Открытый урок по литературе в 11 классе "Молитвенное слово русской поэзии"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Урок дает представление об особенностях православных молитв, раскрывает жизнеосмысливающее, очистительное и исцеляющее свойство молитвы, способствует нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, глубокому осознанию ими духовного содержания молитв, развивает аналитическое мышление, способность понимать и воспринимать, воспитывает уважительное отношение к культурному наследию русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
molitvennoe_slovo_russkoy_poezii.docx | 112.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения им. Л. Н. Толстого пос. Лев Толстой Лев - Толстовского муниципального района Липецкой области средняя общеобразовательная школа с. Гагарино
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
Черникова Валентина Васильевна
1. Цели урока:
- обеспечение понимания учащимися феноменальности религиозной поэзии;
- развитие умений анализировать, находить философский смысл и психологический подтекст православных стихов;
- воспитание чувства слова и культуры чувств.
2. Задачи урока: - дать представление об особенностях православных молитв; - раскрыть жизнеосмысливающее, очистительное и исцеляющее свойство молитвы; - способствовать нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, глубокому осознанию ими духовного содержания молитв; - развивать аналитическое мышление, способность понимать и воспринимать молитву;
- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию русского народа.
Оборудование: презентация "Молитвенное слово русской поэзии", компьютер, проектор, экран; карточки с текстами молитв.
- Предварительное домашнее задание: подготовить чтение стихов наизусть М. Ю. Лермонтова « Молитва» (1829, 1837), В. Брюсова «Ангел благого молчания», А. Блока « Преображение», И.А. Бунина « За все тебя, Господи, благодарю!», Вячеслава Иванова « Иов», сопоставительный анализ текстов молитв Ефрема Сирина и А. А. Пушкина
На доске эпиграф
Учти, мой друг, молитва - не молва,
Ей ни к чему случайные слова.
Она тебе – душа, она тебе и тело
В одной волне безбрежно и всецело.
Она, как вдох и выдох, монолитна,
И имя ей вселенское – молитва.
Егор Исаев « Молитва»
Конспективный сценарий урока
1.Вводный этап урока. Мотивационная беседа/слайд 1/
Учитель предлагает вопросы:
- Кто из учащихся класса православный?
- Что является основой жизни для верующего человека? / Ответы учащихся/
Учитель: «И слово стало плотию и обитало с нами полное благодати и истины» - вот так объясняет происхождение поэзии Библия. Звуки библейской речи всегда рождали в чуткой душе живой отклик, предоставляя неисчерпаемый источник вдохновения, и потому что библейское слово – кладезь богопознания и тысячелетней мудрости и нравственного опыта.
Мы сейчас послушаем запись Ж. Бичевской, а вы подумайте, какую роль играет молитва в нашей жизни.
Романс – молитва в исполнении Ж. Бичевской /слайд 2/
/Ответы учащихся/
Учитель объявляет тему урока « Молитвенное слово русской поэзии»
Ребята, у вас на столах лежат листы, в центре которых написано « Слово». Составьте индивидуальную карту своих знаний, которые собирает вокруг этого слова ваша память.
Слово (кого?) князя Игоря слово Л. Толстого любимые слова, слово о Матери, слово о книге слово любви слово романса признаки слова: умное, доброе, заветное, злое; слово- символ
Слово
« Слово о словах» Э. Успенского, « словом можно убить, словом можно спасти»
« Слово» Анатолия Гребнева слово не воробей, словосочетание, злословие и др.
Учитель: Молодцы, все подобрали наиболее важные и значимые для вас понятия, связанные интуитивно со СЛОВОМ. А теперь послушаем размышления о слове протоиерея Артемия Владимирова, который размышляет о семицветной радуге человеческого слова (слайд 3).
Вывод: Не случайно на вершине смысла находится святое слово – молитвенное, обращенное к Богу и Богородице.
Учитель: Сегодня мы с вами будем бережно читать молитвенное слово русской поэзии. На доске записан эпиграф к нашему уроку. Прочитайте строки Егора Исаева и постарайтесь запомнить их /слайд 4/
А как вы можете объяснить, что такое молитва? /слайд 5/.
В ходе обсуждения формулируется вывод: христианская молитва есть словесное выражение живого общения с Богом. Она вмещает бесконечно многое: веру в отеческую любовь Всеблагого, убежденность в действительность молитвенного слова, познание себя, со своими немощами и грехами; стремление к покаянию, очищению, спасению.
