Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Рябова  Ирина  Ивановна

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  

При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра­бота с ассоциациями. Научившись самостоятельно устанавливать ас­социативные связи между предметами и явлениями, учащиеся  начинают произвольное ассоциирование, что составляет основу мыслительно­го и творческого процессов.

  В состав учебно-методического материала входит:

1. конспект урока

2.рабочий материал урока

3. карточки к уроку

4. презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_razvitiya_rechi_5_klass.zip2.84 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Даниловская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка

урока русского языка в 5 классе

"Сочинение по  картине  

П.П. Кончаловского «Сирень  в  корзине»"

Автор – составитель:

Рябова И.И.,

учитель русского языка и литературы,

1 квалификационная категория

2012г

Организационная информация

Предмет: 

Русский язык

Класс: 

5

Тема урока:              

"Сочинение по  картине  

П.П. Кончаловского «Сирень  в  корзине»"

Автор урока (ФИО, должность)

Рябова  Ирина Ивановна,

учитель русского языка и литературы.

Методическая информация

Тип урока

урок комбинированного типа с применением ИКТ.

Цели урока

  1. подготовить учащихся к описанию картины;
  2. расширить  их  знания  искусствоведческого  характера; формировать умение строить сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные средства;
  3. формировать способность воспринимать и ценить красоту окружающего мира.

Задачи урока

1.научить  учащихся «видеть»  картину,  уметь  собирать  рабочий  материал,  использовать  его  при  написании творческой  работы;

2.помочь учащимся понять, что такое натюрморт, чему он служит;

3.расширить  словарный  запас  оценочной  лексикой;

4.формировать   эстетическое  чувство  прекрасного,  умение видеть  красоту  в  обыденном,  замечать  прелесть  в  хорошо  знакомых  предметах.

Формирование межпредметных связей

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, наглядная презентация учебного материала, содержащая мультимедийные объекты: текст, музыкальное сопровождение, портреты,  репродукции  картин;

репродукция  картины   П.П.  Кончаловского  «Сирень  в  корзине»;

фонограмма  пьесы  С.В. Рахманинова «Сирень».

Место  мультимедиа компонента в структуре и содержании урока.

Пояснения по методике их использования в образовательном процессе.

Мультимедиапрезентация используется на протяжении всего урока и таким образом  повышается  эффективность учебно-воспитательного процесса:

 за счёт активизации восприятия учащихся через использование  звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей;

во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске;

большой объём информации   воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся;

учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления.

Аудиофайл с фонограммой  пьесы  С.В. Рахманинова «Сирень»  служит созданием фона и определённого настроения во время работы учащихся.(  для  погружения  в  тему  урока)

Цели, задачи дидактического материала

Создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений;

развитие  ассоциативного  и  творческого  мышления  учащихся;

формирование умения  видеть и выделять прекрасное.

Создание здоровьесберегающих условий образовательной деятельности учителя и учащихся

Удаётся избежать перегрузки и переутомления ребят, так как чередуются устные и письменные виды работ, создаются игровые моменты. Используются различные способы подачи информации: слово учителя; текст,  который  рассказывает ученица,  мультимедийная презентация.  Момент  физкультминутки   - это  показ  ребятам  техники  изготовления  поделок «торцевание»,  которое  направлено  на    зарядку  для  пальчиков  и  общую  двигательную  активность  ребят.

Структура урока включает следующие этапы:

1. Рассказ о художнике.  Цель его – дать общие сведения о художнике.

2. Беседа по картине.  Цель ее – помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка.

3. Проведение словарно-стилистической работы.  В  процессе беседы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором лексики, необходимой для выражения своих мыслей и чувств. Учащиеся как бы соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений.

4. Составление плана. Цель – помочь учащимся в правильной последовательности описать картину.

5. Использование на уроке музыки, легенды, стихотворений расширяет кругозор учащихся, оказывает влияние на описание картины, усиливает ее эмоциональное восприятие, позволяет сравнивать описание одного и того же предмета, обостряется наблюдательность, стимулируются творческие поиски и появляется желание описать картину красиво.

Подробный конспект урока

1.Организационный  момент.

- Здравствуйте,  ребята! У  нас  на  уроке  гости,  поэтому сегодня  наша  работа  не  останется  незамеченной. Волнение  нам  ни к  чему.  Гостям  мы  рады, и   это  не  помешает  нам  с  вами  работать  в  обычном  рабочем  режиме. Садитесь  правильно,  не  забывайте  про то,  что ваши  спинки  должны  быть красивыми,  прямыми.

-Запишем  число.  

    -Какое  время  года  наступило?  

