Адаптированная методика обследования сформированности речи обучающихся в школе VIII вида.
методическая разработка по теме
Адаптированная методика обследования + речевая карта + речевой профиль
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_metodika.docx | 127.1 КБ |
rechevaya_karta.doc | 101.5 КБ |
rechevoy_profil.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Адаптированная методика обследования сформированности речи обучающихся в школе VIII вида.
Эффективность логопедической работы во многом зависит от, того насколько правильно и грамотно была проведена диагностика речевых нарушений, насколько были продуманы и реализованы логопедом тактика и стратегия обследования речи. Задача проведения тщательной диагностики – выявить характер нарушения, его структуру, индивидуальные особенности проявления у конкретного ребенка, поскольку планирование индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми напрямую определяется теми показателями речевого и психического развития, которые были выявлены в процессе обследования.
Для обследования уровня развития речи детей с интеллектуальной недостаточностью представляю адаптированный вариант методики «Обследование сформированности речи обучающихся в школе VIII вида». За основу данной методики взята «Тестовая методика экспресс-диагностики устной речи младших школьников» Т.А. Фотековой т.к данная методика особенно продуктивна в работе с детьми с системной речевой патологией/СНР и «Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей» Р.И.Лалаевой.
Методика разделена на 4 раздела: исследование неречевых психических функций, исследование моторики, исследование речевых психических функций, исследование письменной речи.
Исследование неречевых психических функций включает в себя исследование:
- зрительного восприятия;
- слухового восприятие;
- пространственного праксис.
Исследование моторики включает в себя исследование:
- общей моторики;
- мелкой моторики;
- артикуляторной моторики.
Исследование речевых функций включает в себя исследование:
- сенсомоторного уровня развития;
- фонематического анализа и синтеза;
- языкового анализа и синтеза;
- грамматического строя речи;
- словаря и навыков словообразования.
Исследование письменной речи включает в себя:
- операций процессов письма;
- операций процессов чтения.
Методика имеет тестовый характер: процедура её проведения и система оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представить картину речевого дефекта, оценить степень выраженности нарушения различных сторон речи.
Данная методика дает возможность тщательно и глубоко исследовать основные компоненты устной и письменной речи и занимает много времени, но для обследования детей с ОВЗ является необходимой.
Адаптированная методика включает в себя подробное описание действий логопеда с инструкцией и количественной оценкой результатов, которая предложена по 4х бальной шкале. Оценка операций письма и чтения представлена в качественном описании ошибок с возможными их вариантами проявления.
В речевой карте кратко прописаны этапы обследования и предлагаемые задания с возможностью записи ответов детей. В речевой карте сразу проставляются баллы, и подсчитывается количественный результат по каждому этапу обследования.
В бланке количественного анализа (приложенного к методике) фиксируются полученные ребенком балы, и высчитывается их процентное соотношение от максимального количества баллов по каждому этапу. Благодаря данному бланку логопед может систематически наблюдать речевое развитие ребенка, его динамику, и с легкостью составлять график речевого развития. При оформлении бланка графика после каждого обследования целесообразно использовать различные цвета для начертания, благодаря этому один бланк используется на протяжение всего обучения, это позволяет после проведения каждой диагностики наблюдать успешность или не успешность каждого ребенка. Такие графики удобно использовать в работе с учителем и родителями, которым графическое изображение более доступно. Построение графиков возможно как вручную, так и с использованием компьютерных программ.
Во время проведения диагностики необходимо добиться, чтобы изучение было полным, доскональным и действительным благодаря использованию разных методов, объединенных в систему и построению «стратегии» и «тактики» логопедического обследования. Поэтому логопеду следует обратить особое внимание на последовательность своих действий во время диагностики. Опираясь на «Технологию организации логопедического обследования» О.Е.Грибовой можно выделить пять этапов обследования ребенка:
- ознакомительный;
- диагностический;
- аналитический;
- прогностический;
- информационный.
Ознакомительный этап.
Задача первого этапа – ознакомление учителя-логопеда с анамнестическими данными, выявление предварительных данных об индивидуальных особенностях ребенка. В рамках этапа изучается педагогическая и медицинская документация, сопровождающие ребенка. В процессе знакомства с документацией определяются те вопросы, которые следует уточнить в личной беседе с родителями и медицинским работником, на основе косвенных данных, содержащихся в медицинских и педагогических документах, выстраивается тактика беседы. Собеседование с родителями и медицинским работником направлено на уточнение анамнестических данных. Собеседование с родителями и психологом (рекомендую психолога наблюдать ребенка до обследования) направлено на получение информации о личности и характере ребенка, о стиле общения.
Диагностический этап.
Диагностический этап представляет собой собственно процедуру обследования речи ребенка.
Обследование речи ребенка с интеллектуальной недостаточностью достаточно длительный процесс. Процедура диагностического этапа начинается с установления контакта с ребенком. Обстановка должна быть достаточно знакома ребенку, тон логопеда спокойный и доброжелательный. При обследовании должно учитываться время благоприятное для деятельности ребенка.
Желательно диагностический этап проводить в присутствии родителей. Это необходимо для того, чтобы родители наглядно могли увидеть те проблемы, которые есть у ребенка.
Дидактическим материалом обследования должны служить игрушки и реальные объекты, картинки, вербальные инструкции и тексты. Важно, чтобы материал соответствовал уровню его речевого и интеллектуального развития, социальному опыту. Желательно предъявлять хорошо знакомый для ребенка стимульный и речевой материал.
В связи с индивидуальными особенностями детей с интеллектуальной недостаточностью на диагностическом этапе следует тщательно дозировать материал, наблюдать за степенью утомления ребенка и его эмоциональными реакциями на неудачи при выполнении заданий.
Следует упомянуть, что само обследование проводится с соблюдением таких принципов, как индивидуального и дифференцированного подхода, принцип системности, принцип развития, качественно-количественного подхода и др.
Аналитический этап.
Его задача – интерпретация полученных данных и заполнение речевой карты. Речевая карта содержит обобщенные выводы о состоянии той или иной функции. Особо тщательно следует подходить к завершенному разделу речевой карты – логопедическому заключению.
Прогностический этап.
На этом этапе на основе полученных и проанализированных результатов определяется прогноз дальнейшего развития ребенка, выясняются основные направления коррекционной работы.
Информационный этап.
