Методическая разработка урока русского языка в 7 классе.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»
Цель урока: повторить, обобщить, закрепить и систематизировать полученные знания учащихся по теме «Причастие».
Задачи:
1. образовательные: систематизировать знания о причастии как о самостоятельной части речи; закрепить навыки правописания причастий и постановки запятой при причастном обороте; обучаться правильному употреблению в речи причастий и причастных оборотов.
- развивающие: развитие орфографической и пунктуационной зоркости, развитие логического мышления, развитие навыков устной речи учащихся.
- воспитательные: воспитать любовь к родному языку,
уважение к одноклассникам, понимание взаимной ответственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_uroka.docx | 33.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе.
Тема: Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие»
Цель урока: повторить, обобщить, закрепить и систематизировать полученные знания учащихся по теме «Причастие».
Задачи:
1. образовательные: систематизировать знания о причастии как о самостоятельной части речи; закрепить навыки правописания причастий и постановки запятой при причастном обороте; обучаться правильному употреблению в речи причастий и причастных оборотов.
- развивающие: развитие орфографической и пунктуационной зоркости, развитие логического мышления, развитие навыков устной речи учащихся.
- воспитательные: воспитать любовь к родному языку,
уважение к одноклассникам, понимание взаимной ответственности.
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.
Форма урока: урок – путешествие
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, маршрутные листы.
Ход урока.
- Этап. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
Вступительное слово учителя.
- Ребята, на протяжении нескольких уроков мы изучали причастия. Сегодня у нас урок - обобщение по теме «Причастие» (слайд № 1), и я вас приглашаю совершить путешествие по БУШУЮЩЕМУ МОРЮ ПРИЧАСТИЙ (слайд № 2).
Цель нашего путешествия: обобщить все полученные знания о причастии как о части речи. А задачи наши следующие: принимая участие в самых разных видах работы, правильно определять в текстах причастия, отличать их от других частей речи. Кроме того, мы будем продолжать развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, закрепляя навыки правописания причастий и постановки запятой при причастном обороте. Предложенные задания помогут вам не только закрепить полученные знания, но и развивать зрительную, слуховую память, логическое мышление, внимание, а также наблюдать языковые факты, сравнивать и делать соответствующие выводы. И, конечно же, мы будем на уроке вести работу по развитию речи, обучаться правильному употреблению в речи причастий и причастных оборотов. Словом, нам предстоит трудное, но увлекательное путешествие, и я каждому из вас желаю успехов и попутного ветра.
2 этап. Закрепление и обобщение знаний по теме «Причастие»
Учитель: В море Причастий есть различные острова. К ним мы и будем причаливать и пополнять запасы наших знаний. Но вначале мы должны получить маршрутный лист, в котором будет указан наш путь.( учитель раздает каждому ученику маршрутный лист).
( слайд 3). Отправиться в путешествие сможет тот, кто отгадает загадку:
Вот свойство моё обязательное.
Склоняюсь я, как прилагательное,
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
Учитель: Ребята, о чём эта загадка? Правильно, о причастии. Итак, отправляемся в путь! По курсу нашего судна – остров « Морфологические признаки причастия».
Остров «Морфологических признаков причастий» (слайд 4)
Учитель:
-Что обозначает причастие?
Обратимся к словам В.И. Даля «Причастие – это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного» (слайд №5)
- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- А что вам известно о В. И. Дале?
- Чем он знаменит в области языкознания?
- Какие морфологические признаки глагола заключает в себе причастие?
- А какие морфологические признаки прилагательного?
С целью повторения морфологических признаков причастия выполним ряд заданий. Напомню, что выполнять задания вы должны в маршрутном листе.
- ( слайд 6) Выборочный диктант. Из стихотворения Н.Рубцова выпишите причастия с определяемым словом. Определите род, число, падеж.
Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!
В деревне празднуют дождинки,
И на гармонь летят снежинки.
И весь в светящемся снегу,
Лось замирает на бегу
На отдаленном берегу.
Зачем ты держишь кнут в ладони?
Легко в упряжке скачут кони,
И по дорогам меж полей,
Как стаи белых голубей,
Взлетает снег из-под саней...
Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!
- Следующее задание поможет вам пополнить запасы знаний и отправиться в дальнейший путь.
Автобиография причастия. ( слайд 7) Выберите из отрывка любое причастие и напишите его биографию.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
М.Ю. Лермонтов
(Слайд 8) Я, причастие _________________________, происхожу из семьи ___________________ и _____________________________.
Мой отец ( _____________________) оставил мне значение ___________________, _______________________, время, ______________________ вид.
Мать (____________________________) оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________.
Сейчас я стою в форме __________________ рода, _________________ числа и __________________ падежа.
Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство – _______________________________.