-Рады  вы  весне? Зима  была  красивая,  морозная,  настоящая,  но  все  мы  немного  устали  от  её  суровости  в  этом  году.  И  рады  яркому  солнышку,  которое  с  каждым  днём  становится  всё  ярче  и теплее.

- А  какое  время  года  у  вас  любимое?

Мотивация учащихся

-Давайте  сегодня  на  уроке  попробуем приблизить  лето. (Закроем  глаза  и  вслушаемся  в  мелодию)

Под музыку   в  класс  входит  девочка,  в  руках у  неё  корзиночка с букетиком сирени.

Читает  стихотворение  М. Бекетовой  «Сирень».

Вставал обыкновенный вешний день,

Парил туман, заря траву косила,

И вспыхнула лиловая сирень

С какой-то неосознанною силой.

Она раскрылась робко, не спеша,

Застенчиво и неохотно вроде,

И вдруг пошла, пошла, пошла

Смеяться и бурлить, как в половодье.

                                           

 Девочка предлагает  учителю: “Какая  замечательная  сирень. Возьмите букетик!”

-Как вы думаете,  ребята,  что  будет  сегодня   предметом  нашего  разговора  на  уроке?  СИРЕНЬ.

“... благоухает сирень, обещает весну, и так сладко, сладко обонять нежный запах и думать о том, что вот уже прошла зима и цветут деревья в радостном блаженстве...”

     Отрывок из рассказа А. Куприна “В зеленом домике отца”.

Аромат  сирени

2.  Сообщение  темы  и  цели  урока

Погружение в тему урока. 

-Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к  описанию сирени, которую нарисовал Петр Петрович Кончаловский.

-Запишите  тему  урока  в  тетрадь: "Сочинение по  картине  

П.П. Кончаловского «Сирень  в  корзине»"

Эпиграф:

“В букете все живет, цветет и радуется”.

Открыть  репродукцию

Постановка целей и задач  урока.

- Сегодня  на  уроке  мы  должны собрать материал и  дома самостоятельно  написать  сочинение

 по  картине  П.П.  Кончаловского  «Сирень в корзине»

-Мы  будем учиться:

  • собирать  рабочий  материал;
  • видеть  красоту  в  обыденном,  замечать  прелесть  в  хорошо  знакомых  предметах,
  • строить сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные средства;

-  и  прикоснёмся  к  прекрасному.

3. Сообщение о художнике.

Сообщение о художнике.

Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956 гг.)

Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П. Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюрморты полны жизненной силы, правдивости. Важное место в творчестве Кончаловского занимает натюрморт.

-Давайте вспомним,  что такое натюрморт?

-Над  какими  натюрмортами  вы  уже  работали?  

(Ф.  Толстой «Цветы,  фрукты,  птица»)

-Обратимся к  словарю.

Словарно-орфографическая работа.

Натюрморт – от франц. “натюр” - природа + “морт” - мертвый. Буквально “мертвая природа”.

-Натюрморт – это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом окружающие  человека  вещи: предметы  быта,  цветы, фрукты, дичь, рыба.

-Мне   больше   нравиться   другой   перевод   этого   слова   с французского языка - тихая жизнь предметов.

Глядя  на   такие  картины,  мы  можем  многое  узнать  о  художнике.

-Кончаловский был признанным мастером этого жанра.

-Что  можно узнать о художнике  по  его  натюрмортам.

(Знакомство с натюрмортами художника).

Слово  учителя.

-Кончаловский очень любил изображать цветы. Он писал цветы так, что кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой аромат. П.П. Кончаловский говорил, что в “цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще”. Особенно Кончаловский любил сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, на фоне открытого окна в сад. Художник не переставал восхищаться совершенством цветов, умел передавать свежесть красок и аромат соцветий. Кончаловский говорил: “Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы”.

Обратиться  к  словарю.

4. Беседа по картине.

Беседа по картине.

- Сейчас я предлагаю рассмотреть натюрморт Кончаловского “Сирень в корзине”, обратите  внимание на обилие  цветов,  изображенных  художником.

Одновременно прослушайте прекрасную пьесу С.В. Рахманинова  «Сирень». Именно сирень была “царицей души” у композитора. Возможно, свою нежную любовь он передал в музыкальном образе сирени.

(  не  хочется  отрываться  от  этой  красоты,  от  этой  музыки)

Под  звучание  музыки  дети  рассматривают  репродукцию.

- Какие чувства вызвала у вас картина П.П. Кончаловского?

- Созвучно ли настроение музыки и картины?

- Художник передает красоту цветов красками, композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой при помощи звуков.

-Мы  с  вами  тоже  должны  поработать  как  художники,  у художника - краски,  а у нас - слова (лексико –изобразительные  средства). 

