Разработка урока русского языка по ФГОС, на тему: "Переходные и непереходные глаголы"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Минегалиева Алсу Минехамитовна

Технологическая карта урока русского языка, для 6 класса по теме: "Переходные и непереходные глаголы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_1.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

1. Ф.И.О. учителя: Минегалиева А.М.

 

2. Класс: 6.   Дата: _____17.11.14_________. Предмет:   русский язык. № урока по расписанию: __________________1_______.

 

3. Тема урока:   Переходные и непереходные глаголы.

 

4. Место и роль урока в изучаемой теме: шестой урок по теме.

5. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные): изучить понятие о переходности и непереходности глаголов, вывести способ проверки глаголов на переходность и непереходность, развить внимание, речь.

 Место урока в курсе предмета

Раздел: Морфология и орфография

Урок

Переходные и непереходные глаголы

Тип урока

Изучение нового материала и первичное закрепление

Цели по содержанию:

Образовательная: создать условия для осмысления блока новой учебной информации, применяя их в знакомой и новой учебной ситуации, проверка уровня усвоения системы знаний и умений средствами НИТ (новых информационных технологий).

Развивающая: способствовать обучению учащихся умению конструировать репродуктивные вопросы, формировать умение находить глаголы, определять переходность и непереходность; развивать навыки внимания, речевой связности и последовательности изложения мыслей.

Воспитательная: создать условия для самостоятельной работы и самостоятельного добывания знаний; воспитывать речевую культуру.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

Рефлексия. Включение детей в деятельность

Приветствие. Определяет готовность учащихся к работе. Проверяет наличие учебного материала, дидактического материала, тетради.

Слово учителя.

Сейчас у нас урок русского языка. Давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу.

Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: « Я в школе на уроке, сейчас начну учиться. Я радуюсь этому. Моё внимание растёт. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я готов к работе. Работаю.

Проверяют готовность рабочего места.

Дети выполняют действия, предложенные учителем. Хором повторяют предложения, сохраняя заданную интонацию. После слова « работаю» дети открывают глаза.

2. Целеполагание и мотивация

Помогает сформулировать цель урока. Предлагает решить задачу, основанную на вычленении неверно заданного лексического утверждения. Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели урока.

Решают задачу на нахождение неверно сформулированного утверждения. Формулируют тему занятия и цель.

3. Изучение нового материала

4. Актуализация знаний и умений на первичном этапе изучения нового материала.

5. Закрепление знаний и совершенствование навыков

6. Итог урока.

7. Рефлексия

1) Предлагает рассмотреть записи на доске:

- смотрю телевизор,

- слушаю тебя

- хожу на тренировки,

- скучаю по вам,

2) Предлагает подумать, почему словосочетание

Глагол+ им. сущ. в одном случае употреблены без предлогов (скажем, прямо переходит на предмет), а в другом с предлогами?

Предлагает другие варианты и примеры для определения переходности и непереходности глаголов,

Задания подобраны с учётом учебных способностей учащихся

 

Учитель предлагает самостоятельно выполнить упражнение опираясь на справочную таблицу. (Задание :подчеркнуть глаголы, определить переходность и непереходность)

 

  1. Природа учит человека.
  2. Хорошая погода всегда радует земледельца.
  3. Скоро люди превратят землю в цветущий сад.
  4. Ветер разносит семена.
  5. Тучи закрывают небо.

  • Для чего необходимы навыки, которые мы обрели?

Предложено дать оценку своей деятельности на уроке и определить настроение, с которым уходят с урока.

  • Оцените свою работу на уроке
  • С какими трудностями столкнулись?
  • Что следует повторить?
  • С каким настроением ухожу с урока?
  1. Работают самостоятельно, определяют падеж у им. существительных

Предлагают гипотезы:

  • В одном случае переходят , в другом нет
  • Переходят если им. сущ. в винительном падеже.
  • А если им. сущ. не винит. падеже, то употребляются с предлогом (не переходят).

Учащиеся работают самостоятельно

Наблюдения фиксируют в таблице

Если глаголы сочетаются с им. сущ., им. числит., местоим. в В.п. без предлогов, то глаголы переходные

Все остальные глаголы - непереходные

Строить (что?) дом

Жить (где?) в лесу

Встречать (кого?) его

Гулять (где?) в парке

Запомнить – возвратные глаголы – всегда непереходные

Самостоятельная работа

Приблизительные ответы учеников

-если глаголы сочетаются с им. сущ., им. числит., местоим. в В.п. без предлогов, то глаголы переходные

-если глаголы сочетаются с им. сущ. в остальных падежах в предлогами, то глаголы непереходные

Примерные ответы.

