добрые люди. По-доброму они относятся и к животным. Горожане построили для них теплый, уютный зоопарк (слайд 10) А кто обитает в этом зоопарке, вы сможете узнать, если дополните следующие фразеологизмы:

(По мере угадывания на экране появляются изображения животных)

-- Голоден, как …(волк)

-- Труслив, как ...(заяц)

-- Взять … за рога …(бык)

-- Делить шкуру неубытого… (медведь)

-- Грязный, как … (свинья)

-- Колючий, как … (еж) 

-- Смотрит, как …(баран) на новые ворота

C:\Users\User\Documents\IMG-20201019-WA0036.jpg

Вот какой зоопарк есть в Городе Тружеников. А вы, может быть, тоже поселите сюда каких-нибудь животных или птиц? Вспомните фразеологизмы с их названиями ( Н-р, Болтливый, как сорока; Купить кота в мешке; Писать ка курица лапой). Попробуйте составить с одним из этих фразеологизмов предложение с прямой речью и обращением ( у доски один человек).

Знание какого раздела науки о языке помогает нам правильно расставить знаки препинания? (Пунктуации)

4Физкультминутка (слайд 11)

Наша экскурсия интересная, но я вижу, что некоторые путешественники уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).

-- Встанем, как аршин проглотили, но не с левой ноги.

-- Проголосуем обеими руками.

-- Согнемся в три погибели.

-- Руки чешутся.. греем руки.

-- Посмотрим друг другу в глаза.

-- Смотрим во все глаза, чтобы глаза повылазили, а теперь краем глаза…в глазах темнеет.

-- Голова идет кругом.

-- Разведем руками.

-- А теперь -  руки в брюки.

-- Подержим нос по ветру.

--Но в ногах правды нет, занимайте свои места

C:\Users\User\Documents\IMG-20201019-WA0045.jpg

Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше путешествие.

(слайд 12) Труженики живут не в нашей стране, а в стране Фразеология. Как называются люди, которые живут в других странах? (Иностранцы) (слайд13) . Знаете, ребята, что значение русских фразеологизмов не всегда понятно иностранцам? А как вы думаете, почему? (Потому что фразеологизмы имеют переносное значение).

З а д а н и е № 6 (письменно в тетрадях и у доски).

Один иностранный художник, не знающий русского языка, любезно согласился проиллюстрировать несколько фразеологизмов. Вот что у него получилось. (На слайде 14 юмористические картинки с изображением фразеологизмов в прямом значении: «Море по колено», «Водить за нос», «Мокрая курица», «Ежовые рукавицы»). Назовите эти устойчивые сочетания. Объясните их значение. Запишите. Найдите безударную гласную в корне слова (выполняется у доски). Подберите к этому слову проверочное (один ученик у доски).

5. Работа с фразеологическими словарями.

З а д а н и е № 7 (устно)

Ребята, а что вы делаете, если не знаете значение какого-нибудь фразеологизма? (Обращаемся к фразеологическому словарю). Правильно, в этом нам помогают словари. У вас у каждого на парте лежат фразеологические словари. Давайте найдем и прочитаем значение фразеологизма «Танталовы муки» и «Манна небесная».

Что нам дает работа со словарями? (развивает нашу речь).

Экскурсия наша подходит к концу. Мы покидаем гостеприимных тружеников и говорим им фразеологизм (слайд 16): «До свидания!»

6. Подведение итогов урока. 

Заключительное слово учителя    Вот и подошло к концу наше занятие. Говорят, конец – делу венец. И мне хочется верить, что наше занятие не только увлекло вас, но и показало, как интересно изучать русский язык, как много в нём тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться.

Ребята, вам понравилась экскурсия?(…) Мне тоже понравилась. Что мы с вами сегодня делали на уроке? (Вспоминали, что такое фразеологизмы, разделы науки о языке, обобщали наши знания).

Давайте вспомним эпиграф к нашему уроку (слайд 15). Теперь вы понимаете, почему В.Г.Белинский назвал фразеологизмы оригинальными средствами?

Мы активно сегодня поработали, многое повторили, обобщили наши знания. Как каждый из вас оценит свой вклад в нашу общую работу? 

считали ворон

били баклуши

трудились, не покладая рук

Оцените свою работу на уроке, займите место возле подходящего на ваш взгляд фразеологизма:

 Домашнее задание:     найдите историю происхождения понравившегося вам 
фразеологизма и оригинально оформите свою работу, проиллюстрируйте ее.

C:\Users\User\Documents\IMG-20201019-WA0034.jpg



Предварительный просмотр:

Кататься как сыр в масле    Денег куры  не клюют   Как  кот наплакал   Вставлять палки  в колёса



Предварительный просмотр:

Приложение 2.

