Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме: "Наклонение глагола, Изъявительное наклонение глагола."
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Дзираева Майя Рамазановна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_6_klasse_po_teme.docx29.76 КБ

Предварительный просмотр:


Цель урока:

1) дать понятие о наклонении глагола; ввести термины: изъявительное, условное, повелительное наклонения глагола.

2) научить различать наклонения глагола.

3) отработка умения находить глаголы изъявительного наклонения.

Задачи:

Образовательные:  дать понятие о наклонениях глагола; отработка умения находить глаголы в изъявительном наклонении.

Воспитательные: продолжить прививать любовь к русскому языку,  чувство патриотизма, воспитывать сознательную дисциплину, формировать навыки контроля и самоконтроля.

Развивающие: развивать умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык и научную терминологию, умения выделять главное, обобщать.

Ход урока

1. Учитель:

12 апреля 1961 года произошло грандиозное событие. В этот день наша страна успешно осуществила полёт человека в космос. Это был Юрий Алексеевич Гагарин – наш соотечественник. О полёте Юрия Гагарина мы сегодня и поговорим на уроке. Запишите в тетрадях число, классная работа. Начнём работу со словаря. Запишите: словарная работа.

2. Словарная работа.

Космос

- Подберите синоним к слову космос? (вселенная) Вселенная

Космонавт - «специалист (человек), совершающий полёт в космическом пространстве».

Скафандр - «герметический костюм, обеспечивающий жизнедеятельность человека во время пребывания под водой, в космосе».

- Назовите однокоренные слова. Подчеркните их

- Объясните лексическое значение слов: космонавт, космодром, скафандр.

3. Подберите к этим словам глаголы и запишите получившиеся словосочетания.

(полететь в космос,  облететь  вселенную,  слушать космонавта, надеть скафандр)

- Отметьте в словосочетаниях главное слово. Какой частью речи оно является?

4. Что такое глагол?

5. Определите вид и переходность глаголов в словосочетаниях.

6. Работа с текстом (№1). (Текст на интерактивной доске и на партах у учащихся)

- Прочитайте текст.

12 апреля 1961 года Советский Союз вывел на орбиту Земли космический корабль – спутник с человеком на борту. Пилотом космического корабля являлся гражданин СССР лётчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

После полёта в своём первом интервью Юрий Гагарин сказал: «… я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, храните и приумножайте эту красоту, а не разрушайте её».

Знал бы Гагарин, как его полёт повлияет на развитие космоса!

7. Определите тему текста. (Полёт Юрия Гагарина в космос)

- Определите основную мысль текста. (  Первый человек в космосе – наш соотечественник)

- Как можно озаглавить этот текст?

8. Объясните знаки препинания в предложении:

Люди, храните и приумножайте эту красоту, а не разрушайте её. (Первая запятая выделяет обращение Люди; вторая запятая стоит перед союзом а, который связывает однородные члены предложения.

- Назовите однородные члены предложения, чем они выражены? (храните, приумножайте, не разрушайте – это однородные сказуемые, выражены глаголом.

9. Отступите одну строчку и запишите эти глаголы в первый столбик.

- Найдите глагол с частицей бы. Запишите его во второй столбик.

- Какие ещё глаголы вам встретились в этом предложении? Запишите их в третий столбик.

Храните                                знал бы                                вывел

Приумножайте                                                                являлся

не разрушайте                                                                сказал

увидел

повлияет

- Сколько групп глаголов у вас получилось?

- Запишите тему урока.  Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

- Объясните правописание разделительного мягкого знака в слове изъявительное?

(можно подобрать однокоренные слова и разобрать их по составу: изъявительное, изъявить, явный, явь)

10.- Чтение параграфа 83 (первый абзац)

11. Работа со схемой

Наклонения глагола

- Глаголы какого наклонения выражают побуждение к действию? (повелительное наклонение)

- В каком столбике у нас записаны глаголы повелительного наклонения? Прочитайте их. Подпишите этот столбик.

