Урок-игра по русскому языку "Этот волшебный мир слов" 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Урок-игра в 8 классе в рамках городского фестиваля "Дни русского языка в Волгограде". Урок посвящен О.Н.Трубачеву. Содержит материалы по лексике, этимологии, используются изобразительные средства (подготовка к ОГЭ, задание 3, к ЕГЭ, задание 6)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etot_volshebnyy_mir_slov_8_kl.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 17 имени 37-й Гвардейской стрелковой дивизии
Тракторозаводского района Волгограда»
Урок русского языка
«Этот волшебный мир слов»
в 8б классе
в рамках городского фестиваля
«Дни русского языка»
Разработка учителя
русского языка и литературы
Лейко О.А.
Дата проведения: 13.10.2016г.
Волгоград, 2016
Цель урока: обобщить знания по лексике, этимологии, фразеологии.
Задачи:
- активизация знаний, полученных учащимися ранее,
- формирование системных представлений о лексике,
- раскрытие связи лексики с фразеологией;
- совершенствование коммуникативной, лингвистической, языковой компетенций;
- развитие умения употреблять слова в соответствии с их лексическими значениями,
- привитие интереса и любви к родному языку.
Оборудование: слайды, раздаточный материал.
Ход урока.
Слово учителя.
Наш урок проходит в рамках городского фестиваля «Дни русского языка». Посвящен фестиваль академику Олегу Николаевичу Трубачеву, нашему земляку, известному лингвисту, ученому-этимологу, писателю. Мы знакомы с его биографией, книгами, очерками, смотрели фильм «Книга в моей жизни».
Главным в жизни О.Н.Трубачева, на мой взгляд, было трепетное отношение к слову, любовь к нему, к истории появления слов.
Слово только оболочка,
Пленка, звук пустой, но в нем
Бьется розовая точка
Странным светится огнем.
(Арсений Тарковский)
-О каком огне говорит поэт? (Значение слова)
В русском литературном языке около 200 тысяч слов. Каждое несет свой огонь. Русский язык богат, выразителен, гибок благодаря синонимам.
-Какие слова называются синонимами?
Задание 1.
Собрать пирамиду синонимов. Количество букв должно совпадать.
лес – …
горе – ….
стужа – …..
хотеть – ……
потёмки – …….
почтение – ……..
разрешить - ………
искрящийся – ……….
(бор, беда, мороз/ холод, желать, сумерки, уважение, позволить, светящийся)
Задание 2.Послушайте стихотворение. На каком языковом явлении оно основано?
Живут в соседстве грусть и радость.
Не разорвать меж ними пут.
На это сетовать не надо.
Что ж делать, пусть себе живут!
В соседстве слава и забвенье,
И всемогущество, и прах,
И с поколеньем поколенье,
И жизнь от смерти в двух шагах.
Живут в соседстве быль и небыль,
И вдохновенье в том числе,
Поэт рождается на небе, а погибает на земле.
Найдите и запишите антонимы. На антонимии построено такой троп как антитеза.
Задание 3.
Попробуйте решить задание ОГЭ.
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является антитеза.
1.Как-то само думается.
2.На улице шумно- дома тихо. На улице холодно -дома тепло .
3.А тут стоишь, как Илья Муромец, и не знаешь: куда идти
4.Вдруг вспыхивает солнечный луч, и Сережка забывает, что минуту назад был физиком.
-Какие еще в этих предложениях есть изобразительные средства?
Задание 4.
Всем известны омонимы. Приведите примеры таких слов.
А вот слова замок - замок, попугай – попугай, пруд – прут являются частичными омонимами.
Вспомните:
-слова, совпадающие с другими ТОЛЬКО ПО НАПИСАНИЮ, - это…(омографы)
-омонимичные формы слова или разных слов; слова, совпадающие в своем звучании лишь в отдельных формах – это…(омоформы)
-разные слова, одинаково звучащие, но различающиеся на письме, - это…(омофоны)
На омонимии основан такое языковое явление как каламбур - остроумное выражение, шутка, основанные на использовании сходно звучащих, но различных по значению слов или разных значений одного слова; игра слов.
Я столкнулась с незадачей
Прямо в школе, не за дачей,
После я ОГЭ спишу,
А сейчас гулять спешу!
Раз министр сказал Яге:
- Вы сдавали нам ЕГЭ?
- Отвяжись! Поешь-ка щей!
Весь худющий, как Кощей!
Область рифм - моя стихия,
И легко пишу стихи я;
Без раздумья, без отсрочки
Я бегу к строке от строчки,
Даже к финским скалам бурым
Обращаясь с каламбуром.(Дмитрий Минаев, русский поэт и переводчик, мастер каламбура)
Слово учителя.
«В этимологии без фантазии и интуиции нечего делать»,- говорил О.Н.Трубачев. Всю жизнь он посвятил этой науке, создавал этимологически словарь славянских языков.
-Вспомните, что такое этимология.
Задание 5.
Попробуйте доказать, что группы слов являются «дальними родственниками». Почему?
