Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме: "Наклонение глагола, Изъявительное наклонение глагола."
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Цель урока:
1) дать понятие о наклонении глагола; ввести термины: изъявительное, условное, повелительное наклонения глагола.
2) научить различать наклонения глагола.
3) отработка умения находить глаголы изъявительного наклонения.
Задачи:
Образовательные: дать понятие о наклонениях глагола; отработка умения находить глаголы в изъявительном наклонении.
Воспитательные: продолжить прививать любовь к русскому языку, чувство патриотизма, воспитывать сознательную дисциплину, формировать навыки контроля и самоконтроля.
Развивающие: развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык и научную терминологию, умения выделять главное, обобщать.
Ход урока
1. Учитель:
12 апреля 1961 года произошло грандиозное событие. В этот день наша страна успешно осуществила полёт человека в космос. Это был Юрий Алексеевич Гагарин – наш соотечественник. О полёте Юрия Гагарина мы сегодня и поговорим на уроке. Запишите в тетрадях число, классная работа. Начнём работу со словаря. Запишите: словарная работа.
2. Словарная работа.
Космос
- Подберите синоним к слову космос? (вселенная) Вселенная
Космонавт - «специалист (человек), совершающий полёт в космическом пространстве».
Скафандр - «герметический костюм, обеспечивающий жизнедеятельность человека во время пребывания под водой, в космосе».
- Назовите однокоренные слова. Подчеркните их
- Объясните лексическое значение слов: космонавт, космодром, скафандр.
3. Подберите к этим словам глаголы и запишите получившиеся словосочетания.
(полететь в космос, облететь вселенную, слушать космонавта, надеть скафандр)
- Отметьте в словосочетаниях главное слово. Какой частью речи оно является?
4. Что такое глагол?
5. Определите вид и переходность глаголов в словосочетаниях.
6. Работа с текстом (№1). (Текст на интерактивной доске и на партах у учащихся)
- Прочитайте текст.
12 апреля 1961 года Советский Союз вывел на орбиту Земли космический корабль – спутник с человеком на борту. Пилотом космического корабля являлся гражданин СССР лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
После полёта в своём первом интервью Юрий Гагарин сказал: «… я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, храните и приумножайте эту красоту, а не разрушайте её».
Знал бы Гагарин, как его полёт повлияет на развитие космоса!
7. Определите тему текста. (Полёт Юрия Гагарина в космос)
- Определите основную мысль текста. ( Первый человек в космосе – наш соотечественник)
- Как можно озаглавить этот текст?
8. Объясните знаки препинания в предложении:
Люди, храните и приумножайте эту красоту, а не разрушайте её. (Первая запятая выделяет обращение Люди; вторая запятая стоит перед союзом а, который связывает однородные члены предложения.
- Назовите однородные члены предложения, чем они выражены? (храните, приумножайте, не разрушайте – это однородные сказуемые, выражены глаголом.
9. Отступите одну строчку и запишите эти глаголы в первый столбик.
- Найдите глагол с частицей бы. Запишите его во второй столбик.
- Какие ещё глаголы вам встретились в этом предложении? Запишите их в третий столбик.
Храните знал бы вывел
Приумножайте являлся
не разрушайте сказал
увидел
повлияет
- Сколько групп глаголов у вас получилось?
- Запишите тему урока. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.
- Объясните правописание разделительного мягкого знака в слове изъявительное?
(можно подобрать однокоренные слова и разобрать их по составу: изъявительное, изъявить, явный, явь)
10.- Чтение параграфа 83 (первый абзац)
11. Работа со схемой
Наклонения глагола
- Глаголы какого наклонения выражают побуждение к действию? (повелительное наклонение)
- В каком столбике у нас записаны глаголы повелительного наклонения? Прочитайте их. Подпишите этот столбик.
- Глаголы, в каком наклонении указывают на действие, которое может совершаться при каком-то условии? (в условном наклонении)
- В каком столбике записаны глаголы условного наклонения? Подпишите этот столбик.
- Глаголы, в каком наклонении рассказывают о действии, которое происходило, происходит или произойдёт? (в изъявительное наклонении)
- В каком столбике записаны глаголы изъявительного наклонения?
12. Чтение параграфа 83, правило
13. Определите время глаголов 3 столбика.
14. Работа с учебником.
Упражнение №…
- Прочитайте стихотворение Агнии Барто.
- Назовите глаголы, обозначающие Танюшины дела. (помогала, ела, пила, села, посидела, встала, пошла, сказала, устала, не могу, помогу)
- Выпишите два первых глагола, определите их вид и время.
Помогала – несов., прош. вр., помогает, будет помогать
Ела – несов., прош вр., ест, будет есть
- Запишите эти глаголы в форме других времён.
- В каком наклонении употреблены эти глаголы? (в изъвительном)
15. Работа с текстом (№2). (Текст на интерактивной доске и на партах у учащихся)
Задание: списать текст, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.
Сказал «п..ехали» Гагарин,
Ракета в космос пон..слась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась….
… Вот буд..т жизнь! Но всё же вспомн..м,
Что кто(то) первым пол..тел…
Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел.
- Объясните правописание вставленных букв.
- Проверка при помощи интерактивной доски.
Сказал «поехали» Гагарин,
Ракета в космос понеслась.
Вот это был рисковый парень!
С тех пор эпоха началась….
… Вот будет жизнь! Но всё же вспомним,
Что кто-то первым полетел…
Майор Гагарин, парень скромный,
Открыть эпоху он сумел.
Найдите и подчеркните глаголы.
Глаголы какого наклонения употреблены в стихотворении?
Укажите время этих глаголов.
16. Тест (на интерактивной доске).
1. К какому наклонению относятся глаголы, которые изменяются во временам?
а) к изъявительному б) к условному в) к повелительному
2. Глагол, обозначающий действие, которое просят или приказывают выполнить
а) условного наклонения
б) изъявительного наклонения
в) повелительного наклонения
3. Укажите наклонение глагола, который обозначает действие возможное при каком- либо условии.
а) условное б) повелительное в)изъявительное
4. Укажите глагол повелительного наклонения.
а) беги
б) напишу
в) прочитал бы
5. Укажите ряд, в котором все глаголы изъявительного наклонения.
А) сходили бы
б) спешишь
в) не уходи
- Подсчитайте количество баллов. И поставьте себе за урок оценку.
Если у вас 5 правильных ответов – 5 баллов – оценка 5
4 балла – оценка 4
3 балла – оценка 3
17.Итог урока
- С какими наклонениями глагола вы познакомились сегодня на уроке?
- Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?
- Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?
18. Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание -тся и -ться в глаголах"
Открытый урок объяснения нового материала, урок -игра...
Урок русского языка в 6 классе по ртеме "Анализ диктанта по теме "Наклонение глагола"
Урок русского языка в 6 классе по теме "Анализ диктанта по теме "Наклонение глагола"...
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Морфологический разбор глагола".
Урок русского языка в 6 классе общеобразовательной школы (класс компенсирующего обучения) по теме "Морфологический разбор глагола"....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме " Наклонение глагола."
Урок построен с учетом требований ФГОС по учебнику М.Т.Баранова....
Конспект урока в 5 классе по русскому языку на тему: "Наклонение глагола"
Урок получения новых знаний...
План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".
Данный урок русского языка предназначен для учащихся 9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Изъявительное наклонение глагола".
Класс: 6Тема: «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение».Цели урока:обучающие: - актуализация сведений учащихся о морфологических признаках глагола, изученных ранее;- усвоить поня...