Урок русского языка. Тема: "Стилистические свойства фразеологизмов" 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Шилова М.Б.

На уроке использован приём "Перевернутый класс". Применяются ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Стилистические свойства фразеологизмов.

Цель:

1) ученик усвоит  стилистические свойства фразеологизмов и будет использовать их в речи в соответствии со стилем речи;

2) ученик получит возможность  для  развития  исследовательских навыков  и навыка использования интерактивных средств.

Тип урока: урок новых знаний

Форма урока: «перевернутый класс»

Оборудование: компьютер, видеопроектор, раздаточный материал, стикеры пяти цветов

Ход урока:

1.        Приветствие

2.        Определение темы урока. (Ролик)

- Накануне наша скрытая камера зафиксировала диалог двух ваших одноклассников. Посмотрите.

Видео (диалог – использование в речи героев фразеологизмов) Герои: Антон Пинегин и Андрей Корнет.

http://www.youtube.com/watch?v=Sc9-KMXeRxw&feature=youtu.be

- Ну, что ты нос повесил?

- Да денег кот наплакал…

- Покажи. Да это совсем капля в море! Что же делать?

- Ума не приложу!

- Надо было не валять дурака, а засучив рукава поработать летом, вот и удалось бы купить приставку, а теперь тебе опять придется просить у родителей…

- Вот уж нет! Даю голову на отсечение, а на приставку заработаю сам!

- Поживем, увидим!

На партах распечатка данного диалога.

Анализ:

- Можно ли героев назвать друзьями? Почему?

- Что характерно для их диалога? Подчеркните фразеологизмы. Сколько нашли фразеологизмов? (6)

- Замените фразеологизмы обычными словами, выражениями. Прочитайте. Что можете сказать?  (Диалог проиграл, он был более выразителен, интересен)

- Сделайте вывод о роли фразеологизмов в нашей речи.

- Итак, какова тема нашего урока?  (Фразеологизмы) СЛАЙД 1

3. «Лента времени» СЛАЙД 2

 http://www.dipity.com/shilovaMB/topics

- Определим тему нашего урока. (на экране «Лента времени»)

( Стилистические свойства фразеологизмов)

- Это четвертая микротема в большой теме «Фразеология».  

Повторим, что уже знаем.

- У каждого из вас на парте лежит карточка определенного цвета с вопросом по нашей теме. Задайте вопросы друг другу. Приём «Ты мне, я тебе» (Актуализация знаний)

(Сначала учащиеся в парах – карточки разного цвета - задают вопросы друг другу, затем группируются – карточки одного цвета - выбирают спикера, который будет отвечать на вопрос)

Вопросы:

1) Что такое фразеологизмы?

2)  Как называется раздел языкознания, который изучает устойчивые сочетания оборотов речи?

3) Какова роль фразеологизмов в предложении?

4)  Как возникают фразеологизмы?

5) Как отличить свободное сочетание слов и фразеологизм?

- Есть ещё один термин в определении темы урока «стилистические свойства». Поясните, пожалуйста.  (Употребление фразеологизмов в речи зависит от их стилистической окраски)

- Готовясь  к уроку, вы изучили данную тему. Поднимите руки, кто работал только с учебником? Кто со словарём печатным? Со словарём в Интернете? Какие источники информации задействовали ещё?

- Итак, определим цели нашего урока.                                        (Целеполагание)

1) рассказать, показать, что мы узнали о стилистических свойствах фразеологизмов

2) учиться употреблять фразеологизмы в своей речи        СЛАЙД 3                        

4.        Новое.  «Перевёрнутый класс»

- В «Школьном фразеологическом словаре русского языка» В.П. Жукова, содержится около 2000 наиболее употребительных фразеологизмов.  (1980 г.), при этом словарь постоянно пополняется.  Ученые насчитывают десятки тысяч фразеологизмов. Какими же стилистическими свойствами они обладают? Слушаем, смотрим, добавляем, исправляем выступающего.

- В течение нашего урока автономно работает группа скрайберов (Ростислав и Дарья), они создают скрайб по нашей теме. ( У ребят компьютер, цифровой фотоаппарат, бумага, фломастеры)

- Слушая выступающего, выписать из предложенного списка фразеологизм данного типа.

Список на слайде, на листах (распечатка).

