Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой.
При развитии творческого мышления эффективной оказывается работа с ассоциациями. Научившись самостоятельно устанавливать ассоциативные связи между предметами и явлениями, учащиеся начинают произвольное ассоциирование, что составляет основу мыслительного и творческого процессов.
В состав учебно-методического материала входит:
1. конспект урока
2.рабочий материал урока
3. карточки к уроку
4. презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_5_klass.zip | 2.84 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Даниловская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка
урока русского языка в 5 классе
"Сочинение по картине
П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»"
Автор – составитель:
Рябова И.И.,
учитель русского языка и литературы,
1 квалификационная категория
2012г
Организационная информация | ||
Предмет: | Русский язык | |
Класс: | 5 | |
Тема урока: | "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»" | |
Автор урока (ФИО, должность) | Рябова Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы. | |
Методическая информация | ||
Тип урока | урок комбинированного типа с применением ИКТ. | |
Цели урока |
| |
Задачи урока | 1.научить учащихся «видеть» картину, уметь собирать рабочий материал, использовать его при написании творческой работы; 2.помочь учащимся понять, что такое натюрморт, чему он служит; 3.расширить словарный запас оценочной лексикой; 4.формировать эстетическое чувство прекрасного, умение видеть красоту в обыденном, замечать прелесть в хорошо знакомых предметах. | |
Формирование межпредметных связей | Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. | |
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер, наглядная презентация учебного материала, содержащая мультимедийные объекты: текст, музыкальное сопровождение, портреты, репродукции картин; репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»; фонограмма пьесы С.В. Рахманинова «Сирень». | |
Место мультимедиа компонента в структуре и содержании урока. Пояснения по методике их использования в образовательном процессе. | Мультимедиапрезентация используется на протяжении всего урока и таким образом повышается эффективность учебно-воспитательного процесса: за счёт активизации восприятия учащихся через использование звуковых и зрительных демонстраций, выделения главных мыслей; во время выступления учитель не поворачивается к доске, таким образом не теряет контакта с классом, не тратит время на выписывание текста на доске; большой объём информации воспроизведён на экране, в формате, видимом всем учащимся; учащимся проще отвечать, когда он опирается на отображаемый на экране план выступления. Аудиофайл с фонограммой пьесы С.В. Рахманинова «Сирень» служит созданием фона и определённого настроения во время работы учащихся.( для погружения в тему урока) | |
Цели, задачи дидактического материала | Создать условия для воспроизведения в памяти учащихся системы опорных знаний и умений; развитие ассоциативного и творческого мышления учащихся; формирование умения видеть и выделять прекрасное. | |
Создание здоровьесберегающих условий образовательной деятельности учителя и учащихся | Удаётся избежать перегрузки и переутомления ребят, так как чередуются устные и письменные виды работ, создаются игровые моменты. Используются различные способы подачи информации: слово учителя; текст, который рассказывает ученица, мультимедийная презентация. Момент физкультминутки - это показ ребятам техники изготовления поделок «торцевание», которое направлено на зарядку для пальчиков и общую двигательную активность ребят. | |
Структура урока включает следующие этапы: | 1. Рассказ о художнике. Цель его – дать общие сведения о художнике. 2. Беседа по картине. Цель ее – помочь учащимся понять образный язык искусства и сформировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы, стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка. 3. Проведение словарно-стилистической работы. В процессе беседы по картине обогащается словарный запас учащихся, поскольку осмысление содержания картины сочетается с подбором лексики, необходимой для выражения своих мыслей и чувств. Учащиеся как бы соревнуются в подборе нужных определений, эпитетов, синонимов, сравнений. 4. Составление плана. Цель – помочь учащимся в правильной последовательности описать картину. 5. Использование на уроке музыки, легенды, стихотворений расширяет кругозор учащихся, оказывает влияние на описание картины, усиливает ее эмоциональное восприятие, позволяет сравнивать описание одного и того же предмета, обостряется наблюдательность, стимулируются творческие поиски и появляется желание описать картину красиво. | |
Подробный конспект урока | ||
1.Организационный момент. | - Здравствуйте, ребята! У нас на уроке гости, поэтому сегодня наша работа не останется незамеченной. Волнение нам ни к чему. Гостям мы рады, и это не помешает нам с вами работать в обычном рабочем режиме. Садитесь правильно, не забывайте про то, что ваши спинки должны быть красивыми, прямыми. -Запишем число. -Какое время года наступило? -Рады вы весне? Зима была красивая, морозная, настоящая, но все мы немного устали от её суровости в этом году. И рады яркому солнышку, которое с каждым днём становится всё ярче и теплее. - А какое время года у вас любимое? Мотивация учащихся -Давайте сегодня на уроке попробуем приблизить лето. (Закроем глаза и вслушаемся в мелодию) Под музыку в класс входит девочка, в руках у неё корзиночка с букетиком сирени. Читает стихотворение М. Бекетовой «Сирень». Вставал обыкновенный вешний день, Парил туман, заря траву косила, И вспыхнула лиловая сирень С какой-то неосознанною силой. Она раскрылась робко, не спеша, Застенчиво и неохотно вроде, И вдруг пошла, пошла, пошла Смеяться и бурлить, как в половодье.
