Урок по русскому языку на тему «От анализа текста к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.2)» В 9 «В» классе
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkryty_urok_v_9_kl.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение им. Л.Н.Толстого
п. Лев Толстой, Липецкая область
Урок по русскому языку на тему
«От анализа текста к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.2)»
В 9 «В» классе
Учитель русского языка и литературы
Кузнецова Татьяна Анатольевна
2019
Цель урока: формирование у обучающихся умения написания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.2).
Задачи:
образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; систематизация знаний обучающихся о типах речи, отработка написания сочинения-рассуждения по алгоритму; формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста с помощью приемов смыслового чтения; формирование умения создавать связное монологическое высказывание;
развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений;
воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание сострадания, чуткого, доброго отношения к людям.
Тип урока: урок развития речи.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Формы организации деятельности: беседа, фронтальная работа, самостоятельная работа.
Опорные понятия: типы речи, тезис, аргументы, вывод
Средства обучения: раздаточный материал (памятки «Алгоритм работы над сочинением-рассуждением, связанным с анализом текста», «Речевые клише» тексты (Е. Габова, «Не пускайте Рыжую на озеро»), толковые словари.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ текста на основе приемов смыслового чтения. Выдвижение гипотез. Создание текста на основе алгоритма написания сочинения-рассуждения (задание 9.2).
Ход урока
- Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим работу по подготовке к общеобразовательному государственному экзамену. Одним из самых сложных заданий является задание 9 – написание сочинения по прочитанному тексту. Мы с вами будем анализировать текст и готовиться к написанию сочинения - рассуждения (задание 9.2.).
Что нам нужно знать и уметь, чтобы хорошо написать сочинение-рассуждение? (Знать понятия «рассуждение», «тезис», «аргументы», «вывод»; уметь аргументировать тезис, подбирать примеры из текста, создавать связный текст-рассуждение на основе алгоритма).
- Мотивация; целеполагание
Исходя из того, что было перечислено, как бы мы могли сформулировать основные задачи нашего урока? (Отработать алгоритм написания сочинения-рассуждения с использованиемстандартных речевых формулировок - клише).
- Актуализация знаний
Мы с вами уже знакомы со структурой ОГЭ по русскому языку. Из каких трех частей она состоит? (изложение, тестовая часть и сочинение-рассуждение)
Какая часть работы вызывает у вас наибольшие затруднения? Почему? (Сочинение, потому что легче воспроизвести авторский готовый текст, чем создать свой собственный. Сложно сохранять определенный тип речи, тему текста, тезис; подбирать необходимые примеры из текста; следить за тем, чтобы текст был логичным, композиционно цельным).
Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения 9.2. Для этого вспомним все этапы работы над сочинением-рассуждением , вспомним, как строится данный текст, основные понятия, необходимые для работы (типы речи, рассуждение, тема, тезис, аргументы, вывод; критерии оценивания текста сочинения 9.2)
- Работа с названием текста (предтекстовые приемы работы с текстом: создание ориентиров предвосхищения).
Начнем мы эту работу не совсем обычно. Я предлагаю вам рассмотреть пока только название текста: «Не пускайте Рыжую на озеро». Можете ли вы предположить, о чем написан текст? (Может быть, о собаке? Или о человеке, которого обижают? Об одиночестве?) Что вызвало у вас эти ассоциации? (тип предложения: односоставное, определенно-личное, побудительное; заглавие похоже на требование; слово «Рыжая» - явно негативный настрой).
Заглавие – средство воздействия на читателя. Оно как бы моделирует ситуацию диалога – с читателем, с персонажем.
Какие предложения мы называем побудительными? (Предложения, выражающие волеизъявление говорящего, обращенное к собеседнику). Как вы думаете, что передано в заглавии: приказ, совет, просьба, желание, приглашение к совместному действию? (Приказ, требование).
Вспомним, что может выделять заглавие? (Образ героя, содержание текста, основной конфликт, тему текста и т.д.).
