РАБОЧАЯ ПРОГРАММА индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 6 классе «Тексты малой формы»
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
1. Рабочая программа составлена на основе пособия Никитиной Е.И. Уроки развития речи: К учебному пособию «Русская речь. 5-7 классы»: 6 кл. – М.: Дрофа, 1999.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igz_russkiy_6_klass.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТАЛЬМЕНСКОГО РАЙОНА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
МКОУ «ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
«Утверждаю» Директор школы ______________Н.Н.Галдак Приказ №__________ от «01» сентября 2013 года |
«Принято» «Согласовано»
Руководитель МО Заместитель директора
_________О.А. Васильева по УВР
протокол № __1__ ______О.А. Васильева
от «_26_»_08_2013 г. «30» 08. 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
индивидуально-групповых занятий
по русскому языку в 6 классе
«Тексты малой формы»
Срок реализации программы: 2013-2014 учебный год
- Рабочая программа составлена на основе пособия Никитиной Е.И. Уроки развития речи: К учебному пособию «Русская речь. 5-7 классы»: 6 кл. – М.: Дрофа, 1999.
Составитель программы:
Жигулина Олеся Валерьевна,
учитель русского языка и литературы
с.Луговое – 2013г.
Пояснительная записка
Актуальность
Проблема общения - одна из самых важных сегодня проблем в различных областях развития общества: это и менеджмент, и социальная и возрастная психология, и теория воспитания… Данная проблема актуальна была всегда, но особое значение она приобретает сегодня. В мире, постоянно меняющемся, необходимы нестандартно мыслящие, творческие люди, умеющие преобразить любую ситуацию.Особое беспокойство общественности вызывает язык молодежи: словарный запас ее часто беден, насыщен штампами, искажениями исконно русских слов, просторечиями и жаргонизмами. А ведь совершенствование связной речи учащихся среднего и старшего звена общеобразовательной школы является неоспоримым фактором, влияющим на дальнейшее гармоничное и всестороннее развитие личности ребенка в целом. Стимулировать развитие речевых умений, веру школьников в собственные силы и успех, способствовать саморазвитию учащихся призвана продуманная, интересная система работы – курс «Тексты малой формы».
Курс “Тексты малой формы” предназначен для учащихся 6 класса и рассчитан на 34 часа.
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
Цели курса: дать понимание общих законов создания мини-текстов, их внутренней логики, выработать навыки написания письменных работ малой формы на любые темы, определённых жанров и разного уровня.
Задачи курса:
- помочь школьникам подняться на новую ступень речевой культуры, научиться более осознанно и свободно пользоваться богатствами родного языка для передачи своих мыслей и чувств;
- работать не только над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент;
- соблюдать совокупность требований к правильной и хорошей речи;
- править написанное;
- развивать речевое чутьё, гибкость и смелость мышления, вызвать стремление быть вдумчивым и проницательным читателем;
- формировать умение мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно, с опорой на анализ текста художественного произведения или жизненный опыт;
- учить критически оценивать чужой и свой опыт, сопоставлять различные точки зрения, убеждать, контролировать свою речь;
- формировать собственный письменный стиль каждого ребёнка;
- выявлять творческие способности у каждого школьника;
- способствовать расширению кругозора, развитию общей культуры, формированию умения работать в коллективе (в паре, в группе), созданию благоприятного психологического климата;
- организовывать дифференцированный подход в обучении школьников;
- помочь ребёнку преодолеть комплексы, справиться со своими коммуникативными проблемами, развивать речь, память, внимание, способствовать становлению характера, умению побороть себя и свои пороки;
- помочь учителю-словеснику раскрыть ученикам красоту и богатство русского языка, показать им его многообразные возможности, приучить детей вдумчиво относиться к слову и побудить к созданию собственных творческих работ.
Дидактические принципы отбора содержания материала:
- научность;
- доступность;
- систематичность;
- целостность.
Содержание курса
Культура речи – 2 часа
Речевые, лексические и грамматические ошибки – 2 часа
Творческие диктанты – 2 часа
Творческие сочинения – 22 часа
Творческие изложения – 2 часа
Тренинги – 4 часа
Учебно-тематический план
Из них | ||||
№ п\п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащихся, ч | Теоретическое обучение, ч | Контрольные работы, практические работы ч |
1 | Коммуникативно-речевая компетенция и культура речи | 2 | 2 | |
2 | Речевые, лексические и грамматические ошибки | 2 | 2 | |
3 | Творческие диктанты | 2 | 2 | |
4 | Творческие сочинения | 22 | 22 | |
5 | Творческие изложения | 2 | 2 | |
6 | Тренинги | 4 | 4 |
Методы обучения и виды деятельности
- эвристическая беседа;
- устные и письменные высказывания
- работа со справочником
- редактирование текстов
- творческое задание
- тренинг
- исследование;
- проблемно-поисковые задания;
- наблюдение;
- лингвистические игры;
- индивидуальные задания.