- Глаголы, в каком наклонении указывают на действие, которое может совершаться при каком-то условии? (в условном наклонении)

- В каком столбике записаны глаголы условного наклонения? Подпишите этот столбик.

- Глаголы, в каком наклонении рассказывают о действии, которое происходило, происходит или произойдёт? (в изъявительное наклонении)

- В каком  столбике записаны глаголы изъявительного наклонения?

12. Чтение параграфа 83, правило

13. Определите время глаголов 3 столбика.

14. Работа с учебником.

Упражнение №…

- Прочитайте стихотворение Агнии Барто.

- Назовите глаголы, обозначающие Танюшины дела. (помогала, ела, пила, села, посидела, встала, пошла, сказала, устала, не могу, помогу)

- Выпишите два первых глагола, определите их вид и время.

Помогала – несов., прош. вр., помогает, будет помогать

Ела – несов., прош вр., ест, будет есть

- Запишите эти глаголы в форме других времён.

- В каком наклонении употреблены эти глаголы? (в изъвительном)

15. Работа с текстом (№2). (Текст на интерактивной доске и на партах у учащихся)

Задание: списать текст, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.

Сказал «п..ехали» Гагарин,

Ракета в космос пон..слась.

Вот это был рисковый парень!

С тех пор эпоха началась….

… Вот буд..т жизнь! Но всё же вспомн..м,

Что кто(то) первым пол..тел…

Майор Гагарин, парень скромный,

Открыть эпоху он сумел.

- Объясните правописание вставленных букв.

- Проверка при помощи интерактивной доски.

Сказал «поехали» Гагарин,

Ракета в космос понеслась.

Вот это был рисковый парень!

С тех пор эпоха началась….

… Вот будет жизнь! Но всё же вспомним,

Что кто-то первым полетел…

Майор Гагарин, парень скромный,

Открыть эпоху он сумел.

Найдите и подчеркните глаголы.

Глаголы какого наклонения употреблены в стихотворении?

Укажите время этих глаголов.

16. Тест  (на интерактивной доске).

1. К какому наклонению относятся глаголы, которые изменяются во временам?

а) к изъявительному       б) к условному       в) к повелительному

2. Глагол, обозначающий действие, которое просят или приказывают выполнить

а) условного наклонения

б) изъявительного наклонения

в) повелительного наклонения

3. Укажите наклонение глагола, который обозначает действие возможное при каком- либо условии.

а)  условное                        б) повелительное                в)изъявительное

4. Укажите глагол повелительного наклонения.

а) беги

б) напишу

в) прочитал бы

5. Укажите ряд, в котором все глаголы изъявительного наклонения.

А) сходили бы

б) спешишь

в) не уходи

- Подсчитайте количество баллов. И поставьте себе за урок оценку.

Если  у вас 5 правильных ответов – 5 баллов – оценка 5

4 балла – оценка 4

3 балла – оценка 3

17.Итог урока

- С какими наклонениями глагола вы познакомились сегодня на уроке?

- Что обозначают глаголы в изъявительном наклонении?

- Как изменяются глаголы в изъявительном наклонении?

18. Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе по ртеме "Анализ диктанта по теме "Наклонение глагола"

Урок русского языка в 6 классе по теме "Анализ диктанта по теме "Наклонение глагола"...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Морфологический разбор глагола".

Урок русского языка в 6 классе общеобразовательной школы (класс компенсирующего обучения) по теме "Морфологический разбор глагола"....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме " Наклонение глагола."

Урок построен  с  учетом требований ФГОС по учебнику М.Т.Баранова....

План - конспект урока русского языка в 9 – ом классе коррекционной школы "Глагол как часть речи. Определение глагола в предложении".

Данный урок русского языка предназначен для учащихся  9 класса коррекционной школы. Образовательная цель урока: дать понятие глагола как части речи; формировать умение находить глаголы в предложе...

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Изъявительное наклонение глагола".

Класс: 6Тема: «Наклонение глагола. Изъявительное наклонение».Цели урока:обучающие: - актуализация сведений учащихся о морфологических признаках глагола, изученных ранее;- усвоить поня...