Учитель: А вот как объясняет Иоанн Кронштадский, что такое молитва. « Молитва есть возношение ума и сердца к Богу, созерцание Бога, благоговейное стояние перед Ним, как перед Творцом, дающим тебе жизнь. Молитва- сообщество с ангелами и святыми, от века Богу угодившими. Молитва – исправление жизни, сильное побуждение к делам милосердным, безопасность жизни, усиленное старание избавиться от вечных мучений, живая вода души. Молитва – вмещение в сердце всех людей любви, вмещение в сердце Пресвятой Троицы».
Ученик: Самосознание русского человека нельзя представить без тысячелетия русских молитв. Уже в «Слове о законе и благодати»,- пастырском слове первого русского митрополита Иллариона - сохранились его две молитвы, в том числе «Испытание веры». А первая русская молитва принадлежит Владимиру Мономаху. Она вошла в «Повесть временных лет» (слайд 6). Среди родоначальников русской молитвенной поэзии - летописец Нестор, Феодосий Печерский, Илларион, Кирилл Туровский, Максим Грек и Иван Грозный. С их молитв начинается русская поэзия. Само слово « стихи» (в значении стихотворение) восходит к жанру церковной гимнографии и первоначально означало « стихиру», то есть вид тропаря, который пели на стих того или иного псалма. Стихиры читались нараспев.
Молитвы проходят через все болевые точки нашей истории. Историки считают, что «под молитвой в широком смысле этого слова вера понимает своеобразное послание человека Богу».
Учитель: Феноменальность самого явления религиозной поэзии – духовные оды Ломоносова и божественные оды Тредиаковского. Можно сказать, что « школа поэзии» начинается с Псалтыри.
Перед вами покаянная молитва Ефрема Сирина /слайд 7/
Сравните тексты молитв Ефрема Сирина и А. С. Пушкина. Что общего и различного вы наблюдаете?
(Ответы учеников: Молитва А.Пушкина Владыко дней моих, которая составляет основную часть стихотворения, в целом представляет точную поэтическую обработку великопостной молитвы: Господи и Владыко Живота моего. Однако А.Пушкин внес определенные изменения. У преподобного Ефрема Сирина десять прошений, а в стихотворении их девять. А.Пушкин два различных греха (праздность и уныние) соединил в один: дух праздности унылой. В результате нравственно-аскетический смысл сузился. Св. Ефрем Сирин просит Господа сохранить его от мрачного духа уныния, последствием которого может быть губительное отчаяние. У А.Пушкина слово уныние используется лишь для образования эпитета праздности унылой. Опытно известно, что не всякая праздность сопровождается унынием. Оно приходит потом, как некое мучительное исчадие. Сам поэт с впечатляющей силой выразил это в Элегии.)
Учитель: Русский религиозный философ И. А. Ильин говорил, что путь и цели жизни прокладывает молитва. Она исходит из глубин сердца, как бы желая освятить все жизненные содержания души./слайд 10/
Затем каждый ученик получает страницу из книги И. А. Ильина «Поющее сердце» и задание – прочитать ее с карандашом, подчеркнуть самое важное, полезное, вдохновляющее. ( Приложение 1)
Учитель: Какие свойства молитвы выделяет И. А. Ильин, к каким авторам он обращается?
/Ответы учеников/
Учитель: Стремление к Богу, ощущение духовного мира характерны и для русской поэзии на рубеже 19 и 20 веков. Это эпоха сложных противоречий, напряженных духовных исканий. Ломались социальные, политические устои, а человек искал духовной опоры. Единственное спасение из такой трагической ситуации – вера в то, что в мире есть высшее духовное начало. Это Бог, поэтому молитва стала распространенным жанром русской поэзии.
Вслушаемся в молитвенные признания поэтов начала 20 века В. Брюсова «Ангел благого молчания», А. Блока « Преображение», И. Бунина « За все тебя, Господи, благодарю!», Вячеслава Иванова « Иов» (Приложение 2).
Ученики читают стихи /слайды 8-9/. Перед чтением ребятам предлагается оценить настроение данных стихотворений.
(Их творчество наполнено глубиной и крылатостью, светом и верой, предвиденьем, непреклонной волей, стремлением к духовности).
Учитель: Какие жанровые особенности молитв-стихотворений вы можете отметить?
