Методика исследования речи детей младшего школьного возраста.
тест по теме
Это исследование позволит выявить особенности в состоянии психических функций, лежащих в основе письма, неустойчивость произвольного внимания, неточность пространственных представлений и ориентировок, недостаточность кратковременной речеслуховой памяти. Вариант методики включает 4-х бальную дифференцированную систему оценки выполнения заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_rechi_detey.docx | 17.06 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Выявление детей с речевой патологией.
Вариант методики включает 4-х бальную дифференцированную систему оценки выполнения заданий.
Задание № 1.
Списать слова и предложения с рукописного текста.
Инструкция: «Дети, посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны слова и предложения. Пожалуйста, перепишите всё здесь записанное в тетради».
Короток зимний день. Птицам не хватает времени для поиска корма. Они слабеют от голода. А слабых легко добивает мороз. Брось птицам горстку семян! Этим ты увеличишь урожай в садах, на полях, в огородах. Ведь птицы спасают от вредных гусениц и насекомых.
Задание № 2.
Списать слова и предложения с печатного текста.
Инструкция: «Дети, посмотрите внимательно на карточки, которые лежат перед вами. На них напечатаны слова и предложения. Перепишите всё то, что написано на карточке себе в тетрадь».
Поезд подошёл станции. Солнце скрылось за тучей. Ребята хорошо отдохнули в лагере. Тропинка привела нас к дому лесника.
Задание № 3.
Записать под диктовку строчные буквы.
Инструкция: «Ребята, слушайте внимательно, я сейчас буду называть буквы, а вы будите их записывать. Если вы забыли как пишется буква, то поставьте точку. Буквы нужно будет записывать строчные. Взяли ручки, внимательно слушаем и записываем».
п, и, ш, т, м, щ, з, е, г, л, д, у, б, э, ф, й, ч, ё, ы, в, ж, ъ, х’’.
Задание № 4.
Записать под диктовку прописные буквы.
Инструкция: «Ребята, я сейчас буду вам диктовать буквы, а вы их должны будете записать. Буквы должны быть прописные. Если вы забыли как пишется буква, то поставьте вместо неё точку. Возьмите ручки, записывайте».
Г, З, Д, Р, Н, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Ё, Ж, Щ’’.
Задание № 5.
Записать под диктовку слоги.
Инструкция: «Ребята, сейчас я буду диктовать вам слоги, а вы должны будете их записать. Слушайте внимательно и записывайте».
ас, мо, осе, лы, ри, але, яр, мя, жу, са, шо, чи, ац, бапо, дожу, лери, шези, жнее, зню, лох, кор, пла,кро, аст, глу, арк, сми, кра, гро, астка, глор, ижбо, щац, вздро, чит, щус, хвы, айка, шос, крет, вач’’.
Задание № 6.
Записать под диктовку слова различной структуры.
Инструкция: «Ребята, сейчас я вам буду диктовать слова, а вы их будете записывать. Возьмите ручки, внимательно слушайте, пишите».
лыжи, ключ, круги, жили, старушка, заснуть, куст, щука, улица, бант, аист, насмешка, уснёт, грач, утки, чищу, шарф, крыльцо, глазок, природа, сильный, пружина, убрал, чтение’’.
Задание № 7.
Записать предложение после однократного прослушивания.
Инструкция: «Ребята, я сейчас произнесу предложение всего один раз. А вы должны будете его записать. Слушайте внимательно».
У Ёлки пушистый зайчик.
Задание № 8.
Выписать звонкие и глухие согласные из связного текста.
Инструкция: «Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь написан небольшой текст. Прочитайте его и выпишите сначала все звонкие согласные, которые вам встретятся (по порядку), затем отступите одну строчку и выпишите все глухие согласные, тоже по порядку».
Была холодная зима. К окну прилетела синичка. У окна стояли дети. Им стало жалко синичку. Они открыли форточку. Синичка влетела в комнату. Птичка была голодна. Она стала клевать крошки на столе. Всю зиму жила синичка у детей. Весной дети выпустили синичку на волю.
Задание № 9.
Подобрать к словам проверочные.
