Открытый урок. Урок-викторина "Кто знает больше" (фразеологизмов, крылатых слов и т.п.)
план-конспект занятия по русскому языку (10 класс)
Цель урока: 1) Ознакомить с учебными фразеологическими словарями; повторить основные признаки фразеологизмов, их значение и употребление в речи.
2) Добиваться умения объяснять значение фразеологизмов путем замены их синонимичными словами или путем подбора эквивалентных фразеологических оборотов (из родного); добиваться умения употреблять в речи устойчивые словосочетания и крылатые выражения для придания речи эмоционально-экспрессивной окраски.
3) Обогатить речи учащихся наиболее употребительными фразеологическими оборотами, крылатыми словами и выражениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok-viktorina_po_russkomu_yazyku_v_10_klasse.docx | 22.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 с.Инзер муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
Открытый урок по теме:
Урок-викторина
«Кто больше знает»
(фразеологизмов, крылатых слов и т.п.)
в 10 классе
Разработала урок и провела
учитель русского языка и литературы
Л.Х.Абдуллина
2019
В.Г. Белинский «Фразеологизмы составляют народную физиономию русского языка, его оригинальные средства и самобытное самонародное богатство».
Цель урока: 1) Ознакомить с учебными фразеологическими словарями; повторить основные признаки фразеологизмов, их значение и употребление в речи.
2) Добиваться умения объяснять значение фразеологизмов путем замены их синонимичными словами или путем подбора эквивалентных фразеологических оборотов (из родного); добиваться умения употреблять в речи устойчивые словосочетания и крылатые выражения для придания речи эмоционально-экспрессивной окраски.
3) Обогатить речи учащихся наиболее употребительными фразеологическими оборотами, крылатыми словами и выражениями.
Лексическая тема: «Знания, которые не пополняются, убывают с каждым днем».
Материал: Е.А. Быстрова, А.П. Окунева «Краткий фразеологический словарь русского языка», книга «Путешествие в мир русского языка» К.Закирьянов, В.П.Жуков, А.В.Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка; карточки, дидактические материалы, запись на доске. «Башкирское народное творчество. Пословицы…»
Ход урока:
- Оргмомент.
- Работа по теме: I Вступительное слово учителя.
- Прочитать диалоги из книги «Пособие по развитию речи».
- Кроме отдельных слов, словосочетаний и предложений в русском языке есть еще более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет только все выражение в целом (объяснить значение фразеологизмов из примеров).
- Количество таких выражений в русском языке достигает несколько десятков тысяч. Как вы уже знаете, изучением их занимается фразеология – особый раздел лингвистической науки. Слово «фразеология» происходит из двух греческих слов: «фразис» - «выражение» и «логос» - «изучение». Этим термином называют и весь состав таких выражений в языке. Отдельные выражения называются фразеологическими оборотами или фразеологизмами, иногда другие выражения – идиома (греч. «своеобразная»), фразеологическая единица.
Изучение фразеологии важно для познания самого языка. Фразеологизмы существуют в русском языке в тесной связи с лексикой. Их изучение помог лучше познать их строение, образование и употребление в речи. фразеологизмы состоят из слов и одновременно могут соотноситься по значению со словами, например: кот наплакал – мало, одерживать победу – победить. Из некоторых фразеологизмов образовались слова: втирать очки – очковтирательство, бить баклуши – баклушничать.
По грамматической структуре является либо словосочетаниями, либо предложениями, например: тянуть волынку – умышленно затягивать какое-либо дело, работу, медлить, дать стрекоча; бабушка надвое сказала:- Федот, да не тот.
А) для чего, с какой целью мы изучаем фразеологию? (совершенствование речевого мастерства, речевой культуры).
Б) В чем преимущество фразеологизмов перед отдельными словами и свободными словосочетаниями?
В) На какие разряды делятся фразеологические обороты с точки зрения стилистики?
Г) Какие особенности фразеологизмов вы отметите? (точность, образность).
Н.В.Гоголь охарактеризовал героя комедии «Ревизор» Хлестакова – человека, не понимающего, что он делает с помощью одного фразеологизма – без царя в голове.
Изучение русской фразеологии вводит нас в лабораторию народа-языкотворца и не случайно с таким вниманием изучают ее писатели, которые видят в русской фразеологии великолепные примеры образного выражения явлений действительности.