Что выражает это заглавие? Можем ли мы (используя прием «с одной стороны – с другой стороны») по нему сделать предположение о конфликте, суть которого раскрывается в тексте? (Конфликт явный, между Рыжей и кем-то, о ком пока не знаем; заглавие выражает призыв к травле, жестокость).
- Чтение исходного текста
Наши предположения подтвердились? Кто же оказывается «с другой стороны»? (Маринка Быкова, Женька, даже рассказчик).
Какие черты Светы – внешние или внутренние – передаются рассказчиком в прозвище «Рыжая»? (Внешние, но еще и отношение одноклассников, их неприязнь).
Обратите внимание на речь персонажей рассказа. Кого и как она характеризует? (Маринка Быкова: «Дура рыжая», «и чего она с нами прется», «выла бы себе дома» - наглость, немотивированная жестокость, неспособность понять и принять другого;
Женька: «В этот поход я Рыжую не пущу, или я буду не я», «алле хоп! Вон где твоя сумочка!» - шутовство, конформизм, желание угодить одноклассникам, непонимание собственной жестокости);
рассказчик – двойственная позиция: внутреннее осознание таланта Светки, мощности, силы этого таланта, и одновременно желание быть таким же как все).
Мы с вами помним, что написание сочинения невозможно без анализа текста. Мы с вами начали работу по созданию текста-рассуждения на основе алгоритма. Сегодня мы отрабатываем работу по алгоритму, создавая черновой вариант сочинения.
- Отработка алгоритма написания текста-рассуждения
Шаг 1. Объясняем сюжетный смысл указанных предложений.
Что важно понять в начале работы? (эмоциональное состояние рассказчика в конце рассказа, т.е. в смысловых рамках 76-79 предложений).
Истолковываем смысл фразы:
• Каково эмоциональное состояние рассказчика (героя) в финале текста?
• Какие чувства, на ваш взгляд, он испытывает?
• В чём причина этих чувств, эмоций?
• Как эти чувства характеризуют рассказчика (героя)? и т.п.
(Он испытывает двойственное чувство: восхищение Светкой, которая «не сломалась», сумела проявить свой талант, и чувство вины, раскаяния за жестокость одноклассников, собственное малодушие, бездействие).
К чему ведёт осознание совершённых ошибок? (к важной душевной работе, которая впоследствии научит человека быть ответственным за свои действия или бездействие).
Чувство вины – это своего рода испытание, пройдя которое, человек становится чище, лучше; это один из путей его перерождения.
(Его эмоциональное состояние заявлено в тексте прямо – рассказчик стыдится, вспоминая, как поступал он и одноклассники с «Рыжей»).
Итоговое эмоциональное состояние героя обусловлено всем содержанием прочитанного текста и содержит в себе возможность выхода на понимание проблемы текста.
Итак, мы получили материал для написания вступления сочинения, напишем это вступление:
Смысл предложений (76-80) я понимаю так: рассказчику стыдно за давние поступки, он понимает, что класс относился к Светке несправедливо и жестоко.
Шаг 2. Делаем прогноз нравственно-этической проблемы текста.
Иначе говоря, составляем возможный вариант заключения сочинения. Это заключение должно не только завершить текст, обобщив все сказанное, но и развить содержание сочинения, в заключении должно быть что-то новое.
Возвращаемся к приему «с одной стороны – с другой стороны». Находим двух главных действующих лиц текста (Светка и рассказчик).
В чем они не похожи? Помним: противоречие (конфликт), существующее между главными действующими лицами текста, должно порождать проблему.
К какому стилю относится текст? (художественному).
Какие основные виды противоречий (конфликтов), без которых сюжет построить невозможно, могут быть в художественных текстах?
1) противоречие между главными действующими лицами,
2) конфликт между героем и средой (трудной ситуаций),
3) внутренний конфликт героя.
На основе этого противоречия строим гипотезу нравственно-этической проблемы текста: со временем рассказчик смог оценить и талант Светки, и жестокое отношение одноклассников к ней.
Формулирование нравственно-этической проблемы текста позволяет понять, ради какой цели текст написан.
