Рабочая программа по русскому языку 5 класс (АООП,интеллектуальные нарушения)
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Рабочая программа составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант – 1), 5-9 классы (авторы Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова, М.: Просвещение, 2018г.), учебного плана МОКУ «Вышне-Дубовецкая ООШ».
Рабочая программа составлена по учебнику: Э.В.Якубовская Н.Г.Галунчикова, Русский язык 5. М.: Просвещение, 2020 г.
Содержание учебного предмета - всего 170 часов, 5 часов в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_5_klass_aoop.docx | 61.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Вышне-Дубовецкая основная общеобразовательная школа»
307053, Курская область, Медвенский район, с.В.Дубовец.
Тел.8(47146)4-44-36, адрес электронной почты dubovecshkola@yandex.ru
Педсовет Введено в действие
приказом от 31.08.2020 г. №
Протокол от 31.08.2020 г . № 1 Директор Е.П.Левшина
Рабочая программа
по русскому языку
5 класс
(АООП интеллектуальные нарушения)
Составитель: Грибкова В.М.
Вышний Дубовец 2019г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант – 1), 5-9 классы (авторы Э.Я.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова, М.: Просвещение, 2018г.), учебного плана МОКУ «Вышне-Дубовецкая ООШ».
Рабочая программа составлена по учебнику: Э.В.Якубовская Н.Г.Галунчикова, Русский язык 5. М.: Просвещение, 2020 г.
Содержание учебного предмета - всего 170 часов, 5 часов в неделю
Содержание учебного курса «Русский язык» в 5-9 классах
Программа по русскому языку в 5-9 классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смощение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта.Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью , она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографических материал в устной и письменной форме речевой практики.
Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы. Текст», « Слово. Текст», «Предложение. Текст», «Связная письменная речь», «Деловое письмо».
Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения других грамматических тем.
Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества проводятся 1-2 раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в деловом письме используются и на других уроках русского языка.
На уроки связной речи, включая работу над ошибками, отводится по 2 часа учебного времени.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
по итогам обучения в 5-9 классах
Требования к контролю и оценке знаний определены тремя уровнями в зависимости от учебных возможностей школьников:
Первый уровень (базовый) предполагает реализацию требований к ученику в объеме программного материала;
Второй уровень скорректирован по отношению к базовому уровню в сторону уменьшения объема материала и его содержательного потенциала( с систематическим использованием образцов выполнения работы, опорных схем, опосредованных подсказок);
Третий уровень ограничен умением аккуратно и правильно списывать с рукописного и печатного текстов. Он доступен ученикам с более выраженными или осложненными интеллектуальными нарушениями.
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
-писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами
( 55-60 слов);
-подбирать однокоренные слова и следить за единообразным написанием орфограмм в разных частях слова;
-определять части речи;
-составлять простые и сложные предложения с опорой на иллюстрацию, предложенную ситуацию;
-составлять план к текстам повествовательного характера с четко выраженными структурными частями;
-писать изложение после предварительного анализа по коллективно составленному плану и данной иллюстрации;
-оформлять деловые бумаги с опорой на образец.
2-й уровень
-писать под диктовку текст с изученными орфограммами;
-пользоваться школьным орфографическим словарем;
-решать орфографические задачи, опираясь на схему;
-называть и различать части речи;
-принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
-оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя).
3 уровень
-знать буквы, обозначать звуки буквами;
-списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова;
-записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-4 букв) и некоторые слова из словаря;
-участвовать в подборе слов к предметным картинкам;
-находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка в конце);
-участвовать в коллективном обсуждении содержания текста упражнений, подборе заголовка к тексту;
-записывать по памяти свое имя, фамилию и отчество, а также домашний адрес.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Э.В.Якубовская, М.И.Шишкова, И.М.Бгажнокова Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями Вариант 1 5-9 классы Москва «Просвещение» 2018г.
2. Э.В.Якубовская Н.Г.Галунчикова, Русский язык 5. М.: Просвещение, 2017 г.
3.АксёноваА.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. Учебник для ВУЗов. -М.: Владос, 2000г.
4.Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. -М.: Просвещение, 2004г.
5.Бебешина Н.Н., Самсонова Ф.Н. Уроки русского языка во вспомогательной школе. -М.: Просвещение, 1970г.
6. Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1992;
7. Свириденков В.П. Сборник упражнений по русскому языку. 5-8 класс. – М.: Просвещение, 1969.
8.Кудрявцева 2.Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. –М.: Владос, 2003 г.
9. Жидкова Л.А., 3.Каменецкая Л.М. Диктанты для вспомогательной школы. –М.: Просвещение, 1970г.
