Разработка урока по русскому языку для 5 класса по теме "Удивительная часть речи - глагол"
материал по русскому языку (5 класс) по теме

Разработка урока для учащихся 5 класса по русскому языку. Цель: систематизировать, обобщить и закрепить изученный материал по теме "Глагол".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dlya_5_klassa.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Разработка урока

                                   по русскому языку для 5 класса

                                                      по теме

   

             

                                                                                     Разработала:

                                                        учитель русского  языка и литературы

                                                                                   высшей квалификационной категории

                                                              МКОУ СОШ №2 Барабинского района

                                                              Новосибирской области

                                                                                  Помельцева Наталья Юрьевна

                                                             2012г.

Цель:    1) Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме:    

               «Глагол».

             2) Развивать умение обосновывать правильность выбора орфограммы при  

                написании  глаголов, умение использовать глаголы в речи.

             3) Воспитывать любовь и уважение к родной природе.

Ход урока:

(слайд №1)

1. Орг. момент

(слайд №2)

2. Учитель читает стихотворения:

Что без меня предметы?

Лишь названия.

Но я приду – все в действие придет,

Летит ракета, люди строят здания,

И рожь в полях растет.

                                (В.Кондрашов)

(слайд3)

Интересная часть речи

В русском языке живет:

Кто что делает, расскажет:

Вяжет, сеет иль поет.

Может плакать и смеяться,

Или забивает гол,

Начинаем удивляться –

Растолкует все … Кто ребята?

3. Объявляется тема, цель урока.

- Сегодня мы с вами повторим все, что изучили об этой удивительной части речи-глаголе.  Запишем  число и тему урока.

4. Слово учителя:  

(слайд №4)

ую часть речи - глагол!                                                                

«Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие!»

                                                                                       (А. Югов)

Вопрос: каков же словесный портрет глагола?

Нам расскажет об этом ….      (отвечает подготовленный ученик)

Жил – был глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил…Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? А вы как думаете? Успеет? Сможет? Добежит?

Учитель: да, портрет Глагола нарисовать трудно: он ведь постоянно меняется. Он больше похож на волшебника, который может все. А вы как думаете, на что  похож Глагол? Почему?  (ответы учеников)

Учитель: Глаголия – это целая страна, по которой мы сейчас будем путешествовать.

5. Работа с текстом.

(слайд №5)

- Выразительно прочитаем текст:

В дождливый день в городе грязь, а в лесу земля влажная. Вы идете по мягкому ковру листьев. Ветвь ели кажется гигантской рукой. Празднично и радостно вокруг вас. Вы чувствуете себя дорогим гостем на этом празднике.

                                               (Д. Мамин-Сибиряк)

Вопросы:

- Почему человек чувствует себя дорогим гостем на этом празднике?

- Что нужно сделать, чтобы сохранить праздник?

Задание: назовите все глаголы в тексте, докажите, что это глаголы.

6. Фронтальная и индивидуальная работа (одновременно индивидуальная работа 3-х учеников по карточкам у доски)

- Что такое глагол?  

- Как пишутся не с глаголами?

- Расскажите о правописании –тся и –ться в глаголах, приведите примеры.

- Расскажите о буквах е-и в корнях с чередованием, примеры.

7. Проверка карточек

Карточка №1

Задание: списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки,  объяснить выбор орфограмм.

Тот, кто труда (не)бои…ся, тот умеет труди…ся.

Мне сегодня (не)здоровится.

Надо труди…ся, а (не) лени…ся.

Мы (не)доумеваем.

-Как пишутся не с глаголами? Что нужно сделать, чтобы определить правописание -тся и -ться в глаголах?

Карточка№2

Задание:  списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму.

Соб…рают цветы. Все зам…рло. Звезды забл…стели. Заж…гать костер. Взб…раемся на вершину.

-Когда пишется е, а когда и в корнях с чередованием?

Карточка №3

Задание: выполните морфологический разбор глагола.

Светит солнце

-Какие морфологические признаки есть у глагола?

8. Повторение спряжения глаголов.

- Часто у детей возникает трудность в определении спряжения глаголов.

 Давайте вспомним схему спряжения глаголов

(слайд №6)

-Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

-Какие – к 1 спряжению?

(слайд №7)

-Какие личные окончания имеют глаголы 1 спряжения?

-2-го?

Карточки слабым ученикам

Ученик на доске выполняет следующее задание:

  9. Задание: образовать от данных глаголов форму 2-го лица ед.числа настоящего времени, объяснить правописание мягкого знака в глаголах. Назови местоимение 2 лица ед.числа  

Смотреть

Укрывать

Гнать

Таять

Стелить

Кормить

Наблюдать

-Сделай вывод о правописании мягкого знака в глаголах.

10.Работа с перфокартами.

- На столе у вас лежат перфокарты, работаем с ними. Задание: определить окончание глаголов 3-го лица ед.числа и написать букву е или и.

1.дыш…т                    11.руб…т

 2.бор…тся                  12.ед…т

 3.стро…т                    13.выход…т

 4.та…т                         14.чувству…т

 5.кле…т                       15.меня…т

 6.стел..т

 7.ла…т

 8.слыш…т

 9.вид…т

 10.кол…т

11. Упражнение «Перепутаница»

(слайд  №8)

-Ученик неправильно составил 3 карточки по теме:  «Время глагола»,  исправьте его ошибки, объяснив принцип составления карточек. Минута на обдумывание.

№1                        № 2                            №3

уплыл                  говорят                       купят

играют                читают                        посмотрят

принесли            нарисуют                    увидят

написал               выполняют                 гордятся

-На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Настоящего? Будущего?

12. Самостоятельная работа

(слайд №9)

Задание: замените в предложениях глаголы, поставив их в форму будущего времени, запишите:

  1. Чужую беду руками легко развести.    (разведу)
  2. Близок локоть, да не укусить.      (укусишь)
  3. Это цветочки, а ягодкам быть впереди.   (ягодки будут впереди)

- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени?  

13. Определение глаголов по морфологическим признакам

(слайд  №10)

Задание: прочитаем выразительно предложения:

Котелок сердится и бормочет на огне.

Мы говорим тихо, боимся спугнуть рассвет.

Над нами со свистом проносятся утки.

Туман  клубится над водой.

 Найдите слова по грамматическим признакам:

А) глагол 2 спр, стоит в наст.вр., 3-м лице, мн.числа   (проносятся)

Б) глагол 1 спр., стоит в наст.вр., 3-м лице, ед числа.  (бормочет)

В) существительное 2 склонения, м.рода, стоит в тв. падеже, ед.числа ( со свистом)

-Найдите слово, которое соответствует  данной схеме, докажите  (проносятся)

14.Физминутка (звучит музыка природы)

-А сейчас, ребята, закройте глаза, прислушайтесь к звукам природы, какие картины возникают в вашем воображении?

 

15.Творческая работа

(слайд №11)

Задание: используя данные глаголы, напишите сочинение-миниатюру на тему: «Весенний дождь»

Шумит, идет, шуршит по листьям, капает, стекает, прыгает, пляшет.

16. Подведение итогов урока.

-По какой стране мы сегодня путешествовали?

-Что такое глагол?

-Какие морфологические признаки имеет глагол?

-Какие орфограммы повторили по теме: «Глагол»?

17. Домашнее задание.

(слайд №12)

1. Повторить орфограммы № 21-25,

2. На «5»- упражнение № 713

   На «4»- упражнение № 716

18. Оценки

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Наречие как часть речи.

Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Причастие как часть речи"

Методическая разработка урока по теме : "Причастие как часть речи". 7 класс...