Девочка предлагает учителю: “Какая замечательная сирень. Возьмите букетик!” -Как вы думаете, ребята, что будет сегодня предметом нашего разговора на уроке? СИРЕНЬ. “... благоухает сирень, обещает весну, и так сладко, сладко обонять нежный запах и думать о том, что вот уже прошла зима и цветут деревья в радостном блаженстве...” Отрывок из рассказа А. Куприна “В зеленом домике отца”. | Аромат сирени |
2. Сообщение темы и цели урока | Погружение в тему урока. -Сегодня нам предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы должны подготовиться к описанию сирени, которую нарисовал Петр Петрович Кончаловский. -Запишите тему урока в тетрадь: "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»" Эпиграф: “В букете все живет, цветет и радуется”. | Открыть репродукцию |
Постановка целей и задач урока. - Сегодня на уроке мы должны собрать материал и дома самостоятельно написать сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» -Мы будем учиться:
- и прикоснёмся к прекрасному. | ||
3. Сообщение о художнике. | Сообщение о художнике. Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956 гг.) Более тысячи произведений написал за свою жизнь П.П. Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюрморты полны жизненной силы, правдивости. Важное место в творчестве Кончаловского занимает натюрморт. -Давайте вспомним, что такое натюрморт? -Над какими натюрмортами вы уже работали? (Ф. Толстой «Цветы, фрукты, птица») -Обратимся к словарю. | |
Словарно-орфографическая работа. Натюрморт – от франц. “натюр” - природа + “морт” - мертвый. Буквально “мертвая природа”. -Натюрморт – это один из жанров в живописи. На картинах изображались крупным планом окружающие человека вещи: предметы быта, цветы, фрукты, дичь, рыба. -Мне больше нравиться другой перевод этого слова с французского языка - тихая жизнь предметов. Глядя на такие картины, мы можем многое узнать о художнике. -Кончаловский был признанным мастером этого жанра. -Что можно узнать о художнике по его натюрмортам. (Знакомство с натюрмортами художника). Слово учителя. -Кончаловский очень любил изображать цветы. Он писал цветы так, что кажется, они сохраняют не только свежесть своих красок, но и свой аромат. П.П. Кончаловский говорил, что в “цветах есть все, что существует в природе, только в более утонченных и сложных формах, и в каждом цветке, а особенно в сирени или букете полевых цветов, надо разбираться, как в какой-нибудь лесной чаще”. Особенно Кончаловский любил сирень. Ей он посвятил множество своих полотен. Букеты сирени в вазах, корзинах, на столе, на фоне открытого окна в сад. Художник не переставал восхищаться совершенством цветов, умел передавать свежесть красок и аромат соцветий. Кончаловский говорил: “Я пишу цветы, как музыкант играет гаммы”. | Обратиться к словарю. | |
4. Беседа по картине. | Беседа по картине. - Сейчас я предлагаю рассмотреть натюрморт Кончаловского “Сирень в корзине”, обратите внимание на обилие цветов, изображенных художником. Одновременно прослушайте прекрасную пьесу С.В. Рахманинова «Сирень». Именно сирень была “царицей души” у композитора. Возможно, свою нежную любовь он передал в музыкальном образе сирени. ( не хочется отрываться от этой красоты, от этой музыки) Под звучание музыки дети рассматривают репродукцию. - Какие чувства вызвала у вас картина П.П. Кончаловского? - Созвучно ли настроение музыки и картины? - Художник передает красоту цветов красками, композитор передает весеннее настроение человека, его восхищение красотой при помощи звуков. -Мы с вами тоже должны поработать как художники, у художника - краски, а у нас - слова (лексико –изобразительные средства). -Посмотрите внимательно на репродукцию картины. - Какой художник показал сирень? ( сирень свежая, как будто ее только что срезали) (Букет: свежий, пышный, красивый, большой) - Очевидно, такая сирень ароматная. Подберите синонимы к этому прилагательному.(-Что такое синонимы?) (Душистая, пахучая, благоухающая.) Запишите в тетрадь. -Какие краски вам будут необходимы как художникам? - Какого цвета, каких оттенков эта великолепная сирень? (сирень белая, розоватая, светло-лиловая, темно-красная, фиолетовая. . .) -Какого цвета сирень в центре букета? ( белоснежная, жемчужная, с голубоватым, серебристым оттенком). -Какого цвета сирень расположена вокруг этой ветки? (тёмно-красная, вишневая, фиолетовая). А рисует её художник на таком фоне, чтобы она лучше выделялась из букета. Сл. слово обилие цветов -Откройте учебники (посмотрите слова для запоминания) Запишите в тетрадь. -Можно разглядеть отдельные цветочки? (нет) -Почему? (их очень много, плотно прижаты друг к другу). Для