С заключением и предполагаемыми направлениями коррекционной работы необходимо ознакомить родителей ребенка и обсудить с ним все вышеизложенные позиции. В процессе информирования родителей им сообщается все информация, полученная при обследовании ребенка, обговаривается и прогнозируется родительское участие в коррекционных мероприятиях.
Если схематически представить структуру обследования, то она может выглядеть именно так:
ОБСЛЕДОВАНИЕ
Анкетные Неречевые психические Моторика Речевые Письменная
данные функции функции речь
Зрительное восприятие | Слуховое восприятие | Пространственный праксис | Общее моторное развитие | Мелкая моторика | Артикуляторная моторика | Общая | Мелкая | Артикуляционная
| Сенсомоторный уровень речи | Фонематический анализ и синтез | Языковой анализ и синтез | Грамматический строй речи | Словарь и навыки словообразования | Процессы письма | Процессы чтения |
Заключение
Методика обследования
Неречевые психические функции
1. Исследование зрительного восприятия.
а) Предметные картинки.
Логопед раскладывает перед ребенком 8 предметных картинок из различных логических групп (овощи, фрукты, одежда, мебель, посуда, животные и.т.д).
Инструкция: Посмотри на картинки. Я буду называть картинку, а ты мне показывать какую картинку я назвала. (При этом логопед называет первую или последнюю картинку в ряду, а далее все остальные)
Оценка:
4 балла – 7-8 картинок
3 балла – 5-6 картинок
2 балла – 3-4 картинки
1 балл – 1-2 картинки
0 баллов – 0 картинок
б) Контурное изображение
Ребенку предлагается 8 контурных изображений предметов из различных логических групп (овощи, фрукты, одежда, мебель, посуда, животные и.т.д).
Инструкция: Посмотри на картинки. Я буду называть картинку, а ты мне показывать какую картинку я назвала.
Оценка:
4 балла – 7-8 картинок
3 балла – 5-6 картинок
2 балла – 3-4 картинки
1 балл – 1-2 картинки
0 баллов – 0 картинок
в) Неполный рисунок
Ребенку предлагается посмотреть на 8 изображений предмета без существенной детали, на которой достаточно ясно узнается изображение.
Инструкция: Посмотри на картинки. Я буду называть картинку, а ты мне показывать какую картинку я назвала.
Оценка:
4 балла – 7-8 картинок
3 балла – 5-6 картинок
2 балла – 3-4 картинки
1 балл – 1-2 картинки
0 баллов – 0 картинок
г) Наложенные изображения
Ребенку предлагается посмотреть на 4 картинки с наложенными друг на друга изображениями (рисунки Поппельерейтера)
Инструкция: Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел.
Оценка
4 балла – 4-5 изображений
3 балла – 3 изображения
2 балла – 2 изображения
1 балл – 1 изображение
0 баллов – 0 изображений
(Если у ребенка наблюдаются яркие нарушения зрительного восприятия, то следует провести более глубокое обследование)
2. Исследование слухового восприятия.
а) Направление звука
Логопед за спиной ребенка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева.
Инструкция: Я буду звонить в колокольчик за твоей спиной, а ты покажи рукой в какой стороне прозвучал колокольчик.
Оценка
4 балла – показывает все 4 направления
3 балла – показывает 3 направления
2 балла – показывает 2 направления
1 балл – показывает 1 направление
0 баллов – не показывает
б) Дифференциация звучащих игрушек
Перед ребенком выкладываются две контрастно звучащие игрушки (бубен — дудочка, барабан — гармонь, бубен — погремушка, погремушка-дудочка), логопед извлекает звуки на глазах ребенка, ребенок сам может поиграть в звучащие игрушки.
Инструкция: Тебе надо отвернуться. Я буду играть на музыкальных игрушках ,после чего ты мне покажешь какая игрушка звучала.
Оценка
4 балла – ребенок дифференцирует 4 пары игрушек
3 балла - ребенок дифференцирует 3 пары игрушек
2 балла - ребенок дифференцирует 2 пары игрушек
1 балл - ребенок дифференцирует 1 пару игрушек
0 баллов – ребенок не дифференцирует игрушки
3. Пространственный праксис
а) Исследование схемы тела.
Логопед просит ребенка показать правую, затем левую руку у себя, затем показа правую, левую руку у логопеда, сидящего напротив ребенка и.т.д.
Инструкция: выполняй, то, что я скажу
- покажи правую ногу;
- покажи, где у тебя левая рука;
- покажи, где у меня правый глаз;
- покажи у меня правое ухо;
- прикоснись правой рукой к моему левому уху;
- прикоснись своей левой рукой к моей левой руке;
Оценка:
4 балла – точное воспроизведение позы;
3 балла – поза точно воспроизводится после продолжительного поиска от 10 до 30 секунд;
2 балла – поза точно воспроизводится после длительного поиска более 30 секунд;
1 балл – смешение правой и левой части тела, зеркальное воспроизведение;
0 баллов отказ от выполнения проб.
б) Пробы Хэда
Инструкция: повторяй за мной движения.
- коснуться правой ноги правой рукой;
- коснуться левой рукой правого уха;
- коснуться правой рукой левого глаза.
Оценка:
4 балла – точное воспроизведение позы;
3 балла – поза точно воспроизводится после продолжительного поиска от 10 до 30 секунд;
2 балла – поза точно воспроизводится после длительного поиска более 30 секунд;
1 балл – смешение правой и левой части тела, зеркальное воспроизведение;
0 баллов отказ от выполнения проб.
Моторика.
Общая моторика
а)Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений
Инструкция:
- пройди по линии
- попрыгай на двух ногах вперед
- попрыгай сначала на одной потом на другой ноге
- повернись в одну сторону потом в другую
Оценка:
4 балла – выполняет 4 упражнения
3 балла – выполняет 3 упражнения
2 балла – выполняет 2 упражнения
1 балл – выполняет 1 упражнения
0 баллов – не выполняет упражнения
Мелкая моторика
б) Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений
Инструкция: Повторяй за мной движения
- 1-й палец поднять вверх, остальные собраны в кулак;
- указательный палец выпрямлен, остальные собраны в кулак;
- 2 и 3 пальцы расположены в виде буквы Y;
- 2 и 5 пальцы выпрямлены, остальные собраны в кулак;
- 2 и 3 пальцы скрещены, остальные собраны в кулак;
- 2 и 3 пальцы выпрямлены и расположены в виде буквы Y, а 1,4,5 пальцы собраны в щепоть;
- 1и 2 пальцы соединены в «кольцо», остальные выпрямлены.
