Формирование ФОС по русскому языку 9 класс
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Фонд оценочных средств для тематического контроля знаний
обучающихся 9-х классов по учебному предмету
«Русский язык» в 2020-2021 учебном году
№ п/п | Наименование работы | Источник текста работы |
1. | Контрольный диктант с грамматическим заданием №1 | Сборник диктантов. 5-9 классы/ Сост.В.Н.Горшкова.-М:Вако,2015 |
2. | Контрольный тест по теме "Сложносочиненные предложения". | https://multiurok.ru/files/kontrol-nyi-tiest-po-russkomu-iazyku-v-9-klassie (частично) |
3. | Контрольный диктант с грамматическим заданием | https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/01/12/kd_ 9_klass |
4. | Итоговая контрольная работа по теме «СПП» | https://nsportal.ru/shkola/russkiy- kontrolnaya-rabota-dlya-9-klassa-po-teme-slozhnopodchinennye |
5. | Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение» | Сборник диктантов. 5-9 классы/ Сост.В.Н.Горшкова.-М:Вако, 2015 |
6. | Итоговая контрольная работа по теме «СП с разными видами связи» | Открытый банк заданий ОГЭ русский язык |
1.Контрольный диктант с грамматическим заданием «Повторение изученного в 5-8 классах».
Звёзды
Летом звезд не увидишь. Когда бы Сережа ни проснулся, когда бы ни лег – на дворе светло. Если даже тучи и дождь, все равно светло, потому что за тучами солнце. В чистом небе иногда можно заметить прозрачное пятнышко, похожее на осколок стекла. Это месяц, дневной, ненужный, он висит и тает в солнечном сиянии, тает и исчезает.
Зимой дни короткие. Темнеет рано. Задолго до ужина Дальнюю улицу, с ее тихими заснеженными садами и белыми крышами, обступают звезды. Их тысячи, а может, и миллионы.
Посреди неба звезды, мелкие и крупные, они его не интересовали, потому что он не знал, что у них есть названия. Но мама показала ему Млечный Путь. И Сириус. И Большую Медведицу. И красный Марс. Сережа хотел знать все названия, но мама не помнила, зато она показала ему горы на Луне, и он как будто прикоснулся к ним. (160 слов). (По В. Пановой).
Грамматическое задание
1. Сгруппировать слова по видам орфограмм.
2. Определить типы односоставных предложений:
Из первого абзаца - 1-й вариант;
из второго абзаца - 2-й вариант.
3. Выписать из текста по два словосочетания на каждый способ подчинительной связи. Разберите словосочетания.
4. Выполните полный синтаксический разбор предложения:
В чистом небе иногда можно заметить прозрачное пятнышко, похожее на осколокстекла. - 1-й вариант
Это месяц, дневной, ненужный, он висит и тает в солнечном сиянии, тает и исчезает. - 2-й вариант.
Критерии оценки знаний учащихся
Диктант
Оценка | Критерии оценивания |
«5» | нет ошибок или допущена 1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка |
«4» | выполнено 3/4 заданий с небольшими погрешностями |
«3» | допущено 4 орфографических ошибки и 4пунктуационных ; или 3 орфографических- 5 пунктуационных |
«2» | допущено более 5 ошибок; 7 орфографических- 7 пунктуационных; 6 орфографических- 8 пунктуационных; 5 орфографических- 9 пунктуационных; 8 орфографических- 6 пунктуационных |
«1» | Больше 8 орфографических ошибок и 8 пунктуационных |
Грамматическое задание
Оценка | Критерии оценивания |
«5» | безошибочное выполнение всех заданий |
«4» | выполнено 3/4 заданий с небольшими погрешностями |
«3» | правильно выполнено не менее половины заданий с небольшими недочетами |
«2» | не выполнено более половины заданий |
2. Контрольный тест по теме "Сложносочиненные предложения".
- Вариант 1
- 1. Укажите неверные утверждения.
- 1) Предложение является сложным, если в нем есть обособленные члены предложения.
- 2) Простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов или союзных слов.
- 3) В сложносочиненном предложении простые предложения равноправны по смыслу.
- 4) Запятая между частями сложного предложения не ставится, если части имеют общий член
- 2. Найдите сложносочиненные предложения.
- 1) Погода изменилась, и нам пришлось отменить поход в лес.
- 2) Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.
