Проект"Формирование интереса к русскому языку "
проект по русскому языку (8 класс) на тему

Жиракова Ольга Николаевна

Проблема формирования интереса к  изучению школьного предмета на основе учебного пособия всегда актуальна, так как заинтересованность ученика  - один из ведущих моментов к обучению. Русский язык среди других учебных дисциплин имеет особое значение, так как интерес к родному языку способствует не только решению частнопредметных задач, но и воспитанию гражданина, человека, высокой культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx32.92 КБ

Предварительный просмотр:

Районный тур. Научно-практическая конференция

«Шаг в будущее».

Направление: русский язык.

    Название работы.

Формирование интереса к русскому      языку на основе учебных пособий В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко и Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшина.

Автор работы

Второева Анастасия

Место выполнения работы:

МОУ «Сувинская средняя общеобразовательная школа» 11 класс,

Суво, Баргузинского района.

Научный руководитель:

Жиракова О.Н.  

2010 год.

                                                     

         Оглавление.

I. Введение.

1. Значение интереса к русскому языку.

2. Анализ статьи С.В. Лихачёва в журнале " Русский язык в школе за 2009 год № 6. как сохранить доброе имя учебнику ."

3.  Проблема иследования.

4.  Цели исследования.

II.  Основная часть.

1.  Анализ учебного пособия В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко, Н.Г. Гольцова.

а) Внешнее содержание учебника.

б) Цели, задачи пособия.

в) Достоинства и недостатки содержания учебного пособия.

2. Анализ учебного пособия Н. Г. Гольцовой , И. В. Шамшина.

а) Цели и задачи пособия.

б) Внешнее и внутреннее содержание учебника.

в) достоинства учебника.

III. Вывод.


I. Проблема формирования интереса к  изучению школьного предмета на основе учебного пособия всегда актуальна, так как заинтересованность ученика  - один из ведущих моментов к обучению. Русский язык среди других учебных дисциплин имеет особое значение, так как интерес к родному языку способствует не только решению частнопредметных задач, но и воспитанию гражданина, человека, высокой культуры.

Большую роль в формировании интереса к предмету играет учебное  пособие. В данной работе я поставила следующие цели :1. Сделать анализ учебных пособий Грекова и Н.Г. Гольцова. 2. Сравнить и выявить, как реализуется принцип формирования интереса к предмету в учебных пособиях.

Поэтому проблемой моей работы является следующее: какое из

 учебных пособий формирует интерес к изучению русского языка.

В современном мире перед школой лежит большой выбор учебников, разных  авторов. Очень важно не ошибиться в их выборе. Многие учебники не  отвечают запросам ученика. В журнале " Русский язык в школе " за 2009 год № 6, в статье «как  сохранить доброе имя учебнику» ( О соблюдении речевых  норм на обложках учебников, учебных и методических пособий). В статье дана классификация ошибок, приведены примеры ошибочных надписей и заголовков , предложены варианты их исправлений. В двадцатом веке учебная   литература всё чаще оказывается средством получения дохода. В соответствии с рекламными задачами меняются названия учебников, появляются новые      

надписи на обложках. Вынужденные думать о продаже книги, авторы и

редакторы видят в адресате титульных надписей сначала покупателя, а за тем уже ученика, - "пишет С.В. Лихачёв. Таким образом, учебник оказывается перед глазами школьника на книжной полке, на столе дома, на парте в школе. Следовательно, он видит её часто и воспринимает как образец. Можно ещё отметить, что учебники печатают каждый год и часто меняется содержание: изменяются номера упражнений и теоретический материал. Чтобы учебник соответствовал всем задачам,а именно: которые поставлены перед школой, он должен не только иметь грамотное и красивое внешнее содержание, но и внутреннее.

В нашей школе ученики старших классов пользуются учебными пособиями Грекова и Н. Г. Гольцова. В 10-м классе мы занимались по учебнику Грекова,в 11 классе перешли на другой учебник, авторами которого являются Н.Г. Гольцова и И.В. Шамшин. В своей работе для решения проблем ставлю следующие цели: при помощи сравнительно - сопоставительного анализа выявить, какой же из этих учебников формирует интерес к изучению русского языка.

II. Учебник В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова и Л.А. Чешко называется  «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах», издательство "Просвещение". Обложка не выглядит яркой, ошибок в названии нет. На      форзаце учебника даны иллюстрации других учебных пособий,  которые могут стать помощниками других старшеклассников.

Занимались в 10 - м классе мы по учебнику 42-го издания. Он рекомендован Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Российской Федерации.

а) Цели этого данного пособия. 1) Закрепить орфографию и пунктуацию, навыки учащихся на базе повторения грамотности и осознания сущности орфографии и пунктуации.

