Открытый урок русского языка в 8 кл."Обобщающие слова при однородных членах предложения" К уроку были подготовлены иллюстрации и презентация.
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

Турышева Елена Николаевна

Изучая правила пунктуации, учащиеся знакомятся с музеями мира,с предметами быта крестьян, с образцами вышивки,с высказываниями А.П.Чехова и художника Ф.Васильева о воздействии красоты на человека.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

         ГБОУ средняя школа №695 «Радуга» Санкт-Петербург г. Пушкин      20.02.2017г

Открытый урок русского языка в 8классе, разработала учитель русского языка и литературы Турышева Е.Н.

ТЕМА.    ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ      

ЦЕЛЬ. На основе известного углубить знания по теме; повторить правописание «Не» и «Ни» в наречиях и местоимениях;  повторить правописание словарных слов и лингвистических терм и- нов.                                                                                                                                                                                 ЗАДАЧИ.                                                                                                                                                                       1Развивать логическое мышление, умение обобщать, умение видеть и различать  конструкции предложений  с обобщающим словом

2Развивать интерес к познавательной деятельности, пробуждать интерес к истории слова, пробуждать желание приобщиться к культуре и нравственным ценностям.

3Воспитывать  на примере произведений искусства уважение к культурному наследию человечества, развивать художественный вкус, познакомить с музейными экспонатами из раздела «Изделия  народных промыслов»

ОБОРОДУВАНИЕ:                                                                                                                                                            Выставка изделий народных промыслов : расшитая цветами льняная скатерть, домотканое льняное полотенце с кружевами и вышивкой-1950г. Псковская область, деревня Грива, Ошевский район, глиняный кувшин, деревянная посуда с хохломской росписью, лаковая деревянная шкатулка, лапти, резьба по дереву.    

Мультимедиа, доска, учебники, словарь лингвистических терминов Розенталя и Теленковой,

раздаточный материал с индивидуальными заданиями, листы самоконтроля, этимологический словарь .    

Д.з.1 .Всем. параграф 44-правило,№266 .  

2.По выбору. Составить 5 предложений с обобщающими словами по теме « Музеи мира» или

«Русский музей» .    

3.Сочинение-рассуждение  «Какого человека можно назвать красивым»  .                                                                                          

                 

                                                                  Ход урока

                         ЭТАП № 1 .ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА.

 Слово учителя.                                                

1.Посмотрите на столик. Перечислите  увиденное.

2.Назовите одно слово, которым можно назвать увиденное.(Предметы, изделия)

3. А если эти предметы поместим в музей,  как назовем раздел выставочных экспонатов?

(Предметы быта крестьян)

4.Слова: предметы, изделия, словосочетание   предметы быта - имеют обобщенное значение

и в лингвистике называются обобщающими словами.

4Послушаем  научное определение этого термина .

Учитель  показывает словарь лингвистических  терминов .

(   Ученик наизусть. Обобщающие слова. Слово или словосочетание ,выступающее в функции члена предложения, который служит более общим обозначением  находящихся при нем однородных членов)

5Посмотрите на  слова : точка, запятая, знаки препинания, тире, двоеточие.

6Какое слово из записанных  терминов является  заимствованным?(ТИРЕ.   Сообщение ученика.)

7Есть ли среди записанных терминов обобщающее слово?

8КАКОВА ЖЕ ТЕМА УРОКА? Сформулируйте.(Ученики отвечают)

9Сформулируйте цель урока .(Научиться пользоваться правилом о постановке  знаков препинания при обобщающих словах и однородных членах предложения при них)

10ПИШЕМ ЧИСЛО И ТЕМУ.

НА партах у вас лежит лист самоконтроля, вы должны будете выставить себе оценку за виды заданий.

                                    ЭТАП №» 2 ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

11Разделите на 4графы 3строки страницы

В первую графу запишите искусство, профессии. Разберите по составу слово искусство.

12Что означает слово ИСКУССТВО? (УЧЕНИК отвечает)

13Какими частями речи могут быть выражены обобщающие слова, каким членом предложения

являются? СЛУШАЕМ СООБЩЕНИЕ (Ученик отвечает)

14Учитель открывает створку обратной стороны доски, где графы таблицы.Озаглавим графы. СУЩ., МЕСТ.,НАРЕЧИЯ, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. Запишем  примеры.

