Адаптированная рабочая программа индивидуальных и групповых занятий по русскому языку 5-9 классы
рабочая программа по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Учащиеся в коррекционных классах в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (задержка психического развития) не всегда могут освоить программный материал по русскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом, Учащиеся работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями.
Настоящая рабочая программа составлена на основе адаптированной рабочей программы по русскому языку, являющейся частью адаптированной основной образовательной программы МБОУ «Школа–интернат №1», и предназначена для проведения коррекционных занятий по русскому языку в 5-9 классах. Особенности построения программы заключаются в логике построения учебного материала, адаптированного под рабочую программу по русскому языку для учащихся, выборе используемого дидактического материала в зависимости от коррегируемых недостатков, систематизировании занятий для прочного усвоения материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 1 с наличием интерната» города Сарова Нижегородской области
Адаптированная рабочая программа
индивидуальных и групповых занятий
по русскому языку
5-9 классы
Программу составила учитель русского языка и литературы: М.М.Шанина
г. Саров 2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учащиеся в коррекционных классах в силу своих индивидуальных психофизических особенностей (задержка психического развития) не всегда могут освоить программный материал по русскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных школ, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным словарным запасом, Учащиеся работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются отдельные приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями.
Однако задача образовательного учреждения
- создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности. Учитывая, что новые элементарные навыки вырабатываются у таких учащихся крайне медленно, то для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому программа даѐт дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по русскому языку.
Настоящая рабочая программа составлена на основе адаптированной рабочей программы по русскому языку, являющейся частью адаптированной основной образовательной программы МБОУ «Школа–интернат №1», и предназначена для проведения коррекционных занятий по русскому языку в 5-9 классах. Особенности построения программы заключаются в логике построения учебного материала, адаптированного под рабочую программу по русскому языку для учащихся, выборе используемого дидактического материала в зависимости от коррегируемых недостатков, систематизировании занятий для прочного усвоения материала. В рабочей программе курс каждого класса представлен разделами:
1. Диагностика навыков учащихся по предмету Цель раздела – выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с задержкой психического развития. Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков.
2. Коррекция грамматико-аналитических навыков Цель раздела – систематизация знаний, умений и навыков учащихся по предмету. Приоритетом является практическая деятельность учащихся: упражнения, задания, связанные с работой по схемам, таблицам, алгоритмам, инструкциям и др. Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
3. Восполнение пробелов в знаниях Цель раздела - выявление и восполнение пробелов в усвоении материала школьниками. Работа проводится в тесной связи с развитием познавательной деятельности учащихся, при целенаправленной организации речевой, практической и мыслительной активности. Приоритетом является практическая деятельность учащихся(выполнение упражнений, составление алгоритмов, схем, таблиц, комплексный анализ текста, устное комментирование с целью предупреждения ошибок), а также формирование навыков самоконтроля.
4. Пропедевтика изучения трудных тем Цель раздела - использование и систематизация имеющихся знаний и теоретических сведений для усвоения трудных тем. Работа по пропедевтике и повторению понятий, языковых явлений, которая учитывает индивидуальные возможности обучающихся, объѐм усвоения ими не только понятийного аппарата предмета «Русский язык», но сложности, возникающие в процессе усвоения и закрепления новых знаний и степени самостоятельности выполнения упражнений, заданий.
5. Развитие речи Цель раздела – развитие и обогащение активного словарного запаса учащихся, развитие устной и письменной связной речи, которая включает работу, направленную на уточнение значений слов, имеющихся у детей в активном запасе. Дальнейшее обогащение словарного запаса происходит как путем накопления новых слов разных частей речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования. Обогащение словарного запаса при помощи различных способов словообразования – это важный момент в работе по развитию речи учащихся с задержкой психического развития, потому что такая работа развивает способность восприятия и умение различать значимые части слова, формирует наблюдательность, умения выделять и сравнивать различные элементы в словах, что, в свою очередь, влияет на развитие орфографической зоркости, помогает восполнять пробелы в знаниях. В лексический словарь школьников необходимо вводить слова не только различных самостоятельных частей речи, но и служебные, так как данные слова выполняют свою функцию и без них невозможно овладеть структурой различных типов предложений. Развитие речи учащихся направлено и на совершенствование грамматического оформления речи: использование в речи словосочетаний, связи слов в предложении, моделей различных синтаксических конструкций.