Оценка:
4 балла – точное воспроизведение поз.
3 балла – поиск позы продолжается от 10 до 30 сек.
2 балла – поиск позы продолжается более 30 сек.
1 балл – неточное выполнение позы.
0 баллов – поза не выполнена.
в) Тест «Кулак – ребро - ладонь»
Логопед демонстрирует ребенку трижды подряд последовательность из трех движений руки: кулаком ударить по столу, поставить ладонь ребром, хлопнуть ладонью по столу. Ребенок так же, как и экспериментатор должен трижды без ошибок воспроизвести эту последовательность. Если ребенком нарушена последовательность движений более одного раза, нужно указать, что допущена ошибка, предоставить ему еще одну попытку. Всего допускается не более 5 попыток и демонстраций.
Инструкция: Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори, точно так же.
Оценка:
4 балла – правильное воспроизведение с одной-двух попыток после одной демонстрации.
3 балла – правильное воспроизведение после второй демонстрации с одной попытки.
2 балла – правильное воспроизведение после 3 демонстрации со второй попытки.
1 балл – правильное воспроизведение после 4 и 5 демонстраций со второй и более попыток.
0 баллов – отказ от выполнения задания или неправильное воспроизведение после пятой демонстрации после пятой попытки.
г) тест «Пересчет пальцев»
Инструкция: поочередно прикоснись большим пальцем руки ко второму, третьему, четвертому, пятому, обеими руками сначала в медленном темпе, затем в быстром, повторяя За экспериментатором.
Оценка:
4 балла – выполнение без ошибок.
3 балла – наличие ошибок – две синкинезии.
2 балла – пропуск пальца и нарушение порядка движений.
1 балл – наличие множества синкинеий.
0 баллов – отказ от выполнения.
д) тест «игра на рояле»
Инструкция: поочередно прикоснись пальцами к столу, от большого пальца к мизинцу и от мизинца к большому пальцу (1,2,3,4,5; 5,4,3,2,1,), сначала правой, затем левой руками.
Оценка:
4 балла – выполнение без ошибок.
3 балла – наличие ошибок – две синкинезии.
2 балла – пропуск пальца и нарушение порядка движений.
1 балл – наличие множества синкинеий.
0 баллов – отказ от выполнения.
Артикуляционная моторика.
е) Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений.
Инструкция: смотри, как я выполняю и повторяй за мной.
- широко открыть рот, закрыть;
- подвигать нижней челюстью вправо – влево;
- губы в улыбке;
- губы трубочкой;
- чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка»;
- язык «лопаткой» - широкий, распластанный зык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
- язык «иголочкой» -узкий язык с заостренным кончиком выдвинут изо рта, рот приоткрыт;
- поочередно «лопаточка» - «иголочка»;
- «качели» - рот открыт, язык поочередно касается то верхней, то нижней губы;
- «маятник» - рот открыт, язык высунут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
- «вкусное варенье» - рот открыт, широкий язык обхватывает верхнюю губу и затем медленным движением сверху вниз убирается в ротовую полость;
- широко открыть рот и зевнуть;
-нахмурить брови;
- удивиться;
- надуть щеки;
- втянуть щеки.
Оценка:
4 балла – правильное выполнение движений с точным соответствием всех характеристик предъявленному.
3 балла – замедленное и напряженное выполнение.
2 балла – выполнение замедленной и напряженное с незначительными ошибками.
1 балл – выполнение с явными ошибками (длительный поиск позы, неполный объем движений, отклонение конфигурации, синкенизии, гиперкинезы).
0 баллов – не выполняет движений.
Речевые функции
1.Исследование сенсомоторного уровня речи.
а) Звукопроизношение
Процедура: Детям предлагается повторять звуки и слова за логопедом.
Инструкция: Я сейчас буду называть звуки и слова, а ты повторяй их.
Речевой материал:
гласные:
[а], [о], [у], [э], [и], [ы]
свистящие, шипящие, аффрикаты:
[с], [с‘], [з], [з‘], [ц], [ш],[ж], [ч], [щ]
Салат-насос-рис, сено- василек-высь, зайка-гроза, зяблик-поползень, цыплята-овца-палец, шуба-кошка-камыш, жук-ножи, чайка-очки-ночь, щука-вещи-лещ.
сонорные:
[р], [р‘], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’]
Рыба-корова-топор, река-варенье-дверь, лампа-молоко-пол, лето-колесо-соль, малина-самолет-пума, мебель-карамель, насос-карандаш-кран, небо-синее.
задненебные:
[г] [г‘] [к] [к‘] [х] [х‘]
Гусь-рога, гитара-ноги, клоун-яблоко-лук, кирпич-носки, холодильник-ухо-петух, хитрость-мухи.
Оценка:
4 балла – безукоризненное произношение всех звуков, всех групп.
3 балла – один звук группы нарушен.
2 балла – несколько звуков группы нарушено.
1 балл – нарушены 2 группы звуков
0 баллов – нарушение более 2х групп звуков.
Исследование состояния фонематического восприятия.
б)Слухопроизносительная дифференциация звуков.
Инструкция: слушай внимательно и повторяй за мной.
Речевой материал:
ба-па па-ба са-за за-са
жа-ща ща-жа са-ша ша-са
ла-ра ра-ла ма-на-ма на-ма-на
да-та-да та-да-та га-ка-га ка-га-ка
ща-ша-ща ша-ща-ша жа-ша-жа ша-жа-ша
ща-ча-ща ча-ща-ча ца-са-ца са-ца-са
ча-тя-ча тя-ча-тя ра-ла-ра ла-ра-ла
Оценка:
4 балла – повторяет все слоги
3 балла – 1-7 ошибок
2 балла – 7-14 ошибок
1 балл – 14-21 ошибка
0 баллов – 21-28 ошибок
в) Слуховая дифференциация звуков.
Инструкция: Покажи картинку, подходящую к тому слову, которое я назову.
Речевой материал:
Коса – коза баран – баян
Мышка – мишка крыса – крыша
Почка – бочка трава – дрова
Класс – глаз миска – мишка
Оценка:
4 балла - 8 пар слов
3 балла - 6 пар слов
2 балла - 4 пары слов
1 балл - 2 пары слов
0 баллов - 0 пар слов
г) Звукослоговая структура слова
Инструкция: Я буду называть слова, а ты повторять их.
