Адаптированная рабочая программа индивидуальных и групповых занятий по русскому языку 5-9 классы
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Шанина Марина Михайловна

Учащиеся в коррекционных классах в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (задержка психического развития) не всегда могут освоить программный материал по русскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом, Учащиеся работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями.

Настоящая рабочая программа составлена на основе адаптированной рабочей программы по русскому языку, являющейся частью адаптированной основной образовательной программы МБОУ «Школа–интернат №1», и предназначена для проведения коррекционных занятий по русскому языку в 5-9 классах. Особенности построения программы заключаются в логике построения учебного материала, адаптированного под рабочую программу по русскому языку для учащихся, выборе используемого дидактического материала в зависимости от коррегируемых недостатков, систематизировании занятий для прочного усвоения материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 1 с наличием интерната» города Сарова Нижегородской области

 

Адаптированная рабочая программа

индивидуальных и групповых занятий

по русскому языку

5-9 классы

Программу составила учитель русского языка и литературы: М.М.Шанина

г. Саров 2018 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учащиеся в коррекционных классах в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (задержка психического развития) не всегда могут освоить программный материал по русскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом, Учащиеся работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями.

Однако задача образовательного учреждения

- создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности. Учитывая, что новые элементарные навыки вырабатываются у таких учащихся крайне медленно, то для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому программа даѐт дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по русскому языку.

Настоящая рабочая программа составлена на основе адаптированной рабочей программы по русскому языку, являющейся частью адаптированной основной образовательной программы МБОУ «Школа–интернат №1», и предназначена для проведения коррекционных занятий по русскому языку в 5-9 классах. Особенности построения программы заключаются в логике построения учебного материала, адаптированного под рабочую программу по русскому языку для учащихся, выборе используемого дидактического материала в зависимости от коррегируемых недостатков, систематизировании занятий для прочного усвоения материала. В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:

1. Диагностика навыков учащихся по предмету Цель раздела – выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с задержкой психического развития. Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков.

2. Коррекция грамматико-аналитических навыков Цель раздела – систематизация знаний, умений и навыков учащихся по предмету. Приоритетом является практическая деятельность учащихся: упражнения, задания, связанные с работой по схемам, таблицам, алгоритмам, инструкциям и др. Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.

3. Восполнение пробелов в знаниях Цель раздела - выявление и восполнение пробелов в усвоении материала школьниками. Работа проводится в тесной связи с развитием познавательной деятельности учащихся, при целенаправленной организации речевой, практической и мыслительной активности. Приоритетом является практическая деятельность учащихся(выполнение упражнений, составление алгоритмов, схем, таблиц, комплексный анализ текста, устное комментирование с целью предупреждения ошибок), а также формирование навыков самоконтроля.

4. Пропедевтика изучения трудных тем Цель раздела - использование и систематизация имеющихся знаний и теоретических сведений для усвоения трудных тем. Работа по пропедевтике и повторению понятий, языковых явлений, которая учитывает индивидуальные возможности обучающихся, объѐм усвоения ими не только понятийного аппарата предмета «Русский язык», но сложности, возникающие в процессе усвоения и закрепления новых знаний и степени самостоятельности выполнения упражнений, заданий.

 5. Развитие речи Цель раздела – развитие и обогащение активного словарного запаса учащихся, развитие устной и письменной связной речи, которая включает работу, направленную на уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе. Дальнейшее обогащение словарного запаса происходит как путем накопления новых слов разных частей речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования. Обогащение словарного запаса при помощи различных способов словообразования – это важный момент в работе по развитию речи учащихся с задержкой психического развития, потому что такая работа развивает способность восприятия и умение различать значимые части слова, формирует наблюдательность, умения выделять и сравнивать различные элементы в словах, что, в свою очередь, влияет на развитие орфографической зоркости, помогает восполнять пробелы в знаниях. В лексический словарь школьников необходимо вводить слова не только различных самостоятельных частей речи, но и служебные, так как данные слова выполняют свою функцию и без них невозможно овладеть структурой различных типов предложений. Развитие речи учащихся направлено и на совершенствование грамматического оформления речи: использование в речи словосочетаний, связи слов в предложении, моделей различных синтаксических конструкций.

ВКЛАД ПРЕДМЕТА«КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

В ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки резервов потенциальных  возможностей учащихся, исходя из понятия «зона ближайшего развития». Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причин затруднений, возникающих у обучаемых при освоении учебной программы.  Коррекционные занятия проводятся по мере выявления индивидуальных пробелов в знаниях (именно поэтому в основу распределения тем положен принцип помесячного планирования). Изучение индивидуальных трудностей усвоения учебной программы учащимися позволяет планировать сроки коррекционной работы.