Остров «Действительных и страдательных причастий».( слайд 9)
Учитель:
- Итак, ребята, вы правильно определили грамматическое значение причастий, указали морфологические признаки, сумели отличить их от других частей речи. И вот теперь у нас по курсу остров « Действительных и страдательных причастий». Жители острова – Действительные и страдательные причастия. Они вам приготовили задания. Вначале они хотят проверить ваши теоретические знания:
- Чем отличаются действительные причастия от страдательных?
Причастия живут в различных домах, но вот они перепутались и не могут разобраться, куда им идти. Помогите им найти дорогу домой.
Задание: «разобрать» действительные и страдательные причастия по «своим домикам» (слайд 10 )
Дующий ветер, пойманная птица, закрытая дверь, брошенный мяч, спящий ребенок, нескошенный луг, цветущий сад, протекающая река, притягивающий взор, совершивший перелет, расколотые дрова.
Остров «Словообразование причастий». (слайд 11)
Учитель:
Мы причалили к острову «Словообразование причастий». Его жители- глаголы. Но они так любят менять свою одежду, что становятся неузнаваемы. Помогают им в этом слуги – суффиксы. Ваша задача- помочь глаголам «переодеться».
Задание: образуйте от глаголов все возможные формы причастия.( Слайд 12 )
Читать: читающий, читавший, прочитанный, читаемый.
Играть: играющий, игравший, проигранный, играемый
Внимание! По курсу остров « Кратких причастий».(слайд 13)
Учитель: Жители острова объявляют нам условие, выполнив которое мы сможем плыть дальше.
Задание- физкультминутка: выполните действия (слайд 14)
Встаньте.
Голова приподнята, спина выпрямлена, руки на поясе.
Наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад.
Руки разведены в стороны. Повороты туловища вправо, влево.
Поверните голову к окну. Взгляд устремлён вдаль.
Тихонько присядьте на свое рабочее место.
Учитель:
- Выпишите причастия из данных предложений.
-Что это за формы причастий?
-Чем краткие причастия отличаются от полных?
- в какой речи, письменной или устной, чаще встречаются причастия? ( реализация Д\З: понаблюдайте над употреблением причастий в художественном тексте, ответьте на вопрос: Как причастия меняют текст?).
Учитель:
Действительно, употребление причастий и причастных оборотов характерно для письменной речи. Их часто используют поэты и писатели, так как они придают речи образность, выразительность. О значимости причастий в речи говорил гениальный русский поэт А.С. Пушкин: «Причастие обыкновенно избегают в разговоре…Мы говорим, заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом» (слайд 15)
Таким образом, мы убеждаемся ещё раз, что причастия в речи играют большую роль. Но всегда ли мы их правильно употребляем? На этот вопрос вы найдёте ответ на острове «Грамматические нормы»
Остров «Грамматических норм» (слайд 16)
Учитель: Нас встречают суровые жители- Грамматические нормы. Они не любят тех, кто нарушает их порядок.
Задание: Прочтите внимательно предложения, найдите ошибки и запишите в исправленном виде.(слайд 17)
Уважаемые имеющие соседи собак!
Просим вас гулять с животными в местах, отведенные для этой цели.
Не гуляйте с собаками на газонах, цветущихся вокруг нашего дома.
Не портите радуемые глаз зелень и цветы.
Особое внимание обратите на заботливо подметенные тротуары дворником.
Проверка работы.(слайд18)
Уважаемые соседи, имеющие собак!
Просим вас гулять с животными в местах, отведенных для этой цели.
Не гуляйте с собаками на газонах, цветущих вокруг нашего дома.
Не портите зелень и цветы, радующие глаз.
Особое внимание обратите на тротуары, заботливо подметенные дворником.
Учитель:
-Молодцы, ребята, я надеюсь, что после сегодняшнего путешествия вы будете правильно употреблять в своей речи причастия и причастные обороты.
Остров «Орфограмм»
Учитель: Очень коварные жители встречают нас на острове. Они делают жизнь ученика-лентяя невыносимой. Но тех, кто дружен с ними, они награждают «5» и «4». Жители приготовили вам задание. Только выполнив его, каждый сможет возвратиться в порт и отдохнуть от тяжелого путешествия.
Задание: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте пропущенные знаки препинания.
Однажды, возвр…щаясь из Петровского, я заблудился в лесных оврагах. Б…рмотали под к…рнями ручьи, на дне оврага бл…стели маленькие озёра. (Не)подвижный воздух был красноват и горяч… .
Глухие, грохоч…щие (не)ослабева…щие звуки долетали (из)далека, и ветер вдруг прошумевший на поляне донёс брызги дождя.
Приглядевшись, я узнал (не)скоше(н,нн)ый луг над Соротью, песча(н,нн)ый косогор, тропинку ведущую в парк.