Мы получили материал для предполагаемого заключения в сочинении. Сформулируйте в рабочих записях вариант заключения. (В рассказчике проснулась совесть, он искренне сожалеет о том, что Светку унижали, обижали. Теперь он смог понять всю глубину ее таланта. Жизнь показала истинные «цвета» каждого).
Шаг 3. Делим текст на смысловые части, озаглавливаем их.
Текст какого типа перед нами? (Повествование). Какой прием мы можем использовать, исходя из типа текста? («Было – случилось – стало»).
Чтобы подобрать удачные примеры из текста (в соответствии со вторым оценочным критерием), разбиваем текст на 3 смысловые части: что было с двумя главными героями текста в начале, в середине и в конце текста. Озаглавливаем эти фрагменты.
Не забывайте, что заголовки частей строятся по особой схеме: имя 1-го героя + действие, которое объединяет обоих героев в данной части текста + имя 2-го героя. Такой прием позволяет работать с одной проблемой, текст сочинения будет цельным по смыслу (см. критерий 3). Кроме того, эти формулировки мы можем использовать в сочинении, в его основной части, для краткого объяснения смысла выбранных предложений.
(1 часть – предложения (1-16): Рассказчик не мешает одноклассникам, не понимающим огромного таланта Светы, унижать ее.
2 часть – предложения (17)- 53):Рыжую изгоняют с парохода, а рассказчик снова бездействует, хотя «что-то» мешало ему радоваться.
3 часть – Встретившись со Светланой Сергеевой спустя несколько лет, рассказчик испытывает чувство раскаяния за свое малодушие и восхищение от силы ее раскрывшегося таланта.
Найдите в тексте, как одноклассники выражали свою нелюбовь к Свете Сергеевой («Наши девчонки трудности Рыжухи во внимание не принимали и даже дотрагиваться до неё не хотели…»; «Дура рыжая»; «Не езди с нами на прогулку!»; «В начале похода она свои припасы на общий стол выкладывала, но ее хлеб с маргарином и яйца Маринка Быкова брезгливо в сторону отодвигала…»; «Рыжуха сидела на краю скамейки, рядом с ней — пустое пространство…»; «Вечером возьмёт Светка лодку, выгребет на середину озера и начинает выть. Вернее, она пела, но мы это пением не называли. Выла Рыжуха час-полтора»).
Найдите в тексте такие слова, которые рассказчик неоднократно повторяет. Как вам кажется, для чего их использует автор? («Рыжая», «Рыжуха»; «пела» – «выла» - контекстные синонимы; подчеркивают неприязненное отношение одноклассников к Светке и ее пению);
Работаем с лексическим значением этих слов. (Предположения учащихся, работа со словарями С.И. Ожегова; Т.Ф. Ефремовой:
«Выть» - 1. Издавать вой (о собаках, волках, других животных). 2. (Перен.) Издавать громкие, протяжные, заунывные звуки, подобные вою животных. 3. (Перен.) Производить шум, похожий на вой (о явлениях природы).
«Петь» - 1. Издавать голосом музыкальные звуки, исполнять вокальное произведение. 2. Исполнять оперную партию. 3. О певчих и некоторых других птицах: издавать заливистые щелкающие звуки, свист.
«Рыжий» - 1. Цвета меди, красно-желтый. 2. С волосами такого цвета, рыжеволосый. 3. То же, что клоун (разг.). 4. «Что я – рыжий?» (разг.) вопрос, означающий: я не дурак, не глупее, не хуже других.
Сравните, какой стала Светка в конце рассказа?
«Золотой» - 1. Сделанный из золота. 2. Золотая монета достоинством в три, пять, десять рублей; вообще монета из золота, червонец. 3. Цвета золота, блестяще-желтый (золотые кудри, золотая осень). 4. (Перен.) Счастливый, благоприятный. 5. (Перен.) Прекрасный, замечательный. 6. (Перен.) Дорогой, любимый.
Какие грамматические средства помогают понять, что пение девочки уникально? (14) «А голос Рыжухи всё раздавался, и было в нём что-то родственное с начинающей расти травой, лёгкими перистыми облаками, тёплым воздухом». (Роль союза в ССП? Однородных членов? и т.п.)
