Разработка урока по русскому языку для 5 класса по теме "Удивительная часть речи - глагол"
материал по русскому языку (5 класс) по теме
Разработка урока для учащихся 5 класса по русскому языку. Цель: систематизировать, обобщить и закрепить изученный материал по теме "Глагол".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dlya_5_klassa.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока
по русскому языку для 5 класса
по теме
Разработала:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МКОУ СОШ №2 Барабинского района
Новосибирской области
Помельцева Наталья Юрьевна
2012г.
Цель: 1) Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме:
«Глагол».
2) Развивать умение обосновывать правильность выбора орфограммы при
написании глаголов, умение использовать глаголы в речи.
3) Воспитывать любовь и уважение к родной природе.
Ход урока:
(слайд №1)
1. Орг. момент
(слайд №2)
2. Учитель читает стихотворения:
Что без меня предметы?
Лишь названия.
Но я приду – все в действие придет,
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.
(В.Кондрашов)
(слайд3)
Интересная часть речи
В русском языке живет:
Кто что делает, расскажет:
Вяжет, сеет иль поет.
Может плакать и смеяться,
Или забивает гол,
Начинаем удивляться –
Растолкует все … Кто ребята?
3. Объявляется тема, цель урока.
- Сегодня мы с вами повторим все, что изучили об этой удивительной части речи-глаголе. Запишем число и тему урока.
4. Слово учителя:
(слайд №4)
ую часть речи - глагол!
«Глаголы – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. И назначение глагола – выражать само действие!»
(А. Югов)
Вопрос: каков же словесный портрет глагола?
Нам расскажет об этом …. (отвечает подготовленный ученик)
Жил – был глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил…Там что-то выкопает, там построит, там склеит, там пришьет, и все волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть? А вы как думаете? Успеет? Сможет? Добежит?
Учитель: да, портрет Глагола нарисовать трудно: он ведь постоянно меняется. Он больше похож на волшебника, который может все. А вы как думаете, на что похож Глагол? Почему? (ответы учеников)
Учитель: Глаголия – это целая страна, по которой мы сейчас будем путешествовать.
5. Работа с текстом.
(слайд №5)
- Выразительно прочитаем текст:
В дождливый день в городе грязь, а в лесу земля влажная. Вы идете по мягкому ковру листьев. Ветвь ели кажется гигантской рукой. Празднично и радостно вокруг вас. Вы чувствуете себя дорогим гостем на этом празднике.
(Д. Мамин-Сибиряк)
Вопросы:
- Почему человек чувствует себя дорогим гостем на этом празднике?
- Что нужно сделать, чтобы сохранить праздник?
Задание: назовите все глаголы в тексте, докажите, что это глаголы.
6. Фронтальная и индивидуальная работа (одновременно индивидуальная работа 3-х учеников по карточкам у доски)
- Что такое глагол?
- Как пишутся не с глаголами?
- Расскажите о правописании –тся и –ться в глаголах, приведите примеры.
- Расскажите о буквах е-и в корнях с чередованием, примеры.
7. Проверка карточек
Карточка №1
Задание: списать, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, объяснить выбор орфограмм.
Тот, кто труда (не)бои…ся, тот умеет труди…ся.
Мне сегодня (не)здоровится.
Надо труди…ся, а (не) лени…ся.
Мы (не)доумеваем.
-Как пишутся не с глаголами? Что нужно сделать, чтобы определить правописание -тся и -ться в глаголах?
Карточка№2
Задание: списать, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограмму.
Соб…рают цветы. Все зам…рло. Звезды забл…стели. Заж…гать костер. Взб…раемся на вершину.
-Когда пишется е, а когда и в корнях с чередованием?
Карточка №3
Задание: выполните морфологический разбор глагола.
Светит солнце
-Какие морфологические признаки есть у глагола?
8. Повторение спряжения глаголов.
- Часто у детей возникает трудность в определении спряжения глаголов.
Давайте вспомним схему спряжения глаголов
(слайд №6)
-Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
-Какие – к 1 спряжению?
(слайд №7)
-Какие личные окончания имеют глаголы 1 спряжения?
-2-го?
Карточки слабым ученикам
Ученик на доске выполняет следующее задание:
9. Задание: образовать от данных глаголов форму 2-го лица ед.числа настоящего времени, объяснить правописание мягкого знака в глаголах. Назови местоимение 2 лица ед.числа
Смотреть
Укрывать
Гнать
Таять
Стелить
Кормить
Наблюдать
-Сделай вывод о правописании мягкого знака в глаголах.
10.Работа с перфокартами.
- На столе у вас лежат перфокарты, работаем с ними. Задание: определить окончание глаголов 3-го лица ед.числа и написать букву е или и.
1.дыш…т 11.руб…т
2.бор…тся 12.ед…т
3.стро…т 13.выход…т
4.та…т 14.чувству…т
5.кле…т 15.меня…т
6.стел..т
7.ла…т
8.слыш…т
9.вид…т
10.кол…т
11. Упражнение «Перепутаница»
(слайд №8)
-Ученик неправильно составил 3 карточки по теме: «Время глагола», исправьте его ошибки, объяснив принцип составления карточек. Минута на обдумывание.
№1 № 2 №3
уплыл говорят купят
играют читают посмотрят
принесли нарисуют увидят
написал выполняют гордятся
-На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Настоящего? Будущего?
12. Самостоятельная работа
(слайд №9)
Задание: замените в предложениях глаголы, поставив их в форму будущего времени, запишите:
- Чужую беду руками легко развести. (разведу)
- Близок локоть, да не укусить. (укусишь)
- Это цветочки, а ягодкам быть впереди. (ягодки будут впереди)
- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени?
13. Определение глаголов по морфологическим признакам
(слайд №10)
Задание: прочитаем выразительно предложения:
Котелок сердится и бормочет на огне.
Мы говорим тихо, боимся спугнуть рассвет.
Над нами со свистом проносятся утки.
Туман клубится над водой.
Найдите слова по грамматическим признакам:
А) глагол 2 спр, стоит в наст.вр., 3-м лице, мн.числа (проносятся)
Б) глагол 1 спр., стоит в наст.вр., 3-м лице, ед числа. (бормочет)
В) существительное 2 склонения, м.рода, стоит в тв. падеже, ед.числа ( со свистом)
-Найдите слово, которое соответствует данной схеме, докажите (проносятся)
14.Физминутка (звучит музыка природы)
-А сейчас, ребята, закройте глаза, прислушайтесь к звукам природы, какие картины возникают в вашем воображении?
15.Творческая работа
(слайд №11)
Задание: используя данные глаголы, напишите сочинение-миниатюру на тему: «Весенний дождь»
Шумит, идет, шуршит по листьям, капает, стекает, прыгает, пляшет.
16. Подведение итогов урока.
-По какой стране мы сегодня путешествовали?
-Что такое глагол?
-Какие морфологические признаки имеет глагол?
-Какие орфограммы повторили по теме: «Глагол»?
17. Домашнее задание.
(слайд №12)
1. Повторить орфограммы № 21-25,
2. На «5»- упражнение № 713
На «4»- упражнение № 716
18. Оценки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"
Тема: Служебные части речи ...
Конспект урока по русскому языку. 7 класс. Наречие как часть речи.
Урок русского языка в 7 классе по теме "Наречие как часть речи"...
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Союз как часть речи"
Изучение служебной части речи "Союз"...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Причастие как часть речи"
Методическая разработка урока по теме : "Причастие как часть речи". 7 класс...
Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Частица как часть речи"для 7 класса
Объяснение нового материала "Частица как часть речи"...