Методические задания на исследование грамматического строя речи у младших школьников
методическая разработка на тему
Составлена методика исследования грамматического строя речи. В заданиях присутствует речевой материал и балловая оценка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
talavera_issledovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Исследование грамматического строя речи.
1. Исследование словоизменения.
- дифференциация единственного и множественного числа существительных
Процедура и инструкция: экспериментатор показывает картинку и предлагает назвать предмет или предметы, изображенные на картинке «Скажи, что это» или «Кто это?»
Материал: картинки, изображающие один и много предметов (дом-дома, стул-стулья, девочка–девочки, бабочка-бабочки, конфета – конфеты, платье-платья, мальчик-мальчики, окно – окна, дерево - деревья).
- употребление существительных в косвенных падежах без предлога.
- Употребление существительных в винительном падеже единственного числа.
Процедура и инструкция: перед ребенком последовательно раскладывают картинки и предлагают назвать, кого или что он видит на картинке. Логопед дает инструкцию: «Перед тобой лежат картинки. Назови, что ты видишь на этой картинке? Я вижу…» и т.д.
Дом, стол, мяч, мальчик, ваза, кошка, книга, дерево, ведро
Материал:картинки.
b. Употребление существительных родительного падежа единственного числа.
Процедура и инструкция: экспериментатор объясняет ребенку, что художник не успел дорисовать картинки. Перед ребенком последовательно выкладывают картинки и просят сказать у кого (чего) чего-то нет (У слона нет хобота): «Художник не успел дорисовать картинку. Скажи, чего не хватает у слона? А у стола? А у машины?»
Материал: картинки (мишка без лапы, бабочка без крыла, слон без хобота, стол без ножки, машина без колеса, ведро без ручки)
с. Употребление существительных в дательном падеже единственного числа.
Предлагаются 2 задания.
1 задание.
Процедура и инструкция: ребенку предлагается посмотреть на первую серию картинок: «На этих картинках изображены животные, дадим корм животным. Для этого надо вспомнить, кто что любит». Далее предлагаются по одной картинке 2-ой серии. Экспериментатор задает вопросы: «Кому дадим морковку и т.д.»
Материал: две серии картинок. Первая серия – кролик, еж, петух, корова, лошадь. Вторая серия – морковка, яблоко, зерна, трава, овес.
2 задание
Процедура и инструция: «Представь, что у тебя день рождения и тебе принесли подарки. Ты очень рада (рад) подаркам. Посмотрим какие подарки тебе принесли». Экспериментатор раздает картинки. «Я буду показывать подарок, а ты называй, чему ты рада. Например, я рада варенью».
Материал: картинки (кольцо, платье, зеркало, пирожное).
d. Употребление существительных в творительном падеже единственного числа.
Процедура и инструкция: перед ребенком выкладывают картинку, затем просят показать картинку и ответить на вопрос:
Чем режут хлеб?
Чем едят суп?
Чем моются?
Чем вытираются?
Чем рисуют?
Материал: картинки (нож, ложка, мыло, полотенце, карандаш).
- употребление предложно-падежных конструкций единственного числа.
Процедура и инструкция: исследование проводиться с использованием двух видов заданий.
1 задание
Ребенку предлагается назвать, где находится предмет, изображенный на картинке. Экспериментатор показывает картинку и дает инструкция типа: «Где находиться ложка?».
2 задание
Оречевление действий. В начале исследования экспериментатор выполняет действие (кладет карандаш в книгу, на книгу, под книгу, над книгой, перед книгой, за книгу, около книги; берет карандаш с книги, из книги, из-под книги). После показа действия дается инструкция: «Куда я положила карандаш?» или «Откуда я взяла карандаш?».
Материал: картинки с изображением двух предметов в различном пространственном расположении по отношении друг к другу (ложка в стакане, ложка над стаканом, ложка перед стаканом, ложка около стакана и т.д.); два предмета (карандаш и книга).
- согласование прилагательного с существительным в роде и числе.
Процедура и инструкция: экспериментатор выкладывает перед ребенком предметные картинки и спрашивает: «Что изображено на этой картинке? А чашка какая? Какого цвета? А бусы какие? Какого цвета?» и т.д.
