Открытый урок 2 класс "Безударная гласная в корне слова".
план-конспект урока на тему

Крючкова Надежда Валерьевна
Открытый урок 2 класс по теме "Безударная гласная в корне слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2_kl_bezud.glas_.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока

по русскому языку

2 класс

по теме:

 «Безударные  гласные в словах.

Их обозначение на письме»

Учителя начальных классов

Крючковой Надежды Валерьевны

Конспект урока Русского языка во 2 классе

 по программе Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной  «Русский язык»

(УМК «Перспектива»).

Тема урока: Безударные гласные звуки. Их обозначение на письме.

Тип урока: ОНЗ («открытие» нового знания).

Планируемые результаты: 

Предметные - Знать принципиальное различие между ударными и безударными слогами в слове.

Умение определять опасное место в слове.

Приобретение навыков быстрого подбора проверочного слова.

Личностные - уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные –

  • Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).
  • Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).
  • Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основной метод, используемый на уроке – проблемный.

Проблема, решаемая на уроке -  «Как правильно писать слова с безударными гласными?»

Оборудование: ПК, экран, учебники, словари.

Содержание урока:

  1. Организация:

- «Ребята встаньте у своих парт и представьте, будто вы птицы. Оглядите с высоты птичьего полёта ваше рабочее место. Как вы думаете, всё ли у вас готово для урока? Если – да, то птица может сесть».

  1. Постановка проблемы, которая будет решаться на уроке:

- «Ребята, вспомните, чем мы занимались на прошлом уроке русского языка? Как вы думаете, всему ли вы научились по этой теме? Помните ли вы, что такое ударные и безударные, проверяемые и непроверяемые гласные? Сможете ли вы теперь написать письмо своему другу или родственнику без ошибок? Какие знания вы бы могли ещё получить по этой теме? Как это сделать?

  1. Планирование урока:  

- «Какие учебные средства есть у нас в классе? (Компьютер, экран, книги, тетради, пенал, словари и т.д.). Какие виды работы мы можем применить? С чего начнём? Что будем делать дальше? Чем нужно заканчивать работу на уроке?»

  1. Практическая деятельность учащихся, осуществление контроля, самоконтроля и коррекции: (последовательность - в зависимости от получившегося планирования).
  • Работа в тетради – прописывание даты и названия типа работы – «Классная работа»; «минутка чистописания».

- Прочитайте стишок:

             Косит косец,

            А зайчишка косит.

            Трусит трусишка,

            А ослик трусит.

- Что заметили? В чем разница между этими словами? Поставьте ударение.  

- Как вы думаете, с чем связана будет сегодня тема урока?

-Ну, а каким образом, нам еще предстоит выяснить.

  1. Введение в тему через проблемную ситуацию.

На доске:

   Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи вечером на спортплощадку с мечом, поиграем. С ребятами я договорился – придут». Записку передала сестра Димы. Она же сказала, что Петя записку прочитал и согласился.

   Вечером ребята собрались на спортплощадке, чтобы сыграть в футбол. Тут пришел Петя. В руках он  держал …

-Удалось ли ребятам сыграть в футбол? Что принес Петя?

- Почему произошла такая ошибка?

- Дима знал не все правила правописания. В каком месте он допустил ошибку, и как надо было правильно написать?

- Почему?

- Как вы определили (поняли)?

   м  ч                               м  ч

с м  чом                       с м  чом

 -Нам сегодня необходимо определить, что это за орфограмма  и попробовать сформулировать правило для проверки написания.

  1. Работа по теме.

Определение орфограммы.

а). Прочитайте предложения:

В солонку насыпали соль. Надо посолить суп. На тарелке лежит солёный огурец.

- Что заметили во всех этих предложениях?

(О/к слова)

- Выпишите их. Выделите корень.

Солонку, соль, посолить, солёный.

-Найдите слово, в правильном написании  которого вы не сомневаетесь.

(соль)

- Почему?

- А почему сомневаетесь в остальных случаях?

- Как быть?

- Попробуйте подобрать.

(оно уже здесь есть – соль)

- По какому принципу вы определили, что это проверочное слово?

- Хорошо слышно. А почему хорошо слышно?

(под ударением)

- Давайте проверим.

(1 ученик проставляет ударение )

- Сопоставим написание и произношение в слабой  позиции,

- в сильной позиции.

б) формулировка вывода

- Вывод можем сделать?

- Попробуйте.

