Коррекционная работа учителя-логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи у обучающихся-инофонов
консультация по экономике

Коробова Наталия Альбертовна

На сегодняшний день большое внимание в образовании уделяется обучению детей-инофонов, привитию им нашей культуры, обучению русскому языку. В данной статье описываются основные моменты в работе учителя-логопеда по формированию лексико-грамматического строя речи у обучающихся-инофонов, как залога успешного овладения русским языком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель-логопед

МАОУ СШ №143

г.Красноярск

Н.А. Коробова

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ – ИНОФОНОВ

В связи с происходящими демографическими изменениями развитие миграционной политики становится одним из приоритетных направлений в нашей стране. На сегодняшний день большое внимание в образовании уделяется обучению детей-инофонов в общеобразовательной школе, привитию им нашей культуры, обучению русскому языку. Детьми-инофонами считают детей, чьи родители мигрировали недавно. На начальных этапах ассимиляции иностранной семьи в русскоязычную популяцию владение русским языком у детей этой категории находится на начальном или пороговом уровне. Чаще всего пороговый уровень русского языка наблюдается только у работающего члена семейства (как правило, это отец), а остальные, в том числе и дети, продолжают длительное время общаться только на родном языке. Немногим позже в таких семьях может наблюдаться явление чистого билингвизма, при котором свободно русским языком владеют работающие члены семьи, остальные – являются носителями своей культуры и знают русский язык на обиходно-бытовом уровне. Дети из таких семей, не имеющих проблем в интеллектуальном и/или психическом развитии могут хорошо знать оба языка, свободно владеть ими, стать переводчиками для своих родителей, в дальнейшем успешно овладеть в школе еще одним иностранным языком. Адаптация к обучению в образовательной организации для говорящих на русском языке пройдет у них успешно [2].

Согласно статистике, с каждым годом в школе увеличивается количество обучающихся, не (или недостаточно) владеющих русским языком.

В образовательной организации МАОУ СШ №143 в 2021-2022 учебном году насчитывалось 2472 обучающихся, из которых 106 – дети-билингвисты и 19 – дети-инофоны, не владеющие русским языком.

Для качественного предоставления образовательных услуг учащимся их обучение должно быть организовано на родном языке. В школе образовательный процесс ведется на государственном русском языке, на нем же общаются педагоги и дети, издан учебно-методический комплекс, разработаны все основные образовательные программы. Следовательно, детям-инофонам приходится обучаться в чужой для них языковой среде, что является серьезным препятствием для успешного обучения. И родители, не владеющие русским языком, помочь ребёнку в скорейшем решении данной проблемы не могут.

Без знания русского языка у детей-инофонов наблюдается отставание от сверстников в освоении образовательной программой, в понимании содержания учебного материала и в выполнении домашних заданий, возникают конфликты с другими обучающимися из-за недопонимания, психологический стресс, что серьезно влияет на развитие познавательных процессов и полноценное формирование эмоционально – волевой сферы, и, как следствие -  на становление личности ребенка. Следовательно, для обучающегося-инофона должно быть организовано психолого-педагогическое сопровождение с первых дней его пребывания в школе, которое включает в себя: диагностику уровня его психофизиологического развития и владения русским языком, для проведения которой удачна в применении методика М.И. Краюшкиной; составление классным руководителем и учителями-предметниками индивидуального учебного плана работы; коррекционно-развивающую работу с узкими специалистами и социальным педагогом; организацию консультативной помощи родителям, включая в рамках сетевого взаимодействия консультации специалистов других организаций, сотрудничающих со школой.

Для учителя-логопеда на первое место в решении данной проблемы выходят следующие задачи: оказание помощи в овладении базовым уровнем разговорной и письменной речи, грамматическими формами языка, расширении и обогащении словарного запаса, развитие связной речи.

В основе коррекционной работы учителя-логопеда с детьми-инофонами, способствующей их скорой адаптации к новой языковой среде и социализации в ней лежат следующие принципы: индивидуализация и дифференциация, учитывающие не только индивидуальные особенности обучающихся, но и уровень их знаний в области русского языка; подбор материала от простого к сложному; наглядность; принцип интерактивности, стимулирующий потребность у учащихся действовать на изучаемом языке; принцип культуроцентричности, предполагающий существенное влияние на мотивацию учеников.

Ведущая форма работы - непосредственное общение в различных наглядных и предметно-практических ситуациях, диалог, во время которого можно не только обогащать и расширять словарь, но и активизировать его. Нужно как можно больше говорить с детьми-инофонами на доступные и интересные им лексические темы, используя при этом понятные инструкции, вопросы, доступные во своей структуре предложения (на первых порах – одноуровневые).