                                                 ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ        МЕСТОИМЕНИЯ                     НАРЕЧИЯ                             СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

ИСКУССТВО                          НИКТО                                   ВСЮДУ                                    ПРЕДМЕТЫ БЫТА

ПРОФЕССИИ                         НИЧТО                                  ВЕЗДЕ

ПРЕДМЕТЫ                           ВСЯКИЙ                                ВСЕГДА

ИЗДЕЛИЯ                              ЛЮБОЙ                                 НИГДЕ                                      ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

                                               КАЖДЫЙ                                                 НИКОГДА

ОБЪЯСНИТЕ НАПИСАНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ НАРЕЧИЙ И МЕСТОИМЕНИЙ.

15Расскажите правило о постановке знаков препинания при обобщающих словах .

ЭТАП №3 ЗАКРЕПЛЕНИЕ

СЛОВО УЧИТЕЛЯ. О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КРАСОТЕ А.П. ЧЕХОВ ГОВОРИЛ: «В человеке все должно быть прекрасно: И лицо, и одежда, и душа, и мысли» Учитель показывает на иллюстрацию на мультимедийной  доске) (Слова записаны на доске)

16 ЗАПИШИТЕ СЛОВА А.П.ЧЕХОВА. К доске ученик. Расставить знаки препинания. Начертить схему   предложения

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: «ЦИТАТА-дословная выдержка из текста ,ее нельзя изменять. Но для тренировки в постановке знаков препинания перестройте это предложение соответственно схемам »

(Работают устно).

УЧИТЕЛЬ ОТКРЫВАЕТ обратную часть доски, где записаны   2 варианта предложения. Знаки препинания не расставлены. УЧЕНИК расставляет.

И  лицо, и одежда, и душа, и мысли-все  в человеке должно быть прекрасно.

Все  в человеке: и лицо, и одежда, и душа, и мысли - должно быть прекрасно.

Начертите схемы предложений.

17СЛОВО УЧИТЕЛЯ . Искусство   имеет огромное влияние на человека. Художник Федор Васильев сказал: «Если написать картину, состоящую из одного голубого воздуха и гор без единого облачка, и передать это так, как в природе, то, я уверен, преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, полную благодати и чистоты, будет отложен.

 Творения мастеров собраны в музеях. Музеи, где собраны картины, называются галереи.

 ТРЕТЬЯКОВСКАЯ  ГАЛЕРЕЯ В  МОСКВЕ, ДРЕЗДЕНСКАЯ  ГАЛЕРЕЯ В ГЕРМАНИИ,ЛУВР В ПАРИЖЕ, РУССКИЙ МУЗЕЙ В  САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ      

18ПРОВЕРИМ ,как выполнили индивидуальное домашнее задание к уроку.                                                                                                            

На скрытой части доски  записаны  2 предложения из домашнего задания

У ченик читает предложение, говорит, что предложение осложнено обобщающим словом с восьмью однородными подлежащими.В роли обобщающего слова  выступает словосочетание

произведения искусства. ПОСЛЕ ОБОБЩ.СЛ. ставим  ДВОЕТОЧИЕ, однор. чл. разделены 6 запятыми.

В Русском музее в Санкт-Петербурге находятся ценные произведения искусства: древнерусская живопись, древнерусское прикладное искусство, живопись  19- 20веков, скульптура, рисунок, гравюры, предметы народных промыслов, коллекции древнерусского шитья.

19.Выпишите словосочетание, в котором слова связаны  способом     СОГЛАСОВАНИЯ (ДРЕВНЕРУССКАЯ  ЖИВОПИСЬ)

                                                                                                                                                                 

 20ПРОВЕРЯЕМ второе индивид.дом.зад.Запишем предложение под диктовку.

УЧ ЕНИЦА ЧИТАЕТ, объясняет постановку знаков препинания НА ДОСКЕ. В предложении обобщающее слово изделия  стоит перед однородными членами, но ими не заканчивается предложение , после них ставится тире.

Изделия народных мастеров: керамическая посуда, ткани, ковры, кружева, вышивка, росписи по дереву, деревянные шкатулки  -  призваны внести красоту и радость в повседневную  жизнь человека.