ВКЛАД ПРЕДМЕТА«КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
В ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Исходным принципом для определения целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе комплексной диагностики и оценки резервов потенциальных возможностей учащихся, исходя из понятия «зона ближайшего развития». Выбор оптимальных средств и приемов коррекционно-педагогического воздействия невозможен без всестороннего и глубокого изучения причин затруднений, возникающих у обучаемых при освоении учебной программы. Коррекционные занятия проводятся по мере выявления индивидуальных пробелов в знаниях (именно поэтому в основу распределения тем положен принцип помесячного планирования). Изучение индивидуальных трудностей усвоения учебной программы учащимися позволяет планировать сроки коррекционной работы.
Цель программы – повышение общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, групповая и индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию учебного материала и создание условий успешности.
Задачи данной программы подразделяются на образовательные ,развивающие и воспитательные.
К образовательным задачам относятся: коррекция грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков; систематизация знаний, умений и навыков учащихся по основным разделам русского языка; восполнение пробелов в знаниях; пропедевтика изучения трудных тем; обогащение и расширение активного словарного запаса учащихся; формирование умения строить связный устный и/или письменный текст разных типов и стилей речи; формирование умения сознательно пользоваться предложением для выражения своих мыслей; формирование положительной мотивации к обучению.
Коррекционно-развивающие задачи включают в себя: развитие общеинтеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, обобщение, группировка, классификация; развитие мышления (словесно-логического, образного, творческого), памяти (вербальной, зрительной), воображения, произвольного внимания; развитие активного словарного запаса, умения строить связный устный и/или письменный текст разных типов и стилей речи; развитие универсальных учебных действий, таких как работа с книгой, справочной литературой, текстом, статьѐй, параграфом и т.д.
К основным воспитательным задачам курса «Коррекционные занятия по русскому языку» относятся воспитание любви к русскому языку, слову, языковой культуре; формирование и развитие навыков самоконтроля, самооценки, саморегуляции.
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Коррекционные занятия подразделяются на групповые и индивидуальные. В основе формирования групп лежит коррегируемый принцип нарушения (или группа нарушений), определяемый выпиской МППК. Приоритетом является практическая деятельность. В начале, середине и в конце учебного года необходимо провести диагностику навыков учащихся по предмету: наличие знаний, навыков, умений по основным разделам программы. Формы проведения этих занятий могут быть следующими: собеседование, диктант, контрольное списывание, тест, творческая работа, выполнение задания по инструкции/образцу, грамматический разбор, работа с словарѐм, справочной литературой, письмо по памяти.
Продолжительность занятия на долю каждого ученика приходится 0,5учебного часа, поскольку занятия ведутся индивидуально и в подгруппах (2-5учащихся). Группы формируются на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков. Индивидуальные занятия должны быть максимально направлены на развитие общеинтеллектуальных и общеучебных знаний, умений и навыков ученика.
Индивидуальные коррекционные занятия учитель проводит по мере выявления у учащихся индивидуальных проблем в развитии, отставании в обучении. Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении.
Периодически на индивидуальные занятия привлекаются дети, не усвоившие материал вследствие пропусков из-за болезни либо из-за психофизического состояния (чрезмерная возбудимость или заторможенность) во время уроков. В целом коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности.
Принципы, на которых базируется программа, включают в себя учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся с ОВЗ; уважение к результатам деятельности обучающихся в сочетании с разумной требовательностью; комплексный подход при разработке занятий с учетом развития предметных, метапредметных и личностных результатов освоения обучающимися учебного предмета «Русский язык»; вариативность содержания и форм проведения занятий; научность, связь теории и практики; преемственность; наглядность; систематичность и последовательность; прочность полученных знаний; активность и сознательность обучения.
При проведении коррекционных занятий возможно использование следующих методов и форм обучения: элементы диалоговой, игровой ,проблемной технологий; элементы развивающего обучения; диалог, беседа, проблемные задания, наблюдение, рассказ, выполнение творческих работ, упражнения, практикумы, работа с текстом, работа с иллюстративным материалом, анализ языкового материала, разного рода конструирование, работа с алгоритмами, работа с таблицей, тренинг, работа с учебником, грамматические разборы, работа с опорным материалом, работа со справочной литературой, изложение (сжатое, подробное, выборочное), тест и др..