Окно – око (Окно происходит от слова око – глаз. Первоначально это слово означало «щель для ока» (глаза)
Мешок – мех (образовалось от слова мех с помощью суффикса -ок. Первоначально слово мешок обозначало ёмкость, сшитую и меха, когда же ёмкости престали шить из меха, утратилась и связь со словом мех)
Ровесник – весна (Ровесник – это тот, кто прожил одинаковое, ровное количество весен с тобой. Твой одногодка, родившийся с тобой одной весной)
Сверстник – верста (Сверстник – одинаковый с тобой по возрасту человек; слово восходит к общеславянскому корню верста в значении возраст, а позже мера длины)
Наградить – город (Корень –град- обозначает то же, что и –город-. Он вошёл в слова градостроительство, градоначальник и др. В старину царь за отличную службу мог подарить дворянину землю, село или даже город (град). Наградить – буквально значит «подарить город»)
Знание происхождения слова, его истории помогут в орфографии.
Ученые-этимологи, занимающиеся историей происхождения слов, открыли некоторые древние суффиксы, которые в наше время не выделяются как значимые части слова при морфемном разборе.
Слова жир, пир некогда образовались от глаголов жити, пити с помощью древнего суффикса -р; При помощи старинного суффикса -ог от слова пир образовалось слово пирог, а от глагола творити (с первичным значением «месить, разбалтывать») — творог.
Сейчас мы не выделяем в слове окно, происхождение которого связано со словом око, то есть глаз, суффикс -н-. Как, впрочем, не выделяем суффикс -ц- в слове кольцо, которое исторически образовано от слова коло – круг.
Слово учителя.
Богат наш язык. Знать точное значение слов нам очень важно, чтобы сделать правильный выбор.
Попробуем задание ЕГЭ!
Задание 6.
ВЫБРАТЬ ПОДХОДЯЩЕЕ ПО СМЫСЛУ СЛОВО.
Это был (искусный, искусственный) мастер.
Учреждение(оплачивает, выплачивает) расходы по командировке.
Наш сосед – (абонемент, абонент) городской телефонной сети.
Певец обладал прекрасными (голосистыми, голосовыми) данными.
Почва в этих местах (Каменная, каменистая).
(Черепаший, черепаховый) панцирь обладает особой прочностью. (Жесткость, жестокость) сроков всех насторожила.
Русский язык – это громаднейшая сокровищница, которая (предоставляет, представляет) нам безграничные возможности.
-Как называются однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своем значении? (паронимы)
Слово учителя.
Слово может иметь не только прямое, но и переносное значение. На переносном значении слов построены такие неделимые сочетания, как …(фразеологизмы)
Задание 6.
Из раздаточного материала выписать фразеологизмы.
Как работает слово?
Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно.
Примеры тут можно найти без труда,
Возьмём хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж немало воды утекло.
О смелом мы вправе сказать наперёд:
«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдёт!»
А гуси и утки – сухие всегда.
Заметили люди: «Как с гуся вода»,
Случилось с тобою: ты правил не знал,
Молчал при опросе! Воды в рот набрал!
Лентяй отдыхает, а время идёт-
Под камень лежачий вода не течёт.
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно, мол, воду-то в ступе толочь!
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду! Ты дело давай!»
Работать впустую!.. Что скажут потом?
Не дело, мол, воду носить решетом!
Стихи я пишу, не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».
(В. Суслова)
Задание 8.
И снова ОГЭ!
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».
2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.
3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.
4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.
Слово учителя.
-Что узнали за урок?
-Что понравилось на уроке?
-О чем бы хотели узнать на уроке, посвященном лексике, этимологии, фразеологизмам русского языка?
Да, волшебный мир слова манит к себе. Читайте больше, читайте книги художественной литературы, общайтесь со словарями, и перед вами откроется удивительный мир слов.
В заключение нашего урока хотелось бы обратиться к вам со словами напутствия О.Н.Трубачева: «Но если литературный язык и его лексикон развиваются и расцветают в немалой степени благодаря вершинным индивидуальным творческим достижениям, то живет он и его культура главным образом в употреблении массового читателя и носителя»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра "Математическая поликлиника" по теме "Пропорции, отношения"" 6 класс
Здоровьесберегающие технологии. Обобщающий урок по теме: "Пропорции, отношения" 6 класс...
урок-игра "Was wir schon wissen und konnen" 5 класс
Готовый материал для повторения тем "Краски", "Семья" и т.д....
Урок – игра «Слабое звено» по творчеству Маяковского в 11 классе
Урок-игра «Сильное звено» по творчеству В.В.Маяковского проводится как заключительный с целью проверки качества знаний учащихся по данной теме, а также с целью развития творческой активности ста...
Урок-игра по литературе "Русские народные сказки, пословицы и загадки"
Урок способствуетразвитию у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умению сотрудничать при решении общих задач и творчески применять знания в новых ситуациях, ...
Урок- игра "Слабое звено" (русский язык и литература) - 6 класс
Предлагаемая игра для учащихся 6 класса с целью закрепления полученных знаний по курсу русского языка и литературы за 6 класс...
ИТОГОВЫЙ УРОК-ИГРА по теме РУССКАЯ РАВНИНА«Галопом по Европам»
ИТОГОВЫЙ УРОК-ИГРА по теме РУССКАЯ РАВНИНА «Галопом по Европам»...
Урок-игра по литературе «Русские народные сказки» 5 класс.
Урок - игра «Русские народные сказки»5 класс.Цели – развитие у учащихся мотивации к чтению на основе игровой деятельности, умений сотрудничать при решении общих задач...