10. «В. Волина. Русский язык. Учимся играя. Занимательное азбуковедение. Весёлая грамматика. В гостях у слова.» Екатеринбург, ТОО «Изд-во АРГО»,1996.
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе
( 5 часов в неделю, 170 часов в год)
№ | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | |||
По плану | По факту | |||||
Повторение. Звуки и буквы. Текст - 22часов | ||||||
1. | Гласные и согласные. Алфавит | 1 | ||||
2-3. | Несовпадение звука и буквы в слове | 2 | ||||
4-5. | Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Ё, Ю, Я | 2 | ||||
6. | Мягкий знак на конце и в середине слова | 1 | ||||
7-8. | Правописание слов с разделительным мягким знаком | 2 | ||||
9. | Р. р.Текст. Различение текста и не текста | 1 | ||||
10-11. | Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова | 2 | ||||
12-13. | Ударные и безударные гласные в слове | 2 | ||||
14-15. | Проверка безударных гласных в слове | 2 | ||||
16. | Р.р. Текст. Определение темы текста. Заголовок | 1 | ||||
17- 18. | Звуки и буквы. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 2 | ||||
19-20. | Деловое письмо. Адрес | 2 | ||||
21. 22. | Коллективное составление рассказа по серии картинок | 2 | ||||
Характеристика основных видов деятельности ученика | ||||||
Восстановить в памяти порядок букв в алфавите, закрепить умение пользоваться орфографическим словарем. Наблюдать за соотнесением звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении. Сделать вывод о необходимости проверять безударный гласный в слове. Использовать способ проверки безударных гласных по данному образцу рассуждения. Пополнить словарь по теме, приводить примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. Различать на слух и четко произносить твердые и мягкие согласные. Доказывать правильность постановки мягкого знака в слове по данному образцу рассуждения. Пополнить словарь по теме новыми примерами. Понаблюдать за написанием разделительного мягкого знака в словах. Упражняться в умении слышать , правильно произносить и записывать слова с разделительным мягким знаком. Различать звонкие и глухие согласные на слух. Сравнивать, как они произносятся и как пишутся на конце слова. Доказывать правильность написания парных согласных на конце слова по данному образцу рассуждения. Различать правила проверки парных согласных и безударных гласных в словах. Учиться различать текст и несколько отдельных предложений. Уметь объяснить эти различия. Коллективно подбирать заголовок к тексту. Познакомиться с понятием «Адрес». Накапливать тематический словарь. Запомнить и уметь перечислить все адресные данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях. Потренироваться в записи адресов. | ||||||
Предложение. Текст -21 часов | ||||||
23. | Выражение в предложении законченной мысли | 1 | ||||
24. | Распространение предложений | 1 | ||||
25. | Порядок слов в предложении | 1 | ||||
26. | Связь слов в предложении | 1 | ||||
27-28. | Главные члены предложения. Сказуемое | 2 | ||||
29-30. | Главные члены предложения. Подлежащее. | 2 | ||||
31-32. | Второстепенные члены предложения | 2 | ||||
33-34. | Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения | 2 | ||||
35. | Наблюдение за знаками препинания в конце предложений | 1 | ||||
36. | Вопросительные предложения | 1 | ||||
37. | Восклицательные предложения | 1 | ||||
38- 39. | Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения | 2 | ||||
40- 41. | Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 2 | ||||
42- 43. | Деловое письмо. Адрес | 2 | ||||
Характеристика основных видов деятельности ученика | ||||||
Закреплять умение выделять предложение из текста, делить текст на предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении. Связывать слова в предложении, изменяя форму слов. Познакомиться с главными и второстепенными членами предложения. Различать подлежащее и сказуемое по значению в предложении и по вопросам. Правильно подчеркивать главные и второстепенные члены предложения. Различать предложения по интонации. Сравнивать их, выделяя видимые признаки. Тренироваться в выразительном чтении таких предложений. Принимать участие в составлении диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Соблюдать при этом правильную расстановку знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. Учиться составлять диалоги по образцу и схеме диалога. Перечислять все адресные данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях. Уметь располагать адресные данные в нужной последовательности. | ||||||
Состав слова -37 часа | ||||||
44. | Корень и однокоренные слова | 1 | ||||
45- 46. | Общее и различия в значении однокоренных слов | 2 | ||||
47. | Включение однокоренных слов в предложения | 1 | ||||
48. | Окончание – изменяемая часть слова | 1 | ||||
49. | Установление связи между словами с помощью окончания | 1 | ||||
50-51. | Приставка как часть слова | 2 | ||||
52. | Изменение значения слова в зависимости от приставки | 1 | ||||
53. | Приставка и предлог | 1 | ||||
54-55. | Суффикс как часть слова | 2 | ||||