- чтобы знать свойства глаголов.

 

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе.

УМК: учебный комплекс под редакцией  Ахмадуллиной Ф.Ю. Русский язык. 6 класс.                                          

Тема урока:  Простое предложение.        

Тип урока:  Урок повторение знаний.

Цели:  Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет повторения простых предложений.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Приветствие учащихся.

Предлагает учащимся задание:

(составить словосочетания)

Изучать, литература; Обложка, книга; Употребить, речь, в; Думать, будущее, о; ориентироваться, обстановка, в; полезный, здоровье, для;

Выполняют задание, повторяют знания по теме словосочетания,

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное применение на практике

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

Учитель диктует предложения.

Отговорила роща золотая, березовым, веселым языком. Дождь уже прошел.

По небу носились облака, роняя редкие капли.А потом показалось и солнце, под лучами которого мокрая трава точно задымилась.

Задание: подчеркнуть грамматические основы предложения

Учащиеся записывают текст, повторяют знания о предложении и его видах, развивают пунктуационную грамотность, умение ставить знаки препинания в конце и внутри простого предложения.

Самопроверка, у слабых учащихся – взаимопроверка с сильными учащимися.

Формулируют цель урока.

Познавательная: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие.

Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

Целеполагание.

3.Выявление места и причины затруднения. 

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Учитель предлагает вспомнить правило определения простых предложений, знаки препинания, которые ставиться в конце и внутри простого предложения.

Сделать эталон.

Учащиеся вспоминают правила и строят алгоритм рассуждения.

  1. Находим грамматическую основу предложения.
  2. Если в предложении одно сказуемое и одно подлежащие, то это простое предложение.
  3. Если есть однородные члены предложения, то между ними ставиться запятая.
  4. Знаки препинания в конце предложения ставиться по цели высказывания, по интонации.

Познавательные: преобразование информации из одной формы в другую.

Регулятивные: коррекция, контроль.

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов.

5.Реализация построенного проекта.

Цель: построение и фиксация знании.

Учитель предлагает учащимся составить простые распространенные предложения.

Учащиеся составляют предложения, выделяют грамматические основы, подчеркивают второстепенные члены, повторяют теоретические сведения – члены предложения. Задание дифференцированное: слабые учащиеся составляют простые предложения со словами, приведенными выше, сильные  - составляют текст с простыми предложениями.

Познавательные: самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера.

Коммуникативные:  выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка.

Личностные: оценивание усваемого содержания.

Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Игра «Хлопок». Учитель медленно диктует простые и сложные предложения. Если предложение простое то – хлопок.

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: применение знаний в типовых заданиях.

Учитель предлагает выполнить упражнение  учебника.

Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы.

Работа в парах. Речевое проговаривание.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

  1. Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода повторения знании.

Учитель предлагает учащимся начертить кластер по проведенному уроку «Повторение простых предложений».

Рефлексия

Прием « Незаконченное предложение». На доске записаны два предложения, вставить подходящие по смыслу слова:

Урок мне -------- понравился.

Я _____ доволен своей работой на уроке.

Или показывают смайлы с разным выражением настроения.

Учащиеся в группах выполняют задание.

Учащиеся заканчивают предложения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других.

Домашнее задание: Упр. учебника….

Для сильных учащихся дополнительно – варианты:

1. написать  лингвистическую сказку :«Простые предложения»

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"

Вводный урок (презентация) в 7 классе по теме "Причастие как особая форма глагола"....

разработка урока русского языка в 5 классе на тему "Времена глагола"

Данная разработка применяется при изучении раздела «Глагол как часть речи» и  направлена на формирование следующих умений и навыков учащихся: умение определять время глагола, различать грамматиче...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Повелительное наклонение глагола» в 6 классе

Урок построен в технологии деятельностного метода и направлен на формирование универсальных учебных действий....

Урок русского языка по ФГОС СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ 5 класс

Фамилия, имя, отчество:  Спирочкина О.В.Место работы:  МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Енотаевка» Астраханской области...

Разработка урока русского языка в 6 классе. Тема "Наш старый знакомый - глагол"

Тема урока: «Обобщение и систематизация изученного о глаголе»Цель – закрепление знаний по теме «Глагол».Задачи:Повторить изученные сведения о глаголе как части речи.Закрепить теоретический материал на...

Презентация к уроку русского языка в 5 (6) классе "Переходные и непереходные глаголы"

Презентация направлена на повторение знаний обучающихся о грамматических категориях глагола и изучение новой категории - переходности (непереходности) глаголов....