- 3) Из туч то летит холодный дождь, то вдруг, залепляя глаза, повалит водянистый снег
- 4) Пройдя весь маршрут успешно, туристы возвращались домой
- 3. Укажите, в каких примерах союз и соединяет части сложного предложения (знаки препинания не расставлены).
- 1) Я бродил подолгу и видел много примет осени.
- 2) Вечерняя прохлада и тишина сходили на степь.
- 3) Мать проснулась и испуганно что-то спросила спросонок.
- 4) В глубине дупла послышался шорох, и мы увидели там толстую змею.
- 4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
- Усевшись, наклоняемся друг к другу головами ( ) И начинаем говорить вполголоса.
- 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
- 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
- 3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.
- 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
- 5. Определите, сколько грамматических основ в предложении?(ответ запишите цифрой)
- Рыбак, склонившись лицом к самой воде, старался увидеть что-то в глубине, но ничего не было видно.
- 6. Укажите номер (номера) ССП с общим второстепенным членом (знаки препинания не расставлены):
- 1) Что-то зашумело в верхушках деревьев и несколько мокрых безжизненных листьев упало на влажную землю
- 2) Вдалеке гремел гром и ливень стоял сплошной стеной.
- 3)Ветер к утру ослабел и снег перестал..
- 4) Осень и с деревьев опадают листья в воздухе потянулась паутина.
- 7. На месте каких цифр нужно поставить запятые?
- Снег летит (5) и с сосен (6) и с берѐз (7) и весь лес вот-вот запылает белым пожаром.
- 8. Укажите номер (а) предложений с пунктуационной ошибкой.
- 1)Прочитайте Гоголя, и вы почувствуете в нѐм старика.
- 2)Из лесу доносится тревожный крик неуснувшей птицы или раздаѐтся неопределѐнный звук.
- 3)Давно морозы сковали землю, да навалило снегу, и лес стоит в своей мрачной сосредоточенности.
- 4) В Москве и других городах со снегом и льдом на дорогах борются химическими способами.
- 9. На месте каких цифр нужно поставить запятые?
- Иногда мишку выпускали гулять (1) и (2) смешно переваливаясь (3) он гонялся за козами (4) забиравшимися в запрещенную зону..
- 10. Укажите номер (а) предложений с пунктуационной ошибкой.
- 1) Сторож начал бить в чугунную доску, собаки залаяли.
- 2) Кругом царит полумрак а вода совершенно неподвижна.
- 3) Бабы с криком спешили спасти свою рухлядь, ребятишки прыгали, любуясь на пожар.
- 4) Сумерки но от фонарей льётся свет, тусклый и унылый.
- Вариант 2
- 1. Какое из утверждений неверно?
- 1) Сочинительные союзы делятся на три группы: соединительные, противительные, разделительные.
2) Если есть общий второстепенный член предложения, то запятая отсутствует между частями сложносочинённого предложения.
3) Простые предложения в составе сложносочинённого связаны только интонацией.
4) Части сложносочинённого предложения равноправны. - 2. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член (знаки препинания не расставлены).
- 1) Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.
- 2)В зеркальных стеклах качались сосны и плыли серые облака.
- 3) И краски не ярки и звуки не резки.
- 4) Солнышко село и зорька погасла.
- 3. Укажите сложносочинённое предложение.
- 1) Сорока прилетела к вечеру, когда от теплоты лёд начал оседать.
2) Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи, и по земле неслись вперемежку то холодные тени, то солнечные пятна.
3) Конь помотал головой, подумал, потом вытянул шею и взял наконец хлеб мягкими губами.
4) Старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, хвасталась. - 4. Найдите предложение, в котором сочинительный союз не соединяет части сложного предложения.
- 1) Из дома регулярно приходили письма и нам было спокойно.
- 2) Глядел мальчик очень умно и прямо да и в голосе у него звучала сила.
- 3) Брат отказался от моей помощи и хотел всё сделать сам.
- 4)Тяжело складывались слова да ещё волнение мешало говорить.
- 5. Определите, сколько грамматических основ в предложении?(ответ запишите цифрой)
- Мальчики сидели за столом, выполняя какую-то работу, и я старался не мешать им.
- 6. Укажите номер (номера) ССП с общим второстепенным членом (знаки препинания не расставлены):
- 1) В зеркальных стеклах качались сосны и плыли серые облака
- 2) Гроза прошла и ветка белых роз в окно мне дышит ароматом.