56. | Изменение значения слова в зависимости от суффикса | 1 | ||||
57-58. | Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне | 2 | ||||
59-60. | Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов | 2 | ||||
61. | Слово-корень с ударной гласной | 1 | ||||
62. | Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов | 1 | ||||
63-64. | Проверка безударных гласных в корне слова | 2 | ||||
65-66. | Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне | 2 | ||||
67. | Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов | 1 | ||||
68. | Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слов | 1 | ||||
69-70. | Проверяемые гласные и согласные в корне | 2 | ||||
71-72 | Непроверяемые написания в корне | 2 | ||||
73-74. | Единообразное написание корня в группе однокоренных слов | 2 | ||||
75-76. | Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 2 | ||||
77-78. | Деловое письмо. Поздравление | 2 | ||||
79-80. | Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану | 2 | ||||
Характеристика основных видов деятельности ученика | ||||||
Познакомиться с однокоренными словами, учиться выделять общий корень в группе однокоренных слов. Сравнивать значения данных слов: находить сходства и различия. Познакомиться с разными частями слова: корень. Приставка, суффикс и окончание. Учиться различать их по функциям: изменение значения слова, связь между словами. Накапливать словарь однокоренных слов, включать их в предложения. Наблюдать за единообразным написанием гласных и парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. Овладевать способами проверки безударных гласных и парных согласных в корне однокоренных слов. Пополнять свой словарный запас однокоренными словами и активно использовать их при составлении предложений. Учиться строить диалог из отдельных реплик, включая их в заданную схему диалога. Запомнить свой домашний адрес и правильно его записывать. Учиться писать поздравительные открытки по общепринятому плану, соблюдая правильное расположение частей текста поздравления. | ||||||
Части речи. Текст – 8 часов | ||||||
81. | Названия предметов, действий и признаков | 1 | ||||
82. | Понятие о частях речи. Существительное | 1 | ||||
83. | Глагол | 1 | ||||
84. | Прилагательное | 1 | ||||
85-86. | Различение частей речи по вопросу и значению | 2 | ||||
87-88. | Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Контрольные вопросы и задания | 2 | ||||
Характеристика основных видов деятельности ученика | ||||||
Четко различать названия предметов, действий, признаков. Уметь соотнести эти названия с новыми понятиями о частях речи. Учиться ставить вопросы к существительным, глаголам и прилагательным, используя прошлый опыт, выделять части речи в предложении и правильно подчеркивать их. Употреблять разные части речи в предложении и тексте. Использовать разные части речи в диалоге, отвечая на вопросы собеседника одним словом. | ||||||
Имя существительное – 25 часов | ||||||
89. | Значение существительных в речи | 1 | ||||
90. | Одушевленные и неодушевленные существительные | 1 | ||||
91-92. | Собственные и нарицательные существительные | 2 | ||||
93-94. | Правописание имен собственных | 2 | ||||
95. | Р.р. Текст и основная мысль текста | 1 | ||||
96. | Понятие о единственном и множественном числе существительных | 1 | ||||
97. | Употребление существительных в единственном и множественном числе | 1 | ||||
98. | Изменение существительных по числам | 1 | ||||
99. | Знакомство с понятием рода | 1 | ||||
100-101. | Существительные мужского рода | 2 | ||||
102-103. | Существительные женского рода | 2 | ||||
104-105. | Существительные среднего рода | 2 | ||||
106-107. | Различение существительных по родам | 2 | ||||
108-109. | Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 2 | ||||
110-111. | Деловое письмо. Поздравление | 2 | ||||
112-113. | Коллективное изложение текста, воспринятого на слух | 2 | ||||
Характеристика основных видов деятельности ученика | ||||||
Понимать значение существительных в речи. Подбирать к обобщающим названиям названия конкретных предметов и уметь обозначать ряд конкретных названий предметов обобщающим словом. Познакомиться с понятиями « одушевленные и неодушевленные существительные», «собственные и нарицательные существительные». Уметь объяснить. Чем они различаются, для чего дается собственное имя предмету. Делать вывод о правилах правописания имен собственных, используя прошлый опыт. Уметь употреблять существительные в единственном и множественном числе. Познакомиться с понятием рода. Учиться различать существительные мужского, женского и среднего рода, подставляя к ним личные местоимения. Учиться обобщать полученные знания о существительном, приводить примеры для характеристики изученных грамматических признаков существительного. Учиться выделять в тексте основную мысль. Прочитать историческую справку о новогоднем празднике и поделиться с одноклассниками интересными сведениями. Потренироваться в написании поздравлений. Опираться на схемы частей поздравления. | ||||||