б) Несколько расширить лексику учащихся. Исправить наиболее типичные  для учащихся отступления от лексики - грамматических норм русского языка. Практические цели пособия обусловили его содержание, структуру в целом и построение отдельных глав. Даны профилактические и пунктуационные правила, а также сведения по лексике, орфографии,орфоэпии и стилистике. Характер упражнений в пособии - от очень простых до сравнительно сложных. В пример приведу задания по фразеологии. В первом упражнении уже даны фразеологизмы, у них определяем только значение. В следующем упражнении мы их подчёркиваем в тексте и определяем значение, затем вместо точек сами подбираем по значению фразеологические обороты и уже завершающим является задание исправить ошибки, допущенные при употреблении устойчивых оборотов.

в) Главная задача - овладеть родным языком, научиться использовать всё его языковое богатство в различных речевых ситуациях. Это касается не только орфографических и пунктуационных навыков, но и введение языковых единиц в речевую практику. Этому посвящены как отдельные параграфы учебника, в системе изложения теоретического материала заложена основа развития  интереса к предмету. Во всех  разделах даётся не только теоретический материал, но и практический. Работа над ошибками поднимает речевую грамотность. №36, 37 учат нас грамотно употреблять иноязычные слова.

   г) В структуру пособия входят изречения известных людей и сведения из истории слов и выражений, которые предоставлены внизу страницы. Они привлекают внимание учащихся и ненавязчиво знакомят с историей, приобщают к языковой культуре. В книге уделяется внимание работе с текстами художественных произведений. Тексты этих упражнений учат нас пороться с « канцеляритами» и находить высокие слова, то есть находить стилевые особенности публицистического, художественного стилей.  Их содержание способствует повышению нравственности учащихся. Также в учебнике много текстов с заданием проставить ударение. Для меня это трудное задание. Отрадно, что во многих текстах ударение уже обозначено, над другими можно поработать со словарём. Учимся определять ударение у разных частей речи: существительного, кратких прилагательных, глаголах. В конце учебника есть раздел « контрольные упражнения» на всё пройденое, «употребление знаков препинания  (свод правил)». Даны сжато правила и примеры. Данные разделы способствуют формированию практической грамотности, развитию речи, интереса учащихся к языку. В то же время в учебнике есть и недостатки. Многие учебники склонны к самостоятельной работе. Но для её эффективности необходима возможность проверки своих результатов. В учебном пособии нет этого раздела. Важную роль в формировании   интереса играют творческие задания, такие как кроссворды и другие интересные задания.  Хотелось бы, чтобы они были в конце всех разделов и тем. Учащиеся не только бы разгадывали их, но и по образцу составляли сами. Почти во всех упражнениях есть задания: вставить буквы, слова. Эта работа быстро утомляет. Учащимся кажется скучной. Нет в учебнике раздела «стилистика» и, следовательно, нет тренированных упражнений. В результате хочется сказать,что учебник В.Ф. Грекова во многом способствует формированию грамотности, закреплению знаний полученных в предыдущих классах, пополнению словарного запаса, учит грамотно говорить и правильно писать.Собраный в учебнике материал прививает нравственные качества у учащихся. Также хочу отметить успешность и при здаче Единного государственного экзамена. Четыре года здавали экзамен и занимались по этому учебнику, результаты были не плохие, двоек не было, качество  знаний было от 50 до 70%. Содержит интересный, направленный на развитие умственных и духовных способностей материал по разделам «Лексика», «Фонетика», «Орфоэпия».Но есть в этом учебнике и недостатки. В учебнике недостаточно материала для развития творческих способностей. Нет текстов для изложений, сочинений-миниатюр, нет таких важных разделов, как «стилистика», «культура речи», нет словарей «пиши правильно» и «произноси правильно».

III.1. Учебник « русский язык 10-11 классов », автор Н.Г. Гольцова и И.В. Шамшин,  издательство « русское слово », второе издание, издаётся с 2004 года. В аннотации к учебнику сказано : « … данный учебник воспитывает бережное отношение к русскому языку, содействует сохранению самобытности, богатства и чистоты языка».

2. Учебник поможет учащимся систематизировать, обобщать и дополнять полученные знания по русскому языку. Книгу можно использовать как справочник при поступлении в высшее учебное заведение, при сдаче как письменного, так и устного экзамена по русскому языку, а также при подготовке к Единому государственному экзамену, то есть к ЕГЭ.