21Учитель на экран выводит иллюстрацию (Деревенская изба , вышивающие мать и дочь)

22СЛОВО УЧИТЕЛЯ. ПОСМОТРИТЕ НА ЭКРАН. Девочки из бедных деревенских семей вышивали приданое: полотенца, скатерти, одежду. Запишите это предложение.

 Есть ли в предложении обобщающее слово? (Приданое. )Запишите это существительное в соответствующую графу таблицы «Обобщающие слова»                                                                                        КАКИЕ КАЧЕСТВА формирует процесс вышивания в человеке?(Процесс  вышивания формирует многие качества личности: тонкий художественный вкус, аккуратность, прилежание)

23САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

НА ДОСКЕ  ОПОРНЫЕ СЛОВА : ЛУВР,ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ,ДРЕЗДЕНСКАЯ  ГАЛЕРЕЯ, РУССКИЙ МУЗЕЙ,ВЕЗДЕ,БЫЛ,НИГДЕ,НИ В ОДНОМ ИЗ МУЗЕЕВ МИРА,В ЛУЧШИХ МУЗЕЯХ МИРА,НЕ БЫЛ,НЕ ПОБЫВАЛ,НИ)

1В Лувре, в Третьяковской галерее ,в Дрезденской галерее, в Русском музее- везде я был. 2пр.Ни в одном из музеев мира: ни в Лувре, ни в Дрезденской галерее, ни в Русском музее-

я еще не побывал.

Используя данные опорные слова, составьте 2предложения с обобщающими словами и однородными членами.1Обобщающее слово должно стоять после однородных членов (Это  пункт №2 правила)2 предл. согласно третьему пункту правила.ОБОБЩ.СЛ. перед однор.членами,но ими предложение   не заканчивается. Кто быстрее?

24 СЛУШАЕМ   примеры составленных предложений

25. Сделаем обобщение .В КАКОМ месте в предложении может находиться обобщающее слово, как расставляем знаки препинания?                                                                                                                                      Не забудьте в листках самоконтроля оценить свою работу на уроке за указанный  вид заданий.

Запишите домашнее задание.

 Упр.№266,  параграф  44.. выучить правило. На выбор. 1Сост. 5 предл. с обобщающими словами на тему «Музеи мира » или «Русский музей» .2 Сочинение-рассуждение «Какого человека можно назвать красивым»

26САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

Н а столах карточки  с текстом .Знаки препинания пропущены.

1 В Ялте Федор Васильев задумывает  написать новую картину.2.В ней он хочет выразить не только чувства, но и всю любовь к родному краю, к неброской прелести русской природы.

3 Там не будет южных чудес: ни могучих  гор, ни кипарисов, ни пышных южных цветов, ни лазурного неба.4 Там будет лишь омытый дождем мокрый луг под огромным небом, да несколько деревьев вдали, да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром   туч  - все дорогое нашему сердцу.5 Когда Крамской увидел присланную в Петербург картину «Мокрый луг», он был потрясен.6Все в ней: и весенняя чистая зелень, и летучий свет, и неслышный ветерок, зарябивший воду ,и капли дождя на влажной листве –говорило о необыкновенном таланте художника.

Прочитайте текст.                                                                                                                        

Какова тема?

Какова главная мысль?

Расставьте знаки препинания. Начертите схему предложения №6

РЕФЛЕКСИЯ

Что было сложным в усвоении материала? Что было интересным и полезным?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 урок по теме "Обобщающие слова при однородных членах" конспект урока и презентация

представленный материал предназначен для проведения урока русского языка в 8 классе, содержит подробный конспект урока и презентацию. с первых мгновений урока дети включаются в увлекательный процесс у...

разработка урока русского языка по теме "Обобщающие слова при однородных членах предложения"

Данная разработка предназначена для проведения урока русского языка в 8 классе и направлена на изучение и первичное закрепление материала...

Презентация урока русского языка в 8 классе по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

"Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки    препинания при них" (конспект урока и презентация)...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"...

Открытый урок русского языка в 8 классе (слабослышащие обучающиеся) по теме: "Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них"

Урок посвящён закреплению понятие об обобщающем слове и его роли в предложении; формированию умения находить обобщающее слово; отработке навыка постановки знаков препинания в предложении с о...

Практическая работа по русскому языку на тему «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них» 8 класс

Практическая работа по русскому языку на тему «Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них»  8 класс...