На коррекционных занятиях применяются современные технологии обучения: коррекционная, эвристическая, социокультурно-адаптивная, здоровьесберегающая, технология обучения в сотрудничестве, ИКТ ипроектная методика, игровые технологии, позволяют интенсифицировать процесс обучения и сделать его более увлекательным и эффективным.
Программа также предусматривает другие варианты дидактико технологического обеспечения учебного процесса: таблицы, раздаточный материал, тестовые задания, видеофильмы, лингвистические справочники и словари.
В процессе проведения коррекционных занятий целесообразно использовать следующие виды и формы контроля: ▪входной, промежуточный, итоговый, в задачи которых входит: входной контроль – выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с задержкой психического развития; формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков; ▪промежуточный контроль– установление фактического уровня теоретических знаний учащихся, их практических умений и навыков; соотнесение результатов промежуточного контроля с результатами входного с целью дальнейшей коррекции образовательного маршрута учащегося; ▪итоговый контроль– диагностика знаний, умений учащихся после прохождения всего курса индивидуально-коррекционных занятий; соотнесение результатов итогового контроля с результатами входного с целью дальнейшей коррекции образовательного маршрута учащегося; выявление динамики.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Личностными результатами освоения программы являются: ▪воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей эстетической принадлежности, знание истории языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; ▪понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качествличности; его значения в процессе получения школьного образования; ▪осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; ▪достаточный объѐм словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности:
▪адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
▪владение разными видами чтения;
▪адекватное восприятие на слух текстов различных стилей и жанров;
▪способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
▪владение приѐмами отбора и систематизации материалов на определѐнную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, еѐ анализ и отбор;
▪умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
▪способность определять цели предстоящей учебной деятельности(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
▪умение воспроизводить прослушанный текст с разной степенью свѐрнутости; ▪
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учѐтом замысла, адресата и ситуации общения;
▪способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
▪соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
▪способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого общения;
способность оценивать свою речь с точки зрения еѐ содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочѐты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
▪умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
▪умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
▪владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
▪умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
▪умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
▪умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
▪умение осознанно использовать речевые средства в соответствии и задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
▪применение приобретѐнных знаний, умений и навыков в повседневной жизни. В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются индивидуальные достижения учащихся в образовательной и вне образовательной деятельности; мониторинги; анализ результатов, полученных в ходе мониторинга.
Предметные результаты выражаются в следующем:
5 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
▪определения основных разделов русского языка;
▪определения частей речи;
▪определения орфографических и пунктуационных правил;
▪аргументировать свои ответы и приводить примеры.
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
▪делать грамматические разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический;
▪находить в словах орфограммы;
▪определять и различать части речи;
▪определять морфологические признаки имѐн существительных, прилагательных; ▪определять морфологические признаки глагола;
▪выделять знаками препинания обращения и прямую речь.
Развитие речи:
▪составлять тексты различных типов речи и стилей;
▪пользоваться различными словарями.
6 КЛАСС
Учащиеся должны з н а т ь:
▪порядок грамматического разбора;
▪морфологические признаки изученных частей речи;
▪определения орфографических и пунктуационных правил;
▪определение «компрессия», виды компрессии текста;
▪аргументировать свои ответы и приводить примеры.
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
▪дифференцировать части речи;
▪находить в тексте изученные орфограммы, объяснять их правописание;
▪различать виды предложений.
Развитие речи:
▪делить текст на микротемы;
▪составлять простой и сложный планы;
▪составлять текст на основе исходного.
7 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
▪способы группировки орфограмм по основным признакам;
▪виды грамматических справочников, их назначение;
▪определения основных орфографических и пунктуационных правил; обосновывать свои ответы и приводить примеры;
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
▪самостоятельно составлять простейшие схемы, алгоритмы;
▪дифференцировать части речи;
▪целесообразно использовать различные виды грамматических справочников, словарей; ▪находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами.
Развитие речи:
▪строить текст - рассуждение: 10
▪аргументировать свои высказывания;
▪уметь описать внешность человека, его характер, последовательно описывать трудовые процессы;
▪выразительно читать прозаический и стихотворный текст.
8 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
- понятия основных разделов языка;
- теоретические сведения по синтаксису и пунктуации.