Материал: картинки (голубой шкаф, голубая чашка, голубое ведро, голубые бусы; большой мяч, большая кукла, большое сердце, большие тарелки; золотой ключ, золотая цепочка, золотое ожерелье, золотые кольца).
- дифференциация глаголов единственного и множественного числа настоящего времени
Процедура и инструкция: экспериментатор показывает картинку и дает инструкцию: «Назови, что делает мальчик? Что делают мальчики? И т.д.
Материал: картинки с изображением одного или нескольких предметов или людей (мальчик вытирает, мальчики вытирают, лежит книга, лежат книжки, девочка убирает, дети убирают, девочки катается на санках, девочки катаются на санках, ребенок бежит – дети бегут).
- изменение глаголов прошедшего времени по родам.
Процедура и инструкция: экспериментатор дает следующую инструкцию: «Мальчика и девочку зовут одинаково – Женя. Я буду показывать картинку, а ты будешь говорить, что делает Женя (Женя упал или Женя упала) и дополнять предложение» Экспериментатор показывает картинку и говорит «Женя…..» В случае затруднения даются две формы (Женя упал или Женя упала?).
Материал: предложения и картинки (мальчик упал, девочка упала, дерево упало, мяч покатился, машина покатилась, яблоко покатилось).
- дифференциации глаголов совершенного и несовершенного вида
Процедура и инструкция: перед ребенком раскладываются две парные картинки, например «Девочка моет руки», «девочка вымыла руки». Затем экспериментатор показывает картинку и задает вопрос: «Что делает девочка?» или «Что сделала девочка?»
Материал: предложения и картинки (девочка моет руки, девочка вымыла руки, девочка одевается, девочка оделась, мальчик рисует, мальчик нарисовал)
- исследование употребления и понимания возвратных глаголов.
Процедура и инструкция: перед ребенком раскладываются парные картинки, например, «девочка причесывает» и девочка причесывается» Дается следующая инструкция: «На этих картинках одна девочка причесывает, а другая причесывается» Затем экспериментатор поочередно показывает картинки и задает вопрос: «Что делает эта девочка?» В случае затруднений предлагаются две формы: «Девочка причесывает или причесывается?».
Материал: картинки с обозначением действий (мальчик прячет машинку, мальчик прячется, мама одевает дочку, девочка одевается, девочка причесывает сестренку, девочка причесывается).
- Исследование согласования существительного с числительным 2 и 5
Экспериментатор предлагает посчитать предметы по словесному образцу «дом, два дома, пять домов»
Материал: | Шар- 2 шара- 5 шаров Стол- 2 стола- 5 столов Карандаш- 2 карандаша- 5 карандашей Ключ- 2 кляча-5 ключей Гусь- 2 гуся- 5 гусей Кукла- 2 куклы- 5 кукол Книга- 2 книги- 5 книг Окно- 2 окна – 5 окон Ведро – 2 ведра – 5 ведер Дерево – 2 дерева – 5 деревьев Ухо – 2 уха – 5 ушей |
Оценки результатов выполнения действий:
5 баллов (высокий уровень) – правильное и самостоятельное выполнение всех заданий.
4 балла (уровень выше среднего) – единичные ошибки при словоизменении слов среднего рода, при помощи экспериментатора ошибки исправляет.
3 балла (средний уровень) – многочисленные ошибки в непродуктивных формах словоизменения, а также ошибки в словоизменении существительных среднего рода, помощь экспериментатора не помогла.
2 балла (уровень ниже среднего) – многочисленные ошибки как в продуктивных, так и в непродуктивных формах словоизменения, а также ошибки в словоизменении существительных в среднем и мужском роде.
1 балл (низкий уровень) – правильные ответы лишь в единичных случаях, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.
2. Исследование словообразования
- исследование словообразования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Процедура и инструкция: ребенку предлагаются парные предметные картинки с изображением большого и маленького предмета. Экспериментатор показывает картинку и задает вопрос: «Это что?» При затруднении при выполнении заданий оказывает помощь следующим образом: «Машина – это большая, а как назвать ласково одним слово маленькую машину?».
Материал: предметные картинки (стул-стульчик, мяч- мячик, кукла –куколка, машина-машинка, пальто-пальтишко, ведро – ведерко, окно - окошечко).