Список фразеологизмов: войти в силу, иметь значение, владеть собой, вести себя, играть роль, вносить свою лепту, общий язык, поставить вопрос, играть в молчанку, кот наплакал, водой не разольешь, во все лопатки, навострить лыжи, выжить из ума, пускать пыль в глаза, совать нос.

- На какие группы делятся фразеологизмы?

А) стилистически нейтральные фразеологизмы

б) книжные фразеологизмы

в) разговорные фразеологизмы

г) оценочные фразеологизмы

- Расскажите о стилистически нейтральных фразеологизмах.

1 группа учащихся представляют стилистически нейтральные фразеологизмы. Ответы сопровождают рисунками, иллюстрирующими фразеологизмы.

(Это слой общеупотребительной фразеологии, которая находит применение как в книжной, так и в разговорной речи (время от времени, друг друга, иметь значение, иметь в виду, сдержать слово, Новый год).  Таких фразеологизмов немного)

- Запишите из перечня только нейтральные фразеологизмы.

- Расскажите о книжных фразеологизмах.

2 группа – книжные фразеологизмы

(употребляются обычно в официально-деловой, научной речи, часто в письменной речи. Некоторые книжные фразеологизмы характеризуются большей приподнятостью, торжественностью. Сюда относятся отдельные обороты официально-деловой речи: положить под сукно; рабочая сила; реальная заработная плата; очная ставка. Фразеологизмы научно-терминологического типа: точка опоры; бросать тень; цепная реакция; сила притяжения. Обороты литературно-публицистического характера: любовь к Родине; сыны отечества; борцы за мир; гражданский долг; материальное благосостояние; нерушимая дружба; луч света; узы дружбы; рог изобилия; мировая скорбь; воздушный замок; пальма первенства; по ту сторону баррикад; сгущать краски; витать в облаках; бить в набат.)

- Запишите книжные фразеологизмы.

- Представьте разговорные фразеологизмы.

3 группа - разговорные фразеологизмы  (Это самая многочисленная группа фразеологизмов, используются для общения, выражения мыслей, чувств, эмоций: белая ворона, водой не разольёшь, как сыр в масле, ни шатко ни валко, семи пядей во лбу.  

- Запишите разговорные фразеологизмы.

-Расскажите об оценочных фразеологизмах

4 группа -  оценочные фразеологизмы. Они имеют более сниженный характер, чем разговорные. Эмоциональны и образны. Чаще выражают иронию и неодобрительность. Например, шут гороховый, водить за нос, с жиру беситься, на безрыбье и рак рыба, выжить из ума)

- Запишите фразеологизмы этой группы

Взаимопроверка самостоятельной работы. ( Используется слайд)

Учащиеся поясняют значение фразеологизмов.

5. Рефлексия:

На доске фразеологизмы:

Семи пядей во лбу

Сесть в калошу

Ума палата

Принимать к сведению

Пропускать мимо ушей

С тяжёлым сердцем

Сесть в лужу

На славу

- Оцените свою работу на уроке, прикрепив стикеры к выбранному вами фразеологизму.

Комментарий учителя.

6.        Оценка учителя выступающих в «Перевернутом классе»

7.        Слово  скрайберам. Демонстрируется скрайб. Комментируется.

8.        Домашнее задание: http://schools.dnevnik.ru/homework.aspx

- На сайте «Фразеологический калейдоскоп» Светланы Боровлёвой найти ссылку И.А.Крылов, познакомиться с фразеологизмами. Выписать пять фразеологизмов И.А.Крылова, составить с ними предложения.    

http://svb.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Язык и человек»

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с понятиями «язык», «речь», «слово»;  учить работать со словарём; развивать навыки анализа и обобщения; воспитывать бережное отношение к родному яз...

Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока

Урок литературы в 11 классе дает полное представление об отношении А.А. Ахматовой к поэзии Б. Пастернака....

Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока

Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе...

Урок русского языка и литературы в 10 классе "Активный и пассивный словарный состав русского языка"

Урок разработан на основе технологии интерактивного обучения. Данная разработка включает в себя: паспорт урока, технологическую карту и приложения к уроку....

Технологическая карта урока русского языка (развития речи) в 10 классе. Приложение (текст и дополнительные материалы к уроку).

Материалы к уроку русского языка (развития речи) в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ (к написанию сочинения по исходному тексту - задание № 27). Тема: Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по...