Речевой материал:
собака сковорода
портфель велосипед
звонок инструменты
котенок комбинезон
Оценка:
4 балла - все слова произносит правильно
3 балла - 1-2 ошибки
2 балла - 3-4 ошибки.
1 балл - 5-6 ошибок.
0 баллов - более 6 ошибок.
2. Исследование фонематического анализ, синтеза и представлений.
а) Выделение звука на фоне слова.
Инструкция: когда услышишь звук «р» в произнесенном слове, подними руку. (ребенку могут быть предложены различные варианты звуков)
Речевой материал:
Мышка, дерево, рама, рак, дом, комната.
Оценка:
4 балла – правильно выделяет звук.
3 балла – правильно выделяет со второй попытки.
2 балла – правильно выделяет с третьей попытки
1 балл – правильно выделяет с третьей попытки с помощью логопеда.
0 баллов – не выделяет звук.
б) Определение первого звука в слове
Инструкция: послушай слова и определи какой первый звук в этих словах.
Речевой материал:
Астра, удочка, иней, мухомор, соловей, шкаф.
Оценка:
4 балла – определяет во всех словах.
3 балла – допускает 1 ошибку.
2 балла – допускает 2-3 ошибки.
1 балл – допускает 4 шибки.
0 баллов – не определяет.
в) Определение последнего звука в слове.
Инструкция: послушай слова и определи какой последний звук в этих словах.
Речевой материал:
Радуга, мак, карандаш, дом, аист, палец.
Оценка:
4 балла – определяет во всех словах.
3 балла – допускает 1 ошибку.
2 балла – допускает 2-3 ошибки.
1 балл – допускает 4 шибки.
0 баллов – не определяет.
г) Определение количества звуков в слове.
Инструкция: послушай слова и назови сколько звуков в этих словах.
Речевой материал:
Рак, шуба, рука, норка, арбуз, самовар.
Оценка:
4 балла – определяет во всех словах.
3 балла – допускает 1 ошибку.
2 балла – допускает 2-3 ошибки.
1 балл – допускает 4 шибки.
0 баллов – не определяет.
д) Составление слова из последовательно названных звуков
Инструкция: прослушай слово, произнесенное с паузами после каждого звука, и назови его слитно.
Речевой материал:
Л-у-к, м-у-к-а, в-о-д-а, к-у-к-л-а, с-а-п-о-г, к-о-р-о-в-а.
Оценка:
4 балла – называет все слова.
3 балла – называет 5-4 слов.
2 балла – называет 3-2 слова.
1 балл – называет 2-1 слова.
0 баллов – не называет не одного слова.
е) Выделение звука по представлению на фоне слова в названиях картинок.
Инструкция: Внимательно рассмотри картинки и отбери те, в названии которых есть звук «Ш»
Речевой материал:
Роза, машина, заяц, шкаф, диван, кошка.
Оценка:
4 балла – отбирает картинки без ошибок.
3 балла – допускает 1 ошибку.
2 балла – допускает 2 ошибки.
1 балл – допускает 3 ошибки.
0 баллов – допускает множество ошибок.
ж) Подбор слов с заданным звук.
Инструкция: назови любое слово в котором есть звук (можно предложить любой из звуков)
Оценка:
4 балла – называет слово.
3 балла – называет слово со второй попытки.
2 балла – называет слово с третьей попытки.
1 балл – называет слово с третьей попытки при помощи логопеда.
0 баллов – не называет слово.
з) Подбор слов состоящих из 3-4 звуков
Инструкция: назови слова, состоящие из 3,4 звуков.
Оценка:
4 балла – называет слова.
3 балла – называет слова со второй попытки.
2 балла – называет слова с третьей попытки.
1 балл – называет слова с третьей попытки при помощи логопеда.
0 баллов – не называет слова.
3. Исследование языкового анализа и синтеза.
Исследование анализа структуры предложения.
а) Анализ предложения на слова
Инструкция: Я буду читать тебе предложение, а ты повтори предложение за мной и скажи, сколько в нем слов.
Речевой материал:
Весной распускаются листочки.
Осенью часто идут дожди.
Девочка собирает в лесу грибы.
Мои друзья хорошо катаются на лыжах.
Оценка:
4 балла – определяет во всех предложениях
3 балла – определяет в 3 предложениях
2 балла - определяет в 2 предложениях
1 балл - определяет в 1 предложение 0 баллов – 0 предложений
б) Определение места слова в предложении
Инструкция: Я прочитаю предложение, а ты определи какое место по счету занимает определенное слово. (если ребенок не умеет считать, можно ребенку предложить определить место слова в предложение: начало, середина, конец)
Речевой материал:
На улице идет дождь.
Чашка стоит на столе.
Мама сварили суп из риса.
Дружная семья собирается в отпуск.
Оценка:
4 балла – правильно определяет место слова в предложение.
3 балла – правильно определяет со второй попытки.
2 балла - правильно определяет с третьей попытки.
1 балл - определяет с третьей попытки при помощи логопеда.
0 баллов – не определяет место слова в предложение.
Исследование слогового анализа и синтеза
в) Умение определять количество слогов в слове.
Инструкция: Я буду называть слова, а ты внимательно слушай и посчитай, сколько слогов в словах. (если ребенок не умеет считать, не следует предлагать данное задание)
Речевой материал:
Сорока яблоки
Поезд черепаха
Поднос кастрюля
Кровать табуретка
Оценка:
4 балла – определяет количество слогов в 8 словах
3 балла – определяет количество слогов в 6 словах
2 балла - определяет количество слогов в 4 словах
1 балл - определяет количество слогов в 2 словах
0 баллов – не определяет количество слогов.
г) Умение называть слово, произнесенное по слогам
Инструкция: Я буду говорить тебе слоги, а ты соедини их в слово.
Речевой материал:
Вес – на ко – те – нок
Кни – ги по – то – лок
Бу – ма – га те – ле – фон
Те – ле – фон ско – во – ро – да
Оценка:
4 балла - составляет слово в 8 случаях.
3 балла - составляет слово в 6 случаях.
2 балла - составляет слово в 4 случаях.
1 балл - составляет слово в 2 случаях.
0 баллов – не составляет слова.
д) Умение синтезировать предложения из слов, разделенных на слоги.
Инструкция: Я буду говорить тебе слоги, а ты соедини их в слова и предложения.
