Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Этот удивительный язык!"
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Участие 5-классников в данной программе даст возможность в игровой, занимательной форме закрепить и углубить знания обучающихся по основным рвзделам русского языка, обогатить словарный запас, развить смекалку, языковое чутьё.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka._etot_udivitelnyy_yazyk.docx | 36.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ- средняя общеобразовательная школа
с.Минаевки Асиновского района Томской области
РАССМОТРЕНО: на заседании МО гуманитарного цикла Протокол № ___ от «___»_____ 20____г МО __________ Маслова Т.В. | СОГЛАСОВАНО: Зам.директора по ВР ___________ Т.М. Суцкель «____» ______ 20_____ г | УТВЕРЖДАЮ: Директор школы __________ З.П.Маслова «____» ____________ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по русскому языку
«Этот удивительный язык»
Направление: общеинтеллектуальное
Возраст школьников: 5 класс (11-12 лет)
Разработчик: Маслова Татьяна Викторовна
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов: 34 часа в год, 1 час в неделю
С. Минаевка - 2020г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Этот удивительный язык!» для 5 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования. Предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС ООО.
Программа внеурочной деятельности предусматривает связь с программой «Русский язык» под редакцией Т.А. Ладыженской. Образовательная область – русский язык.
Общая характеристика курса
Время требует, чтобы выпускник школы был интеллектуальной творческой личностью, ориентирующейся в сложных социальных процессах, готовой к самореализации, к переносу и применению полученных знаний в сходные или иные ситуации. В этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность, являющаяся продолжением урока, его дополнением
Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Фонетика», «Орфоэпия», «Морфемика», «Словообразование», «Морфология», «Пунктуация», «Лексика», «Фразеология», «Культура речи».
Направленность программы
Программа, предназначенная для расширения знаний учащихся 5 класса по русскому языку, имеет общеинтеллектуальную направленность: ставя перед собой задачу систематизации знаний по основным разделам русского языка, предполагается учитывать особенности различных способов восприятия материала, известного и нового, обращая большее внимание на речевые нормы.
Актуальность программы связана с падением уровня речевой культуры в обществе. В содержании современного практико-ориентированного обучения акценты перемещаются с изучения языковой системы, с формирования языковой (лингвистической) компетентности на речевое развитие учащихся, на формирование коммуникативной компетентности, иначе говоря – на личностное развитие, на социализацию и выработку коммуникабельности как способности к речевому общению, на осознание ценностей культуры и норм общества, закрепленных в языке.
Рабочая программа также направлена на решение основных проблем, связанных с развитием культуры устной и письменной речи учащихся при подготовке к аттестации.
Новизной данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучаю-щихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Педагогическая целесообразность данной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, позволяет ребёнку проявить себя, выявить свой творческий потенциал.
Целью программы является воспитание любви, уважения и интереса к русскому языку; бережного отношения к слову; формирование языковой, коммуникативной компетенции через занимательную совместную деятельность учителя и обучающихся.
Задачи:
- вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым
явлениям;
- закрепить практические навыки в построении устных и письменных
высказываний;
- способствовать развитию творческих способностей школьников.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – 11-12 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этот удивительный язык!» рассчитана на 1 год, ориентирована на обучающихся 5 класса (34 часа в год, 1 час в неделю).
Форма обучения: очная
Формы организации работы учащихся:
Индивидуальная, коллективная: фронтальная, парная, групповая.
Виды деятельности учащихся:
Устные сообщения, обсуждения, работа с источниками, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования, реализация исследовательских проектов, защита презентаций, рефлексия.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения обучающимися 5 класса программы данного курса являются следующие умения и качества:
- осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения обучающимися 5 класса программы курса являются:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами освоения обучающимися 5 класса программы курса являются:
1.Освоение базовых понятий курса: речь, речь устная и письменная, культура речи, фонетика, лексика, словообразование, морфемика, морфология, пунктуация.