Это было Михайловское.
3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель:
Ребята, наше путешествие завершилось, и мы возвращаемся в порт.
- Понравилось ли вам путешествие?
- А что особенно понравилось?
- Вы активно работали?
- А кто был самым активным?
Вашу работу я оцениваю отметками (выставление отметок)
4 этап. Домашнее задание.
Учитель:
И продолжением нашего урока- путешествия будет ваше домашнее задание. Я вам предлагаю написать сочинение-сказку на лингвистическую тему «В удивительном царстве ПРИЧАСТИЙ».
Спасибо за урок.
Приложение.
Маршрутный лист
Участника путешествия по БУШУЮЩЕМУ МОРЮ ПРИЧАСТИЙ: Ф.И._____________________________________________________________
Остров МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ.
- ) Выборочный диктант. Из стихотворения Н.Рубцова выпишите причастия с определяемым словом. Определите род, число, падеж.
Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!
В деревне празднуют дожинки,
И на гармонь летят снежинки.
И весь в светящемся снегу,
Лось замирает на бегу
На отдаленном берегу.
Зачем ты держишь кнут в ладони?
Легко в упряжке скачут кони,
И по дорогам меж полей,
Как стаи белых голубей,
Взлетает снег из-под саней...
Ах, кто не любит первый снег
В замерзших руслах тихих рек,
В полях, в селеньях и в бору,
Слегка гудящем на ветру!
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.Автобиография причастия. Выберите из отрывка любое причастие и напишите его биографию.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
М.Ю. Лермонтов
Я, причастие _________________________, происхожу из семьи ___________________ и _____________________________.
Мой отец ( _____________________) оставил мне значение ___________________, _______________________, время, ______________________ вид.
Мать (____________________________) оставила в наследство вопрос ___________________, свою синтаксическую роль ____________________________, научила изменяться по ________________, _________________, __________________.
Сейчас я стою в форме __________________ рода, _________________ числа и __________________ падежа.
Кроме названных, имею собственное, присущее только мне свойство – _______________________________.
Остров «Действительных и страдательных причастий».
Задание: «разобрать» действительные и страдательные причастия по «своим домикам»
Дующий ветер, пойманная птица, закрытая дверь, брошенный мяч, спящий ребенок, нескошенный луг, цветущий сад, протекающая река, притягивающий взор, совершивший перелет, расколотые дрова.
Действительные Страдательные
___________________ __________________________
___________________ __________________________
___________________ __________________________
___________________ __________________________
____________________ __________________________
Остров «Словообразование причастий».
Задание: образуйте от глаголов все возможные формы причастия.
Читать: ______________________________________________________________________
Играть: ______________________________________________________________________
остров « Кратких причастий».
Голова приподнята, спина выпрямлена, руки на поясе.
Наклоны головы вправо, влево, вперёд, назад.
Руки разведены в стороны. Повороты туловища вправо, влево.
Поверните голову к окну. Взгляд устремлён вдаль.
Тихонько присядьте на свое рабочее место.
Задание: выпишите из предложений краткие причастия
____________________________________________________________________________
Остров «Грамматических норм»
Задание: Прочтите внимательно предложения, найдите ошибки и запишите в исправленном виде.
Уважаемые имеющие соседи собак!
Просим вас гулять с животными в местах, отведенные для этой цели.
Не гуляйте с собаками на газонах, цветущихся вокруг нашего дома.
Не портите радуемые глаз зелень и цветы.
Особое внимание обратите на заботливо подметенные тротуары дворником.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Остров «Орфограмм»
Задание: вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте пропущенные знаки препинания.( задание выполняйте в тексте, не переписывая его!)
Однажды, возвр…щаясь из Петровского, я заблудился в лесных оврагах. Б…рмотали под к…рнями ручьи, на дне оврага бл…стели маленькие озёра. (Не)подвижный воздух был красноват и горяч… .
Глухие, грохоч…щие (не)ослабева…щие звуки долетали (из)далека, и ветер вдруг прошумевший на поляне донёс брызги дождя.
Приглядевшись, я узнал (не)скоше(н,нн)ый луг над Соротью, песча(н,нн)ый косогор, тропинку ведущую в парк.
Это было Михайловское.
Частично использованы материалы других авторов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия
Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.
Тема: Обобщение знаний об имени существительном.Цель урока:Образовательная:· обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...
Методическая разработка урока. Русский язык. 8 класс. Понятие об односоставных предложениях.
Цель урока: 1)углубить общее представление учащихся об односоставных предложениях...
Методическая разработка урока русского языка в классе - комплекте
Урок разработан в технологии модульного обучения....
Методическая разработка урока русского языка 5 класс «Диалог»
разработка урока русского языка "Диалог"...