Речевой материал:
На-сту-пи-ла вес-на.
На-сто-ле ле-жат кни-ги.
Мы пош-ли в шко-лу.
Да-ша ва-рит ки-сель.
Оценка:
4 балла – составляет 4 предложения.
3 балла – составляет 3 предложения.
2 балла – составляет 2 предложения.
1 балл – составляет 1 предложение.
0 баллов – не составляет предложений.
4. Исследование грамматического соя речи.
а) Умение употреблять существительные в единственном и множественном числе.
Инструкция: Посмотри на картинки и назови, что на них нарисовано.
Примерный картинный материал:
дом-дома, окно-окна, лист-листья, лампа-лампы, олень-олени, заяц-зайцы, дятел-дятлы, пень-пни, воробей-воробьи, колесо-колеса.
Оценка:
4 балла – называет 10-9 картинок
3 балла – называет 8-6 картинок
2 балла – называет 5-3 картинки
1 балл – называет 2-1 картинки
0 баллов – не называет картинки
б) Умение согласовывать существительные с числительными.
Инструкция: Посчитай сколько предметов нарисовано на картинках.
Примерный картинный материал:
1 дом - 2 … - 5… 1 коза - 2 … - 5 …
1 утка - 2 … - 5 … 1 змея - 2 … - 5 …
1 конь - 2 … - 5 … 1 воробей - 2 … - 5 …
Оценка:
4 балла – называет 6 картинок
3 балла – называет 5-4 картинки
2 балла – называет 3-2 картинки
1 балл – называет 1 картинку
0 баллов – не называет картинки
в) Умение употреблять сущ. в форме ед.ч. В.п. и Р.п.
Инструкция: Скажи, что ты видишь на картинке. Скажи, чего не стало.
Примерный картинный материал:
Мяч – мяча книжку - книжки
Шар – шара ложку - ложки
Куклу – куклы кошку - кошки
Собаку – собаки шапку - шапки
Оценка:
4 балла – называет 16-15 картинок
3 балла – называет 14-10 картинок
2 балла – называет 9-5 картинок
1 балл – называет 4-1 картинку
0 баллов – не называет картинки
г) Умение изменять существительные по падежам.
Инструкция: Я буду говорить тебе предложение. Если я назову неправильно слово в предложении, ты меня исправь.
Речевой материал:
Девочка пьет компот из (вишня).
В лесу водится много (звери).
Аня пришла на прием к (доктор).
У вокзала стоит много (автобус).
Оценка:
4 балла – все слова употребляет правильно
3 балла – правильно 3 слова
2 балла– правильно 2 слова
1 балл– правильно 1 слов
0 баллов – все слова не верно.
д) Умение согласовать прилагательное и существительное в роде и числе.
Инструкция: Я тебе буду говорить два слова, а ты должен соединить их вместе. Например: Красный, кружка – красная кружка.
Речевой материал:
Красный машина
яблоко
цветок
куртка
Оценка:
4 балла – согласовывает все слова
3 балла – согласовывает 3 слова
2 балла - согласовывает 2 слова
1 балл - согласовывает 1 слово
0 баллов – не согласовывает слова.
е) Умение изменять глаголы по числам.
Инструкция: Я буду называть тебе предложение, а ты его будешь продолжать. (желательно использовать картинки). Например: Самолет летит, а самолеты летят.
Речевой материал:
Клубника краснеет, а клубники…
Роза цветет, а розы…
Собака лает, а собаки…
Утка плывет, а Утки…
Оценки:
4 балла - 4 предложения
3 балла - 3 предложения
2 балла - 2 предложения
0 баллов - 1 предложение.
ж) Умение согласовывать глаголы прошедшего времени с существительными в роде и числе.
Инструкция: Я буду называть тебе 2 слова, а тебе надо соединить их вместе.
Речевой материал:
зайчиха яблоко
(бежать) заяц (созреть) виноград
зайчата слива
Оценка:
4 балла - 6 слов
3 балла - 5-4 слова
2 балла - 3-2 слова
1 балл - 1 слово
0 баллов - 0 слов.
з) Умение согласовывать глаголы с личным местоимением.
Инструкция: Ребенку приводятся пример:
(идти) Я иду. Ты идешь. Он идет.
Речевой материал:
Рисовать я - ты - он -
Играть я - ты - он -
Писать я - они - вы -
Оценка:
4 балла - все правильно
3 балла - 1 ошибка
2 балла - 2-3 ошибки
1 балл - 4-5 ошибок
0 баллов - 6 ошибок
и) Умение употреблять предлоги.
Инструкция: Я буду говорить тебе предложение, а ты будешь называть слово, которого в нем не хватает. (ребенку показывают картинки)
Речевой материал:
… стены стоит шкаф.
Мышка убежала … норку.
Мячик закатился … кровать.
Стая уток летела … водой.
Оценка:
4 балла – правильно употребляет предлоги
3 балла - 1 ошибка
2 балла - 2 ошибки
1 балла -3 ошибки
0 балла - 4 ошибки.
4. Исследование словаря и навыков словообразования
Словообразование
а) Умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы сущ и прилагательных.
Инструкция: Я тебе буду говорить слово, а ты будешь говорить его только ласково. Пример: лоб – лобик.
Речевой материал:
Шкаф - торт - умный -
Рубашка - конфета - красивый -
Нос - дождь -
Оценка:
4 балла - 8 слов
3 балла - 6 слов
2 балла - 4 слова
1 балл - 2 слова
0 баллов - 0 слов
б) Умение образовывать описательные прилагательные от существительных.
Инструкция: Объяснить ребенку на примере. Дерево – деревянный.
Речевой материал:
Солнце - бумага -
Дождь - кожа -
Стекло - мех -
Оценка:
4 балла – выполняет задание
3 балла - допускает 1 – 2 ошибки
2 балла – допускает 3 ошибки
1 балл – допускает 4 – 5 ошибок
0 баллов – не справляется с заданием.
в) Умение образовывать глаголы при помощи приставок.
Инструкция: Я буду говорить тебе слово, а ты мне будешь говорить другое слово, отвечающее на вопрос. Что сделал? Например: есть (что сделал?) съел.
Речевой материал:
Пишет - несет -
Варит - ужинает -
Пьет - играет -
Смотрит - читает -
Оценка:
4 балла – выполняет задание
3 балла - допускает 1 – 2 ошибки
2 балла – допускает 3-4 ошибки
1 балл – допускает 5-6 ошибок
0 баллов – не справляется с заданием.
