Формирование ФОС по русскому языку 11 класс
учебно-методический материал по русскому языку (11 класс)
Предварительный просмотр:
Фонд оценочных средств для тематического контроля знаний обучающихся
11-х классов по учебному предмету
«Русский язык» в 2020-2021 учебном году
№ п/п | Наименование работы | Источник текста работы |
1. | Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения» | Н.В.Егорова, Л.П.Дмитриева, И.В.Золотарёва «Поурочные разработки по русскому языку 11 класс» Стр.45 |
2. | Контрольный тест по теме «Знаки препинания в предложениях с обособленными членами» | Н.В.Егорова «Поурочные разработки по русскому языку 11 класс» Стр.176 |
3. | Контрольная работа по теме «Знаки препинания в сложных предложениях» | Н.В.Егорова, Л.П.Дмитриева, И.В.Золотарёва «Поурочные разработки по русскому языку 11 класс» Стр.74 |
4. | Контрольная работа по теме « Пунктуационные нормы» | учебник «Русский язык 10-11 Л.М.Рыбченкова,2019» стр.186 |
5. | Контрольное сочинение – эссе по тексту | А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, И.Г.Добротина «Русский язык.Методические рекомендации и поурочные разработки11 класс,2017» Стр.274 |
1.Контрольная работа по теме «Однородные члены предложения»
1.Поставьте знаки препинания (если это необходимо) в приводимых ниже предложениях с однородными членами, соединенными повторяющимися или двойными союзами.
1. Были и лето и осень дождливы (Жук.). 2. Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив (П.). 3. Всякий вечно позабывал в кухне или шапку или кнут для чужих собак или что-нибудь подобное (Г.). 4. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день непременно (Гокч.). 5. Средний сын и так и сяк (Ерш.). 6. Там белые рубахи баб да пестрые рубахи мужиков да голоса да звяканье проворных кос (Н.). 7. Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина (Л. Т.). 8. С чужим я либо робел либо важничал (М. Г.). 9. Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы (Леон.).
2.Считаете ли вы, что в этом художественном тексте предложения
с однородными членами – образные художественные средства? Почему текст
выразительно передает динамику? Какова роль отглагольных существительных?
Вам, верно, случалось слышать где-то валящийся
отдаленный водопад, когда встревоженная окрестность полна гула и хаос чудных
неясных звуков носится перед вами. Не правда ли, не те ли самые чувства
мгновенно обхватят вас в вихре сельской ярмарки, когда весь народ срастается в
одно огромное чудовище и шевелится всем своим туловищем на площади и по тесным
улицам, кричит, гогочет, гремит? Шум, брань, мычание, блеяние, рев – все сливается
в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники,
шапки – все ярко, пестро, нестройно; мечется кучами и снуется перед глазами.
Разноголосые речи потопляют друг друга, и ни одно не выхватится, не спасется от
этого потопа; ни один крик не выговорится ясно. (Н. Гоголь.)
3. В приводимых ниже предложениях найдите однородные и неоднородные определения. Поставьте недостающие знаки препинания.
1. Красные зеленые лиловые желтые синие полотнища света падают на прохожих, скользят по фасадам (В.Катаев). 2. Это «ты» не было выражением полной душевной близости между ними (Г.Бакланов). 3. Ему стало легче и не так досадно под нависшим могущественным небом (А.Платонов). 4. Уныло гудели маломощные паровозы, готовясь к одолению скучных осенних пространств, полных редкой убогой жизни (А.Платонов). 5. Она действительно походила на молодую белую стройную гибкую березу (Б.Полевой). 6. Крупный осанистый плечистый человек с ярко-синими глазами навсегда загорелом лице (К.Чуковский). 7. Из-под по-монашески повязанного темного платка и светилось, и улыбалось чистое юное доброе лицо. 8. Вдруг конское тревожное ржанье раздалось во тьме (А.Фадеев).
4. Впишите необходимые по смыслу союзы между однородными членами предложения.
1. ... сил, ... чувств для ближних не щади (Г. Марков). 2.
... мысли, ... воспоминания, ... мечты бродили в голове Оленина (Л. Толстой). 3.
Его авторитет коренился ... в занимаемом им высоком посту, ... в обаянии его
образованности.
