Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yaz_v_7_kl._n_i_nn_v_prichastiyakh.zip | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Даниловская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка
урока русского языка в 7 классе
«Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.
Н в отглагольных прилагательных»
Автор – составитель:
Рябова И.И.,
учитель русского языка и литературы,
1 квалификационная категория
2012г
Открытый урок русского языка в 7 классе
Тема: Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
Цель:
научить детей отличать страдательные причастия прошедшего времени и отглагольные прилагательные;
формировать навыки написания Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов;
воспитывать в детях взаимопомощь и взаимовыручку.
Задачи:
- Закрепить знание признаков прилагательного и причастия.
- Продолжить формирование навыка отличать причастия от прилагательных, образованных от глаголов.
- Обобщить полученные знания о причастии.
- Использовать полученные знания при написании Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
- Создать условия для активизации ассоциативного и творческого мышления.
- Способствовать созданию психологически комфортного климата для работы на уроке.
- Воспитывать в детях чувство прекрасного.
/Запись на доске
Цель урока: научиться отличать причастия от
прилагательных, образованных от глаголов;
определить условия выбора Н или НН;
формировать навык написания Н и НН./
Оборудование: теннисный мяч, таблицы, тесты, картина, музыка.
- Организация начала урока.
-Здравствуйте, дети!
Садитесь удобно, но правильно. Чувствуйте себя комфортно. Все, что необходимо, я буду объяснять вам в ходе урока, буду направлять вас в нужное русло. Но прежде, чем приступить к изучению новой темы, мне необходимо выяснить, что вы успели узнать о причастии. / Работа по принципу «каша из топора»/
- Повторение, систематизация и обобщение изученного материала.
Показываю теннисный мячик.
-Когда вы встречались с этим предметом именно на уроке русского языка? / на первом уроке изучения причастия/
-Я думаю, он поможет вам достать из глубин вашей памяти всё самое необходимое для урока.
-Назовите признаки мяча по форме: круглый;
величине: маленький;
назначению: теннисный.
-От слов какой части речи образованы эти признаки? /от сущ./
-Какие признаки предмета называют эти слова: постоянные или непостоянные? /постоянные- этот признак можно заменить синонимом или близким по значению выражением/
-Какая это часть речи? /прилагательное /
-Произведем с мячиком некоторые действия.
-Какие признаки приобретает мяч? Какой он? /летящий
падающий
упавший/
-От каких слов образованы эти признаки? /от глаголов/
-Чем эти признаки отличаются от предыдущих? /они стали непостоянными, т.к. могут проявляться во времени, можем заменить схемой «который + глагол»/
-Какая это часть речи? /причастие/
-У какой из этих частей речи могут быть пояснительные, т.е. зависимые слова? / у причастия/
-Дайте определение причастия. / Причастие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию и отвечает на вопросы….)
Составление таблицы «Основные сведения о причастии».
-А сейчас нам необходимо собрать из нескольких параграфов учебника нужную для составления таблицы ИНФОРМАЦИЮ
-Кто это действие совершает? /сам предмет или кто-то, но над ним/
-Назовите эти причастия. /действительные – признак возник в результате действия самого предмета; страдательные – признак возник под действием другого предмета/
-В каком времени могут проявляться эти признаки? /Н и П время/
-Назовите отличительные черты всех этих причастий. /суффиксы/
-Какое условие определяет выбор гласных в суффиксах? /спр.и н.ф./
-Обратите внимание, что перед нами ИНФОРМАЦИЯ из нескольких параграфов учебника.
- Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
-Теперь вся необходимая информация у нас как на ладони, и мы смело можем переходить к изучению новой темы урока.
-Прочитайте еще раз внимательно тему урока, т.к. формулировка большая и, на первый взгляд, трудная.
-Соотнесите нужную нам часть таблицы /СППВ/ с темой урока и скажите у какой ч.р. мы уже можем определить условия выбора Н или НН в суффиксе? /у СППВ – НН/
-Но!..Помните, что бывают и «НО», так что будьте внимательны в течение урока.
-А над чем нам еще надо поработать? С чем мы должны разобраться? / с отглагольными прилагательными,/
-Как вы думаете, чему надо научиться в первую очередь? / см. запись на доске: научиться отличать причастия и отглагольные прилагательные/
-Лучше все познается в сравнении, поэтому проведем небольшую исследовательскую работу и сравним примеры, которые я подобрала вам для того, чтобы достичь поставленных целей.
- Этап усвоения новых знаний путем включения учащихся в исследовательскую деятельность.
(с элементами закрепления нового материала)
1этап. Наши действия:
-Докажем себе ещё раз, что - это действительно причастие, а это- прилагательное;
заменяем: прич.- «который+гл.»;
прил.-синоним или близкое по знач. выраж.