3. В отличие от учебника Грекова в пособии девять разделов. Таких разделов как: « из истории языка», « культура речи», «стилистика», «анализ текста» необходимы для коммуникативного развития. В этих разделах «большое количество текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа[1]2». Их можно использовать для пересказа, реферирования, составления тезисов, изложений, сочинений-миниатюр. В учебник включены темы : « основные принципы русской пунктуации», «сочетание знаков препинания», «индивидуально — авторская пунктуация», и многие другие. Дидактический материал расположен в такой системе: тренировачный материал (средней сложности)-диктант-задания по стилистике-задания по культуре речи. В учебном пособии даны все виды языкового анализа: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический. Они базируются на ранее полученных знаниях. В начале каждого раздела выделены знаком вопроса вопросы и задания для постарения. Задания рассчитаны на самостоятельную работу. Это значит  что самостоятельность не ограничена только учебником, она направляет его работать с различными дополнительными источниками. Та же в учебном пособии есть интересные задания, отмеченные значками СТ и NB.

          СТ- задание по стилистике. Например, такое: распределите вводные слова по значению, охарактеризуйте их с точки зрения стилистической окраски. Составьте с ними предложения.

        Возможно, может быть, кстати, между прочим, в-третих и т. д.

    NB- обратить внимание, обозначает  отдельный  материал. Есть и творческие задания, например: составить предложение ( типа остров, стена, желтеть. ) Слова не вязаные между собой по смыслу, будут будить фантазию, развивать мышление. В то же время в учебнике есть разделы,  сложные для учащихся. Это такие, как «морфемика» и «словообразование».

  1. Подобные задания занимают большое место в учебном пособии. Они помогают активизировать деятельность учащихся на уроке, приближать их к совместному поиску ответов на вопросы, которые ставит перед нами русский язык.

              IV. Таким образом, сопоставляя учебные пособия разных авторов, я прихожу к следующему выводу: оба учебника имеют практическую направленность, основные принципы-принципы научности, доступности. Содержание учебников направлены на формирование интереса к русскому языку. В тоже время учебный материал в пособии Н.Г.Гольцова и И.В. Шамшина предаставлен полнее.

               В заключении подважу итог, используя таблицу, в которой перечислю все достоинства и недостатки этих учебников и при помощи диаграммы высчитать сформированность интереса к русскому языку на основе этих двух учебников в %.

                                   №

Достоинства учебника Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшина.

Недостатки учебника.

1

Способствует формированию прочных навыков и умений по всем разделам.

1. Мало дидактического материала в разделе «Лексика», «Словообразование».

2

Системность практической работе: тренировачный материал-диктант-задания по стилистике-задания по культуре речи.

2. Сложный теоретический материал в разделах «Морфемика» и «Словообразование».

3

Обобщенность.

4

Имеются разделы «Культура речи», «Стилистика», «Из истории русского языкознания».

5

Все виды языкового анализа.

6

Приложения «говори правильно» и «пиши правильно».

                                                                                                                                     

 

Достоинства учебника В.Ф. Грекова, С.Е. Крючкова, Л.А. Чешко.

Недостатки учебника.

1

Способствует формированию прочных навыков: а) правильного произношения слов; б) грамотного письма.

1. Нет отдельно-выделительного раздела «Стилистика».

2

Пополняет словарный запас.

2. Нет упражнений с творческим заданием: а) написать изложение по данному тексту; б) продолжить сочинение.

3

Дидактический материал расположенно принципу от простого к сложному.

3. Нет в конце учебника приложений «произноси правильно» и «пиши правильно».

4

Богатый дидактический материал в разделе «Части речи».

5

Содержит тренировачный материал по развитию речи.

6

Тексты для анализа.

7

Успешность при сдаче ЕГЭ.

   Литература.

  1. Учебное пособие Н.Г. Гольцова, и В. Шамшин «Русский язык 10-11 классы» 2-е издание «русское слово».
  2. Учебно пособие В.Ф. Греков, С.Я. Крючков, Л.А. Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, издательство «Просвещение».
  3. Журнал «Русский язык в школе», №6 2009 года.

                                                                                                                                                         



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование интереса к различным профессиям посредством ознакомления воспитанников с трудом сотрудников школы-интернат "

Педагогический проект для реализации в коррекционной школе интернатного типа. В ходе реализации проекта дети знакомяться с различными профессиями, которые есть в школе-интернат....

Развитие творческих способностей и формирование интереса к самостоятельному обучению учащихся в процессе игровой деятельности с применением информативно-коммуникационных технологий.

Данная статья рассматривает виды игровой деятельности развивающие творческие способности  ребенка и формирующие интерес к самостоятельному обучению, непосредственное участие в которых принимают и...

Формирование интереса к учебной и трудовой деятельности у обучающихся

Предлагаемая работа, рассчитанная в основном на мастеров производственного обучения средних профтехучилищ, ставит перед собой цель познакомить и дать ряд практических советов о организации учебно-восп...

ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Статья рассказывает о том, как привлечь учеников к чтению книг посредством мотивации на уроках математики....

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос

Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...

Проект как средство формирования интереса к физике в основной школе

Одной из приоритетных задач развития образования как базового элемента долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации  является обеспечение инновационного характера его разв...