г) Умение образовывать сложные слова.
Инструкция: а) Я тебе буду говорить 2 слова, а ты должен соединить их в одно.
Речевой материал:
Сам – летит
Пыль – сосет
Кофе – варит
Сок – выжимает
Оценка:
4 балла – выполняет задание правильно.
3 балла – образовывает 3-4 слова
2 балла – образовывает 2 слова
1 балл – образовывает 1 слово
0 баллов – с заданием не справляется.
Исследование состояния пассивного и активного словаря.
д) Знание обобщающих слов.
Процедура: Детям предлагается подобрать к названию общего понятие – частное.
Пример: Животное – собака, корова, медведь.
Речевой материал:
птицы- одежа-
мебель- обувь-
школьные
принадлежности- транспорт-
растения- насекомые-
Оценка:
4 бала – подбирает к 8 словам
3 бала – подбирает к 6 словам
2 бала – подбирает к 4 словам
1 бал – подбирает к 2 словам
0 балов – не подбирает слова.
е) Умение подбирать существительные.
Процедура: Подобрать название предметов по их действию.
Инструкция: Я буду называть слово, а ты будешь отвечать, кто или что это делает. Например: дует – ветер.
Речевой материал:
светит - летает -
пишет - метет -
цветет - тает -
горит - плывет -
Оценка:
4 бала – подбирает к 8 словам
3 бала – подбирает к 6 словам
2 бала – подбирает к 4 словам
1 бал – подбирает к 2 словам
0 балов – не подбирает слова.
ж) Умение подбирать глаголы.
Процедура: Подобрать слово обозначающее действие к слову обозначающее предмет.
Инструкция: Я тебе буду называть профессию, а ты будешь говорить что делает этот человек.
Речевой материал:
врач - машинист -
парикмахер - грузчик -
водитель- тракторист -
учитель - продавец –
Оценка:
4 бала – подбирает к 8 словам
3 бала – подбирает к 6 словам
2 бала – подбирает к 4 словам
1 бал – подбирает к 2 словам
0 балов – не подбирает слова.
з) Умение подбирать прилагательные.
Процедура: Процедура: Подобрать слово обозначающее признак предмета к слову обозначающее предмет.
Инструкция: Я буду называть слово, а ты будешь называть другое слово. Пример: осень (какая?) дождливая, кот (какой?) ласковый.
Речевой материал:
трава - шкаф -
апельсин - солнце -
кошка - воздух -
день - лимон -
шоколад - конфета -
лето - цветок -
река - зима -
книга - небо -
Оценка:
4 бала – подбирает к 16-14 словам
3 бала – подбирает к 1-10 словам
2 бала – подбирает к 10-6 словам
1 бал – подбирает к 6-4 словам
0 балов – не подбирает слова.
и) Умение подбирать антонимы.
Процедура: Подобрать слова, противоположные по значению.
Инструкция: Я буду называть слово, а ты мне будешь называть противоположное слово. Например: большой – маленький.
Речевой материал:
узкий - далеко -
кислый - добрый -
пустой - мокрый -
веселый - чистый –
Оценка:
4 бала – подбирает к 8 словам
3 бала – подбирает к 6 словам
2 бала – подбирает к 4 словам
1 бал – подбирает к 2 словам
0 балов – не подбирает слова.
к) Умение подбирать синонимы.
Процедура: Подобрать слова, похожие по значению.
Инструкция: Я буду называть тебе слово, а ты мне говорить похожее по смыслу слово. Например: грустный – печальный.
Речевой материал:
спелый - ровный -
добрый - твердый -
смелый - мокрый -
веселый - грустный -
Оценка:
4 бала – подбирает к 8 словам
3 бала – подбирает к 6 словам
2 бала – подбирает к 4 словам
1 бал – подбирает к 2 словам
0 балов – не подбирает слова.
Письменная речь
1.Исследование операций процессов письма.
Оценка данного исследования отражается в качественном описании наличия ошибок.
а) Запись под диктовку акустически близких согласных, гласных, графически сходных букв.
Инструкция: Я буду диктовать тебе буквы, а ты их записывай.
Речевой материал: [б] - [п], [д] - [т], [ж] - [ш], [к] - [г], [ф] - [в], [з] - [с], [а] - [я], [о] - [ё], [ё] - [ю], [ы] - [и].
б) Списывание (с рукописного и печатного текста)
Речевой материал:
Начало обучения во 2 классе.
Зимой.
Была зима. Лена гуляла. Щеки у Лены красные. Руки теплые.
Начало обучения в 3 классе.
Осень.
Пришла осень. Прошло жаркое лето. Дни стали короче. По неу поплыли серые тучи. Цветы завяли.
Начало обучения в 4 классе.
Лето.
Летом небо ясное, высокое. Солнышко поднимается высоко. Луга покрыты цветным ковром. Деревья одеты зеленой листвой. Цветут розы, гладиолусы, маргаритки. В лесу созрели земляника и черника.
в) Письмо под диктовку.
Речевой материал:
Начало обучения во 2 классе.
Звери.
Мы в зоопарке. Там звери. Вот лось. Вот рысь. Это хитрый зверь.
Начало обучения в 3 классе.
Кубики.
У нас кубики. Мы строим дом. Вот крыша. Вот пол. Вот окно. А вот стены. Дом готов.
Начало обучения в 4 классе.
Снежная баба.
Ясный день. Кругом снег. Маленький Миша смотрит в окно. Мальчики лепят снежную бабу. Баба большая, ростом с Мишу. Глаза-угольки. Стоит и улыбается. Вот какая баба!
г) Письмо предложений или текстов с дефектно произносимыми учеником звуками.
Речевой материал:
С-З:
Засыпанный снегом лес был сказочно красив. Изредка налетали стремительные грозы с раскатами грома.
Ш-Ж:
Прошли дожди, значит грибов жди. Прошумят дожди по железным крышам – и вновь тишина. На вершинах гор кружилась жуткая метель.
П-Б:
Поплыли по небу белые пушистые барашки облаков. В полях показались первые проталины. Набухли на ветках почки.
Т-Д:
Долго тянется тоскливая осень. Ветры, дожди, холода. Все затянуло тусклой дымкой тумана.
Г-Х-К:
Как нарядна рябина в августе. Огнем горят ее гроздья сквозь зеленые кружева гибких веток. На голые пеньки вьюга нахлобучила пухлые шапки. Пеньки похожи на огромные грибы.