Цель программы – повышение общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, групповая и индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию учебного материала и создание условий успешности.

Задачи данной программы подразделяются на образовательные ,развивающие и воспитательные.

К образовательным задачам относятся: коррекция грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков; систематизация знаний, умений и навыков учащихся по основным разделам русского языка; восполнение пробелов в знаниях; пропедевтика изучения трудных тем; обогащение и расширение активного словарного запаса учащихся; формирование умения строить связный устный и/или письменный текст разных типов и стилей речи; формирование умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей; формирование положительной мотивации к обучению.

Коррекционно-развивающие задачи включают в себя: развитие общеинтеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, классификация; развитие мышления (словесно-логического, образного, творческого), памяти (вербальной, зрительной), воображения, произвольного внимания; развитие активного словарного запаса, умения строить связный устный и/или письменный текст разных типов и стилей речи; развитие универсальных учебных действий, таких как работа с книгой, справочной литературой, текстом, статьѐй, параграфом и т.д.  

К основным воспитательным задачам курса «Коррекционные занятия по русскому языку» относятся воспитание любви к русскому языку, слову, языковой культуре; формирование и развитие навыков самоконтроля, самооценки, саморегуляции.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ 

Коррекционные занятия подразделяются на групповые и индивидуальные. В основе формирования групп лежит коррегируемый принцип нарушения (или группа нарушений), определяемый выпиской МППК. Приоритетом является практическая деятельность. В начале, середине и в конце учебного года необходимо провести диагностику навыков учащихся по предмету: наличие знаний, навыков, умений по основным разделам программы. Формы проведения этих занятий могут быть следующими: собеседование, диктант, контрольное списывание, тест, творческая работа, выполнение задания по инструкции/образцу, грамматический разбор, работа с словарѐм, справочной литературой, письмо по памяти.

Продолжительность занятия на долю каждого ученика приходится 0,5учебного часа, поскольку занятия ведутся индивидуально и в подгруппах (2-5учащихся). Группы формируются на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков.  Индивидуальные занятия должны быть максимально направлены на развитие общеинтеллектуальных и общеучебных знаний, умений и навыков ученика.

Индивидуальные коррекционные занятия учитель проводит по мере выявления у учащихся индивидуальных проблем в развитии, отставании в обучении. Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении.

Периодически на индивидуальные занятия привлекаются дети, не усвоившие материал вследствие пропусков из-за болезни либо из-за психофизического состояния (чрезмерная возбудимость или заторможенность) во время уроков. В целом коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности.

Принципы, на которых базируется программа, включают в себя учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся с ОВЗ; уважение к результатам деятельности обучающихся в сочетании с разумной требовательностью; комплексный подход при разработке занятий с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися учебного предмета «Русский язык»; вариативность содержания и форм проведения занятий; научность, связь теории и практики; преемственность; наглядность; систематичность и последовательность; прочность полученных знаний; активность и сознательность обучения.

При проведении коррекционных занятий возможно использование следующих методов и форм обучения: элементы диалоговой, игровой ,проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, работа с учебником, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест и др..  

На коррекционных занятиях применяются современные технологии обучения: коррекционная, эвристическая, социокультурно-адаптивная, здоровьесберегающая, технология обучения в сотрудничестве, ИКТ ипроектная методика, игровые технологии, позволяют интенсифицировать процесс обучения и сделать его более увлекательным и эффективным.

 Программа также предусматривает другие варианты дидактико технологического обеспечения учебного  процесса: таблицы, раздаточный материал, тестовые задания, видеофильмы, лингвистические справочники и словари.

В процессе проведения коррекционных занятий целесообразно использовать следующие виды и формы контроля: входной, промежуточный, итоговый, в задачи которых входит: входной контроль – выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с задержкой психического развития; формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков; промежуточный контроль– установление фактического уровня теоретических знаний учащихся, их практических умений и навыков; соотнесение результатов промежуточного контроля с результатами входного с целью дальнейшей коррекции образовательного маршрута учащегося; итоговый контроль– диагностика знаний, умений учащихся после прохождения всего курса индивидуально-коррекционных занятий; соотнесение результатов итогового контроля с результатами входного с целью дальнейшей коррекции образовательного маршрута учащегося; выявление динамики.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Личностными результатами освоения программы являются: воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей эстетической принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качествличности; его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности:

адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;

владение разными видами чтения;

 адекватное восприятие на слух текстов различных стилей и жанров;

способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

владение приѐмами отбора и систематизации материалов на определѐнную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, еѐ анализ и отбор;

умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

способность определять цели предстоящей учебной деятельности(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

умение воспроизводить прослушанный текст с разной степенью свѐрнутости;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого общения;

способность оценивать свою речь с точки зрения еѐ содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии и задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;

применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни. В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются индивидуальные достижения учащихся в образовательной и вне образовательной деятельности; мониторинги; анализ результатов, полученных в ходе мониторинга.

 Предметные результаты выражаются в следующем:

5 КЛАСС

Учащиеся должны знать:

определения основных разделов русского языка;

определения частей речи;

определения орфографических и пунктуационных правил;

аргументировать свои ответы и приводить примеры.

 Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: 

делать грамматические разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический;

находить в словах орфограммы;

определять и различать части речи;

определять морфологические признаки имѐн существительных, прилагательных; определять морфологические признаки глагола;

выделять знаками препинания обращения и прямую речь.

Развитие речи:

составлять тексты различных типов речи и стилей;

пользоваться различными словарями.

6 КЛАСС

Учащиеся должны з н а т ь:

порядок грамматического разбора;

морфологические признаки изученных частей речи;

определения орфографических и пунктуационных правил;

определение «компрессия», виды компрессии текста;

аргументировать свои ответы и приводить примеры.

Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками: 

дифференцировать части речи;

находить в тексте изученные орфограммы, объяснять их правописание;

различать виды предложений.

Развитие речи:

делить текст на микротемы;

составлять простой и сложный планы;

составлять текст на основе исходного.

7 КЛАСС

Учащиеся должны знать: 

способы группировки орфограмм по основным признакам;

виды грамматических справочников, их назначение;

определения основных орфографических и пунктуационных правил; обосновывать свои ответы и приводить примеры;

Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

самостоятельно составлять простейшие схемы, алгоритмы;

дифференцировать части речи;

целесообразно использовать различные виды грамматических справочников, словарей; находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. 

Развитие речи: 

строить текст - рассуждение: 10

аргументировать свои высказывания;

уметь описать внешность человека, его характер, последовательно описывать трудовые процессы;

выразительно читать прозаический и стихотворный текст.

8 КЛАСС

Учащиеся должны знать:

- понятия основных разделов языка;

- теоретические сведения по синтаксису и пунктуации.

Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

различать части речи;

находить в тексте обособленные члены предложения (определения, приложения, обстоятельства, дополнения; вводные слова, обращение и т.д.);

отличать неполные предложения от односоставных;

правильно ставить знаки препинания в простом предложении, осложненном обособленными членами, однородными членами, прямой речью, обращением, вводными словами и предложениями и др.

Развитие речи:

строить устное и/или письменное высказывание в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи;

строить устное и/или письменное высказывание (текст) на морально нравственную тему;

определять микротемы в тексте;

знать основные способы компрессия текста.

9 КЛАСС

 Учащиеся должны знать:

понятия основных разделов языка;

теоритические сведения основных разделов русского языка;

орфографические и пунктуационные правила.

Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

 отличать ПП от СП;

определять виды ССП, СПП;

отличать ССП, СПП, БСП;

правильно ставить знаки препинания в сложном предложении.

Развитие речи: 

строить устное и/или письменное высказывание в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи;

 строить устное и/или письменное высказывание (текст) на морально нравственную тему;

определять микротемы в тексте;

знать основные способы компрессии текста.

В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются индивидуальные достижения учащихся в образовательной и вне образовательной деятельности; мониторинги; анализ результатов, полученных в ходе мониторинга

МЕСТО КУРСА «КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»

В УЧЕБНОМ (БАЗИСНОМ) ПЛАНЕ

 Проведение коррекционных занятий по русскому языку на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объѐме 170 часов, в том числе: в 5 классе – 34 ч., в 6 классе - 34 ч., в 7 классе-34 ч., в 8 классе - 34 ч., в 9 классе - 34 ч.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

5 КЛАСС

 № п/п Раздел Количество часов

1. Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 6

2. Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 11

3. Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 7

4. Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 3

5. Раздел 5. Развитие речи 7

Всего: 34

6 КЛАСС

№ п/п Раздел Количество часов 1.

Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 5 2.

Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 12 3.

Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 9 4.

Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 4 5.