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
▪различать части речи;
▪находить в тексте обособленные члены предложения (определения, приложения, обстоятельства, дополнения; вводные слова, обращение и т.д.);
▪отличать неполные предложения от односоставных;
▪правильно ставить знаки препинания в простом предложении, осложненном обособленными членами, однородными членами, прямой речью, обращением, вводными словами и предложениями и др.
Развитие речи:
▪строить устное и/или письменное высказывание в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи;
▪строить устное и/или письменное высказывание (текст) на морально нравственную тему;
▪определять микротемы в тексте;
▪знать основные способы компрессия текста.
9 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
▪понятия основных разделов языка;
▪теоритические сведения основных разделов русского языка;
▪орфографические и пунктуационные правила.
Учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
▪отличать ПП от СП;
▪определять виды ССП, СПП;
▪отличать ССП, СПП, БСП;
▪правильно ставить знаки препинания в сложном предложении.
Развитие речи:
▪строить устное и/или письменное высказывание в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи;
▪строить устное и/или письменное высказывание (текст) на морально нравственную тему;
▪определять микротемы в тексте;
▪знать основные способы компрессии текста.
В качестве показателей результативности и эффективности коррекционной работы рассматриваются индивидуальные достижения учащихся в образовательной и вне образовательной деятельности; мониторинги; анализ результатов, полученных в ходе мониторинга
МЕСТО КУРСА «КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ»
В УЧЕБНОМ (БАЗИСНОМ) ПЛАНЕ
Проведение коррекционных занятий по русскому языку на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объѐме 170 часов, в том числе: в 5 классе – 34 ч., в 6 классе - 34 ч., в 7 классе-34 ч., в 8 классе - 34 ч., в 9 классе - 34 ч.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 КЛАСС
№ п/п Раздел Количество часов
1. Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 6
2. Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 11
3. Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 7
4. Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 3
5. Раздел 5. Развитие речи 7
Всего: 34
6 КЛАСС
№ п/п Раздел Количество часов 1.
Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 5 2.
Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 12 3.
Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 9 4.
Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 4 5.
Раздел 5. Развитие речи 4
Всего: 34
7 КЛАСС
№ п/п Раздел Количество часов 1.
Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 6
2. Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 9 3.
Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 10
4. Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 3 5.
Раздел 5. Развитие речи 6 Всего: 34
8 КЛАСС
№ п/п Раздел Количество часов 1.
Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 6 2.
Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 7 3.
Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 11 4.
Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 2 5.
Раздел 5. Развитие речи 6
Всего: 34
9 КЛАСС
№ п/п Раздел Количество часов 1.
Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету 6 2.
Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков 4 3.
Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях 9 4.
Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем 4 5.
Раздел 5. Развитие речи 12
Всего: 34
СОДЕРЖАНИЕ
5 КЛАСС
Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету
Выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с ОВЗ. Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков.
Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков
Фонетика. Морфемика. Орфограмма. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Самостоятельные и служебные части речи. Различение частей речи. Имя существительное. Морфологические признаки. Имя прилагательное. Морфологические признаки. Глагол. Морфологические признаки. Грамматические разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.
Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях
Правописание гласных и согласных в корне слова. Правописание разделительных Ъ и Ь, предлогов со словами. Правописание окончаний имѐн существительных, имѐн прилагательных, глагола. Правописание -тся, -ться, написание не с глаголом. Индивидуальная работа по результатам диагностики.
Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем
Знаки препинания при обращении и прямой речи. Фонетика. Правописание приставок на з-с. Правописание гласных в корне слова: чередующиеся гласные.
Раздел 5. Развитие речи
Текст. Составление текстов различных типов речи и стилей. Словообразование. Обогащение активного словарного запаса: работа с синонимами, антонимами. Синтаксис, синтаксические конструкции. Умение пользоваться различными словарями.
6 КЛАСС
Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету
Выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с ЗПР. Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков.
Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков
Фонетика. Морфемика. Орфография. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Дифференцирование частей речи и их грамматических категорий. Грамматические разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.
Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях
Правописание окончаний имѐн существительных и прилагательных, глагола. Правописание гласных в корне. Простое предложение. Тире в простом предложении. Простые предложения с однородными членами и обобщающим словом. Знаки препинания. Сложное предложение. Знаки препинания при обращении и прямой речи. Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики.
Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем
Правописание чередующихся гласных в корне о/а. Правописание приставок пре-, при-. Правописание числительных. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях, не с частями речи.
Раздел 5. Развитие речи
Деление текста на микротемы. Простой и сложный план. Пересказ по плану. Компрессия. Виды компрессии. Расширение словарного запаса по темам «Описание помещения» и «Описание пейзажа». Умение употреблять в речи прилагательные. Работа над выразительным чтением прозаического и поэтического текстов.
7 КЛАСС
Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету Выявление знаний, умений, навыков учащихся по основным разделам предмета и в соответствии с программными требованиями, предъявляемыми к учащимся с ЗПР. Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков.
Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков
Орфограммы, их группировка по опознавательным признакам. Составление схем, алгоритмов. Упражнения в дифференциации частей речи и орфографических правил. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Грамматические разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.
Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях
Правописание окончаний, суффиксов имѐн существительных, прилагательных, глагола. Правописание имѐн числительных. Знаки препинания в ПП, СП и при прямой речи. Индивидуальная работа по результатам педагогической диагностики.
Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем
Глаголы и разноспрягаемые глаголы. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Знаки препинания при причастном и деепричастном обороте. Слитное написание союзов зато, тоже, также, чтобы. Правописание наречий и предлогов.
Раздел 5. Развитие речи
Расширение словарного запаса по темам «Черты характера человека», «Описание внешности человека», «Описание процессов труда». Составление текстов с типом речи – рассуждение. Работа над выразительным чтением прозаического и поэтического текста.
8 КЛАСС
Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету
Выявление знаний, умений, навыков учащихся по грамматике и правописанию. Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков.
Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков
Систематизация и обобщение знаний по орфографии. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Морфологические признаки различных частей речи. Обособленные члены предложения. Упражнения в дифференциации частей речи, орфограмм и пунктограмм. Грамматические разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.
Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях
Главные и второстепенные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Знаки препинания в простом предложении: тире, однородные члены, обобщающее слово. Обособленные предложения.
Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем
Словосочетание. Способы связи в словосочетании. Обособленные определения, обстоятельства и дополнения. Знаки препинания. Приложение. Неполные предложения. Отличие неполных предложений от односоставных.
Раздел 5. Развитие речи
Расширение активного словарного запаса. Совершенствование умения строить устное и/или письменное высказывание (текст) в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи. Совершенствовать умение строить устное и/или письменное высказывание (текст) в различных жанрах: изложение, сочинение. Микротемы в тексте. Компрессия текста. Сочинение- рассуждение на морально-нравственную тему. Композиция сочинения.
9 КЛАСС
Раздел 1. Диагностика навыков учащихся по предмету
Выявление знаний, умений, навыков учащихся по грамматике и правописанию. Формирование групп на основе сходства у обучающихся коррегируемых недостатков.
Раздел 2. Коррекция грамматико-аналитических навыков
Систематизация и обобщение знаний по орфографии. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Упражнения в дифференциации видов предложений. Грамматические разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.
Раздел 3. Восполнение пробелов в знаниях
Виды предложений. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в сложном предложении. Осложнѐнные предложения.
