Этапы урока | Содержание урока | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
I. Организационный момент Повторение изученного (орфографическая разминка). | Приветствие учителя русского языка. Здравствуйте, ребята, коллеги, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашем уроке, который будет необычным. Сегодня, ребята, вы попробуете на одном занятии открыть для себя знания по двум предметам (географии и русскому языку). Мы надеемся, что урок будет для вас познавательным, интересным.Успехов вам, творчества, новых открытий. Итак, тема нашего урока (СЛАЙД1 ) «У природы нет плохой погоды и плохих глаголов тоже нет…». Это урок открытия новых знаний, на котором ведущая роль отводится вам. – Назовите ключевые слова темы урока, которые помогут вам понять, о чём мы будем сегодня говорить, что станет предметом вашего изучения. (Погода, глаголы). Проблему и задачи урока мы сформулируем чуть позже. А пока – небольшая интрига! Выполняем первое задание по орфографии и лексике. Это блиц-опрос, на который вы дадите краткие ответы («да» – «нет»), затем после проверки каждый поставит отметку в свой «Лист достижений» (приготовьте его!) Блиц-опрос(Слайд 2-3) 1. В слове «распогодилось» в приставке пишется С, так как перед глухим согласным. 2. В слове «температура» все гласные в корне относятся к проверяемым. 3. В слове «прогнозировать» есть неизменяемая приставка. 4. В слове «приметы» пишется приставка ПРЕ-, так как близка по значению к приставке ПЕРЕ-. 5. В слове «поглощать» в корне пишется проверяемая безударная гласная О. 6. Люди, которые изучают, исследуют, прогнозируют погоду, называются «синоптиками». 7. В слове «завьюжило» пишется разделительный Ъ, так как после приставки на согласную перед гласной – Ю. Проверка. (СЛАЙД 4) Выставление отметок в «Лист достижений». | Познавательные УУД - Анализировать, сравнивать и обобщать факты, делать выводы. Выявлять причины.
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
- Уметь производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
|
II. Введение в тему. Постановка проблемы и задач урока | (СЛАЙД 5) Распогодилось, температура, прогнозировать, приметы, поглощать, синоптики, завьюжило. – Найдите глаголы. Поставьте к ним вопросы. Сделайте выводы. – Какие предположение возникли у вас? Какие вопросы можете задать? (Что такое вид глагола? Чем отличаются глаголы совершенного и несовершенного вида? Как определить вид глагола?) Это проблема. Сформулируйте тему урока и запишите в тетрадь (вид глагола). – Какие задачи поставим перед собой, исходя из темы и проблемы урока? (СЛАЙД6) Проблема урока –Что такое вид глагола? – Почему виды глагола имеют такие названия? – Как определять вид глагола? Задачи урока – Научиться определять вид глагола. – Различать действия, обозначенные глаголами разных видов. – Уметь находить глаголы совершенного и несовершенного вида в художественном тексте и определять их роль. Комментарий к домашнему заданию (Слайд 7) Учитель русского языка. Теория: правило на стр. 109; Практическая часть (по выборуобучающихся): 1. Упражнение 641 (по заданию) – базовый уровень 2. Задание для друга по теме «Вид глагола» Учитель географии.(Слайд 8) Ребята, давайте еще раз обратимся к теме нашего урока (обращаемся к доске). Вы поработали с одним ключевым словом «ГЛАГОЛ», но ВЫ называли второе ключевое слово «ПОГОДА». (Слайд 9)У Вас на парте лежат листочки, на которых представлены данные метеослужбы для города Москва за несколько лет (2010, 2013, 2014годы) Сравните данные. Какой вопрос у вас возникает? Ответ на него и будет целью нашей работы. Почему прогнозы погоды, составленные для одной территории в один и тот же сезон, но в разные годы, не всегда совпадает? Проблема и цели урока (СЛАЙД 10 ). А теперь обратимся к домашнему заданию. (СЛАЙД11). Я предлагаю вам к следующему уроку (через неделю) составить проект по теме «Народные приметы хорошей и плохой погоды для нашего города». Будьте внимательны на уроке, мы будем готовиться к составлению проекта. Следующий этап нашего урока – открытие новых знаний по географии. Почему погода часто бывает непостоянной? Давайте назовем причины изменения погоды? (Ответ: меняется направление ветра, увеличивается облачность). – Дайте свое определение: ПОГОДА – это … – Давайте сравним с определением. – Молодцы! Ребята, как вы думаете, кто и как изучает погоду? Задание (работа с учебником): – Сейчас вы будете работать с научным текстом, для которого свойственны термины, лаконичность, краткость, точность (обратите внимание: я называю вам признаки научного текста). Чуть позже вы будете работать с художественным текстом, увидите различия двух видов текстов. ВЫДЕЛИТЕ главную и новую информацию из научного текста «Изучение и прогнозирование погоды» (Ответ ученика). – Вам понравился ответ? – Что вы можете добавить? Оцените себя в «Листе достижений». | Коммуникативные УУД - Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
- Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Регулятивные УУД: - Высказывать предположения на основе наблюдений.
- Формулировать тему урока.
- Планировать деятельность
|
III. Открытие новых знаний. | Учитель русского языка. Молодцы, вы хорошо ориентируетесь в погоде, умеете её определять. Слушая вас, я обратила внимание, как много глаголов вы употребили сейчас в своей речи. И это закономерно: описать погоду, действия, явления, которые происходят в природе, мы сможем с помощью глаголов. Ваша цель: самостоятельно ознакомиться с теорией (материал учебника стр.109, упр.638, затем, поработав в паре, ответить на вопросы, которые есть у вас на парте (лист «Ответьте на вопросы по теме «Вид глагола»)(Слайд 12) В «Лист достижений» поставьте отметку (объективно) своему товарищу. Подведём итоги. - Что нужно сделать, чтобы определить вид глагола? (поставить вопрос)
- Какую подсказку можно найти в вопросе?
(СЛАЙД13) Что сделать ––> совершенный вид Что делать ––> нет с ––> несовершенный вид | Регулятивные УУД: - Искать пути решения проблемы.
- Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД: - Извлекать и преобразовывать информацию.
- Анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные УУД: - Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- Слушать и слышать других, уметь корректировать свою точку зрения.
|
IV. Первичное закрепление знаний, развитие учебно – языковых умений. | Учитель русского языка. На этом этапе развиваем умение определять вид глагола и группировать глаголы по виду. Выборочный диктант «Пословицы советуют» (Удоски) Записать глаголы в 2 столбика Cовершенный вид | Несовершенный вид | | |
Диктует учитель: Не потрудиться, так и хлеба не добиться. Растения тянутся к свету, а люди к миру. Кто привык трудиться, тому без дела не сидится. Где сосна взросла, там она и красна. Надо наклониться, чтобы из ручья воды напиться. И камень лёжа мхом обрастает. Выполненное задание проверяется коллективно (с комментариями) Учитель географии. Ребята, мир русских пословиц красив, поэтичен, эмоционален. Но не увлекайтесь ими, так как в нашем предмете необходим научный подход. Как это происходит, мы увидим на примере синоптических карт. Ежегодно сотни специалистов самых разных профессий используют синоптические карты, на которых отражены метеорологические наблюдения на обширных территориях. Работа с синоптической картой. (СЛАЙД 14) (КАРТА) Задание: работая в парах, опишите погоду в городе, используя научные термины (по выбору). Ответ (по желанию) Учитель русского языка. Роль глаголов совершенного и несовершенного вида в художественном тексте.(Слайд 15) Работаем с отрывком из повести А.С.Пушкина «Метель» (текст у каждого на столе): - выразительное чтение отрывка;
- Устная работа.
- Выделить глаголы в тексте, определить их вид.
| Познавательные УУД - Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
- Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.
Коммуникативные УУД: - Доносить свою позицию до других, владеть приёмами монологической и диалогической речи.
- Оказывать взаимопомощь.
Личностные УУД - Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.
- Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
Познавательные УУД
- определить роль глаголов в художественном произведении.
|
V. Рефлексия | Учитель русского языка. Ребята, мы с вами работали с отрывком из пушкинской повести, в котором увидели зимнюю погоду (метель, ветер) и выяснили, какую роль сыграла она в судьбе Марии Гавриловны и Владимира. Но всё-таки сейчас весна, хочется тепла, солнца, радости. Закончим урок на светлой ноте, поговорим о весенней погоде. Итак, какой будет она завтра, 8 МАРТА 2019 года? Ученица (это было её индивидуальное домашнее задание к этому уроку) знакомит нас с прогнозом погоды. Подведем итоги – Проанализируйте каждый свою работу на уроке и ответьте на вопросы: «Все ли задачи урока решены? Усвоили вы тему или нет? Был ли для вас урок познавательным, интересным? – В «Листе достижений» выразите с помощью условного знака своё настроение, с которым вы работали на уроке, открывали новые знания. | |
VI. Домашнее задание. | Учителя русского языка и географии ещё раз проговаривают домашнее задание (с учётом работы на уроке) Всем спасибо за работу! | |