                                                  Мир  Зацепочкина.

         Родился в семье мальчик. Антошкой его назвали. Набалованный был – как сыр в масле катался. И глазом родители не успели моргнуть, как вырос сынок, пора в школу отправлять.

                 В школе Антон решил Геростратову славу завоевать: слабых ребят обижает, на улице мучает беззащитных животных. На первом этаже школы красуется его фотография в стенгазете, а под ней – надпись: «Зовут его Антошка – зоопарк. А почему? На переменах он задирается, как петух, а на уроках молчит, как рыба. Зато на бабушку рычит, как лев, с сестрой он – крокодил, а перед директором дрожит, как заяц. Но вокруг мамы ходит, как лиса, потому что мама покупает ему игрушки!»

                 Да, на уроках наш герой бил баклуши, точил лясы, сидел сложа руки и объяснения учителя мимо ушей пропускал. Классный руководитель часто повторяла: «Ты, Зацепочкин, горе мое луковое, учишься из рук вон плохо, не могу я с тобой  найти общий язык, сколько ни бьюсь!» А однажды не выдержала и сказала: «Сегодня позвоню твоим родителям и скажу, что умываю руки. С меня довольно!»

                 Вечером Антон услышал, как мама говорит по телефону: «Спору нет – горячая голова! Это уже ни в какие ворота не лезет! Мы, родители, за его поведение головой отвечаем, а у меня все валится из рук. Ну сколько ему повторять? Уже в зубах навязло! У меня голова идет кругом… Спасибо Вам большое за звонок, уж я ему покажу, где раки зимуют

                Такой разъяренной Антон маму никогда не видел. Ну и задала она ему жара! Кричала во всю Ивановскую! Разделала под орех! А тут и папа подоспел: «Фу!!! Грязный, как свинья! Ты что, из авгиевых конюшен?» Так родители до позднего вечера продолжали петь в унисон, низвергая на него свой гнев. Укоры сыпались на Антошку как из рога изобилия.

                Утром Антон шел в школу, повесив нос. Не хотелось Зацепочкину становиться к позорному столбу. Надоело, что  все показывают на него пальцем и склоняют во всех падежах. Белый свет ему был не мил. Он рад был бы сквозь землю провалиться. «Дело – труба. Надо бежать!», - подумал он и пустился на всех парах.

               Бежал Антон что есть мочи куда глаза глядят. Наконец устал, остановился  и , к своему удивлению, понял, что находится на платформе какой-то незнакомой станции. Вскоре подошел поезд и кто-то позвал: «Антон! Зацепочкин! Сюда!»  Зацепочкин  быстро забрался в вагон и осмотрелся. И тут он не поверил своим глазам: к нему подходил маленький человечек, похожий на гнома. Антон даже ущипнул себя, подумал, что спит. Нет, это не сон. Рядом с ним стоял самый настоящий гном…



Предварительный просмотр:

        «Этот удивительный мир ……………………………………………………….»

        «…………………………………………. составляют

                                                                        народную физиономию языка, его оригинальные

                                                                        средства и его…богатство».                              

                                                                                               В.Г.Белинский

Задание №  1 (устно)

Задание № 2.

Задание № 3

Задание № 4

1) Бездельничать                               2) Обманывать                                    3) Быстро

Задание №5

Задание №6

считали ворон                   били баклуши                    трудились, не покладая рук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку для 5 класса по теме "Удивительная часть речи - глагол"

Разработка урока для учащихся 5 класса по русскому языку. Цель: систематизировать, обобщить и закрепить изученный материал по теме "Глагол"....

Урок русского языка. Тема: "Стилистические свойства фразеологизмов" 6 класс

На уроке использован приём "Перевернутый класс". Применяются ИКТ....

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Этот удивительный язык!"

Участие 5-классников в данной программе даст возможность в игровой, занимательной форме закрепить и углубить знания обучающихся по основным рвзделам русского языка, обогатить словарный запас, развить ...

Урок-игра по русскому языку "Этот волшебный мир слов" 8 класс

Урок-игра в 8 классе в рамках городского фестиваля "Дни русского языка в Волгограде". Урок посвящен О.Н.Трубачеву. Содержит материалы  по лексике, этимологии, используются изобразительные средств...

Открытый урок по русскому языку "Этот удивительный мир фразеологизмов".

Открытый урок по русскому языку"Этот удивительный мир фразеологизмов"....

Разработка урока по русскому языку на тему: "Тайна фразеологизмов и их разгадка"

Актуальность и значимость темы в том, что усвоение и дальнейшая работа в этой области совершенствует речь учащихся, расширяет кругозор, знакомит с классификацией происхождения фразео...