- исследование словообразования детенышей животных.
Процедура и инструкция: в начале исследования экспериментатор дает следующую инструкцию: «Сейчас мы будем вспоминать названия детенышей животных» Затем задаются вопросы: «Как называется детеныш у гуся?» и т.д.
Материал: картинки (лиса – лисенок, белка-бельчонок, лошадь-жеребенок, корова-теленок, заяц-зайчонок, курица – цыпленок, свинья – поросенок, овца – ягненок, кошка - котенок).
- исследование словообразования названий профессий женского рода.
Процедура и инструкция: в начале исследования формируется ориентировка в задании: «Сейчас мы будем вспоминать названия профессий женщин. Учитель-это мужчина, а женщину называют учительница. Продавец-это мужчина, а если это женщина, то как ее называют?».
Материал: продавец – продавщица, повар – повариха, уборщик-уборщица, портной - портниха.
- исследование образования качественных прилагательных.
Речевой материал, процедура и инструкция: ребенку задаются следующие вопросы: «Как называют лису за хитрость?» « А зайца за трусость?»
Если на улице холодно, то как можно назвать такой день? Какой он?
Если на улице дождь то какой это день?
А если ветер, какой это день?
- образование относительных прилагательных.
Задание 1.
Процедура и инструкция: экспериментатором дается следующая инструкция: «Если стол сделан из дерева, то какой он?» и т.д.
Материал: картинки, на которых видно из чего сделан предмет: стол из дерева, банка из стекла, ножницы из металла, мяч из резины, ключ их железа.
Задание 2.
Процедура и инструкция: экспериментатор дает следующую инструкцию: «Варенье из абрикосов - это какое варенье, а варенье из вишни это какое варенье?» и т.д.
Материал: слова (лист березы, лист клена, лист дуба, варенье из вишни, варенье из абрикоса, морс из смородины).
- образование притяжательных прилагательных.
Процедура и инструкция: экспериментатор дает ребенку следующую инструкцию: «Скажи, если хвост у коровы, то чей это хвост?» и.т.д.
Материал: словосочетания (сумка мамы, сумка бабушки, кукла Маши, мяч Сережи, хвост лошади, нора лисы, дупло белки).
- образование приставочных глаголов
Процедура и инструкция: экспериментатор дает следующую инструкцию: «Рассмотри эту картинку и помоги мне рассказать историю про волка и закончить предложение. Волк по лесу шел:
Волк к елке…..(что сделал?)
Волк вокруг елки….(обошел)
Волк от елки…..(отошел)
Волк дальше…..(пошел)
Волк через ручей …..(перешел)
Волк в логово…..(зашел)
Материал: картинка
Оценка выполнения заданий.
5 баллов (высокий уровень) – правильное и самостоятельное выполнение заданий.
4 балла (уровень выше среднего) – правильное выполнение заданий с помощью экспериментатора или единичные ошибки при выполнении заданий в непродуктивных способах словообразования.
3 балла (средний уровень) – систематические ошибки в непродуктивных способах словообразования.
2 балла (уровень ниже среднего) – систематические ошибки как в непродуктивных, так и в продуктивных способах словообразования.
1 балл (низкий уровень) – неправильное выполнение всех заданий, простое повторение заданного слова или отказ от выполнения задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования грамматического строя речи у младших школьников с ТНР
Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте....
Игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Фрукты" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
В данном материале представлены игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Фрукты" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....
Игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Одежда" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
В данном материале представлены игры и задания по формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста....
Игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Ягоды" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями
В данном материале представлены игры и задания по формированию грамматического строя речи по теме "Ягоды" у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....
Формирование лексико-грамматического строя речи у младших школьников с расстройством аутистического спектра
Введение Актуальность темы исследования заключается в том, что в современном мире все больше появляется детей, у которых на разных этапах развития диагностируются расстройство аутистического спектра, ...
Протокол исследования грамматического строя речи (таблица)
1. Исследование образование существительных в косвенных падежах.2. Исследование образования существительных родительного падежа множественного числа.3. Исследование использования предлогов (...
- Мне нравится (1)