Методика исследования сформированности строя речи у обучающихся с ОВЗ.
методическая разработка по русскому языку
Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствованная языком.
При разработке методики исследования сформированности строя речи у обучающихся с ОВЗ за основу были положены фундаментальные положения психологии, коррекционной педагогики, психофизиологии, представляющие собой методологию исследования; были использованы некоторые приемы и методы, описанные Л.С.Выготским, С.Н.Карповой, Л.В.Сахарным, Н.В.Уфимцевой, А.М.Шахноровичем и др.
С учётом указанных выше теоретических положений, были определены следующие направления методики исследования:
1) исследование объема пассивного словаря;
2) исследование объема активного словаря.
3) обогащение словаря, уточнение значения слов;
4) активизация словаря.
Предлагаемые в методике задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, задач, программы коррекционной школы, возраста детей.
Представленные материалы могут быть использованы для обследования объема активного словарного запаса, изучение его качественных характеристик, которые выявляются в заданиях на подбор синонимов, антонимов, обобщающих слов, эпитетов, на различение близких по смыслу понятий.
При обследовании предметной лексики можно получить также представление о пассивном словаре.
1) Обследование словарного запаса
Для обследования словарного запаса детей должны быть подобраны, согласно перечню слов, приведенных во второй колонке протокола (приложение 1), картинки с изображением отдельных предметов и картинки, иллюстрирующие действия (одно лицо, производящее различные действия) и признаки предметов (предметы, отличающиеся одним признаком – цветом, величиной, формой). Данные активного словаря – называние изображенного на картинке – фиксируются с особенностями произношения во второй колонке протокола. При обследовании пассивного словаря учащиеся по просьбе экспериментатора, который называет предмет (действие или признак), показывают соответствующую картинку. Предъявляется не более 5-7 картинок. Результаты (понимание слов) отмечаются положительным (+) или отрицательным (-) знаками в третей колонке протокола – «пассивный словарь».
2) Многозначность слова.
Инструкция: «У человека – ручка, у двери – ручка, у сумки – ручка (экспериментатор сопровождает инструкцию демонстрацией картинок и указывает жестом на соответствующие части предметов). У всех этих предметов есть ручка, а у каких предметов есть…».
- Ножка (у стула, у ребенка, у гриба).
- Язычок (у человека, у ботинка).
- Глазок (у ребенка, у двери).
- Горлышко (у ребенка, у бутылки).
- Носик (у чайника, у ребенка).
Оценка:
5 баллов – самостоятельно названо по 3 предмета, на каждое предложенное слово.
4 балла - самостоятельно названо по 2 предмета, на каждое предложенное слово.
3 балла - самостоятельно названо по 1 предмету, на каждое предложенное слово, остальные предметы называются после контекстной подсказки, в отдельных случаях требуется повторение инструкции.
2 балла – все предметы к предложенным словам называются после контекстной подсказки, требуется повторение инструкции.
1 балл – неадекватные ответы, помощь не использует.
3) Подбор синонимов.
Инструкция: «Посмотри на картинку - это бабушка. Другим словом о ней можно сказать: «Старушка». Назови другим словом…»
1. Дети.
2. Дом.
3. Врач.
4. Грустный.
5. Большой.
6. Веселится.
7. Шагает.
Оценка:
5 баллов – по всем заданиям дан правильный ответ.
4 балла – встречаются единичные ошибочные ответы, которые исправляются самостоятельно или после уточняющего вопроса.
3 балла – большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, темп выполнения замедлен, требуется повторение инструкции.
2 балла – часть ответов с уточняющей помощью, часть - с контекстной подсказкой, темп выполнения замедлен, требуется выполнение инструкции.
1 балл – неадекватные ответы, помощь не использует.
4) Подбор антонимов
Инструкция: «Послушай слова: большой – маленький. Это противоположные слова. Большой, а наоборот маленький. Маленький, а наоборот -…?».
- Жара, а наоборот –
- Тишина, а наоборот –
- Чистый, а наоборот –
- Мокрый, а наоборот –
- Больной, а наоборот –
- Говорить, а наоборот –
Оценка:
5 баллов – по всем заданиям дан правильный ответ.
4 балла – встречаются единичные ошибочные ответы, которые исправляются самостоятельно или после уточняющего вопроса.
3 балла – большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, темп выполнения замедлен, требуется повторение инструкции.
2 балла – часть ответов с уточняющей помощью, часть - с контекстной подсказкой, темп выполнения замедлен, требуется выполнение инструкции.
1 балл – неадекватные ответы, помощь не использует.
5)Уточнение значения слов
Инструкция: экспериментатор называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция). Например, лопата – что бы копать землю, она тяжелая, ручка деревянная, сама из металла…
Детям предлагается вспомнит случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.
- Зонтик
- Тетрадь
- Карандаш
- Чайник
- Лейка
- Табуретка
Оценка:
5 баллов – все задания выполнены самостоятельно, без ошибок.
4 балла – встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса
3 балла – в отдельных случаях требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, темп выполнения замедленный
2 балла – требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с контекстной подсказкой, некоторые задания недоступны даже с помощью.
1 балл – неадекватные ответы, помощь не использует.
6) Уровень обобщений
Инструкция: «Птицы – это живые существа, их тело покрыто перьями, у птиц есть крылья, они умеют летать. Вот это птицы (экспериментатор отбирает 5 картинок: голубь, ворона, воробей, синица, ласточка. Показывает ребенку, называя их).А всех этих существ мы называем словом «птицы» (выделяет словом голосом). А теперь ты посмотри на картинки и назови одним словом (последовательно предъявляются серии картинок, в каждой по 5)».
- Животные
- Растения
- Мебель
- Посуда
- Транспорт
- Насекомые
Оценка:
5 баллов – все задания выполнены самостоятельно, без ошибок.
4 балла – встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно, иногда с помощью уточняющего вопроса
3 балла – в отдельных случаях требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с уточняющей помощью, темп выполнения замедленный
2 балла – требуется повторение инструкции, большинство заданий выполняется с контекстной подсказкой, некоторые задания недоступны даже с помощью.
1 балл – неадекватные ответы, помощь не использует.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика уровня сформированности фонологического осознания речи у обучающихся 2 класса
Методика диагностики для начальной школы. Можно проводить 2 раза в год...
Методика исследования речи детей младшего школьного возраста.
Это исследование позволит выявить особенности в состоянии психических функций, лежащих в основе письма, неустойчивость произвольного внимания, неточность пространственных представлений и ориентировок,...
Адаптированная методика обследования сформированности речи обучающихся в школе VIII вида.
Адаптированная методика обследования + речевая карта + речевой профиль...
Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамматического строя речи у обучающихся с ограниченными воз
Литературно-музыкальное мероприятие в рамках областного семинара-практикума для учителей-логопедов, учителей-дефектологов с(к) школ, центров, детских домов, школ-интернатов «Формирование лексико-грамм...
Методические задания на исследование грамматического строя речи у младших школьников
Составлена методика исследования грамматического строя речи. В заданиях присутствует речевой материал и балловая оценка....
Протокол исследования грамматического строя речи (таблица)
1. Исследование образование существительных в косвенных падежах.2. Исследование образования существительных родительного падежа множественного числа.3. Исследование использования предлогов (...
Коррекционная работа учителя-логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи у обучающихся-инофонов
На сегодняшний день большое внимание в образовании уделяется обучению детей-инофонов, привитию им нашей культуры, обучению русскому языку. В данной статье описываются основные моменты в работе учителя...