( Обращение, стиховая природа, глубинная диалогичность, выражение покаянной просьбы, лексические и синтаксические повторы, духовная лексика, благодарственное выражение чувств, соборность, исповедальная интонация).
Учитель: Особая страница – романсы-молитвы /слайд 11/. Вслушаемся в молитвенное признание М. Ю. Лермонтова: /слайд 12/
В минуту жизни трудную, Теснится ль в сердце грусть: Одну молитву чудную, Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная В созвучье слов живых, И дышит непонятная Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится, Сомненье далеко - И верится, и плачется, И так легко, легко….
Учитель: Какие эпитеты, слова – образы находит М. Ю. Лермонтов для описания молитвенной силы слова? Почему молитву «твержу» наизусть, почему она оказалась любимой молитвой читателей нового века?
/Ответы учеников/
Или знаменитая «Молитва» Булата Окуджавы /слайд 13/
Пока Земля еще вертится, Пока еще ярок свет Господи, дай же ты каждому, Чего у него нет.
Умному дай голову , Трусливому дай коня, Дай счастливому денег , И не забудь про меня.
Пока Земля еще вертится, Господи, Твоя власть, Дай рвущемуся к власти Навластвоваться всласть.
Дай передышку щедрому Хоть до исхода дня, Каину дай раскаянье, И не забудь про меня.
Я знаю, Ты все умеешь, Я верую в мудрость твою, Как верит солдат убитый, Что он проживает в раю.
Как верит каждое ухо Тихим речам Твоим, Как веруем и мы сами, Не ведуя, что творим.
Господи, мой Боже, Зеленоглазый мой. Пока Земля еще вертится, Это и странно самой.
Пока еще хватает Времени и огня, Дай же Ты всем понемногу, И не забудь про меня.
Заключительный этап урока. Внимание учащихся привлекается к проблеме урока.
Они делают вывод: молитвенное слово русской поэзии показывает драматические переживания человека – сомневающегося, искушаемого, покинутого, помогает найти дорогу к правде, вере, убеждает нас в том, что оно играет большую роль в нравственном развитии русского общества.
Учитель: Завершает наш урок «Молитва» Александра Исаевича Солженицына из цикла «Крохотки» 1963 года: «Как легко мне жить с Тобой. Господи! Как легко мне верить в Тебя! Когда расступается в недоумении или сникает ум мой, когда умнейшие люди не видят дальше сегодняшнего вечера и не знают, что делать завтра, - Ты снисылаешь мне ясную уверенность, что Ты есть и что Ты
позаботишься, чтобы не все пути добра были закрыты. На хребте славы земной я с удивлением оглядываюсь на тот путь через мятежность – сюда, откуда и я смог послать человечества отблеск лучей Твоих. И сколько надо будет, чтобы я их еще отразил, - Ты дашь мне. А сколько не успею – значит, Ты определил это другим».
Надеюсь, материалы нашего урока убедили вас, юное поколение, в том, что молитвенное слово помогает человеку, сомневающемуся, искушаемому, покинутому, понять себя среди других, очищает и исцеляет душу
Домашнее задание: Индивидуальная письменная работа – отклик на содержание и интонацию урока.
Приложение 1.
Всех видов молитвы «столько, сколько в одной душе или во всех душах может порождаться разных состояний и настроений» (Иоанн Кассиан Римлянин).
Есть молитвы благодарности, преклонения, смирения, покаяния и очищения. Молитва может внимать дыханию Божию, созерцать мудрость Творца и даровать человеку очевидность; молитва может сомневаться, вопрошать, отчаиваться, скорбеть и призывать. Коперник молитвенно внимал законам природы. Фехнер молился вместе с цветами и деревьями. Сегантини преклонялся перед горами, как перед алтарями Божиими. Ломоносов молился вместе с северным сиянием. Державин — созерцая бренность земного и бессмертие Божественного. Пушкин — каждым актом вдохновения. Лермонтов — с ландышами у ручья.
Человеку дана от Бога великая молитвенная свобода, свобода превращать каждый акт своей жизни и своего труда в творческую молитву; наподобие той чудесной молитвы сеятеля, которую приводит Лесков в «Соборянах»: «Боже, устрой, и умножь, и возрасти, на всякую долю человека голодного и сирого, хотящего, просящего, произволяющего, благословляющего и неблагодарного» ...
Так, есть молитва изнеможения, произносимая со многими слезами и дающая укрепление: «Господи, не могу больше»...
И есть молитва без слов и без слез, мгновенная, созерцательно-лучевая: единый взгляд духовного ока, направленный горе — «Он есть. Он бдит и я есмь Его орудие». Это молитва утешения и силы.
И есть молитва сердечного тепла, подобная этой: коснуться в самом себе Его неугасающего угля; и только.
А в путях и страданиях личной жизни всегда будет иметь судьбоносное значение молитва служения и одоления: «Вот я, перед Тобою, Господи, слуга Твой, ищущий только воли Твоей. Научи меня верно служить Тебе всяким дыханием и деянием моим. Пошли мне силы Твоей, мудрости Твоей, вдохновения Твоего. Не отдай меня на поругание врагам Твоим; изведи меня от угроз их. И соблюди мою свободу в жизни и творчестве, ибо свобода моя — в свершении воли Твоей».
И на этих путях жизнь становится школой молитвы, а молитва — истинным источником жизни и творческой силы.
Иван Ильин
..
Приложение 2.
Валерий Брюсов
АНГЕЛ БЛАГОГО МОЛЧАНИЯ
Молитва
Ангел благого молчания,
Властно уста загради
В час, когда силой страдания
Сердце трепещет в груди!
Ангел благого молчания,
Радостным быть помоги
В час, когда шум ликования
К небу возносят враги!
Ангел благого молчания,
Гордость в душе оживи
В час, когда пламя желания
Быстро струится в крови!
Ангел благого молчания,
Смолкнуть устам повели
В час, когда льнет обаяние
Вечно любимой земли!
Ангел благого молчания,
Душу себе покори
В час, когда брезжит сияние
Долгожеланной зари!
В тихих глубинах сознания
Светят святые огни!
Ангел благого молчания,
Душу от слов охрани!
За все тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю, Простор полей и кротость синей дали.
Я одинок и ныне — как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в нем Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю — с тобой.
Вячеслав Иванов
Иов
Божественная доброта
Нам светит в доле и недоле,
И тень вселенского креста
На золотом простерта поле.
Когда ж затмится сирый дол
Голгофским сумраком — сквозь слезы
Взгляни: животворящий ствол
Какие обымают розы!
Кто, мирных пристаней беглец,
В широких океанах плавал,
Тот знал, отчаянный пловец,
Как душу делят Бог и дьявол:
Кому ты сам пойдешь, кому
Судьбы достанутся обломки;
Он помнит бурь кромешных тьму
И горший мрак — души потемки.
Но лишь кто долгий жизни срок
Глубоко жил и вечно ново,
Поймет — не безутешный рок,
Но утешение Иова:
Как дар, что Бог назад берет,
Упрямым сердцем не утрачен,
Как новой из благих щедрот
Возврат таинственный означен.
Александр Блок
«Преображение»
Разверзаются туманы,
Буревестник на волне,
Пролетают ураганы
В бесконечной вышине.
В светлый день Преображенья
Дух безумца поражен:
Из неволи, из смятенья
Голос Твой услышал он.
Ныне скорбный, ныне бедный,
В лоне Вечного Отца,
Близ Тебя, в лазури бледной
Жаждет нового конца...
Лишь одна страна в тумане
(Буревестник на волне) -
Беспокойное желанье
Вместе с Богом - в вышине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии
Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...
конспект урока по литературе 11класс Серебряный век русской поэзии
Представляю урок по технологии учебный проект, проведённый в 11 классе при изучении темы Серебряный век русской поэзии...
Открытый урок по литературе 11 класс «Через бурный разлив времен» Страницы лагерной поэзии
На уроке учащиеся знакомятся с поэтами, несправедливо осужденными в годы сталинских репрессий, с их поэзией, узнают о значении поэтического творчества в трагические минуты жизни человека, ...
Танец-словом русской поэзии и прозы. Научно-методическая разработка
В методической разработке представлен литературный материал по которому учащиеся, на уроке музыкально- ритмического воспитания, создают свои пластические образы посредством ассоциативного тренинга....
Открытый урок по литературе в 9 классе по теме:"Слово о полку Игореве" как величайший памятник древнерусской литературы.
Значение «Слова о полку Игореве» для развития (русской) культуры...
Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи
Открытый урок по литературе "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи. 9 класс....
Открытый урок по литературе в 9 классе "Слово о полку Игореве-величайший памятник древнерусской литературы"
Урок с использованием ИКТ...