- 3) Вчера утомленный ходьбой по болоту зашѐл я в сарай и уснул глубоко.
- 4) В тишине сбивчиво поют колокольчики на шеях оленей и звенит холодный ручей.
- 7. На месте каких цифр нужно поставить запятые?
- Гущин набирается смелости(1) и задает вопрос тихим(2) и робким голосом.
- Лесные ягоды лучше всего собирать(3) или утром (4) или вечером.
- 8. Укажите номер (а) предложений с пунктуационной ошибкой.
- 1)Веселее и громче всех смеялся сам студент, он же скорее всех и перестал.
- 2)Белые обочины тучи клубились, и снежно блестели, но чѐрная вершина была грозна своей неподвижностью.
- 3) Споры шляпочных грибов очень мелкие и легкие и переносятся потоком воздуха.
- 4) Сумерки но от фонарей льётся свет, тусклый и унылый.
- 9.Укажите номер(а) предложений с однородными членами, соединѐнными сочинительными союзами.
- 1)Кругом царит полумрак, а вода совершенно неподвижна.
- 2)Медленно поднялся я по ступенькам лестницы и прислонился к перилам.
- 3)Не то стучат топоры, не то стук колотушки сторожа раздаѐтся в морозном воздухе.
- 4)Последние тени сливались, да мгла глядела, слепая, необъятная.
- 10. На месте каких цифр нужно поставить запятые?
И если тебе(1) мой читатель(2) посчастливится побывать когда-нибудь в Кавказском заповеднике(3) и пройти по тропе(4) у которой(5) стоит такой обелиск(6) низко поклонись памяти защитников нашей Родины.
- Критерии оценивания
- За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
- Всего баллов – 10
- «5» - 9-10 б
- «4» - 7-8 б
- «3» - 5-6 б
- «2» - менее 5 б
3.Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчинённые предложения».
1) На третий день подъем по снежной равнине сделался более заметным, и появилось больше трещин, которые замедляли движение. 2) Приходилось идти осторожно, прощупывая снег, чтобы не провалиться через тонкий слой его, скрывающий трещины.
3) На севере тучи расходились, разгоняемые ветром, и между их серыми клочьями то показывались, то исчезали горы, которые тянулись длинной цепью по всему горизонту.
4) На их белоснежном фоне чернели скалистые отроги. 5) Незаходящее солнце катилось над самым гребнем хребта, тускло светя сквозь пелену туч и окрашивая их в красноватый цвет.
6) Снеговая равнина на переднем плане покрылась пятнами и полосами, отраженными от неба, синеватого и розового цвета. 7) Общая картина снеговой пустыни и таинственного хребта, который впервые предстал перед глазами путешественников, была поразительна.
8) Подъем на этот хребет продолжался в течение трех дней вследствие сильных трещин льда. 9) Ледяной поток, то есть ледник, который спускался по долине южного склона хребта, имел до километра в ширину и с обеих сторон окаймлен крутыми темными откосами, покрытыми снегом. (148слов) (В. Обручев)
Вариант 1 1. Из предложения 3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего глухого согласного. 2. Из предложений 3 – 4 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательном, образованном от существительного с основой на Н, пишется НН». 3. Замените словосочетание «скалистые отроги», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 4. Выпишите грамматическую основу предложения 4. 5. Среди предложений 1 - 3 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. 6. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой. 7. Укажите вид придаточного предложения в СПП №2 . Постройте схему. | Вариант 2 1. Из предложения 3 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего звонкого согласного. 2. Из предложения 6 - 7 выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В полном страдательном причастии пишется НН, если оно образовано от глагола совершенного вида». 3. Замените словосочетание «ледяной поток», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. 4. Выпишите грамматическую основу предложения 5 . 5. Среди предложений 4- 6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. 6. Укажите количество грамматических основ в предложении 3 . Ответ запишите цифрой. 7. Укажите вид придаточного предложения в СПП № 7 . Постройте схему. |
Критерии оценки знаний учащихся
Диктант
Оценка | Критерии оценивания |
«5» | нет ошибок или допущена 1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка |
«4» | выполнено 3/4 заданий с небольшими погрешностями |
«3» | допущено 4 орфографических ошибки и 4пунктуационных ; или 3 орфографических- 5 пунктуационных |
«2» | допущено более 5 ошибок; 7 орфографических- 7 пунктуационных; 6 орфографических- 8 пунктуационных; 5 орфографических- 9 пунктуационных; 8 орфографических- 6 пунктуационных |
«1» | Больше 8 орфографических ошибок и 8 пунктуационных |
Грамматическое задание
Оценка | Критерии оценивания |
«5» | безошибочное выполнение всех заданий |
«4» | выполнено 3/4 заданий с небольшими погрешностями |
«3» | правильно выполнено не менее половины заданий с небольшими недочетами |
«2» | не выполнено более половины заданий |
4. Итоговая контрольная работа по теме «СПП»
Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения»
Вариант 1
Задание 1 СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СОСТАВЬТЕ
СХЕМЫ СПП, ОПРЕДЕЛИТЕ ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
- Мы с сестрой хотели чтобы отец поехал отдыхать.