- В добрый путь! Постараемся запомнить больше фразеологизмов и употреблять их в речи.
II Карточки (2 задания).
- Объяснять значения фразеологизмов.
- Заменить фразеологизмом.
- Написать в тетради.
3. На доске – заменить фразеологизмами.
- никаких недостатков (ни сучка…)
- основа всего, самое значительное.
- искусен, опытен.
- задремать на мгновение (альфа и омега, глаз набит, клевать носом)
4. Найдите фразеологизмы ( из темы №4)
5. Назовите не менее 5 фразеологизмов, которые можно использовать при характеристике:
1) болтливого человека;
2) вороватого человека;
3) глупого человека.
6. Соедините стрелками (на доске).
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! (закрепощение, несвобода, рабство).
Задание.
7. Объяснить значения фразеологизмов. С какими глаголами употребляются приведенные выражения?
8. От каждой буквы фразеологизма образуйте новый фразеологизм.
9. Вставить фразеологический оборот в предложение (по смыслу).
А) В обществе филателистов он чувствует себя как … (как рыба в воде).
Филателист – человек, коллекционирующий почтовые марки (хобби).
Б) Катя все еще спотыкалась, сдержанно вздыхала. А Мишке, хоть бы что, как …(с гуся вода), шел бы и (шел с винтовкой за плечами тысячу верст). (А.Н.Толстой)
В) Ни к селу, ни к городу – совершенно некстати, не к месту, невпопад.
- Чему вы смеетесь?- спросил Константин Семенович. – Просто так… - Он всегда смеется ни… (к селу, ни к городу), - сказала Галя. (Г.Матвеев)
Г) – Истинно музыкальных произведений так мало, что я их мог бы по … … (пальцам пересчитать) или капля в море, кот наплакал.
10. Составить предложения с фразеологическими оборотами (2 предложения)
А) восходящая звезда;
Б) на птичьих правах или пушечное мясо;
В) краеугольный камень (основа, сущность чего-либо);
Г) альфа и омега.
ИЛИ
Продолжить высказывание, пояснив значение фразеологизмов:
А) Прочитав письмо, Димка почувствовал себя на седьмом небе: … (приглашают на каникулы).
Б) Он кусал себе локти.
III 11. Повторить пословицы, поговорки, крылатые слова.
К фразеологии в широком смысле относятся пословицы, поговорки, меткие и яркие высказывания писателей, ученых, общественных деятелей, ставшие крылатыми.
Что такое пословица? Это краткое образное законченное изречение, именующее назидательный смысл.
В семью пословиц зачисляются и меткие выражения, крылатые слова, имеющие конкретного автора.
Это высшая оценка афористического творчества писателя.
В свое время А.С.Пушкин предсказывал, что половина стихов из «Горе от ума» «должна войти в пословицу». А вскоре Белинский отметил: «Стихи Грибоедова обратились в пословицы и поговорки». Какие вам больше всего запомнились?
А) Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой.
Б) Грех не беда, молва нехороша.
В) Свежо придание, а верится с трудом.
-Источников фразеологизмов очень много, источники различны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 8 классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них".
Комплексный анализ текста на уроке позволяет повторить сведения практически из всех разделов русского языка и подготовить учащихся к ГИА....
Конспект открытого урока в 8 классе по теме "Вводные слова и знаки препинания при них".
Данный урок представляет собой урок подачи нового материала. Я постаралась в доступной и интересной для учеников форме познакомить их с такой сложной темой, как "Вводные слова". И, как показал опыт, м...
Открытый урок по литературе в 11 классе "Молитвенное слово русской поэзии"
Урок дает представление об особенностях православных молитв, раскрывает жизнеосмысливающее, очистительное и исцеляющее свойство молитвы, способствует нравственному и эстетическому воспитанию учащихся,...
Открытый урок по теме: "Если душа родилась крылатой": тематический репертуар ранней лирики М.И. Цветаевой
Данный материал представляет собой конспект открытого урока по литературе (8 класс), а также презентацию к нему....
Презентация к открытому уроку по теме: "Если душа родилась крылатой": тематический репртуар ранней лирики М. Цветаевой
Материалы к открытому уроку по творчеству М.И. Цветаевой (8 класс)...
Открытый урок 2 класс "Безударная гласная в корне слова".
Открытый урок 2 класс по теме "Безударная гласная в корне слова"....
План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.
План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...