-Посмотрите внимательно на репродукцию картины.

- Какой  художник  показал  сирень? ( сирень свежая, как будто ее только что срезали)

(Букет: свежий, пышный, красивый, большой)

 - Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному.(-Что такое  синонимы?) (Душистая, пахучая, благоухающая.) Запишите в тетрадь.

-Какие  краски  вам  будут  необходимы как  художникам?

- Какого цвета, каких оттенков эта великолепная сирень?

 (сирень белая, розоватая, светло-лиловая, темно-красная, фиолетовая. . .)

-Какого  цвета  сирень  в  центре  букета? ( белоснежная, жемчужная, с голубоватым, серебристым  оттенком).

-Какого  цвета  сирень  расположена  вокруг  этой  ветки? (тёмно-красная,  вишневая,  фиолетовая).

А  рисует  её  художник    на таком фоне,  чтобы  она  лучше  выделялась  из  букета.

    Сл. слово    обилие  цветов  

-Откройте  учебники  (посмотрите  слова  для  запоминания)  Запишите в тетрадь.

-Можно разглядеть отдельные цветочки? (нет)

-Почему? (их очень много, плотно прижаты друг к другу).

Для художника важен целостный образ букета.

- С чем можно сравнить цветы? (Звездочки, звоночки).

- Опишите грозди сирени,  их  величину. Запишите в тетрадь  прилагательные,  которые  обозначают  величину 

(Крупные,  мощные, пышные, развесистые,  тяжёлые) сравнить  -грозди  винограда.

- Листочки какие? (Листья у сирени тёмно-зеленые, а там где  упал солнечный луч   они светло-зелёные  с тоненькими прожилками.)

-В  чём  художник изобразил    сирень?  Что  вы  можете  сказать  о  корзине? (Корзина сплетена из ивовых прутьев. Она как будто обнимает и поддерживает тяжёлые,  развесистые  ветки).

- С помощью каких прилагательных— эпитетов можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? (Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная.)

-Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней?

Сл. слово    щедрая,  богатая  природа Запишите в тетрадь.  

- Какие олицетворения можно подобрать к этому замечательному букету?

- Послушайте древнегреческую легенду о сирени.

Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень. Вот что гласит древнегреческая легенда.

-Запишите в тетрадь. (Спящая красавица, заколдованная принцесса, таинственная незнакомка.)

- Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: “В этом букете все живет, цветет и радуется”.

Развивать речь, можно «не уча». ассоциации акустические (тихие, громкие, звонкие, музыкальные)

 

Выступление  учащегося.

Смена  видов  деятельности  учащихся  на  уроке.

Работа  по  карточкам (вставить  пропущенные  буквы, в  обозначенных  словах  выделить  суффиксы)

Проверка  по  компьютеру (исправляйте  правильно  допущенные  ошибки, в конце урока  выборочно возьму  на  проверку)

-Какие  суффиксы  обозначили? (оват,  еньк)

Работа  с  раздаточным  материалом – атласные  ленты  сиреневых  цветов  и  оттенков. (прочитать по  слогам)

-Запишите  рядом с каждой  лентой   название  цвета  или  оттенка,  используя словарные  слова  изученные  на  предыдущих  уроках.

Проверка (прочитать по  слогам)

Объяснительный диктант.

Цветовые  ассоциации осязательные (мягкие, жесткие, колючие, нежные…)

5. Обсуждение  плана  предстоящего  сочинения-описания.

-В какой  последовательности  мы  рассматривали  картину?

-Что  мы  описали  сначала?

 (Общий  вид.  Букет  сирени.)

-О  чём  говорили  затем?  (цветы,  листья, корзина).

 (Описывали  отдельные  детали)

-Это  основная  часть  сочинения.  Но  должно  быть  и  вступление.  О  ком надо  написать?

-О  художнике,  написавшем  картину «Сирень в корзине».

-Что  мы  о нем  знаем?

 (I. П.П.  Кончаловский – мастер  изображения  цветов )

 -В  заключении  мы  опишем  своё  настроение.  Какие  ассоциации  возникают  у нас  при  виде  этой  замечательной  сирени?   (Эта  великолепная  сирень создаёт  у  нас  хорошее  настроение,  напоминает  о  весне,  солнце, красоте  природы).

-Какие  замечательные  слова  могли бы нам помочь  высказать своё  ощущение от  прикосновения к прекрасному… к  натюрморту  Кончаловского  «Сирень в корзине». (эпиграф)

Рабочие  материалы  

-Чтобы  легче  было  подготовиться  к  сочинению,  вам  даны  рабочие  материалы.

-Вот  в  такой  последовательности  вы  и  будете  описывать  картину  П.П.  Кончаловского.