Раздел 5. Развитие речи 4

Всего: 34

7 КЛАСС

№ п/п Раздел Количество часов 1.

Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 6

2. Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 9 3.

Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 10

4. Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 3 5.

Раздел 5. Развитие речи 6 Всего: 34

8 КЛАСС

№ п/п Раздел Количество часов 1.

Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 6 2.

Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 7 3.

Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 11 4.

Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 2 5.

Раздел 5. Развитие речи 6

Всего: 34

 

9 КЛАСС

 № п/п Раздел Количество часов 1.

Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 6 2.

Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 4 3.

Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 9 4.

Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 4 5.

Раздел 5. Развитие речи 12

Всего: 34

СОДЕРЖАНИЕ

5 КЛАСС

Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 

Выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с ОВЗ. Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков.

Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 

Фонетика. Морфемика. Орфограмма. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Самостоятельные и служебные части речи. Различение частей речи. Имя существительное. Морфологические признаки. Имя прилагательное. Морфологические признаки. Глагол. Морфологические признаки. Грамматические разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.

Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 

Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание разделительных Ъ и Ь, предлогов со словами. Правописание окончаний имѐн существительных, имѐн прилагательных, глагола. Правописание -тся, -ться, написание не с глаголом. Индивидуальная работа по результатам диагностики.

Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 

Знаки препинания при обращении и прямой речи. Фонетика. Правописание приставок на з-с. Правописание гласных в корне слова: чередующиеся гласные.

Раздел 5. Развитие речи 

Текст. Составление текстов различных типов речи и стилей. Словообразование. Обогащение активного словарного запаса: работа с синонимами, антонимами. Синтаксис, синтаксические конструкции. Умение пользоваться различными словарями.  

6 КЛАСС

 Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 

Выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с ЗПР. Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков.

Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 

Фонетика. Морфемика. Орфография. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Дифференцирование частей речи и их грамматических категорий. Грамматические разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.

Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 

Правописание окончаний имѐн существительных и прилагательных, глагола. Правописание гласных в корне. Простое предложение. Тире в простом предложении. Простые предложения с однородными членами и обобщающим словом. Знаки препинания. Сложное предложение. Знаки препинания при обращении и прямой речи. Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики.

Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 

Правописание чередующихся гласных в корне о/а. Правописание приставок пре-, при-. Правописание числительных. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях, не с частями речи.

Раздел 5. Развитие речи

Деление текста на микротемы. Простой и сложный план. Пересказ по плану. Компрессия. Виды компрессии. Расширение словарного запаса по темам «Описание помещения» и «Описание пейзажа». Умение употреблять в речи прилагательные. Работа над выразительным чтением прозаического и поэтического текстов.  

7 КЛАСС

Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету Выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с ЗПР. Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков.

Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 

Орфограммы, их группировка по опознавательным признакам. Составление схем, алгоритмов. Упражнения в дифференциации частей речи и орфографических правил. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Грамматические разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.

Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 

Правописание окончаний, суффиксов имѐн существительных, прилагательных, глагола. Правописание имѐн числительных. Знаки препинания в ПП, СП и при прямой речи. Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики.

Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 

Глаголы и разноспрягаемые глаголы. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Знаки препинания при причастном и деепричастном обороте. Слитное написание союзов зато, тоже, также, чтобы. Правописание наречий и предлогов.

Раздел 5. Развитие речи 

Расширение словарного запаса по темам «Черты характера человека», «Описание внешности человека», «Описание процессов труда». Составление текстов с типом речи – рассуждение. Работа над выразительным чтением прозаического и поэтического текста.

8 КЛАСС

Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 

Выявление знаний, умений, навыков учащихся по грамматике и правописанию. Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков.  

Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 

Систематизация и обобщение знаний по орфографии. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Морфологические признаки различных частей речи. Обособленные члены предложения. Упражнения в дифференциации частей речи, орфограмм и пунктограмм. Грамматические разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.

Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 

Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Знаки препинания в простом предложении: тире, однородные члены, обобщающее слово. Обособленные предложения.

Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 

Словосочетание. Способы связи в словосочетании. Обособленные определения, обстоятельства и дополнения. Знаки препинания. Приложение. Неполные предложения. Отличие неполных предложений от односоставных.

Раздел 5. Развитие речи 

Расширение активного словарного запаса. Совершенствование умения строить устное и/или письменное высказывание (текст) в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи. Совершенствовать умение строить устное и/или письменное высказывание (текст) в различных жанрах: изложение, сочинение. Микротемы в тексте. Компрессия текста. Сочинение- рассуждение на морально-нравственную тему. Композиция сочинения.  