в) поиск способов проверки б/у гласной

На доске:

оса                осы

река              реки

гора              горы

- В каком столбике у гласной слабая позиция?

(Отметить выбранный столбик красным флажком )

- Как вы думаете, правильно ли написаны слова?

- Можно ли сказать, что во втором столбике проверочные слова?

- Почему?

- По какому принципу подобраны здесь проверочные слова?

(один – много)

г) Предлагаю еще задание: вставьте пропущенные гласные, подобрав проверочные слова.

На доске:

ст.лы                  (стол)

ч.сы                    (час)

дв.ры                  (двор)

- А здесь по какому принципу вы подобрали проверочные слова?

(много – один)

- Мы нашли два способа проверки б/у гласной: один – много, много – один.

д). На доске:

     л.сник      ?      л.сной

- Что об этих словах можно сказать?

(о/к, ед.ч)

- Подберите проверочное слово.

(среди возможных ответов: лесник – лесники)

- Почему не получается?

- Значит, надо искать еще какой-то способ?

- Какие есть предложения?

(Если нет подходящего ответа, что маловероятно, то учитель просит вернуться к началу урока: солёный…)

- Значит, есть способ. Сформулируйте, пожалуйста.

(подбор о/к слова с ударной гласной)

7. Подведение итога рассуждений.

- О какой орфограмме мы сегодня узнали?

- Что мы о ней узнали?

8. Выводы:

  • б/у гласную в корне надо проверять
  • б/у гласная проверяется ударением
  • мы нашли три способа проверки: один – много, много – один, о/к слово с ударной гласной в корне

- Как вы думаете, есть ли другие способы проверки б/у гласных в корне?

- Предлагаю дома подумать над этим.

9. Отработка темы.

а).  Соедините стрелками слова, где пропущена б/у гласная, с проверочным словом :

сн.говик                  кольца

т.пло                       снег

к.льцо                     цвет

б.жит                      тёплый

цв.ты                      бег

- Обратите внимание на эту пару слов: тепло – тёплый. Оказывается, что букву е можно проверить буквой ё.

б). Поиграем в «учителя». Проверьте написание, исправьте ошибки

Всю ночь кречал совёнок

В тоинственном лису,

И за окошком клёны

Качялись на витру.

Проверяют, доказывают, исправляют.

(1 ученик исправляет ошибки )

- «Лишняя» ошибка здесь есть? (ча-ща)

- Все ошибки, конечно же, лишние, и  чтобы мы их не допускали, давайте еще раз повторим всё, что мы сегодня исследовали и какие выводы сделали.

- А теперь прочитайте, как авторы учебника предлагают нам это правило. Сравните. Стр. 93

10. Закрепление.

     а) упр. 140, стр.92

Упражнение выполняется с комментированием по цепочке.

Устно доказывается правильность написания.

       б) - Поставьте красный флажок там, где обнаружите ошибку.

  Дождевая капля упала на моё лецо.

 После грозы наступила тишина.

 Дом лесника стоял на берегу озира.

 Столяр распелил доску.

 Зелёная лужайка запестрела цветами.

 - Докажите, что написано с ошибками.

 - А теперь докажите, что остальные б/у гласные написаны безошибочно.

11. Домашнее задание: стр. 93  выучить правило, подумать над способами проверки б/у гласных в корне, упр. 141.

12. Итог урока.

  - Давайте еще раз вспомним, о какой орфограмме шла речь… Что мы можем сказать о б/у гласных… Как проверяется…

Всем спасибо за активную  работу, молодцы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Безударные гласные в корне слова. Использование алгоритмов".

Урок закрепления знаний об алгоритмах. Тренажер "Упражнения в нахождении безударной гласной в корне слова и подборе проверочных слов" предназначен для фронтальной и индивидуальной работы на этапе закр...

Модульный урок "Чередующиеся гласные в корне слова". 6 класс.

В материале представлен конспект модульного урока....

Презентация к уроку "Чередующиеся гласные в корне слова"

Интерактивная презентация к уроку с тренажером....

ФГОС. Урок "Проверяемая гласная в корне слова"

Данный урок подготовлен согласно требованиям ФГОС в форме детективного агентства....

Технологическая карта к уроку "Проверяемые гласные в корне слова"

Технологическая карта к уроку "Проверяемые гласные в корне слова" составлена исходя из требований к уроку по ФГОС. В ней расписаны все структурные элементы  урока-развивающего контроля. Она может...

Конспект урока "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением."

Разработка урока "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением" в 5 классе...