С-З-Ш-Ж:
Куст шуршит – серый зайка дрожит. Журка оказался забавным журавлем. В морозном воздухе закружилась живая сетка из пушистых снежинок.
Р-Л:
Журавли изредка перекликались с вожаком. И было что-то гордое и уверенное в этом облачном разговоре.
Ц-Ч-Щ:
Закатались на выступах гор желтые цветочки. Они были похожи на связку золотых ключей На лиственницах запестрели шишечки. Розовым цветом оделись кустики волчьего лыка. Деревья в чаще слились в чернеющую массу.
д) Письмо предложений или текстов с не дифференцируемыми учеником по слуху звуками.
Речевой материал:
А-Я:
У утки утята. У кошки котята. У лисы лисята. У медведя медвежата. У коровы телята. У лося лосята.
О-Ё:
Ёжик живет у Лены. У ежика иголки. Лёва кормит ёжика молоком. У Лёни тоже есть ёжик.
Ё-Ю:
На берёзе грачи вьют гнёзда. По изгороди вьются втюны. Под ёлочкой Алёша нашёл колючего ёжика.
Ы-И:
У папы пила. Рита купила мыло. У Тани болят зубы. У Нины бусы. Из трубы идет дым.
З-С:
Зазвенел звонок, дети быстро заняли свои места. Снег быстро засыпал заячьи следы. Спелый арбуз привезли на рынок.
Б-П:
Бабушка купила Борису барабан. Бабушка печёт пироги. В парке было много лип.
Д-Т:
Даша рисует цветными карандашами. Володя шел на пассику к дедушке. Димин брат работает на заводе.
В-Ф: В парке бьют фонтаны. Около фонтанов цветут фиалки, и высокой стеной растет трава.
Г-К:
Сегодня на уроке мы отгадывали загадки. В лесу ребята собирали белые грибы и спелые ягоды.
Ж-Ш:
Что посеешь, то и пожнешь. Хорош садовник, хорош и крыжовник.
С-Ш:
Наша серая кошка сидела на крыше. Я рубашку сшила мишке, я сошью ему штанишки.
З-Ж:
Зоя нашла зелёного жука. У Лизы новые лыжи. В зоопарке живет полосатая зебра.
С-Ц:
Лисица гоняется за зайцем. Красавица девица сидит в темнице, а коса на улице.
Ч-Ш:
Стоит Машенька на крылечке и плачет. Миша и Наташа летом жили на даче. В лесу мы наткнулись на колючий шиповник.
Ч-Щ:
Мы вышли из чащи леса. Филин – ночной хищник. Мы навещаем больных учеников.
Ч-Ц:
Летом целый день печёт солнце. Среди колокольчиков стрекочут кузнечики.
Б-Д:
У детей в саду в большой клетке жила белочка. Все дети любили белочку. Но больше всех любила белочку Люба.
П-Т:
В парке растут старые тополя. Татьяна помогла Петру решить трудную задачу. Потухло пламя костра.
Оценка.
Анализируя трудности письма у ребенка, следует выделить следующие возможные ошибки:
1. Искаженное написание букв (например, Э - , С - )
2. Замены рукописных букв: а) графически сходных (например, в-д, л-м, ц-щ); б) обозначающих фонетически сходные звуки (например, д-т, б-п, г-к).
3. Искажение звукобуквенной структуры слова: перестановки, пропуски, добавления, персеверация, контаминация букв, слогов (например, ВЕСЕНА – вместо ВЕСНА, СТАНА – вместо СТРАНА, КУЛБОК –вместо КЛУБОК)
4. Искажение структуры предложения: раздельное написание слова, слитное написание слов, контаминация слов (например, ИСТЕПЛЫХ СТРАНЛЕТЯТ ГРАЧИ – вместо ИЗ ТЕПЛЫХ СТРАН ЛЕТЯТ ГРАЧИ).
5. Аграмматизмы на письме (например, МНОГО КАРАНДАШОВ, НЕТ КЛЮЧОВ, НА ВЕТКОВ).
2. Исследование операций процессов чтения.
Оценка данного исследования отражается в качественном описании наличия ошибок.
а) Чтение вслух текстов.
Начало обучения во 2 классе.
Речевой материал.
ххх
У Ани букет. Она идёт в первый класс. Аня и мама очень рады.
- Чему радуются девочка и мама?
Начало обучения в 3 классе.
Речевой материал.
Медвежонок.
Жил у нас медвежонок. Он очень любил воду. Мы его часто купали. Мишка долго плескался в тазу. Попало ему мыло в глаза. Малыш заплакал. Вытерли мишку. Опять он веселый.
- Что любил медвежонок?
- Какое занятие ему нравилось?
- От чего малыш заплакал?
- После чего он стал веселым?
Начало обучения в 4 классе.
Речевой материал.
Н.Носов
Живая шляпа.
Шляпа лежала на комоде, котёнок Васька сидел на полу возле комода, а Вовка и Вадик сидели за столом и раскрашивали картинки. Вдруг позади них что-то упало на пол. Они о-бер-ну-лись и увидели на полу возле комода шляпу. Вадик подошёл поближе и стал смотреть на шляпу. Вдруг шляпа поползла прямо к нему. Он как закричит:
-Шляпа живая!
-Почему рассказ называется «Живая шляпа»?
- Как ты думаешь, почему шляпа поползла по комнате?
Оценка.
Анализируя трудности чтения у ребенка, следует выделить следующие возможные ошибки:
1. Замены и смешения звуков при чтении: замены и смешения фонематически близких звуков (звонких и глухих, аффрикат и звуков, входящих в их состав, и др.), а также замены графически сходных букв (х-ж, п-н, з-в и др.).
2. Побуквенное чтение - нарушение слияния звуков в слоги и слова. При побуквенном чтении буквы называются поочерёдно нанизываются одна на другую, "бухштабируются". Например, РАМА - Р,А,М,А.
3. Искажения звуко-слоговой структуры слова, которые проявляются в разнообразных ошибках: а) в пропусках согласных при стечении, б) пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в) добавлении лишних звуков при чтении, г) перестановках звуков, д) пропусках, перестановках слогов при чтении и др.
4.Нарушения понимания прочитанного проявляются на уровне отдельного слова, а также предложения и текста. Эта группа нарушений чтения выделяется в тех случаях, когда не наблюдаются расстройства технической стороны процесса письма.