2. Сформированность следующих умений:
знать роль языка в жизни общества;
уметь различать гласные и согласные звуки;
уметь различать слабую и сильную позицию для гласных и согласных, знать способы проверки правильности написания гласных и согласных;
знать об особенностях русского ударения;
знать понятия «омонимы, синонимы, антонимы», различия между омонимами и многозначными словами, виды омонимов, функции синонимов и антонимов в речи;
знать понятия «морфема», «значимая часть слова», отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова;
уметь определять части речи и их морфологические признаки;
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела, темы | Кол часов | Форма организации | Форма аттестации | ||
всего | теория | практика | ||||
Вступительное занятие | 1 | 1 | Беседа, анкетирование | |||
Язык и речь | 4 | 2 | 2 | Беседа, игра | Тестирование | |
Письмо и алфавит | 7 | 3 | 4 | Беседа, игра, практикум | Защита презентации | |
Лексика | 5 | 3 | 2 | Практикум, игра, исследование | Защита мини- проекта | |
Пунктуация | 1 | 0,5 | 0,5 | Практикум | Тестирование | |
Словообразование | 5 | 3 | 2 | Беседа, игра | Тестирование | |
Морфология | 8 | 4 | 4 | Беседа, игра, исследование | Защита мини- проекта | |
Грамматика | 2 | 1 | 1 | Беседа, игра | Тестирование | |
Итоговое занятие | 1 | - | 1 | Защита проектов |
Содержание тем учебного курса
Организационное занятие
Учитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей, заполняются анкеты. Секреты устной речи.
Язык и речь – что это?
Что такое язык, речь. Из чего состоят слова. Высказывания о русском языке. Игра «Кто больше, важнее, нужнее?»
О славянах и других народах.
Кто такие славяне? Где селились. О количестве гласных и согласных звуков.
Звукопись.
Звуки речи. При помощи чего создаются звуки. Скороговорки. Шипящие звуки. Рифма.
Письмо.
Что такое письмо. Словарь. Понятная абракадабра. Игра «Кто больше».
Алфавит.
Что такое алфавит. Метаграммы . Редкая буква. Игра «Слышится и пишется
«Хитрый» звук йот.
Приятное соседство согласных. Важная позиция. Фокусы мягкого знака (ь). Метаграммы. Словотворение.
Чудеса с парными согласными.
Задание для «писателей». Слившиеся звуки. Шипучий диктант.
«Пульс» в слове.
Раскинем умом. Три особенности русского ударения.
Строение слога.
Слова в древнерусском языке.
Полногласие.
Занятие «Поиграем».
Лексика
Полисемия
Что такое полисемия. Раскинем умом.
Омонимия
Что изучает омонимия. Виды омонимов. Каламбуры.
Синонимы
Что такое синонимы. Виды синонимов. Антонимы.
Жизнь слова
Происхождение и значение слов.
Занятие «Поиграем»
Пунктуация.
Зачем нужна пунктуация? Что может запятая. Дойти до точки. Письмо без слов. «Раскинем умом»
Словообразование: смотри в корень!
Звуковой состав слов. Морфемы.
Словообразование: служебные морфемы.
В чем заключено значение слова. Игра «Раскинем умом»
Словообразование: приставки.
О чем говорят приставки. «Раскинем умом»
Словообразование: соединительные гласные
Какие соединительные гласные существуют. Кто больше? Одним словом.
Занятие «Поиграем».
Морфология.
Что изучает морфология. Эстафета «Раскинем умом»
Существительные: категория числа
Изменение существительных по числам.
Существительные: категория падежа
Грамматический термин «падеж»
Преданность прилагательных
Имя прилагательное как часть речи. Прилагательные-эпитеты. Полная и краткая форма.
Живость глаголов
Глагол - необыкновенная часть речи.
Глаголы труда
Глаголы звуков и цветов. Цветные сны.
Употребление глагольных форм
Что собой представляют глагольные формы.
Что такое грамматика?
Культура речи. Раскинем умом.