художника важен целостный образ букета. - С чем можно сравнить цветы? (Звездочки, звоночки). - Опишите грозди сирени, их величину. Запишите в тетрадь прилагательные, которые обозначают величину (Крупные, мощные, пышные, развесистые, тяжёлые) сравнить -грозди винограда. - Листочки какие? (Листья у сирени тёмно-зеленые, а там где упал солнечный луч они светло-зелёные с тоненькими прожилками.) -В чём художник изобразил сирень? Что вы можете сказать о корзине? (Корзина сплетена из ивовых прутьев. Она как будто обнимает и поддерживает тяжёлые, развесистые ветки). - С помощью каких прилагательных— эпитетов можно описать сирень и выразить свое отношение к изображенному? (Изумительная, восхитительная, чудная, чудесная, бесподобная, великолепная, роскошная.) -Почувствовали ли вы восхищение художника щедрой, богатой природой, его любовь к ней? Сл. слово щедрая, богатая природа Запишите в тетрадь. - Какие олицетворения можно подобрать к этому замечательному букету? - Послушайте древнегреческую легенду о сирени. Молодой Пан – бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу – нежную вестницу утренней зари. И так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву – сирень. Вот что гласит древнегреческая легенда. -Запишите в тетрадь. (Спящая красавица, заколдованная принцесса, таинственная незнакомка.) - Эта чудесная сирень создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне и солнце, о красоте природы. Мы понимаем, что такую картину мог написать человек, который очень любит природу. Сам Кончаловский так сказал о своей картине: “В этом букете все живет, цветет и радуется”. | Развивать речь, можно «не уча». ассоциации акустические (тихие, громкие, звонкие, музыкальные)
Выступление учащегося. Смена видов деятельности учащихся на уроке. |
Работа по карточкам (вставить пропущенные буквы, в обозначенных словах выделить суффиксы) Проверка по компьютеру (исправляйте правильно допущенные ошибки, в конце урока выборочно возьму на проверку) -Какие суффиксы обозначили? (оват, еньк) Работа с раздаточным материалом – атласные ленты сиреневых цветов и оттенков. (прочитать по слогам) -Запишите рядом с каждой лентой название цвета или оттенка, используя словарные слова изученные на предыдущих уроках. Проверка (прочитать по слогам) Объяснительный диктант. | Цветовые ассоциации осязательные (мягкие, жесткие, колючие, нежные…) | |
5. Обсуждение плана предстоящего сочинения-описания. | -В какой последовательности мы рассматривали картину? -Что мы описали сначала? (Общий вид. Букет сирени.) -О чём говорили затем? (цветы, листья, корзина). (Описывали отдельные детали) -Это основная часть сочинения. Но должно быть и вступление. О ком надо написать? -О художнике, написавшем картину «Сирень в корзине». -Что мы о нем знаем? (I. П.П. Кончаловский – мастер изображения цветов ) -В заключении мы опишем своё настроение. Какие ассоциации возникают у нас при виде этой замечательной сирени? (Эта великолепная сирень создаёт у нас хорошее настроение, напоминает о весне, солнце, красоте природы). -Какие замечательные слова могли бы нам помочь высказать своё ощущение от прикосновения к прекрасному… к натюрморту Кончаловского «Сирень в корзине». (эпиграф) Рабочие материалы -Чтобы легче было подготовиться к сочинению, вам даны рабочие материалы. -Вот в такой последовательности вы и будете описывать картину П.П. Кончаловского. В них записано всё самое главное, но записано кратко – отдельные слова, словосочетания и изредка, где очень важно, целое предложение. - Обо всём этом мы уже говорили. Но здесь собрано самое основное, чтоб не опустить это во время описания. -В рабочих материалах есть пустая колонка. -Я предлагаю заполнить её. -Мы сегодня назвали и записали в тетради, на карточках очень много красивых слов(художественно-изобразительных средств): синонимы, эпитеты, сравнения, олицетворения. Но все их просто невозможно использовать в сочинении. -Выберете только те, которые понравились именно вам и впишите их в рабочие материалы, одновременно готовясь к устному описанию картины. | Работа с эпиграфом. |
6. Подготовка к устному описанию картины. | -Составьте устное описание картины, пользуясь рабочим материалом, словами из тетради, с карточек. | Звучит пьеса С.В. Рахманинова «Сирень» |