9 КЛАСС

Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 

Выявление знаний, умений, навыков учащихся по грамматике и правописанию. Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков.

Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 

Систематизация и обобщение знаний по орфографии. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Упражнения в дифференциации видов предложений. Грамматические разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.

Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 

Виды предложений. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Осложнѐнные предложения.

Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 

Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания. Сложносочиненные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложноподчинѐнных предложениях. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

5. Развитие речи 

Расширение активного словарного запаса. Совершенствование умения строить устное и/или письменное высказывание (текст) в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи. Совершенствовать умение строить устное и/или письменное высказывание (текст) в различных жанрах: изложение, сочинение. Микротемы в тексте. Компрессия текста. Сочинение- рассуждение на морально-нравственную тему. Композиция сочинения.  

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс  (34 часа)

урока

Тема, содержание урока

Примечание

1

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Правописание непроверяемых безударных гласных и согласных в корне слова

2

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

3

Разделительные Ъ и Ь знаки.

4

Текст. Тема текста. Основная мысль текста.

5

Глагол. Повторение изученного в 1 – 4 классах.

Правописание глаголов. ТЬСЯ – ТСЯ в глаголах

6

Личные окончания глаголов.

7

НЕ с глаголами.

8

Имя существительное. Безударные гласные в окончаниях существительных.

9

Имя прилагательное. Безударные гласные в окончаниях прилагательных.

10

Местоимение.

11

 Синтаксис. Пунктуация.

Словосочетание. Разбор словосочетания

12

Предложение.

Виды предложений по цели высказывания

13

Сказуемое.

Тире между подлежащим и сказуемым.

14

Нераспространенные и распространенные предложения.

15

Второстепенные члены предложения.

Дополнение.

16

Определение.

17

Обстоятельство.

18

Однородные члены предложения.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

19

Предложения с обращениями.

20

Синтаксический разбор простого предложения.

Пунктуационный разбор простого предложения

Простые и сложные предложения.

Синтаксический разбор сложного предложения.

21

Прямая речь.

Диалог.

22

Фонетика.

Гласные звуки.

Согласные звуки.

Согласные твердые и мягкие.

Согласные звонкие и глухие.

Фонетический разбор слова.

23

Слово и его лексическое значение.

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значение слов.

Омонимы. Антонимы. Синонимы.

24

Морфема – наименьшая значимая часть слова.

Изменение и образование слов.

Окончание.

Основа слова.

25

Приставка. Суффикс.

26

Морфемный разбор слова.

27

Чередование звуков.

Беглые гласные.

28

Чередование О-А в корнях РАСТ-РАЩ-РОС.

29

Чередование О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ.

30

Правописание гласных и согласных в приставках

Буквы З-С на конце приставок.

31

Буквы О- Ё после шипящих в корне.

32

Буквы И-Ы после Ц.

33

Развитие речи. Работа с текстом.

34

Развитие речи. Работа с текстом.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс (34 часа)

урока

Тема, содержание урока

Примечание

1

Повторение изученного в 5 классе

Орфограммы в корнях и окончаниях слов

2

Словосочетание

3

Предложение

4

Части речи

5

Стили речи

6

Лексика и фразеология

7

Фразеологизмы

8

Словообразование

9

Р.Р. Описание помещения

10

Буквы о-а в корнях кос-кас

11

Буквы о-а в корнях гор-гар

12

Буквы ы-и после приставок

13

Приставки пре-при

14

Соединительные о-е в сложных словах

15

Сочинение по картине

16

Имя существительное.

17

НЕ с существительными

18

Суффиксы существительных

19

Гласные о-ё после шипящих

20

Имя прилагательное

21

Разряды прилагательных

22

НЕ с прилагательными

23

Буквы о-ё после шипящих и ц

24

Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных

25

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных

26

Глагол

27

Наклонения глаголов. Безличные глаголы

28

Имя числительное. Склонение числительных

29

Местоимение. Разряды местоимений

30

Р.Р.Изложение

31

Повторение изученного

32

Р.Р. Сочинение-рассуждение

33

Р.Р. Работа с текстом.

34

Подготовка к итоговой работе

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс (34 ч)

занятия

Тема, содержание урока

Примечание

1

Повторение изученного в 6 классе

Синтаксис. Синтаксический разбор.

2

Пунктуация. Пунктуационный разор

3

Лексика и фразеология

4

Фонетика и орфография

5

Словообразование и орфография.