В работе с детьми-инофонами часто использую дидактические игры, которые не только помогают создать спокойную обстановку в ходе непосредственного общения с обучающимся, но и стимулируют познавательную и речевую активность, мотивируют на выполнение учебных целей, организовывают.

Для удобства в работе и поиске нужного материала к занятию, игры подразделяю не только по лексическим, но и по грамматическим темам. Лексические темы подбираются по уровню актуальности для обучающегося школьного возраста с учетом его начальных возможностей. На занятии в рамках лексической темы пополняем и активизируем словарь, развиваем лексико-грамматические категории, уделяя при этом внимание согласованию частей речи в роде, числе и падеже, составляем рассказы по картинке, серии картинок, пересказываем короткие тексты, выполняем пальчиковую гимнастику, упражнения для развития артикуляционного аппарата и фонематических процессов.

По сути, коррекционная работа учителя-логопеда в школе в этом направлении аналогична коррекционной работе учителей-логопедов с дошкольниками. Большой плюс таких дидактических материалов заключатся также в том, что они уже подобраны в рамках конкретных лексических тем, что дает возможность не только работать над словарем, но и развивать лексико-грамматическую сторону речи, выявлять лексические темы, по которым у учащегося очень бедные знания, либо много ошибок в согласовании, так как мало опыта в работе именно с этим материалом. Особенно хорош в этом материал, применяемый в работе с детьми с нарушениями речи, имеющийся в огромном количестве у учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций. Яркие и содержательные пособия В.В. Коноваленко и С.В. Коноваленко, Н.В. Нищевой, Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной, Н.Э. Теремковой и другие помогут школьному логопеду простроить работу по накоплению и активизации словаря у ребенка-инофона в интересной и доступной форме. Можно использовать в работе и огромный перечень пособий из интернета, подобранный с учетом выше перечисленных принципов.

Когда словарь достаточно накоплен, занятия проводятся и в рамках грамматических тем «Звуковой анализ слова», «Слово», «Слоговой анализ слова», «Слог», «Предложение», «Ударение», «Безударная гласная», «Родственные слова», «Слова-антонимы», «Слова синонимы» и других.

Примеры дидактических игр, способствующих более успешному формированию лексико-грамматического строя, представлены в презентации.

В работе с детьми всегда значим настрой на успех. При работе с детьми-инофонами это особенно актуально, потому что такие дети чаще других оказываются в ситуации «незнания и непонимания». Показать значимость того, в чем они справляются лучше других детей, необходимо каждому ребенку-инофону.

На протяжении работы с ребенком-инофоном при встречах с его родителями обязательно делюсь наблюдениями за его успехами, занимаюсь их просвещением по интересующим темам в рамках речевого развития учащегося школы, регулярно напоминаю им о необходимости разговаривать дома со своим ребенком на русском языке, хотя бы на учебный период.

Формирование у детей-инофонов навыков слушания и понимания русской речи, расширение и активизация словарного запаса, получение практических навыков по владению грамматическим строем русского языка, расширение коммуникативных возможностей, позволит создать условия по выравниванию стартовых возможностей для успешного обучения в общеобразовательной школе. Наглядность и доступность должны стоять в приоритете на начальном этапе овладения обучающимися-инофонами русской речью.

Источники:

1. Особенности работы с детьми-инофонами. https://infourok.ru/osobennosti-raboti-s-detmi-inofonami-2466845.html

2. Особенности работы с детьми-инофонами. Чертова Н.В. https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=7984


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа учителя-логопеда на школьном логопункте

Выступление перед родителями для ознакомления с работой школьного логопеда...

Семейные фотографии как эффективное средство в коррекционной работе учителя–логопеда.

Опыт работы показывает, что хороших результатов в развитии связных высказываний у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) можно достигнуть при активном привлечении к занятиям всех людей, причастных к ф...

Программа коррекционной работы учителя-логопеда

Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»

ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Опыт работы по теме: «Использование игр В.В. Воскобовича в коррекционной работе учителя - логопеда»

Сделать занятия с детьми интересными, эффективными мне помогают игровые технологии. Важно, чтобы игровая технология предоставляла ребенку возможность творчества, не утрачивала своей привлекательности ...

Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов»

Очень часто учитель-логопед сталкивается  с тем, что  учителя,  встречают его появление в классе настороженно. Происходит это от того что, учителя особенно старшего поколения неправильн...