Имя прилагательное – 17 часов | ||||||
114. | Значение прилагательных в речи | 1 | ||||
115. | Различение признаков, обозначаемых прилагательными | 1 | ||||
116-117. | Зависимость рода прилагательных от рода существительных | 2 | ||||
118-119. | Окончания прилагательных мужского рода | 2 | ||||
120-121. | Окончания прилагательных женского рода | 2 | ||||
122-123. | Окончания прилагательных среднего рода | 2 | ||||
124. | Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода | 1 | ||||
125-126. | Изменение прилагательных по родам | 2 | ||||
127-128. | Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 2 | ||||
129-130. | Деловое письмо. Записка | 2 | ||||
Характеристика основных видов деятельности ученика | ||||||
Понимать значение прилагательных в речи. Различать признаки, обозначаемые прилагательными и приводить свои примеры разных признаков. Определить зависимость рода прилагательных от рода существительных и доказать эту зависимость на конкретных примерах. Познакомиться с окончаниями прилагательных мужского, женского и среднего рода и научиться их различать и соотносить с вопросами. Овладевать умением изменять прилагательные по родам. Обогащать свою речь прилагательными, подбирая словосочетания с прилагательными на заданные темы. Познакомиться с запиской. Научиться правильно называть и выделять в ней три части. Запомнить важные слова из тематического словаря. Потренироваться в записи недостающих частей разных записок. | ||||||
Глагол – 16 часов | ||||||
131. | Значение глаголов в речи | 1 | ||||
132. | Различение действий, обозначаемых глаголами | 1 | ||||
133-134. | Настоящее время глаголов | 2 | ||||
135-136. | Прошедшее время глаголов | 2 | ||||
137-138. | Будущее время глаголов | 2 | ||||
139-140. | Различение глаголов по временам | 2 | ||||
141. | Р.р. Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли | 1 | ||||
142- 144. | Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 3 | ||||
145-146. | Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по данному началу и опорным словам | 2 | ||||
Характеристика основных видов деятельности ученика | ||||||
Понимать значение глаголов в речи. Различать действия, обозначаемые глаголами, и приводить свои примеры разных действий. Различать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени по вопросам и значению. Учиться связывать показатель времени с моментом речи. Находить в тексте примеры, подтверждающие основную мысль. Учиться анализировать текст: чем он интересен, какие примеры ( факты) делают текст интересным. | ||||||
Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения -14 часов | ||||||
147. | Главные члены предложения | 1 | ||||
148. | Второстепенные члены предложения | 1 | ||||
149-150. | Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам | 2 | ||||
151. | Различение нераспространенных и распространенных предложений | 1 | ||||
152-153. | Распространение предложений | 2 | ||||
154. | Знакомство с однородными членами предложения | 1 | ||||
155-156. | Дополнение предложения однородными членами | 2 | ||||
157-158. | Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 2 | ||||
159-160 | Деловое письмо. Записка | 2 | ||||
Характеристика основных видов деятельности ученика | ||||||
Восстановить в памяти понятие о главных и второстепенных членах предложения. Различать подлежащее и сказуемое по значению в предложении и по вопросам. Правильно подчеркивать главные и второстепенные члены предложения. Сделать вывод о связи подлежащего и сказуемого в предложении. Тренировать в постановке вопросов от главных членов предложения к второстепенным. Сравнивать нераспространенные и распространенные предложения. Находить сходство и различия в предложениях и их схемах. Тренироваться в распространении предложения с помощью вопроса. Предметной и сюжетной картинки. Познакомиться с однородными членами предложения, понаблюдать за их записью в предложении. Потренироваться в чтении однородных членов предложения с интонацией перечисления. Придумывать разные предложения с заданными однородными членами, дополнять предложения однородными членами. Познакомиться с разными интересными по тематике записками. Учиться выделять в записке три части. Потренироваться в составлении записок, разных по тематике сообщений, содержащихся в них. | ||||||
Повторение – 10 часов | ||||||
161. | Состав слова | 1 | ||||
162. | Существительное | 1 | ||||
163. | Прилагательное | 1 | ||||
164. | Глагол | 1 | ||||
165. | Предложение | 1 | ||||
166. | Текст | 1 | ||||
167- 168. | Деловое письмо. Письмо | 2 | ||||
169- 170. | Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа составлена на основе «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа составлена на основе «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса (с нарушением интеллекта).
Рабочая программа рассчитана на работу со школьниками, обучающимися по адаптированной образовательной программе для учащихся с ОВЗ (с легкими интеллектуальными нарушениями). Рабочая программа сос...