Критерии оценки знаний учащихся
Диктант
Оценка | Критерии оценивания |
«5» | нет ошибок или допущена 1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка |
«4» | выполнено 3/4 заданий с небольшими погрешностями |
«3» | допущено 4 орфографических ошибки и 4пунктуационных ; или 3 орфографических- 5 пунктуационных |
«2» | допущено более 5 ошибок; 7 орфографических- 7 пунктуационных; 6 орфографических- 8 пунктуационных; 5 орфографических- 9 пунктуационных; 8 орфографических- 6 пунктуационных |
«1» | Больше 8 орфографических ошибок и 8 пунктуационных |
Грамматическое задание
Оценка | Критерии оценивания |
«5» | безошибочное выполнение всех заданий |
«4» | выполнено 3/4 заданий с небольшими погрешностями |
«3» | правильно выполнено не менее половины заданий с небольшими недочетами |
«2» | не выполнено более половины заданий |
2.Контрольный тест по теме «Знаки препинания в предложениях с обособленными членами»
Тест
1.Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Засучив рукава (1) отец с шумом начал умываться (2) а мать (3) улыбаясь (4) стояла с полотенцем в руках.
2. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Несколько лет тому назад (1) осматривая Собор Парижской богоматери (2) автор этой книги обнаружил в темном закоулке (3) начертанное на стене (4) слово.
3. Расставьте все знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
В эту минуту в залу вошел (1) насилу передвигая ноги (2) старик высокого роста (3) бледный и худой (4) в халате и колпаке.
4.Выпишите предложение с пунктуационной ошибкой, исправив её.
- Мальчик, как самый легкий, оказался на вершине гимнастической пирамиды.
- Луна как бледное пятно.
- Лев известен как царь зверей.
- Что ты носишься, как угорелый?
5. Выпишите предложение с пунктуационной ошибкой, исправив её.
1. Тогда, три года назад я больше всего ценил в нем такие качества, как сила, ловкость, реакция.
2.Вчера, утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай.
3.Арбенин, герой драмы, отравил невинную жену и лишился рассудка.
4.Вопреки ожиданиям, клев оказался хорошим.
Критерии оценки знаний учащихся
Оценка | Критерии оценивания |
«5» | безошибочное выполнение всех заданий |
«4» | выполнено 4 задания |
«3» | правильно выполнено 3 задания |
«2» | не выполнено более половины заданий |
3.Контрольная работа по теме «Знаки препинания в сложных предложениях»
Диктант
Лев Толстой - наиболее популярный из современных русских писателей, а «Война и мир», смело можно сказать, - одна из самых замечательных книг нашего времени. Это обширное произведение овеяно эпическим духом; в нем частная и общественная жизнь России в первые годы нашего века изображена рукой подлинного мастера. Перед читателем проходит целая эпоха, богатая великими событиями и крупными фигурами (рассказ начинается незадолго до Аустерлицкого сражения и доходит до сражения под Москвой), встает целый мир со множеством выхваченных прямо из жизни типов, принадлежащих ко всем слоям общества. Способ, каким граф Толстой разрабатывает свою тему, столь же нов, сколь и своеобразен; это - не метод Вальтера Скотта и, само собою разумеется, также не манера Александра Дюма. Граф Толстой - русский писатель до мозга костей, и те французские читатели, кого не оттолкнут немногие длинноты и оригинальность некоторых суждений, будут вправе сказать себе, что «Война и мир» дала им более непосредственное и верное представление о характере и темпераменте русского народа и о русской жизни вообще, чем если бы они прочитали сотни сочинений по этнографии и истории. Здесь есть целые главы, в которых никогда не придется ничего менять; здесь исторические лица (как Кутузов, Растопчин и другие), чьи черты установлены навеки. Это - непреходящее... Это великое произведение великого писателя, - и это подлинная Россия. (200 слов.) (И. Тургенев)
Грамматическое задание
1. Найдите конструкции, осложняющие простое предложение. Охарактеризуйте их.
2. Выполните синтаксический разбор предложений.
1 вариант - Это обширное произведение овеяно эпическим духом; в нем частная и общественная жизнь России в первые годы нашего века изображена рукой подлинного мастера.
2 вариант- Здесь есть целые главы, в которых никогда не придется ничего менять; здесь исторические лица (как Кутузов, Растопчин и другие), чьи черты установлены навеки.