- Когда на темно-красных ветках появляются белые комочки сережек верба особенно красива.
- Чтобы добраться до места стоянки мы должны были пройти еще километров пять.
- Ученый должен был узнать много ли сохранилось предметов найденных в кургане.
- Вследствие того что в этом году лето знойное и засушливое велика опасность лесных пожаров.
- Чуть брезжило когда нас разбудили.
- В следствие по делу которое вел новый судья были внесены дополнительные данные.
- Обласканные дети поспешно вошли в дом чтобы впервые за долгие годы скитаний поесть и уснуть в тепле.
- Сознание того что чудесное было рядом с вами приходит поздно.
- Проходя мимо злополучного места, с которого начинались его вчерашние страдания, Тема увидел цветок, лежавший опрокинутым на земле.
Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения»
Вариант 2
Задание 1 СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СОСТАВЬТЕ
СХЕМЫ СПП, ОПРЕДЕЛИТЕ ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
- Когда Мария увидела ребят сердце ее зашлось от жалости к ним.
- Я рассказал где прошло мое детство.
- Для того чтобы правдиво сыграть любую роль прежде всего нужно найти зерно художественного образа.
- Если в тихую погоду туман поднимается кверху непременно надо ждать затяжного дождя.
- Весь следующий день Сенька просидел у входа в палатку и смотрел туда где рвутся бомбы.
- Рота где служил Рябинкин заняла оборону на обширной заболоченной пойме.
- Издали можно было видеть как рдеют под солнцем гроздья рябины.
- Кустарник зашумел будто рой пчел зажужжал над ветками.
- С мужем она обращалась так как будто была старше и его.
- Незнакомец начал говорить хотя своего имени и прошлого он еще не мог вспомнить.
Вариант 3
Задание 1 СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СОСТАВЬТЕ
СХЕМЫ СПП, ОПРЕДЕЛИТЕ ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. В предложениях 9- 10 обозначьте грамматическую основу.
- В избе куда их пустили пообедать было сорно и душно пахло хлебом и шинкованной капустой.
- Федька видел как с неудержимой силой на них из темноты летел высокий нос парохода не замечая их направляясь в самую середину судна.
- Герасимов так глянул на своего подкормщика что тот пожалел о заданном вопросе.
- Ночь была темна оттого что тучи покрывали небо и не пропускали света звезд.
- Как только полк выехал из Озерного пошел холодный дождь.
- Издали можно было видеть как рдеют под солнцем гроздья рябины и боярышника.
- Гринюк задрав подбородок поглядел в небо где время от времени выскальзывал из-под клочьев облаков почти правильный диск луны.
- В ту минуту когда Иван входил во двор как раз наступила пауза.
- Старый паром вытащили на берег и крепко-накрепко привязали к древним могучим ветлам чтобы его не унес неудержимый весенний разлив.
- Такой дружный топот сотен ног мне доводилось слышать только в театре когда зрители сшибая друг друга неслись в гардероб.
Вариант 4
Задание 1 СПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВЛЯЯ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ, СОСТАВЬТЕ
СХЕМЫ СПП, ОПРЕДЕЛИТЕ ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. В предложениях 9- 10 обозначьте грамматическую основу.
- Ока вздулась и потемнела от осеннего паводка хотя по ней еще шустро бегали последние катера.
- Это была очень странная музыка где каждый играл песнь своей родины стараясь перекричать других.
- Картина так дисгармонична что от нее рябит в глазах.
- Переменившийся ветер застилал пароход густым слоем дыма так что трудно было дышать.