Инструкция: «Ребята, подберите к написанным на доске словам проверочные».
Слог, арбуз, холод, глазки, овражки.
Задание № 10.
Вставить пропущенные буквы.
Инструкция: «Ребята, спишите слова, написанные на доске, себе в тетрадь, вставляя пропущенные буквы».
варе…ка, руба…ка, хо…ба, моло…ба.
Задание № 11.
Списать текст, вставляя вместо галочек предлоги.
Инструкция: «Ребята, спишите текст, который записан на доске, вставляя вместо звёздочек предлоги».
Стоит * лесу дерево. * верхушках его ветвей шелестят засохшие листики. Это дуб. Он никогда не успевает сбросить * зиме свою листву. Вот мороз и убивает листья дуба прямо * ветках.
Задание № 12.
Слуховой диктант.
Инструкция: «Ребята, сейчас мы будем писать диктант. Оставьте место для заголовка, его вы придумаете сами».
Предлагаемый текст.
Мой отец охотник. Летом он ловит рыбу, а как ляжет первый снег, уходит в тайгу. Ведь на снегу все следы видны.
Далеко в тайге отец срубил себе охотничью избушку. С лета завёз он на лодке по таёжной речке муку, патроны, сахар, чай. Всё, что нужно на долгую зиму.
Днём отец уходит далеко в тайгу с нашей лайкой Голом. Гол бежит далеко впереди, распутывает звериные следы, принюхивается к ветру и по запаху узнаёт, на каком кедре притаился соболь. Как начнёт темнеть, отец возвращается с добычей в избушку.
Задание № 13.
Придумать подписи к предметным картинкам.
Инструкция: «Ребята, перед вами лежат картинки. Посмотрите внимательно, что изображено на каждой картинке и подпишите её с обратной стороны».
Задание № 14.
Составить и записать предложения по сюжетным картинкам.
Инструкция: «Ребята, перед вами лежат картинки. Внимательно посмотрите на них, составьте предложение о том, что изображено на картинке. Запишите составленное предложение в тетрадь».
Задание № 15.
Составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок.
Инструкция: « Ребята, посмотрите внимательно на доску. Перед вами серия сюжетных картинок. Вам нужно составить по ним рассказ и записать его в тетрадь».
Оценка выполнения вышеуказанных заданий.
4 балла – правильное выполнение задания;
3 балла – выполнение задания с единичными (1 – 2) ошибками;
2 балла – выполнение задания с большим числом ошибок;
1 балл – ребёнок не выполнил задания.
Это исследование позволит выявить детей с НВОНР. У них отмечаются особенности в состоянии психических функций, лежащих в основе письма, неустойчивость произвольного внимания, неточность пространственных представлений и ориентировок, недостаточность кратковременной речеслуховой памяти.
Устная речь детей с НВОНР сравнительно развёрнута и в основном достаточна для повседневного общения. Но нередки ошибки в ударении, воспроизведении многосложных слов и слов со стечением согласных. Словарный запас достаточно большой, но при выполнении лексических операций отмечается неточность, смешение значений слов. Некоторая ограниченность словаря обусловлена также затруднениями в пользовании способами словообразования, словоизменения.
В письменной речи имеют место такие ошибки, как слитное написание слов (особенно знаменательных слов и предлогов), раздельное написание слов (особенно приставок и корня слова), пропуски и перестановки букв и слогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей младшего школьного возраста.
Влияние мелкой моторики пальцев рук на развитие речи детей младшего школьного возраста. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспом...
Методика логопедического обследования речи глухих детей младшего школьного возраста
Данная методика позволяет рассмотреть структура речевого дефекта глухого ребенка не только как вторичный дефект, возникший в результате грубых нарушений слуха, но и как самостоятельн...
Занятие по развитию речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Тема: Составление описательного рассказа по портрету, с опорной на таблицу – алгоритм.Цели: - Закрепить умение дете...
ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ВЛИЯНИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Обучение грамматической стороне речи детей младшего школьного возраста.
Что же должен знать и уметь ученик , чтобы мы могли сказать что он владеет той или иной грамматической структурой?...
Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...
Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста
Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...