Раздел 4. Пропедевтика изучения сложных тем
Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания. Сложносочиненные предложения с различными видами связи. Знаки препинания в сложноподчинѐнных предложениях. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
5. Развитие речи
Расширение активного словарного запаса. Совершенствование умения строить устное и/или письменное высказывание (текст) в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи. Совершенствовать умение строить устное и/или письменное высказывание (текст) в различных жанрах: изложение, сочинение. Микротемы в тексте. Компрессия текста. Сочинение- рассуждение на морально-нравственную тему. Композиция сочинения.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс (34 часа)
№ урока | Тема, содержание урока | Примечание |
1 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. Правописание непроверяемых безударных гласных и согласных в корне слова | |
2 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | |
3 | Разделительные Ъ и Ь знаки. | |
4 | Текст. Тема текста. Основная мысль текста. | |
5 | Глагол. Повторение изученного в 1 – 4 классах. Правописание глаголов. ТЬСЯ – ТСЯ в глаголах | |
6 | Личные окончания глаголов. | |
7 | НЕ с глаголами. | |
8 | Имя существительное. Безударные гласные в окончаниях существительных. | |
9 | Имя прилагательное. Безударные гласные в окончаниях прилагательных. | |
10 | Местоимение. | |
11 | Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание. Разбор словосочетания | |
12 | Предложение. Виды предложений по цели высказывания | |
13 | Сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. | |
14 | Нераспространенные и распространенные предложения. | |
15 | Второстепенные члены предложения. Дополнение. | |
16 | Определение. | |
17 | Обстоятельство. | |
18 | Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. | |
19 | Предложения с обращениями. | |
20 | Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения Простые и сложные предложения. Синтаксический разбор сложного предложения. | |
21 | Прямая речь. Диалог. | |
22 | Фонетика. Гласные звуки. Согласные звуки. Согласные твердые и мягкие. Согласные звонкие и глухие. Фонетический разбор слова. | |
23 | Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Антонимы. Синонимы. | |
24 | Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. Окончание. Основа слова. | |
25 | Приставка. Суффикс. | |
26 | Морфемный разбор слова. | |
27 | Чередование звуков. Беглые гласные. | |
28 | Чередование О-А в корнях РАСТ-РАЩ-РОС. | |
29 | Чередование О-А в корнях ЛАГ-ЛОЖ. | |
30 | Правописание гласных и согласных в приставках Буквы З-С на конце приставок. | |
31 | Буквы О- Ё после шипящих в корне. | |
32 | Буквы И-Ы после Ц. | |
33 | Развитие речи. Работа с текстом. | |
34 | Развитие речи. Работа с текстом. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс (34 часа)
№ урока | Тема, содержание урока | Примечание |
1 | Повторение изученного в 5 классе Орфограммы в корнях и окончаниях слов | |
2 | Словосочетание | |
3 | Предложение | |
4 | Части речи | |
5 | Стили речи | |
6 | Лексика и фразеология | |
7 | Фразеологизмы | |
8 | Словообразование | |
9 | Р.Р. Описание помещения | |
10 | Буквы о-а в корнях кос-кас | |
11 | Буквы о-а в корнях гор-гар | |
12 | Буквы ы-и после приставок | |
13 | Приставки пре-при | |
14 | Соединительные о-е в сложных словах | |
15 | Сочинение по картине | |
16 | Имя существительное. | |
17 | НЕ с существительными | |
18 | Суффиксы существительных | |
19 | Гласные о-ё после шипящих | |
20 | Имя прилагательное | |
21 | Разряды прилагательных | |
22 | НЕ с прилагательными | |
23 | Буквы о-ё после шипящих и ц | |
24 | Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных | |
25 | Дефисное и слитное написание сложных прилагательных | |
26 | Глагол | |
27 | Наклонения глаголов. Безличные глаголы | |
28 | Имя числительное. Склонение числительных | |
29 | Местоимение. Разряды местоимений | |
30 | Р.Р.Изложение | |
31 | Повторение изученного | |
32 | Р.Р. Сочинение-рассуждение | |
33 | Р.Р. Работа с текстом. | |
34 | Подготовка к итоговой работе |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс (34 ч)
№ занятия | Тема, содержание урока | Примечание |
1 | Повторение изученного в 6 классе Синтаксис. Синтаксический разбор. | |
2 | Пунктуация. Пунктуационный разор | |
3 | Лексика и фразеология | |
4 | Фонетика и орфография | |
5 | Словообразование и орфография. | |
6 | Тексты и стили | |
7 | Морфология и орфография | |
8 | Причастие как часть речи | |
9 | Склонение причастий | |
10 | Причастный оборот | |
11 | Действительные и страдательные причастия | |
12 | Одна и две буквы Н в причастиях | |
13 | НЕ с причастиями | |
14 | Деепричастие как часть речи | |
15 | Деепричастный оборот | |
16 | НЕ с деепричастиями | |
