Протокол исследования грамматического строя речи (таблица)
учебно-методический материал

Буданова Виктория Алексеевна

1. Исследование образование существительных в косвенных падежах.

2. Исследование образования существительных родительного падежа множественного числа.

3. Исследование использования предлогов (в, на, под, над, за, перед, около).

4. Исследование образования названий детёнышей животных.

5. Исследование образования глаголов совершенного вида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол исследования грамматического строя речи 

№ п/п

Задание

Инструкция

Материал

(речевой и картинный)

Критерии оценки

Уровни сформированности связной речи

Исследование словоизменения

1.

Исследование образования

существительных именительного падежа множественного числа

Логопед показывает ребенку карточку и спрашивает: «Что это, а что это?».

Карточки с изображением в единственном и множественном числе предметов:

Стол — столы, дерево — ... воробей — ...

Кукла — куклы, окно — ... пень — ...

Ухо — ... стул — ... лев — ...

Слон — ... сон — ... глаз — ...

Максимальное количество баллов:

3 балла

1 уровень (низкий, менее 5 баллов).

Ребенок не использует морфологические элементы для передачи грамматических отношений.

2 уровень (ниже среднего, 9-6 баллов).

Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций.

3 уровень (средний, 14-10 баллов).

Грамматический строй имеет отклонения от возрастной нормы. Не всегда удается употреблять правильно предложенные предлоги, согласовывать существительное с числительными, прилагательным, образовывать названия детенышей. В делом невыполненных может быть не более 9 заданий.

4 уровень (выше среднего, 19-15 баллов).

Грамматический строй соответствует возрастной норме, однако могут иметь место незначительные затруднения при выполнении не более 4 заданий.

5 уровень (высокий, 24-20 баллов).

Грамматический строй соответствует возрастной норме. Ребенок безошибочно образовывает существительные именительного падежа множественного числа, родительного падежа множественного числа, существительные в косвенных падежах. Употребляет правильно все предложенные предлоги. Может согласовывать существительное с числительным и прилагательным, образовывать названия детенышей, образовывать уменьшительно-ласкательные формы, относительные прилагательные от существительных, притяжательные прилагательные и приставочные глаголы, глаголы совершенного вида. 

2.

Исследование образование существительных в косвенных падежах

 Логопед показывает картинки, просит назвать, то, что на них изображено. Затем закрывает одну из картинкок и спрашивает: «Чего нет?».

Карточки с изображением карандаша, куклы …:

У меня есть карандаш, кукла.

У меня нет карандаша, куклы.

Я рисую ..., папа пишет о ...

Максимальное количество баллов:

2 балла

3.

Исследование образования существительных родительного падежа множественного числа

Логопед предъявляет ребенку одну пару картинок и говорит: «Один стол, а много …»

Изображение парных картинок:

Шар— шаров, чашка — ... дерево — ...

Стол— столов, книга — ... лист — ...

Дом — ... мяч — ... ключ — ...

Максимальное количество баллов:

3 балла

4.

Исследование использования предлогов (в, на, под, над, за,

перед, около)

Поставь недостающий предлог.

Материал для обследования – карточки с записью предложений, в которых пропущены предлоги, например: Лампа 
висит … столом. Более сложный вариант – подстановка пропущенного предлога и изменение окончания управляемого слова.

Максимальное количество баллов:

2 балла

5.

Исследование согласования числительного с существительными

 Логопед показывает карточку, предлагает ее рассмотреть и посчитать, то, что на ней изображено.

Карточки с изображением в единственном и множественном числе:

Дом — два дома — пять домов.

Кукла — ... шар — ... жук — ...

Максимальное количество баллов:

2 балла

6.

Исследование согласования прилагательного с существительным

 

Шар, ведро, платье.

Ботинок, машина.

Максимальное количество баллов:

2 балла

Исследование словообразования

7.

Исследование образования названий детёнышей животных

 «Назови детёнышей животных.»

Карточки с изображением животных: 

С 4 лет: у кошки ... у утки ... у гуся ... у лисы ...

С 5 лет: у зайца ... у белки ... у медведя ... у волка ...

С 6 лет: у коровы ... у лошади ... у собаки ...

Максимальное количество баллов:

2 балла

1 уровень (низкий, менее 5 баллов).

Ребенок не использует морфологические элементы для передачи грамматических отношений.

2 уровень (ниже среднего, 9-6 баллов).

Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций.

3 уровень (средний, 14-10 баллов).

Грамматический строй имеет отклонения от возрастной нормы. Не всегда удается употреблять правильно предложенные предлоги, согласовывать существительное с числительными, прилагательным, образовывать названия детенышей. В делом невыполненных может быть не более 9 заданий.

4 уровень (выше среднего, 19-15 баллов).

Грамматический строй соответствует возрастной норме, однако могут иметь место незначительные затруднения при выполнении не более 4 заданий.

5 уровень (высокий, 24-20 баллов).

Грамматический строй соответствует возрастной норме. Ребенок безошибочно образовывает существительные именительного падежа множественного числа, родительного падежа множественного числа, существительные в косвенных падежах. Употребляет правильно все предложенные предлоги. Может согласовывать существительное с числительным и прилагательным, образовывать названия детенышей, образовывать уменьшительно-ласкательные формы, относительные прилагательные от существительных, притяжательные прилагательные и приставочные глаголы, глаголы совершенного вида.

8.

Исследование образования уменьшительно-ласкательных форм существительных

 Составь уменьшительно-ласковые слова.

 С 5 лет: стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска.

С 6 лет: гриб, лиса, лист, воробей, одеяло.

Максимальное количество баллов:

2 балла

9.

Исследование образования относительных прилагательных от существительных

Составь из существительного прилагательное слово. Какой предмет получится из …?

Дерево— деревянный, резина — ..., металл —

Бумага — ... солома — ... мех — ...

Кирпич — ... снег — '... пух — ...

Брусника шерсть черника

Максимальное количество баллов:

1 балла

10.

Исследование образования притяжательных

прилагательных от существительных

Посмотри на картинку загадочного животного, которого художник выдумал и скажи: «Это чья сумка?»

«Это чей хвост?»

Картинка с изображением «Загадочного животного»:

С 6 лет: сумка мамы, хвост зайца.

Кофта бабушки, лапы медведя.

Газета папы, шерсть волка.

Максимальное количество баллов:

2 балла

11.

Исследование образования приставочных глаголов

 Закончи предложения.

 С 6 лет: ходит, бежит, лежит.

Максимальное количество баллов:

1 балла

12.

Исследование образования глаголов совершенного вида

 Посмотри на картинку и скажи: «Что делает девочка? Что сделала девочка?»

Карточка с изображениями:

Рисовал — нарисовал.

Писал — написал.

Делал — сделал.

Максимальное количество баллов:

2 балла


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по коррекции речи у детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование лексико - грамматического строя речи.

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья носит системный характер. Это проявляется в недостаточной сформированности основных компонентов речи: её звуковой стороны, лексико - ...

«ЗНАЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ»

Предлагаю небольшую статью о своей работе над исправлением нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

конспект НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи "Моя семья"

Уважаемые коллеги! Буду рада, если предлагаемое занятие пригодится Вам, в первую очередь молодым логопедам. Это занятие поможет Вам в игровой форме расширить активный словарь детей, познакомить с...

Использование коммуникативных игр в совместной деятельности учителя-логопеда с детьми 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи по развитию лексико-грамматического строя речи в рамках реализации ФГОС ДО.

В статье представлены  варианты коммуникативных игр, подобранных из методической литературы и созданных самостоятельно, по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 5-7 лет. Данные игры...

Методические задания на исследование грамматического строя речи у младших школьников

Составлена методика исследования грамматического строя речи. В заданиях присутствует речевой материал и балловая оценка....

Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.

В статье предтавлен материал по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....

Протокол исследования лексической стороны речи (таблица)

1. Исследование словаря существительныховарь существительных.2. Исследование обобщающих понятий.3. Исследование глагольного словаря.4. Исследование словаря прилагательных.5. И...