Критерии оценки знаний учащихся
Диктант
Оценка | Критерии оценивания |
«5» | нет ошибок или допущена 1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка |
«4» | выполнено 3/4 заданий с небольшими погрешностями |
«3» | допущено 4 орфографических ошибки и 4пунктуационных ; или 3 орфографических- 5 пунктуационных |
«2» | допущено более 5 ошибок; 7 орфографических- 7 пунктуационных; 6 орфографических- 8 пунктуационных; 5 орфографических- 9 пунктуационных; 8 орфографических- 6 пунктуационных |
«1» | Больше 8 орфографических ошибок и 8 пунктуационных |
Грамматическое задание
Оценка | Критерии оценивания |
«5» | безошибочное выполнение всех заданий |
«4» | правильно выполнено 4 задания |
«3» | правильно выполнено 3 задания |
«2» | правильно выполнено 2 задания , 1 задание или не выполнено ни одно задание |
4.Контрольная работа по теме « Пунктуационные нормы»
Выполнить упражнение № 381 (учебник - Л.М.Рыбченкова «Русский язык 10-11»)
Задание:
- Списать, соблюдая правила правописания
Грамматическое задание:
1.Обозначить грамматические основы в предложениях
- Обозначить подчинительные союзы и союзные слова
- Обозначить причастные обороты
Критерии оценки знаний учащихся
Диктант
Оценка | Критерии оценивания |
«5» | нет ошибок или допущена 1 негрубая орфографическая или 1 негрубая пунктуационная ошибка |
«4» | выполнено 3/4 заданий с небольшими погрешностями |
«3» | допущено 4 орфографических ошибки и 4пунктуационных ; или 3 орфографических- 5 пунктуационных |
«2» | допущено более 5 ошибок; 7 орфографических- 7 пунктуационных; 6 орфографических- 8 пунктуационных; 5 орфографических- 9 пунктуационных; 8 орфографических- 6 пунктуационных |
«1» | Больше 8 орфографических ошибок и 8 пунктуационных |
Грамматическое задание
Оценка | Критерии оценивания |
«5» | безошибочное выполнение всех заданий |
«4» | выполнено 3/4 заданий с небольшими погрешностями |
«3» | правильно выполнено не менее половины заданий с небольшими недочетами |
«2» | не выполнено более половины заданий |
5.Контрольное сочинение – эссе по тексту
Текст
Вижу себя на берегу реки. Летнее солнце плывет над полями, над наезженной пыльной дорогой. Безмерный, сверкающий, пахучий окружает меня мир. Я как бы погружаюсь, ухожу в голубую, бездонную глубину этого счастливого, сверкающего мира.
Я лежу в зеленой траве, вдыхаю влажный запах земли и растений. Вижу, как по коленчатым стеблям высоких травинок неторопливо движутся насекомые. Белые, золотые, синие качаются над головой цветы. В высоком летнем небе повисло пушистое белое облако. Я прищуриваю глаза. И мне кажется, что плывет по небу сказочное белое чудовище на золотых распахнувшихся крыльях. Высоко-высоко в небе парит ястреб-канюк. Что видит он с небесной голубой высоты? Быть может, запавшим в зеленой меже белоголовым зайчонком видится ему маленький мальчик с выгоревшей на солнце открытою головой?
Бывалого человека, меня и теперь волнуют радостно, неудержимо притягивают обширные просторы родной русской природы. Быть может, поэтому так страстно увлекался и увлекаюсь охотой. В охоте, в давнишних морских скитаниях, в лесных поэтических ночлегах оживал во мне светловолосый мечтательный мальчик с непокрытою, выгоревшей на солнце, головою.
Люди, не порывающие связь с природой, не могут почувствовать себя вполне одинокими. Как в мечтательном детстве, по-прежнему раскрыт перед ними прекрасный солнечный мир. Все чисто, радостно и привольно в ослепительном этом мире! И, как в далекие дни детства, над головою усталого путника, прилегшего отдохнуть после утомительного похода, колышутся белые и золотые цветы, а высоко в небе кружит, высматривая добычу, ястреб-канюк.