-Художник передает красоту цветов при помощи красок, композитор - при помощи звуков, а поэты в своих стихотворениях использовали средства художественной выразительности. - Что общего вы найдете в изображении сирени на картине и в стихотворениях? Чтение стихов о сирени учителем. Задание: -Выпишите в таблицу в графу «дополнения учащихся» средства художественной выразительности из прочитанных мной стихотворений о сирени. Сирень. Прогремела гроза, прошумела, Затихая, грохочет вдали. Золотые лучи, словно стрелы, Сквозь клокастые тучи прошли. Воздух полон прохлады и тени. Встала радуга светлым венцом. И тяжелые гроздья сирени Наклонились над нашим крыльцом. Хорошо на весеннем просторе По откосу сбежать наугад, Окунуться в душистое море, Захлебнувшее дремлющий сад. Сколько белых и темно-лиловых Вдоль ограды кустов разрослось Ветку тронешь – дождем лепестковым Осыпается мокрая гроздь. В легкой капельке, свежей и чистой, Отразился сверкающий день, И в саду каждой веткой росистой Торжествующе пахнет сирень. Вс. Рождественский. Афанасий Фет писал: “В каждый гвоздик душистой сирени, распевая, вползает пчела”. “Музей моей весны” “О милый тихий городок, Мой старый, верный друг. Я изменить тебе не мог И, убежав от всех тревог, В тебя въезжаю вдруг! Ах, не в тебе ль цвела сирень, Сирень весны моей!” Игорь Северянин “Растворил я окно, - стало грустно невмочь, - Опустился пред ним на колени, И в лицо мне пахнула весенняя ночь Благозвучным дыханьем сирени.” Константин Романов “Вернулся я, вернулся домой издалека и сразу окунулся в сирень, как в облака.» Август Ярковец “Вернулся я...” -Так о сирени могут писать люди, любящие природу и особенно сирень. | Слуховой диктант | |
7. Проверка и оценивание ЗУНов | Проверка знаний и умений учащихся проводится по ходу урока во время прослушивания ответов учащихся и выполнения письменных работ и устных высказываний учащихся. | |
8. Рефлексия деятельности на уроке | 1.На уроке я работал 2.Своей работой на уроке я 3.Урок для меня показался 4.За урок я 5.Мое настроение 6.Материал урока мне был 7.Домашнее задание мне кажется | активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно |
Домашнее задание | Сегодня мы почти побывали в сиреневом саду, полюбовались сиренью, вдыхали ее аромат, слушали стихи, песни о сирени, волшебной и таинственной. На основе всех ассоциаций, у каждого, конечно, создался свой образ сирени, возникла своя цепочка воспоминаний о поре цветения сирени. -Свой незабываемый образ вы сможете отразить в своем сочинении. -Поможет вам упр. № 457 и наработанный на уроке материал. Написать сочинение, пользуясь планом и собранным материалом. (-Пишем аккуратно, стараемся. Представьте, как художник рисовал кистью, а вы (хоть и ручкой, но) пишите такие красивые слова. | |
Оценка проведенного урока: | оценка классу (Благодарю за участие в уроке; результатом будут ваши творческие работы) за работу со словарём, работу на уроке… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока для учащихся 10 классов по теме: «Культура речи. Типичные ошибки стилистики русского языка и методы и способы их преодоления».
Подготовка к ЕГЭ является основной задачей учителя старших классов. Задания по стилистике, как показывает практика, являются одними из самых сложных для учащихся. Данный материал помогает выпускникам ...
Методическая разработка урока: Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"
Здесь размещены презентация и конспект урока русского языка на тему "Подготовка к сочинению по картине П.П. Кончаловского "Сирень в корзине"( 5 класс). Методическая разработка содержит вопросы д...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе на тему "Сложные предложения с разными видами связи"
В разработке представлен подробный конспект урока, указаны цели, нормы ЗУН к данной теме. Во время урока учитель обращается к тексту о казанских театрах с целью воспитания самоидентификации учащ...
Методическая разработка урока в 6 классе по теме «Bon appétit!» (учебник «Твой друг французский язык» А.С. Кулигиной, А.В. Щепиловой для 6-го класса)
Данный материал может быть полезен учителям французского языка при проведении уроков в 6 классе общеобразовательной школы по программе Кулигиной А.С....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОБЛЕМНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
проблемный подход в обучении русскому языку превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную ...
Развитие социокультурной компетенции учащихся средствами французского языка. Методическая разработка урока по теме "Еда" для учащихся 8 класса школ с углубленным изучением французского языка.
Методическая разработка урока по теме "Еда" для учащихся 8 класса школ с углубленным изучением французского языка....
Методическая разработка урока «От берёзы вся Русь рождена…» 6 класс Московских Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы
Учебник соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, "Примерным программам по учебным предметам. Литература. 5-9 классы" и...