17 | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | |
18 | Наречие как часть речи | |
19 | Разряды и степени сравнений наречий | |
20 | НЕ с наречием. Отрицательные наречия | |
21 | Одна и две буквы Н в наречиях | |
22 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | |
23 | Буквы О и А на конце наречий | |
24 | Дефис между частями слова в наречиях | |
25 | Мягкий знак на конце наречий | |
26 | Служебные части речи. Предлог | |
27 | Слитное и раздельное написание предлогов | |
28 | Союз Простые и составные союзы. | |
29 | Сочинительные союзы. Подчинительные союзы | |
30 | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато | |
31 | Частица Разряды частиц | |
32 | Раздельное и дефисное написание частиц | |
33 | Подготовка к итоговой контрольной работе | |
34 | Работа над ошибками |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 класс (34ч)
№ урока | Тема, содержание урока | Примечание |
1 | Знаки препинания в сложном предложении | |
2 | Н-НН в суффиксах причастий и прилагательных | |
3 | НЕ с разными частями речи | |
4 | Р.Р. Изложение | |
5 | Словосочетание | |
6 | Грамматическая основа предложения | |
7 | Р.Р. Описание памятника культуры | |
8 | Сказуемое простое и составное | |
9 | Второстепенные члены предложения | |
10 | Р.Р. Сочинение. Характеристика человека | |
11 | Односоставные предложения | |
12 | Односоставные предложения | |
13 | Р.Р. Сочинение-рассуждение | |
14 | Однородные члены предложения | |
15 | Осложнённые предложения | |
16 | Р.Р. Изложение с элементами сочинения | |
17 | Обобщающие слова при однородных членах | |
18 | Обособленные определения | |
19 | Обособленные приложения | |
20 | Обособленные обстоятельства | |
21 | Уточняющие члены предложения | |
22 | Р.Р. Сочинение-рассуждение | |
23 | Обращение | |
24 | Вводные слова | |
25 | Вводные слова | |
26 | Р.Р. Сжатое изложение | |
27 | Прямая и косвенная речь | |
28 | Цитата | |
29 | Р.Р. Изложение | |
30 | Р.Р.Изложение | |
31 | Повторение изученного | |
32 | Р.Р. Сочинение-рассуждение | |
33 | Р.Р. Работа с текстом. | |
34 | Подготовка к итоговой работе |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 класс (34 ч)
№ занятия | Тема, содержание урока | Примечание |
1 | Повторение изученного в 8 классе Синтаксис. Синтаксический разбор. | |
2 | Пунктуация. Пунктуационный разор | |
3 | Тексты и стили | |
4 | Словосочетание и предложение | |
5 | Грамматическая основа предложений | |
6 | Предложения с обособленными членами | |
7 | Обращение. Вводные слова | |
8 | Сложное предложение | |
9 | Союзные и бессоюзные сложные предложения | |
10 | Р.Р. Сочинение | |
11 | Сложносочинённые предложения | |
12 | Сложносочинённые предложения | |
13 | Сложносочинённые предложения | |
14 | Сложносочинённые предложения | |
15 | Р.Р. Сочинение-описание | |
16 | Изложение | |
17 | Изложение | |
18 | Изложение | |
19 | Сложноподчинённое предложение | |
20 | Сложноподчинённое предложение | |
21 | Сложноподчинённое предложение | |
22 | Сложноподчинённое предложение | |
23 | Сложноподчинённое предложение | |
24 | Изложение | |
25 | Изложение | |
26 | Изложение | |
27 | Бессоюзные сложные предложения | |
28 | Бессоюзные сложные предложения | |
29 | Сложные предложения с различными видами связи | |
30 | Изложение | |
31 | Изложение | |
32 | Изложение | |
33 | Подготовка к итоговой контрольной работе | |
34 | Работа над ошибками |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку в коррекционном классе
Программа индивидуально-групповых занятий в коррекционном классе VII вида по русскому языку....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 6 классе «Тексты малой формы»
1. Рабочая программа составлена на основе пособия Никитиной Е.И. Уроки развития речи: К учебному пособию «Русс...
Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку для 9 класса
Предлагаемая программа углубляет изучение базового курса русского языка и позволяет школьникам получить дополнительную подготовку для сдачи ОГЭ. Спецкурс построен на принципах обобщения и систематизац...
Рабочая программа курса "Индивидуально-групповые занятия по русскому языку" для 7 класса
Рабочая программа курса "Индивидуально-групповые занятия по русскому языку" для 7 класса позволяет дифференцированно подходить к дополнительным занятиям с обучающимися....
Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку для 9 класса
Программа подготовки 9 класса к ОГЭ по русскому языку...
Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку для 10 класса
Программа подготовки к ЕГЭ для 10 класса...
Программа индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 8 классе
Настоящая программа предназначена для организации индивидуально-групповой работы c учащимися 8 класса. Курс эффективен для устранения пробелов в знаниях по предмету, потому что ИГЗ ...