Занятие «Поиграем»
Итоговое занятие.
Защита творческих работ.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Сроки | |
план | факт | |||
Введение (1ч.) | ||||
1 | Организационное занятие. Введение. | 1 | ||
Язык и речь ( 4ч.) | ||||
2 | Язык и речь – что это? | 1 | ||
3 | О славянах и других народах. | 1 | ||
4 | Звукопись. | 1 | ||
Письмо и алфавит (7ч.) | ||||
5 | Письмо. | 1 | ||
6 | Алфавит. | 1 | ||
7 | «Хитрый» звук йот. | 1 | ||
8 | Чудеса с парными согласными. | 1 | ||
9 | «Пульс» в слове. | 1 | ||
10 | Строение слога. | 1 | ||
11 | Полногласие. | 1 | ||
12 | Практическое занятие «Поиграем». | 1 | ||
Лексика (5ч.) | ||||
13 | Полисемия. | 1 | ||
14 | Омонимия. | 1 | ||
15 | Синонимы. Антонимы. | 1 | ||
16 | Жизнь слова. | 1 | ||
17 | Практическое занятие «Поиграем». | 1 | ||
Пунктуация (1ч.) | ||||
18 | Пунктуация. | 1 | ||
Словообразование (5ч.) | ||||
19 | Словообразование: смотри в корень! | 1 | ||
20 | Словообразование: служебные морфемы. | 1 | ||
21 | Словообразование: приставки. | 1 | ||
22 | Словообразование: соединительные гласные | 1 | ||
23 | Практическое занятие «Поиграем». | 1 | ||
Морфология (8ч.) | ||||
24 | Морфология. | 1 | ||
25 | Существительные :категория числа. | 1 | ||
26 | Существительные: категория падежа. | 1 | ||
27 | Преданность прилагательных. | 1 | ||
28 | Живость глаголов. | 1 | ||
29 | Глаголы труда. | 1 | ||
30 | Употребление глагольных форм. | 1 | ||
31 | Практическое занятие « Поиграем». | 1 | ||
Грамматика (2ч.) | ||||
32 | Что такое грамматика? | 1 | ||
33 | Практическое занятие «Поиграем». | 1 | ||
Итоговое занятие (1ч.) | ||||
34 | Итоговое занятие. Защита творческих работ. | 1 |
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
1. Арсирий А. Т., Дмитриева Г. М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М. Просвещение, 1995г.
2. Иванова В. А., Потиха 3. А., Розенталъ Д. Э. Занимательно о русском языке. – М.: Просвещение, 1990г.
3. Панов М. В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 1984г.
4. Л.В. Петрашевская Игра на уроке русского языка М.: Мирос-Маик
«Наука - Интерпериодика» 2000г.
5. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М.,2011.
6.Подгаецкая И. М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение, 1985г.
7.Пташкина В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка. Волгоград. 2011г.
8.Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 классы. Методическое пособие с электронным приложением.-М.: Глобус, 2010.
9.Шанский Н.М. Занимательный русский язык: 5-11 классы. - М.: Дрофа, 1996.
10.http://rus-gmo.at.ua/load/russkij_jazyk/kruzhok_po_russkomu_jazyku/8-1-0-96
11.http://www.natalija.novki-shkola.ru/kvn-zanimatelnaya-grammatika-v-5-klasse.html
12.http://www.natapop.ru/index/kruzhok_zanimatelnoj_grammatiki/0-66
13.http://zanimatika.narod.ru/Narabotki4.htm
Материально-техническое оснащение:
1. Компьютер
2. Мультимедийный проектор, экран.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка" предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"
Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса. Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...
Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению «Удивительный микромир» для обучающихся 5 классов
Рабочая программа «Удивительный микромир» разработана на основе программ по биологии основного общего образования, п...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка"
Программа курса по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для 6 класса составлена...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык" 7 кл
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык" 7 кл...
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка" 8 кл
Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка" 8 кл...