Тематический поурочный план индивидуально-групповых занятий по русскому языку в 6 классе (34 часа)
№ | тема | Количество часов | Примечания |
1 | Коммуникативно-речевая компетенция. Классификация текстов малой формы. | 1 | |
2 | Культура устной и письменной речи. Классификация речевых ошибок. | 1 | |
3 | Лексические ошибки и их исправление. | 1 | |
4 | Грамматические ошибки и их исправление. | 1 | |
5 | Мини-диктант как начало будущего сочинения. | 1 | |
6 | Мини-текст. Письмо по памяти. | 1 | |
7 | Занимательные необычные диктанты на разные правила. | 1 | |
8 | Изложение-миниатюра с элементами интерпретации текста. | 1 | |
9 | Зарисовки с натуры. | 1 | |
10 | Словесное рисование. | 1 | |
11 | Сочинения малой формы. С чего и как начать? Мини-текст – открытие. | 1 | |
12 | Коллективное сочинение | 1 | |
13 | Подготовительные или спонтанные высказывания школьников. Метафорический тренинг. «Заполни середину». | 1 | |
14 | Мини-текст. Сюжет для небольшого рассказа. | 1 | |
15 | Помоги сказочным героям: «Предложи свою концовку сказки». | 1 | |
16 | Составляем сказку на лингвистическую тему. | 1 | |
17 | «Я чувствую, что я…»(рассказ – фантазия) | 1 | |
18 | Речевые этюды (работа в парах): «В кабинете врача», «Продавец – покупатель» и др. | 1 | |
19 | Визитная карточка | 1 | |
20 | Стиль философских размышлений. Мини-эссе | 1 | |
21 | Социальная реклама | 1 | |
22 | Жанр письма. Мини-сочинение «Письмо родителям» | 1 | |
23 | «Давайте говорить друг другу комплименты», или «Похвальное слово». | 1 | |
24 | Учимся спорить. Мини-диспут, или «Рассказываем с увлечением». | 1 | |
25 | Страницы дневника. «Давайте познакомимся». Самохарактеристика. | 1 | |
26 | Мини-сочинение «А у нас в школе…» (Статья для стенгазеты, для стенда). | 1 | |
27 | Время года… Мини-сочинение о весне на основе готового текста | 1 | |
28 | Лирическая миниатюра «Листик-путешественник» | 1 | |
29 | «Здравствуй, пословица! Привет, поговорка!» Мини-сочинение на основе пословицы | 1 | |
30 | Учимся пересказывать текст. Виды пересказа – сжатый, подробный, творческий (от лица | 1 | |
31 | Формулируем основную мысль. Мини-сочинение на основе фразеологизма (по выбору). | 1 | |
32 | «Веду дневник». (Первые опыты) | 1 | |
33 | Моя точка зрения… Мини-эссе: | 1 | |
34 | Итоговое занятие | 1 |
Ожидаемые результаты
На данных занятиях формируются, прежде всего, коммуникативные умения детей, школьники учатся:
- владеть языком как средством коммуникации;
- быстро реагировать на окружающую обстановку, находить в каждой ситуации нужное решение, убедительный тезис;
- вести диалог в малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнёрами для получения общего продукта;
- занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации, ценностями, целями различные позиции и роли, понимать позиции и роли других людей;
- думать о том, как его слова отзовутся в другом человеке, какие чувства вызовут, будут ли способствовать тому, чтобы гармонизировать межличностные отношения, либо они изначально будут конфликтны;
- составлять собственные, оригинальные мини-тексты на различную тематику;
- учатся устанавливать грамматические связи между словами, развивать внимание и логическое мышление, через слово узнавать и осознавать законы языка, убеждаются в его тонкости, красоте, выразительности, богатстве, и сложности, учатся чувствовать, как живёт слово в сказке, маленьком рассказе, в стихах… как может ранить, обидеть человека или, наоборот, излечить, сделать его счастливым.
Литература для подготовки и проведения курса по русскому языку
«Тексты малой формы»
1. Русский язык. 5-7 классы. Необычные диктанты / сост. С.А. Брагина. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Гаврикова М.Ю., Гаврикова Н.Ю. Говорите красиво! Развитие речи 4-11 классов. – М.: Волгоград: Панорама, 2006.
- Никитина Е.И. Уроки развития речи: К учебному пособию «Русская речь. 5-7 классы»: 6 кл. – М.: Дрофа, 1999.
- Петраковская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: МИРОС-МАИК «Наука/Интерпериодика», 2000. – С. 23, 71-81, 115.
- Петровская С.С. Диктанты по русскому языку. 6 кл. / С.С. Петровская, И.Н. Черников. – М.: Дрофа, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива по русскому языку «Комплексный анализ текста». 11 класс.
Рабочая программа факультатива «Комплексный анализ текста». 11 класс....
Развёрнутое календарно-тематическое планирование по русскому языку 10 класс. Очно-заочная форма обучения.
Развёрнутое календарно-тематическое планирование по русскому языку рассчитано на 204 часа (6 часов в неделю). Согласовано и одобрено методистами МИОО (кафедра филологии).Может быть использовано для ра...
Рабочая программа кружка по русскому языку 8 класс "Трудные вопросы по русскому языку"
Курс предназначен для подготовки обучающихся к итоговой государственной аттестации по русскому языку. Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по п...
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст"
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Слово и текст" составлена с целью подготовки к ОГЭ в 8 классе....
Рабочая программа факультатива по русскому языку "Комплексный анализ текста" (5 класс)
Программа способствует формированию УУД и подготовке к ОГЭ и ЕГЭ...
Рабочая программа факультатива по русскому языку (8 класс) "Диалог с текстом"
Предложенная программа факультативного курса для учащихся 8-го класса отражает потребность школьников в специфических знаниях и умениях, составляющих коммуникативную компетентность, предполагает углуб...
Урок по русскому языку 5 класс Текст-рассуждение
Эти материалы пригодятся для подготовки к уроку по темам: текст, что такое текст, типы текстов, текст-рассуждение....