- Ихтиандр часто пользуется этими течениями когда ему нужно долго плыть вдоль берега.
- Я увидел на светлом пораненном смолистом кольце дерева какое-то темное пятно и вынул бинокль чтобы рассмотреть подробней.
- Петр Николаевич проснулся когда сквозь дырявую сухую крышу начал пробиваться слабый свет.
- Видно было что никакие грустные мысли никакие сомнения не омрачали Семена.
- Насунув на голову шапку я осторожно чтобы не нарушить тишины этой хаты открываю дверь.
- Такой дружный топот сотен ног мне доводилось слышать только в театре когда зрители сшибая друг друга неслись в гардероб.
При выполнении работы за каждое правильно разобранное предложение ученик получает по 2 балла.
В итоге максимальное количество баллов – 20
Перевод баллов в оценку
Оценка | Критерии оценивания |
«5» | 18-20 баллов |
«4» | 14-17 баллов |
«3» | 9- 13 баллов |
«2» | до 9 баллов |
5. Контрольная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение»
Вариант 1
Задание: списать, расставить знаки препинания, объяснить их постановку, выделить грамматическую основу
1. Серёжка промолчал (?) он не любил словесных клятв и заверений.
2. Я был угрюм (?) другие дети веселы и болтливы.
3. Будет дождик (?) будут и ягодки.
4. Один пологий холм сменялся другим (?) поля бесконечно тянулись за полями (?) кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом.
5. Заходишь в лесхоз и сразу чувствуешь (?) попал в особый мир со сво-ими особыми интересами.
6. А теперь заткни топор за спину (?) лесничий ходит.
7. Назвался груздем (?) полезай в кузов.
8. Я не видел вас целую неделю (?) я не слышал вас долго.
9. Павел чувствует (?) чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки.
10. Птиц не было слышно (?) они не поют в часы зноя.
11. Деревья словно плакали (?) с ветвей их на землю всё время падали крупные капли.
12. В лесу то там, то здесь глухо куковала кукушка, оттеняя глубину и звучность его (?) после дождя высоко в небе плыли и таяли тёплые дым-чатые облака с золотисто-алыми краями.
13. От себя могу сообщить только одно (?) будем работать.
14. Осенью льётся с неба вода (?) на поля вскоре нельзя будет ни войти, ни въехать.
15. В ясную погоду муравьи собираются и закрываются в муравейнике (?) быть дождю.
Вариант 2
1. Сокол не мог летать (?) правое крыло у него было сломано.
2. Кошка побежала за мышкой (?) та опрометью бросилась от неё.
3. Люди знали (?) где-то идёт война.
4. Не умея в руке держать топор, дерева не срубишь (?) не зная языка, хорошо, красиво, просто не напишешь.
5. Вот наконец мы взобрались на Гуд-гору, остановились и оглянулись (?) на ней висело серое облако.
6. Вы улыбнётесь (?) мне отрада.
7. За двумя зайцами погонишься (?) ни одного не поймаешь.
8. Сергей Иванович оглянулся (?) спрятаться было негде.
9. У ног моих тянулась узкая долина (?) прямо напротив крутой стеной возвышался частый осинник.
10. Мне попалась какая-то заросшая дорожка (?) я отправился по ней, внимательно поглядывая вперед.
11. Заранее предупреждаю (?) удобств на пути не будет.
12. Понаблюдаешь растение от первого зелёного листка до созревания (?) увидишь жизнь.
13. Надежда искала его, кричала во дворе, звала обедать, потом чай пить (?) он не откликался.
14. Палило солнце, ослепительно отражаясь в тёмной воде (?) синие бархатные стрекозы бесшумно перелетали с одной осоки на другую.
15. Анфиса совсем было уж собралась уезжать, но передумала (?) в городе оставались неоконченные дела.
Варианты ответов:
А) запятая; В) точка с запятой; С) двоеточие; D) тире.
При выполнении работы за каждое правильно разобранное предложение ученик получает по 2 балла.
В итоге максимальное количество баллов – 20
Перевод баллов в оценку
Оценка | Критерии оценивания |
«5» | 18-20 баллов |
«4» | 14-17 баллов |
«3» | 9- 13 баллов |
«2» | до 9 баллов |
6. Итоговая контрольная работа по русскому языку в 9 классе по теме «СП с разными видами связи»
1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.