Рассмотрим кульминационный момент.
Что такое кульминация? (Момент наивысшего напряжения в развитии действия произведения, когда происходит решающее столкновение изображенных характеров и обстоятельств).
Каковы ее функции в тексте? (Разрешать сюжет, проявить идею текста, поставить героя перед самым сложным испытанием, перед решающим выбором; создавать самое сильное эмоциональное напряжение).
Какие предложения можно назвать кульминацией текста? (29-43; 55-64).
Почему варианты оказались столь различными? (Это кульминации разных сюжетных линий.
1. История взаимоотношений «класс – Рыжая» (психологический конфликт). Кульминация - предложения (29 – 43): Рыжуху изгоняют с теплохода. «Теплоход ещё толком не отошёл от города, а мы о Рыжухе уже забыли»).
2. История прозрения героя (внутренний нравственный конфликт). Кульминация - предложения (55 – 64): случайная встреча с восходящей звездой оперы. «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий».
Роль кульминаций в рассказе? (Они взаимосвязаны, показывают, что Светка Сергеева смогла в критический момент не сломаться, нашла опору в соём таланте, сумела развить его).
Шаг 4. Подбираем примеры из текста.
Возвращаемся к работе с алгоритмом. Находим в каждой из частей такие предложения, содержание которых близко к заголовку этой части (смотрите 3 шаг) и к формулировке гипотезы проблемы (смотрите 2 шаг).
В 1 части текста это предложения (1-4), (8), (11). В них характеризуется класс - сообщество, ложно понимающее, что такое коллективизм, люди, которые сообща травят одного человека (Светку), издеваются над ней. Эти люди не понимают ее таланта и не могут оценить его.
Во второй части можно выделить предложения (24), (37-42), (48-51), в них мы видим, что рассказчик уже в то время чувствовал несправедливость, неестественность такого отношения к Светке, но был «вместе с классом».
В третьей части - предложения (55-56). Они говорят о том, что Светка проявила себя как неординарный человек, сильная личность. Из Рыжухи она превратилась в звезду благодаря своей целеустремленности и вере в свой талант. Кроме того, можно выделить предложения (56), (65), (72). Они помогают понять перемены, которые произошли в рассказчике. Он стыдится, раскаивается, совесть не позволяет ему хвалиться знакомством со звездой: ведь вели себя давние одноклассники по отношению к Светке жестоко.
Сравним («было – стало»)
«Было» - Рыжая («с грубыми волосами цвета медной проволоки», «в веснушках», «единственные потёртые джинсы», «голос ужасно пронзительный», «Светку Сергееву мы не любили», «презирали»).
«Стало» - Красавица («золотоволосая», «с белейшей кожей», «роскошная», «благородная осанка», «запела высоким, удивительно знакомым голосом», «Ты понимаешь, КТО это? Это же наша восходящая звезда!»)
Опираясь на предыдущую работу с толкованием лексического значения слов, попробуйте «перевести с русского на русский» финальные предложения текста – (76-79):
«Я думал о том, что не Светка рыжая («глупая», «плохая», «неправильная»). Светка оказалась золотой («прекрасной»). А рыжие мы. Весь класс рыжий («все мы, ее бывшие жестокие одноклассники – глупые и неправильные»).
Шаг 5. Пишем основную часть нашего сочинения.
Объединяя результаты нашей работы на 3 и 4 шагах, пробуем описать 2 примера из текста. Каждый из примеров может включать более одного предложения.
В подтверждение моих слов обратимся к тексту. Одноклассники, не понимая глубины таланта Светки Сергеевой, издеваются над ней, унижают, осмеивают. ( В предложениях 1-4, 8, 11, 31-33). Рассказчик, смутно ощущая неправильность происходящего, все-таки присоединяется к этой травле, проявляя малодушие (предложения 14, 49, 51).
Попав через несколько лет в Мариинку, рассказчик видит Светлану Сергееву уже не забитой Рыжухой, а настоящей восходящей звездой оперы. Она успешна, красива. Вспоминая о прошлом, рассказчик испытывает раскаяние и стыд за то, как поступали когда-то он и его друзья с талантливой девочкой (предложения 55, 56, 65).