Отлежавшись в пахучей траве, налюбовавшись золотистыми летними облаками, недвижно застывшими в небесном океане, с новым приливом сил поднимаюсь с теплой родимой земли, чтобы продолжать свой путь среди цветущего любимого мира…
И. Соколов - Микитов
Задание:
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Критерии оценивания сочинения ЕГЭ 2020
№ | Критерии оценивания ответа на задание 27 | Баллы |
I | Содержание сочинения |
|
К1 | Формулировка проблем исходного текста |
|
| Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет | 1 |
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. * Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно | 0 | |
К2 | Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста |
|
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, Дано пояснение к 2 приведённым примерам. Выявлена смысловая связь между ними. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, | 5 |
Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, Дано пояснение к 2 приведённым примерам, но не выявлена смысловая связь или выявлена смысловая связь между примерами, но дано пояснение Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, | 4 | |
| Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания проблемы, но дал пояснение только к одному примеру, смысловую связь или экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, | 3 |
| или привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для но не пояснил их значение. Указана смысловая связь Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, |
|
Экзаменуемый привёл 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, | 2 | |
Экзаменуемый привёл 1 пример-иллюстрацию из прочитанного текста, важный для понимания проблемы, но не пояснил его значение | 1 | |
Примеры-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания или проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, или в комментарии допущены фактические ошибки (одна и более), связанные или прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, или вместо комментария дан простой пересказ текста, или вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста | 0 | |
К3 | Отражение позиции автора исходного текста |
|
| Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора (рассказчика) исходного текста по Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет | 1 |
| Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно, или позиция автора исходного текста не сформулирована | 0 |
К4 | Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста |
|
| Экзаменуемый выразил своё отношение к позиции автора текста по проблеме | 1 |
Экзаменуемый не выразил своё отношение к позиции автора текста, или размышления экзаменуемого не соответствуют сформулированной проблеме, или мнение экзаменуемого заявлено лишь формально | 0 | |
II | Речевое оформление сочинения |
|
К5 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения |
|
| Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста | 1 | |
В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста | 0 | |
К6 | Точность и выразительность речи |
|
| Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием
* Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, | 2 |
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, но прослеживается однообразие грамматического строя речи, или работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи, но есть нарушения точности выражения мысли | 1 | |
Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи | 0 | |
III | Грамотность |
|
К7 | Соблюдение орфографических норм |
|
| Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) | 3 |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | 0 | |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм |
|
| Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) | 3 |
Допущены одна – три ошибки | 2 | |
Допущены четыре-пять ошибок | 1 | |
Допущено шесть и более ошибок | 0 | |
К9 | Соблюдение грамматических норм |
|
| Грамматических ошибок нет | 2 |
Допущены одна-две ошибки | 1 | |
Допущено три и более ошибок | 0 | |
К10 | Соблюдение речевых норм |
|
| Допущено не более одной речевой ошибки | 2 |
Допущены две-три ошибки | 1 | |
Допущено четыре и более ошибок | 0 | |
К11 | Соблюдение этических норм |
|
| Этические ошибки в работе отсутствуют | 1 |
Допущены этические ошибки (одна и более) | 0 | |
К12 | Соблюдение фактологической точности в фоновом материале |
|
| Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют | 1 |
Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале | 0 | |
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1–К12) | 24 |
При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения.
Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов.
Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов количество допустимых ошибок пяти видов (К6–К10) уменьшается. 2 балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка); К8 – пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). 1 балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 – допущено не более двух ошибок; К8 – допущено одна–три ошибки;
К9 – грамматических ошибок нет;
К10 – допущено не более одной речевой ошибки.
Высший балл по критериям К6–К12 за работу объёмом от 70 до 150 слов не ставится.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа по всем аспектам проверки (К1-К12) оценивается 0 баллов.
Если в работе, представляющей собой переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста экзаменуемого, то при проверке учитывается только то количество слов, которое принадлежит экзаменуемому. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
(не по данному тексту), не оценивается.
Критерии оценивания сочинения
Баллы | Оценка |
20-24 | «5» |
16-19 | «4» |
9-15 | «3» |
0-8 | «2» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос
Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...
«Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных компетенций и ИКТ-компетенций на уроках и во внеурочное время в рамках компетентностно-деятельнос
Я представляю свой опыт работы по теме: «Методические аспекты развития творческих способностей учащихся, формирования интереса к русскому языку и литературе посредством формирования коммуникативных ко...
Пути формирования УУД средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время
Статья из опыта работы по формированию УУД средствами русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время....
Проект"Формирование интереса к русскому языку "
Проблема формирования интереса к изучению школьного предмета на основе учебного пособия всегда актуальна, так как заинтересованность ученика - один из ведущих моментов к обучению. Русский ...