Я готова была заплакать,(1) а он обнял меня,(2) как маленькую. Ему всего и нужно,(3) чтобы мы были все вместе. И он готов ради этого работать день и ночь,(4) трудиться не покладая рук. А когда я уезжала к себе на квартиру,(5) одинокую,(6) холодную,(7) они,(8) мать и отец,(9) стояли на лестничной площадке,(10) и плакали,(11) и махали…
2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.
Спутанная трава в саду полегла, (1) и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. Над лугами тащились из-за реки, (2) цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь. По дорогам уже нельзя было ни пройти, (3) ни проехать, (4) и пастухи перестали гонять в луга стадо. (Паустовский К.)
3. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
А пароход подходил все ближе. Черный, (1) кряжистый, (2) точно скала,(3) он все же казался малым для этой реки, (4) терялся в ее светлой равнине, (5) хотя рев его, (6) подобно урагану, (7) сотрясал кедры на горах. (Фраерман Р.)
4. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Они молча отдали ей письма и похоронку. Анна Федотовна ощупала каждый листок,(1) удостоверилась,(2) что они подлинные,(3) аккуратно сложила в шкатулку и сказала: – Мальчик,(4) поставь шкатулку на место. И задвинь ящик плотно,(5) чтобы я слышала.
5. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омрачённом, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал. (5) Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в тёмной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. (Берёзко Г.)
6. Укажите верное объяснение постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении:
Приманить и поймать тетерева-одиночку довольно трудно: он очень подозрителен. (Дубровский Е.)
1)Вторая часть предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части
2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3)Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части.
7. Как объяснить постановку тире в данном предложении?
(1)Когда архитектор проектирует дом, он думает не только о его внешнем виде. (2)Не менее важно, каким дом будет внутри. (З)Архитектурное оформление внутренних помещений получило название «интерьер». (4)Слово это французское и значит «внутренний». (5)Но у слова есть и другое значение: изображение комнаты с её убранством, мебелью и разными вещами также называется интерьером. (6)В XVII веке в Голландии многие художники увлекались интерьером. (7)Среди русских художников большим мастером интерьера был Павел Федотов.
8. Укажите предложение, части которого связаны с помощью союзного слова.
1) Разведчики еще днем выяснили, что на кургане засело десятка полтора гитлеровцев с одним ручным пулеметом. (Алексеев М.)
2) По голосу бойца Шахаев понял, что Мальцев чем-то сильно взволнован.(Алексеев М.)
3) Пахло росой, чернобылом, подсолнухами и еще чем-то необъяснимо милым и сладким, что рождает степная зорька.(Алексеев М.)
4) Тимофей был доволен, что, не колеблясь, исправил свою ошибку. (Акимов И.)
9. Определите вид придаточного предложения (например: обстоятельственное условия)
А). Город Коломна находится там, где река Москва впадает в Оку.
Б) Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг ,отчизне посвятим души прекрасные порывы
В)Все бросились к месту где приземлился самолет.
Г)Теплоход остановился у того берега где раскинулась ярмарка.
Д)Мы не знали о чем они договорились.
Е)Ветер дул с такой силой что стоять на ногах было невозможно.
10. Найдите сложное предложение, запишите его номер и выпишите его основы.
1) Эскиз может быть выполнен и карандашом, и красками.
2) Все цвета принято делить на тёплые и холодные.
3) Русское крестьянство испокон веков славилось замечательными народными мастерами — резчиками по дереву.
4) Ветви берёзки раскидистые, плакучие, а пирамидальный тополь, как свеча, устремлён вверх.
Система оценивания:
Аттестационная работа состоит из 10 заданий, за правильное выполнение которых дается по 1 баллу. Задание №9 включает в себя 6 вопросов, каждый из которых оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов за всю работу – 15.
Шкала перевода первичных баллов в школьную отметку:
Оценка «5» - 15-16 баллов
Оценка «4» - 12-14 баллов
Оценка «3» - 8-11баллов
Оценка «2» - 0-7 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос
Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...
«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос
Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...
Пути формирования УУД средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время
Статья из опыта работы по формированию УУД средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время....
Проект"Формирование интереса к русскому языку "
Проблема формирования интереса к изучению школьного предмета на основе учебного пособия всегда актуальна, так как заинтересованность ученика - один из ведущих моментов к обучению. Русский ...