Шаг 6. Пишем заключение, используя наши предположения, сделанные на втором шаге.
Размышляя о судьбе Светы Сергеевой, я понимаю, что жизнь все равно все расставит на свои места. Главное – верить и не сдаваться, и тогда те, кто вчера смеялся над тобой, завтра будут испытывать стыд и раскаяние.
Видим, что наша гипотеза подтвердилась. Собираем части текста в целое.
Смысл предложений (76-79) я понимаю так: рассказчику стыдно за давние поступки, он понимает, что класс относился к Светке несправедливо и жестоко. Он испытывает двойственное чувство: восхищение Светкой, которая «не сломалась», сумела проявить свой талант, и чувство вины, раскаяния за жестокость одноклассников, собственное малодушие, бездействие.
В предложениях (1-4), (8), (11) одноклассники, не понимая глубины таланта Светки Сергеевой, издеваются над ней, унижают, осмеивают. Рассказчик, смутно ощущая неправильность происходящего, все-таки присоединяется к этой травле (предложения 14, 49, 51).
Попав через несколько лет в Мариинку, рассказчик видит Светлану Сергееву уже не забитой Рыжухой, а настоящей восходящей звездой оперы. Она успешна, красива. Вспоминая о прошлом, рассказчик испытывает раскаяние и стыд за то, как поступали когда-то он и его друзья с талантливой девочкой (предложения 55, 56, 65).
Размышляя о судьбе Светы Сергеевой, я понимаю, что жизнь все равно все расставит на свои места. Главное – верить и не сдаваться, и тогда те, кто вчера смеялся над тобой, завтра будут испытывать стыд и раскаяние.
Таким образом, мы с вами создали черновой вариант сочинения. Каковы его достоинства? Недостатки? В чем будет заключаться дальнейшая работа с получившимся текстом? (текст нужно доработать: сократить, сохраняя связность; однако нам удалось сохранить и доказать сформулированный тезис).
7. Рефлексия
Чему мы учились сегодня? (Применению алгоритма в практике написания сочинения-рассуждения; повторили композиционные особенности текста-рассуждения, учились логично и образно излагать свои мысли, подбирали аргументы и логично связывали их).
Были ли у вас какие-нибудь трудности сегодня на уроке? (Да, сложно определить наиболее важные в смысловом отношении предложения; хочется писать про все сразу: и про талант, и про жестокость, и про желание «быть, как все»). Была ли эта работа полезна для вас? Поможет ли она вам при редактировании текста сочинения? (Да, потому что при такой работе легче «удерживать нить» рассуждения).
Спасибо за урок! (Отметки выставляются за итоговый текст сочинения).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Речеведческий анализ текста при написании сочинения-рассуждения в части С ЕГЭ"
Представлен поэтапный речеведческий анализ текста, необходимый для создания собственного текста-рассуждения по проблеме, поднятой автором. Даются памятки для учащихся, алгоритм написания сочинения, от...
Урок русского языка с элементами интерактивных технологий Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С 1 ЕГЭ) (11 класс)
Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С 1 ЕГЭ) (11 класс). Цели:...
Конспект урока русского языка по теме:"Лингвистический анализ текста"
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: "Лингвистический анализ текста"...
Анализ текста и написание сочинения-рассуждения
Рабочая программа элективного курса, 11 класс...
Конспект урока по русскому языку на тему "Комплексный анализ текста" (10-11 класс)
Конспект практического занятия по русскому языку с использованием различных текстов и высказываний для анализа. Главная тема текстов - счастье. Итогом занятия является домашнее сочинение-рассуждение, ...
Факультативный курс по русскому языку для 10 класа «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»
Актуальность данного факультативного курса заключается прежде всего в том,что полученные знания способствуют формированию умения грамотно выражатьсвои мысли и создавать собственные высказывания с учет...
Урок по русскому языку "В мире синтаксиса и пунктуации. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему"
На уроке показана подготовка к экзамену. Сочинение по лингвистике вызывает затруднение у обучающихся....