5. Аграмматизмы при чтении. Эта группа ошибок проявляется на аналитико-синтетической и синтетической ступени овладения навыком чтения. Отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласованиях существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и др.
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Анкетные данные.
Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________
Дата рождения, возраст___________________________________________________________
Национальность_________________________________________________________________
Домашний адрес_________________________________________________________________
Из какого ОУ поступил___________________________________________________________
Решение медико-педагогической комиссии__________________________________________
_______________________________________________________________________________
Дата заполнения речевой карты____________________________________________________
Логопед________________________________________________________________________
Неречевые психические функции
баллы | |
1.Исследование зрительного восприятия. а) Предметные картинки_________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
б) Контурные изображения _______________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
в) Неполный рисунок ______________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
г) Наложенные изображения_______________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
2. Исследование слухового восприятия. а) Направление звука______________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
б) Дифференциация звучащих игрушек_______________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
3. Пространственный праксис. а) Исследование схемы тела_______________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
б) Пробы Хэда___________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
Моторика. а) Общая моторика_______________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
Мелкая моторика б) Ряд упражнений _______________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
в) Тест «Кулак-ребро-ладонь»______________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
г) Тест «Пересчет пальцев»________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
д) Тест «Игра на рояле»___________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
Артикуляторная моторика е) Ряд упражнений________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ |
Речевые функции
баллы | |
1.Исследование сенсомоторного уровня. а) Звукопроизношение_____________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
б) Слухопроизносительная дифференциация звуков____________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
в) Слуховая дифференциация звуков_________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
г) Звукослоговая структура слова__________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ | |
2. Исследование фонематического анализа и синтеза. а) Выделение звука на фоне слова___________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
б) Определение первого звука в словах_______________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ | |
в) Определение последнего звука в словах_____________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
г) Определение количества звуков в словах___________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
д) Составление слов из последовательно названных звуков______________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
е) Выделение звука по представлению на фоне слова в названиях картинок_______________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
ж) Подбор слов с заданным звуком__________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
з) Подбор слов состоящих из 3-4 звуков______________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
3. Исследование языкового анализа и синтеза. Исследование анализа структуры предложения а) Анализ предложений на слова____________________________________________ _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
б) Определение места слова в предложение__________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
Исследование слогового анализа и синтеза в) Умение определять количество слогов в слове______________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
г) Умение называть слово, произнесенное по слогам___________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ | |
в) Умение синтезировать предложения из слов, разделенных на слоги ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
4. Исследование грамматического строя речи. а) Умение употреблять сущ. в ед.ч и мн.ч____________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
б) Умение согласовывать сущ. с числит._____________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
в)Умение употреблять сущ. в форме ед.ч. В.п. и Р.п.___________________________ ________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ | |
г) Умение изменять сущ. по падежам_______________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
д) Умение согласовывать прил. и сущ. в роде и числе__________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
| |
е) Умение изменять глаголы по числам______________________________________ ________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ | |
ж) Умение согласовывать глаголы прошедшего времени с сущ. в роде и числе _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ | |
з) Умение согласовывать глаголы с личным местоимением_____________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
и) Умение употреблять предлоги___________________________________________ ________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ | |
5. Исследование словаря и навыков словообразования Словообразование а) Умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы сущ. и прилагательных_________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
б) Умение образовывать описательные прил. от сущ._________________________ _______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
в) Умение образовывать глаголы при помощи приставок_______________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
г) Умение образовывать сложные слова____________________________________ _______________________________________________________________________ _______________________________________________________________________ | |
д) Знание обобщающих слов________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
е) Умение подбирать сущ._________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
ж) Умение подбирать глаголы_____________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
з) Умение подбирать прилагательные_______________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
и) Умение подбирать антонимы____________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
к) Умение подбирать синонимы____________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ | |
6 Исследование операций процессов письма__________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ | |
7. Исследование операций чтения___________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ |
Выводы:_______________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ РЕБЕНКА
Неречевые психические функции
1.Исследование зрительного восприятия.
Максимальное количество баллов – 16, что равняется 100%
А | Б | В | Г |
Количество набранных балов_________________________________________________________
2. Исследование слухового восприятия.
Максимальное количество баллов – 8, что равняется 100%
А | Б |
Количество набранных балов_________________________________________________________
3. Пространственный праксис.
Максимальное количество баллов – 8, что равняется 100%
А | Б |
Количество набранных балов_________________________________________________________
4. Моторика.
Максимальное количество баллов – 24, что равняется 100%
А | Б | В | Г | Д | Е |
Количество набранных балов_________________________________________________________
Речевые функции
1.Исследование сенсомоторного уровня.
Максимальное количество баллов – 20, что равняется 100%
А | Б | В | Г |
Количество набранных балов_________________________________________________________
2. Исследование фонематического анализа и синтеза.
Максимальное количество баллов – 32, что равняется 100%
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З |
Количество набранных балов_________________________________________________________
3. Исследование языкового анализа и синтеза.
Максимальное количество баллов – 20, что равняется 100%
А | Б | В | Г | Д |
Количество набранных балов_________________________________________________________
4. Исследование грамматического строя речи.
Максимальное количество баллов – 36, что равняется 100%
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И |
Количество набранных балов_________________________________________________________
5. Исследование словаря и навыков словообразования
Максимальное количество баллов – 36, что равняется 100%
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | З | И | К |
Количество набранных балов_________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по письму и развитию речи 4 класс школа VIII вида
Предлагаемая программа и тематическое планирование ориентирована на учебник авторов Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Русский язык: учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательн...
Программа по развитию устной речи для коррекционных школ VIII вида 4 класс
Данная рабочая программа может быть использована учителями, работающими в 4-х классах коррекционных школ VIII вида...
«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»
«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»...
Система работы по развитию орфографической зоркости у обучающихся на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида.
В работе отражена значимость вопроса развития орфографической зоркости , а также обозначены формы и методы по предупреждению и преодолению ошибок в письменных работах обучающихся на уроках...
Мониторинг результативности работы по коррекции нарушений речи у учащихся школы VIII вида.
Мониторинг - это процесс систематического или непрерывного сбора информации, которая может быть использована для улучшения процесса принятия решения, оценки динамики развития или выработки стратегии д...
«Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи».
laquo;Работа по развитию описательно - повествовательной речи учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках чтения и развития речи»....
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА...