Разработка и презентация урока по географии "Природа Антарктиды или, почему пингвины в Антарктиде живут"
план-конспект урока по географии (7 класс) по теме
Данный урок содержит материал о природе Антарктиды: климате, ледниковом покрове, подледном рельефе, животных. На этапе усвоения новых знаний использованы ресурсы из ФЦИОР. Яркая презентация способствует лучшему усвоению нового материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок географии с использованием ЦОР | 816.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. учителя: учитель географии первой квалификационной категории МБОУ-ООШ с. Золотая Степь Белавина Надежда Юрьевна
Предмет: география
Класс:7
Место урока в тематическом планировании: раздел 3 «Материки и океаны», тема 4 «Антарктида», урок 2 «Природа Антарктиды».
Тема | Природа Антарктиды или, почему пингвины живут в Антарктиде |
Задачи | Предметная: формирование у учащихся знаний о природе Антарктиды), умений объяснять и применять эти знания, действовать продуктивно по изучаемой теме Метапредметная: расширение опыта творческой деятельности учащихся, развитие умений определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; - развитие умений вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; - формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя. Личностная: формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя; -осознание личностного вклада в решение поставленной проблемы |
Планируемые метапредметные результаты | Регулятивные (учебно-организационные): -ставить учебную задачу, планировать свою деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной учебной задачей, участвовать в совместной деятельности, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами, оценивать работу одноклассников; Познавательные (учебно-логические): -выделять главное, высказывать суждения, подтверждая их фактами, выявлять причинно-следственные связи, решать проблемные задачи, анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами; учебно-информационные: -поиск и отбор информации в различных источниках, работа с текстом и внетекстовыми компонентами; выделение главной мысли, поиск определений понятий Коммуникативные - выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. |
Оборудование | презентация Microsoft Power Point, интерактивная карта «Антарктида», атласы для 7 класса, трафареты «Антарктида» или контурные карты Антарктиды. |
Межпредметные связи | География, экология, биология |
Тип урока | Комбинированный |
Формы урока | фронтальная, индивидуальная, парная, групповая |
Технология | Проблемно-поисковая |
Ход урока:
Организационный момент
Приветствие учащихся.
Проверка организации рабочих мест.
Этап 1. Проверка выполнения домашнего задания. Работа по вопросам учителя, мультимедийной презентации и интерактивной карте.
Учитель. (Слайд 2). Вспомните эпиграф прошлого урока, о каком материке идет речь? «На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловеща и прекрасна, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в ледяных переливах гало Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми и зелеными тонами пастели … Таков материк, по площади почти равный Южной Америке, внутренние области которого нам известны фактически меньше, чем освещенная сторона Луны» (слайд 3)
- На доске написаны слова, выберите из них те, которые имеют отношение к теме прошлого урока «История открытия и исследования Антарктиды. Географическое положение». Объясните свой выбор (слайд 4).
(Слайд 5,6)
- Рассмотрите внимательно людей изображенных на фотографии, постарайтесь представить, как они жили, какой мир окружал их, о чем они думали, мечтали. А главное, какое отношение они имеют к тому материку, который мы изучаем?
- С помощью интерактивной карты дайте характеристику ГП Антарктиды
Этап 2. Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока
Учитель. Многие исследователи посвятили свою жизнь изучению Антарктиды. Сегодня и мы с Вами попробуем отгадать некоторые загадки Антарктиды, для этого нам нужно решить вопрос «Почему пингвины живут в Антарктиде?». Какую задачу нам необходимо поставить, чтобы ответить на этот вопрос?
(предполагаемые ответы учеников: нам нужны знания о климате, природных условиях, чертах приспособления животных к суровым условиям)
(слайд 6)
Конечно же, знаниями о природе Антарктиды. Поэтому тема нашего урока «Природа Антарктиды или, почему пингвины живут в Антарктиде». Чтобы решить эту проблему, сначала мы будем работать в парах. У каждой пары на столе макет Антарктиды (контурная карта), который мы должны заполнить и ответить на главный вопрос нашего урока. В помощь нам будут карты атласа (стр.50-51) и слайды презентации. Итогом нашей работы на уроке должен стать образовательный продукт-карта материка, выполненная каждой парой учеников, по которой можно «прочитать» все особенности природы Антарктиды. Не забывайте про аккуратность ваших рисунков и надписей.
Этап 3. Решение учебной задачи. Усвоение новых знаний (работа в парах)
- Учитель. Рассмотрите физическую карту Антарктиды на слайде и рисунок в учебнике 101 «Подледный рельеф Антарктиды», прочитайте текст учебника на стр.195-196. Как вы думаете, что отличает Антарктиду от любого другого материка? (слайд 8)
(Организация обсуждения прочитанного, поиск дополнительной информации из презентации и текста)
(слайд 9)
(предполагаемые ответы учеников: уникальной особенностью природы Антарктиды является ледяной покров, который полностью покрывает материк)
Учитель. Что будет, если льды Антарктиды растают? Сделайте вывод о подледном рельефе Антарктиды.
Работа с картой «Подледный рельеф Антарктиды»
(слайд 11,12)
(Выслушивает предположения учащихся и организует при необходимости их обсуждение)
(предполагаемые ответы учеников: уровень Мирового океана поднимется (на 60 метров) и обнажится подледный рельеф Антарктиды, который, впрочем, скроется под водами океана. Подледный рельеф материка разнообразен: есть горы, равнины, в том числе высокие плоскогорья, возвышенности, большую площадь занимают впадины. На отдельных участках наиболее высокие вершины поднимаются над поверхностью ледника. Западная Антарктида сильно расчленена, большие пространства находятся ниже уровня Мирового океана, горы чередуются с глубокими впадинами. Поверхность Восточной Антарктиды более ровная, хотя и здесь есть горы и впадины, но не такие глубокие
2.Организация беседы о влияние рельефа на ледниковый покров, связи рельефа и тектоники территории по вопросам:
-Какую роль играет рельеф в движении льда по континенту?
-Есть ли вулканы на материке, часто ли бывают землетрясения?
-Какие полезные ископаемые есть на материке?
-Почему в Антарктиде есть именно эти полезные ископаемые?
-Кто занимается их добычей?
Обозначение на макете карте форм рельефа.
3.Учитель. Какой следующий компонент природы мы рассматриваем после рельефа?
(предполагаемые ответы учеников: климат)
Характеристику климата Антарктиды, вы должны будете выполнить на контурных картах по ходу работы с картами атласа «Среднегодовая температура июня, июля, осадков» (слайд 13).
- Определите, как изменяется ход температур в январе и июле от южного полюса к побережью материка. Определите абсолютный максимум и минимум температур. Поставьте значения на макете ваших карт.
- Определите, как изменяется количество осадков от южного полюса к побережью.
Объясните выявленные закономерности.
- В чем причина образования стоковых ветров.
- Определите, в каких климатических поясах располагается материк.
- Работа с учебником на стр. 186, рис.102. Определите, какому типу климата соответствуют климатограммы.
- Сделайте общий вывод о климате Антарктиды.
Учитель Выслушивает предположения учащихся и организует при необходимости их обсуждение с использованием слайдов (слайды 14,15,16.17)
(Предполагаемые ответы учеников: причиной суровости климата является расположение в высоких широтах, постоянная область высокого давления, подстилающая поверхность отражает солнечные лучи).
Этап 4. Первичная проверка понимания учащихся нового учебного материала (Работа в группах).
Учитель. А теперь вернемся к нашему проблемному вопросу: почему пингвины живут в Антарктиде, хотя здесь нужно сделать небольшую оговорку, что они обитают еще и в Новой Зеландии, южной части Австралии, Южной Африке, по всему побережью Южной Америки от Фолклендских островов до Перу, Галапагосских островах вблизи экватора. Пингвины предпочитают прохладу, поэтому в тропических широтах появляются только с холодными течениями — течением Гумбольдтана западном побережье Южной Америки или Бенгельским течением, возникающим у мыса Доброй Надежды и омывающим западное побережье Южной Африки. Когда-то, в незапамятные времена, пингвин умел летать не хуже любой другой птицы. Но к настоящему времени от крыльев у него остались лишь короткие отростки, для полетов непригодные. Как это произошло? Одна из причин, как ни странно, состоит в том, что у пингвина почти, а то и вовсе не было врагов. Он жил в настолько отдаленных антарктических районах, что нападать на него было практически некому. Поэтому он мог спокойно проводить время на суше или на воде.
По мере того как сменялись поколения пингвинов, которые не пользовались своими крыльями, эти крылья становились все меньше и жестче, пока не утратили пригодность для полетов. Но зато пингвины превратились в превосходных пловцов и ныряльщиков, а эти крылья стали отличными плавниками! (слайд 19)
Я предлагаю вам разделиться на две группы и провести «Мозговой штурм». Каждой группе предлагаю отрывки из текста о пингвинах. Вы должны поработать с текстом, каждая группа по очереди должна дать как можно больше доказательств. Начинайте свой «штурм» с фразы: пингвины живут в Антарктиде и в районах Антарктики, потому что….
(Приложение)
(Предполагаемые ответы учеников: форма тела, мускулатура, устройство и плотность костей, форма ступней, хвост, жир, устройство перьев, строение глаз и ушей, способ передвижения в воде и на льду).
Этап 5. Закрепление изученного материала
Теперь Вы знаете о самом южном материке Земли достаточно много, поэтому я предлагаю Вам написать синквейн об Антарктиде. Мы уже выполняли такую работу, но для тех, кто забыл, правила написания синквейна на слайде (если есть время) (слайд 20)
Этап 6. Рефлексия (слайд 21)
Сегодня на уроке я научилась(ся)…
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Сегодня на уроке я закрепил(а) свои знания..
Что ещё я хотел(а) бы узнать …
Этап 6. Подведение итогов. Самооценка . Оценка деятельности учащихся учителем.
Этап 7. Домашнее задание
- На дом учащиеся получают дифференцированное домашнее задание:
- Обязательное: параграф 39
- Дополнительное: а) подготовить сообщения о животных Антарктиды. Важно обратить внимание учащихся на то, что сообщение должно быть кратким (3 - 2 минуты), емким, содержать самую основную и интересую информацию о животном; б) слабым учащимся закончить оформление контурной карты, подобрать картинки растений и животных и наклеить на нее.
Приложение.
1.Форма тела пингвинов обтекаемая. Мускулатура и устройство костей позволяют им под водой работать крыльями почти как винтами. В отличие от других нелетающих птиц, пингвины имеют грудину с чётко выраженным килем, к которому крепится мощная мускулатура. Плавание под водой отличается от полёта в воздухе тем, что на подъём крыла затрачивается та же энергия, что и на опускание, поскольку сопротивление воды больше, чем сопротивление воздуха, поэтому лопатки пингвинов имеют по сравнению с другими птицами бо́льшую поверхность, на которой крепится мускулатура, отвечающая за подъём крыла. Плечевая кость и кость предплечья соединены в локте прямо и неподвижно, что увеличивает стабильность крыла. Бедренные кости очень короткие, коленный сустав неподвижен, а ноги заметно смещены назад, что является причиной необычно прямой походки. Большие ступни с плавательной перепонкой сравнительно коротки — находясь на суше, животные зачастую отдыхают, стоя на пятках, при этом жёсткое хвостовое оперение служит им дополнительной опорой. Хвост пингвинов сильно укорочен, поскольку рулевую функцию, которую он обычно имеет у других водоплавающих птиц, у пингвинов выполняют в первую очередь ноги. Явное отличие пингвинов от других птиц — плотность костей. У всех птиц кости трубчатые, что делает их скелет легче и позволяет летать или быстро бегать, а у пингвинов они похожи на кости млекопитающих (дельфинов и тюленей) и не содержат внутренних полостей.
2. Для теплоизоляции пингвинам служит в первую очередь толстый — от 2 до 3 см — слой жира, над которым располагаются три слоя водонепроницаемых, коротких, плотно прилегающих друг к другу и равномерно распределённых по всему телу перьев. Воздух в слоях перьев также эффективно защищает от потери тепла при нахождении в воде. У пингвинов имеется хорошо развитая «система теплопередачи» в плавниках и ногах: поступающая в них артериальная кровь отдаёт тепло более холодной венозной крови, оттекающей обратно к телу, таким образом теплопотери сводятся к минимуму. Этот процесс называется «принцип обратного потока».
Многочисленные мелкие, недифференцированные, похожие скорее на волоски перья, из которых состоит оперение, почти у всех видов пингвинов имеют на спине серовато-голубой, переходящий в чёрный оттенок, а на животе белые. Такая окраска является маскировочной для многих морских животных. Оперение детёнышей чаще серое или коричневое, однако у некоторых видов бока и живот имеют белый окрас. По окончании высиживания яиц и выращивания птенцов у пингвинов начинается смена оперения. Во время линьки пингвины сбрасывают большое количество перьев одновременно и на это время не способны плавать в воде и остаются без пищи до тех пор, пока не отрастут новые перья.
3.Глаза пингвинов прекрасно приспособлены к условиям плавания под водой; роговица их глаз очень плоская, вследствие чего на суше птицы немного близоруки. Ещё одним средством приспособления является сократительная способность и растяжимость зрачка, особенно ярко выраженная у императорских пингвинов, ныряющих на большую глубину. Благодаря этой особенности глаза пингвинов очень быстро приспосабливаются к меняющимся условиям освещённости в воде на глубине до 100 м. Анализ пигментного состава позволяет сделать вывод, что пингвины видят в синей части спектра лучше, чем в красной, и вероятно, даже воспринимают ультрафиолетовые лучи. Поскольку свет красной части спектра поглощается уже в верхних слоях воды, такая особенность зрения, вероятно, является результатом эволюционной адаптации.
Уши пингвинов, как и у большинства птиц, не имеют чёткой внешней структуры. При нырянии они плотно закрываются особыми перьями, так что вода не проникает внутрь уха. У императорских пингвинов помимо этого край внешнего уха увеличен таким образом, что оно может закрываться, благодаря чему среднее и внутреннее ухо оказываются защищены от повреждений давлением, которые может причинить погружение на большую глубину.
4.Средняя скорость, которую пингвины развивают в воде, составляет от пяти до десяти километров в час, однако на коротких дистанциях возможны и более высокие показатели. Самым быстрым способом передвижения является «плавание дельфином»; при этом животное на короткое время выпрыгивает из воды, подобно дельфину. Причины такого поведения неясны: вероятно, это способствует уменьшению сопротивления течения, или предназначено для того, чтобы сбить с толку естественных врагов.При выходе из воды пингвины могут в прыжке преодолеть высоту береговой линии до 1,80 м. Из-за их относительно коротких ног на суше пингвины передвигаются, переваливаясь с боку на бок — такой способ передвижения, как доказали исследования биомехаников, экономит много энергии. На суше пингвины развивают скорость 3-6 км/ч. На льду пингвины также могут быстро передвигаться — съезжают с гор, лёжа на животе. Некоторые виды преодолевают так многие километры между морем и местом, где обосновалась их колония.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка и презентация урока "Понятие брака.Права и обязанности супругов."
Данный материал может быть использован на уроках обществознания , при изучении раздела "Социальная сфера" При изучении темы- "Семья"...
Методическая разработка и презентация урока " School Bans Hugging and High-Fives "(для 9-10 классов ОУ).
Предлагаю ( в качестве еще одного примера использования материалов статей сайта Шона Бенвила BreakingNewsEnglish.com) мою презентацию к уроку "SchoolBansHuggingandHigh-Fives" (...
Разработка и презентация урока "Семья и быт".
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2Верхнемамонского муниципального районаВоронежской области» Методическая разработка урока п...
Разработка и презентация урока "Выборы в демократическом государстве".
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Нижнемамонская средняя общеобразовательная школа №2Верхнемамонского муниципального районаВоронежской области»Методическая разработка урока по обще...
Методическая разработка и презентация урока по теме "Профессия-ученик"
Методическая разработка и презентация урока по теме "Профессия-ученик" для учащихся 6 класса...
Разработка и презентация урока английского языка по теме «The seasons of the year.»
Урок разработан на основе УМК " Spotlight" для 5 класса, Ваулиной Ю.Е. Данный материал может быть использован учителями английского языка для введения и отработки нового лексического материала по теме...
Разработка и презентация урока "Британские праздники и фестивали" 6 класс
Я, Старовойтова Татьяна Владимировна, учитель иностранного (английского) языка высшей квалификационной категории, МОБУ «СОШ №1 им.А.П.Гайдара», п.Архара, Амурская область, предлагаю разраб...