6

Тексты и стили

7

Морфология и орфография

8

Причастие как часть речи

9

Склонение причастий

10

Причастный оборот

11

Действительные и страдательные причастия

12

Одна и две буквы Н в причастиях

13

НЕ с причастиями

14

Деепричастие как часть речи

15

Деепричастный оборот

16

НЕ с деепричастиями

17

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

18

Наречие как часть речи

19

Разряды и степени сравнений наречий

20

НЕ с наречием. Отрицательные наречия

21

Одна и две буквы Н в наречиях

22

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий

23

Буквы О и А на конце наречий

24

Дефис между частями слова в наречиях

25

Мягкий знак на конце наречий

26

Служебные части речи.

Предлог

27

Слитное и раздельное написание предлогов

28

Союз

Простые и составные союзы.

29

Сочинительные союзы.

Подчинительные союзы

30

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато

31

Частица

Разряды частиц

32

Раздельное и дефисное написание частиц

33

Подготовка к итоговой контрольной работе

34

Работа над ошибками

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс (34ч)

урока

Тема, содержание урока

Примечание

1

Знаки препинания в сложном предложении

2

Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных

3

НЕ с разными частями речи

4

Р.Р. Изложение

5

Словосочетание

6

Грамматическая основа предложения

7

Р.Р. Описание памятника культуры

8

Сказуемое простое и составное

9

Второстепенные члены предложения

10

Р.Р. Сочинение. Характеристика человека

11

Односоставные предложения

12

Односоставные предложения

13

Р.Р. Сочинение-рассуждение

14

Однородные члены предложения

15

Осложнённые предложения

16

Р.Р. Изложение с элементами сочинения

17

Обобщающие слова при однородных членах

18

Обособленные определения

19

Обособленные приложения

20

Обособленные обстоятельства

21

Уточняющие члены предложения

22

Р.Р. Сочинение-рассуждение

23

Обращение

24

Вводные слова

25

Вводные слова

26

Р.Р. Сжатое изложение

27

Прямая и косвенная речь

28

Цитата

29

Р.Р. Изложение

30

Р.Р.Изложение

31

Повторение изученного

32

Р.Р. Сочинение-рассуждение

33

Р.Р. Работа с текстом.

34

Подготовка к итоговой работе

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс (34 ч)

занятия

Тема, содержание урока

Примечание

1

Повторение изученного в 8 классе

Синтаксис. Синтаксический разбор.

2

Пунктуация. Пунктуационный разор

3

Тексты и стили

4

Словосочетание и предложение

5

Грамматическая основа предложений

6

Предложения с обособленными членами

7

Обращение. Вводные слова

8

Сложное предложение

9

Союзные и бессоюзные сложные предложения

10

Р.Р. Сочинение

11

Сложносочинённые предложения

12

Сложносочинённые предложения

13

Сложносочинённые предложения

14

Сложносочинённые предложения

15

Р.Р. Сочинение-описание

16

Изложение

17

Изложение

18

Изложение

19

Сложноподчинённое предложение

20

Сложноподчинённое предложение

21

Сложноподчинённое предложение

22

Сложноподчинённое предложение

23

Сложноподчинённое предложение

24

Изложение

25

Изложение

26

Изложение

27

Бессоюзные сложные предложения

28

Бессоюзные сложные предложения

29

Сложные предложения с различными видами связи

30

Изложение

31

Изложение

32

Изложение

33

Подготовка к итоговой контрольной работе

34

Работа над ошибками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку в коррекционном классе

Программа индивидуально-групповых занятий в коррекционном классе VII вида по русскому языку....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 6 классе «Тексты малой формы»

1.    Рабочая программа составлена на основе пособия             Никитиной Е.И. Уроки развития речи: К учебному пособию «Русс...

Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку для 9 класса

Предлагаемая программа углубляет изучение базового курса русского языка и позволяет школьникам получить дополнительную подготовку для сдачи ОГЭ. Спецкурс построен на принципах обобщения и систематизац...

Рабочая программа курса "Индивидуально-групповые занятия по русскому языку" для 7 класса

Рабочая программа курса "Индивидуально-групповые занятия по русскому языку" для 7 класса позволяет дифференцированно подходить к дополнительным занятиям с обучающимися....

Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку для 9 класса

Программа подготовки 9 класса к ОГЭ по русскому языку...

Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 8 классе

Настоящая программа предназначена для организации индивидуально-групповой работы  c учащимися 8 класса.  Курс эффективен для устранения пробелов в  знаниях по предмету, потому что ИГЗ ...