-Определяем вид глагола, от которого образованы слова (сов./несов.).
-Выполняем работу по образцу.
-Ищем отличия у данных причастий и отглагольных прилагательных. (Ассоциация с заданиями в детских журналах «Найди…отличий»)
/Есть З.СЛ. или
нет З.СЛ. или
у ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ признак стал ПОСТОЯННЫМ!/
-СКОЛЬКО Н в причастиях и в прилагательных???
-Не забывайте ВЫДЕЛЯТЬ ОРФОГРАММУ!
(! после обратить внимание на слово РАНЕНЫЙ-оно не соответствует заголовку колонки, т.е. является искл.)
2этап. Наши действия:
-Прочитайте данные примеры, обратите внимание на правильное ударение.
(Попутно задаются вопросы:
-Почему это прич., а это прил.?
-Какое условие указывает на то, что это прич. или прил.?)
-Теперь сами образуйте от данных глаголов причастия и прилагательные, используя те отличия, которые вы нашли на 1 этапе работы.
-СКОЛЬКО Н в причастиях и в прилагательных???
-Не забывайте ВЫДЕЛЯТЬ ОРФОГРАММУ!
3 этап. Наши действия:
-Слов остается меньше, но мы так же должны взять из них необходимую нам информацию. Даже 2 слова: мариновать и маринованные + графическое обозначение орфограммы многое нам дадут. Только будьте внимательны.
-Образуйте от данных глаголов по образцу словосочетания.
-Обратите внимание на то, что выделено графически. /НН/
-Докажите, что вы образовали именно прилагательное.
/Признак постоянный, нет з.сл., нет приставки/.
-А СКОЛЬКО Н? /НН/
-Какое условие, как вы заметили, на это влияет?
( ова/ева)
-Сделайте пометку простым карандашом в графе «Причастие» -Д/з. Заполните эту графу дома.
-Пришло время систематизировать полученные знания и обобщить их в схеме. В неё мы возьмем только ту информацию, которая поможет определить условия выбора Н или НН.
-Какие условия указывают на написание Н?
- //- НН?
-Мы определили условия выбора Н и НН, а как вы думаете, научились ли мы отличать причастия и отглагольные прилагательные?
-Какое отличие самое главное из всех указанных? Затрудняетесь?
-А у меня еще материал для наблюдения есть!!!
(Переверните лист)
-Неужели вся проделанная нами работа напрасна?
-Так какое условие является основным для того, чтобы мы могли отличать причастие и отглагольное прилагательное??? /Только признак: постоянный или непостоянный!/
V. Подведение итогов работы.
- этап. Определить, чем отличаются данные примеры.
Примечание: причастия могут переходить в прилагательные, теряя прямое значение. В этом случае мы не можем их заменить схемой «который + глагол», слово приобретает значение постоянного признака качества.
-Обратимся к учебнику. Написание каких слов необходимо запомнить? /кованый, жеваный – работа с орфографическим словарем/.
-Какое условие является основным для того, чтобы мы могли отличать причастие и отглагольное прилагательное??? /Только признак: постоянный или непостоянный/
-Это необходимо для изучения следующей темы.
-Достигли ли мы поставленных целей покажет ТЕСТ.
VI. Комментирование домашнего задания.
Список литературы
1. Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/ Н.М. Шанский, Т.А. Боброва. — 7-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2004
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.1-4.- М., 1955.
3. Влодавская Е.А. Контрольные и проверочные работы по русскому языку.- М.: Экзамен, 2004
4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации.- М.: Просвещение, 1987
Ресурсы ИНТЕРНЕТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Исследовательская работа на уроках русского языка 5 класс.
Одной из форм реализации 30% инвариантной части учебного плана в соответствии с ФГОС является исследовательская лаборатория.Учебно – исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связа...
Исследовательская работа по русскому языку по теме: «Развитие речи учащихся на уроках русского языка» ( Обобщение собственного опыта).
Развитие речи учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Над данной проблемой я работаю в течение многих лет. За это время накоплен дидактический материал, подготовлены методические ...
Методическая разработка по иностранному языку (2 класс) на тему: Игры на уроках немецкого языка в начальной школе
Методическая разработка по иностранному языку (2 класс) на тему: Игры на уроках немецкого языка в начальной школе...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы. «Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Урочная деятельность. ». 2016-2017 уч.год.
Представлен опыт работы по формированию коммуникативных компетенций в урочной деятельности....
Методический семинар "Исследовательская работа на уроках русского языка как способ формирования метапредметных компетенций"
В настоящее время изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Одна из задач школы сегодня – формирование молодого человека с критическим, нестандартным мышлением, способн...
Мастер –класс «Исследовательская работа на уроках русского языка»
Исследовательская работа на уроках русского языка.Цели,задачи,методы и формы работы....