  В них записано всё самое главное, но  записано  кратко – отдельные  слова,  словосочетания  и  изредка,  где  очень  важно,  целое  предложение.  

- Обо всём этом мы уже говорили. Но здесь   собрано самое основное, чтоб не опустить это во время описания.

-В рабочих  материалах  есть  пустая  колонка.  

-Я  предлагаю  заполнить  её.  

-Мы  сегодня  назвали  и  записали  в  тетради,  на карточках  очень  много  красивых  слов(художественно-изобразительных  средств):  синонимы,  эпитеты,  сравнения,  олицетворения.  Но  все  их  просто  невозможно  использовать  в  сочинении.

-Выберете  только  те,  которые  понравились  именно вам  и  впишите  их  в  рабочие  материалы,  одновременно  готовясь  к  устному  описанию  картины.

Работа  с  эпиграфом.

6. Подготовка  к  устному  описанию  картины.

-Составьте  устное описание  картины,  пользуясь  рабочим  материалом,  словами  из  тетради,  с  карточек.

Звучит пьеса С.В. Рахманинова  «Сирень»

-Художник передает красоту цветов при помощи красок, композитор - при помощи звуков, а поэты в своих стихотворениях использовали средства художественной выразительности.

- Что общего вы найдете в изображении сирени на картине и в стихотворениях?

Чтение стихов о сирени  учителем.

Задание:

-Выпишите   в таблицу  в  графу  «дополнения  учащихся» средства художественной выразительности из  прочитанных  мной стихотворений  о  сирени.

Сирень.

  Прогремела гроза, прошумела,

Затихая, грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

  Воздух полон прохлады и тени.

Встала радуга светлым венцом.

И тяжелые гроздья сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

   Хорошо на весеннем просторе

По откосу сбежать наугад,

Окунуться в душистое море,

Захлебнувшее дремлющий сад.

   Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось

Ветку тронешь – дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

  В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой веткой росистой

Торжествующе пахнет сирень.

                                           Вс. Рождественский.

Афанасий Фет писал:

“В каждый гвоздик душистой сирени,

распевая, вползает пчела”.

  “Музей моей весны”

“О милый тихий городок,

Мой старый, верный друг.

Я изменить тебе не мог

И, убежав от всех тревог,

В тебя въезжаю вдруг!

Ах, не в тебе ль цвела сирень,

Сирень весны моей!”

                         Игорь Северянин

“Растворил я окно, - стало грустно невмочь, -

Опустился пред ним на колени,

И в лицо мне пахнула весенняя ночь

Благозвучным дыханьем сирени.”

                                   Константин Романов

“Вернулся я, вернулся

домой издалека

и сразу окунулся

в сирень, как в облака

     Август Ярковец “Вернулся я...”

-Так о сирени могут писать люди, любящие природу и особенно сирень.

Слуховой  диктант

7. Проверка и оценивание ЗУНов

Проверка знаний и умений учащихся проводится по ходу урока во время прослушивания ответов учащихся  и  выполнения  письменных  работ  и  устных  высказываний  учащихся.

8. Рефлексия деятельности на уроке

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

4.За урок я

5.Мое настроение

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется        

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересно / не интересно

Домашнее задание

Сегодня мы почти побывали в сиреневом саду, полюбовались сиренью, вдыхали ее аромат, слушали стихи, песни о сирени, волшебной и таинственной. На  основе  всех  ассоциаций, у каждого, конечно, создался свой образ сирени, возникла  своя  цепочка воспоминаний о поре цветения сирени.

-Свой незабываемый образ вы сможете отразить в своем сочинении.  

-Поможет  вам  упр. № 457 и  наработанный  на  уроке  материал.

Написать сочинение, пользуясь планом и собранным материалом.

(-Пишем  аккуратно,  стараемся.  Представьте,  как художник  рисовал кистью,  а  вы (хоть и ручкой, но)  пишите  такие  красивые  слова.  

Оценка проведенного урока:

оценка классу (Благодарю за участие в уроке; результатом будут ваши творческие работы)

за  работу  со  словарём,  работу  на  уроке…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».

Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...

Методическая разработка урока: Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"

Здесь размещены презентация и конспект урока русского языка на тему "Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"( 5 класс). Методическая разработка содержит вопросы  д...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"

В разработке представлен подробный конспект урока, указаны цели, нормы ЗУН к данной теме.  Во время урока учитель обращается к тексту о казанских театрах с целью воспитания самоидентификации учащ...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)

Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

проблемный подход в обучении русскому языку превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную ...

Методическая разработка урока «От берёзы вся Русь рождена…» 6 класс Московских Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы

Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, "Примерным программам по учебным предметам. Литература. 5-9 классы" и...