Анализ текста и написание сочинения-рассуждения
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему
Рабочая программа элективного курса, 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el._kurs_rus._yaz._11_a_klass.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»
Рассмотрена на заседании Методического объединения | Утверждена директором МБОУ |
учителей русского языка и литературы Руководитель МО | «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1» |
_________ А.М. Котова | _______________Е.В.Гулькина |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Анализ текста и написание сочинения- рассуждения»
для 11 «А» класса
Составитель:
Тимофеева М.В.,
учитель русского языка и литературы
Инсар 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа, составленная на основе примерной программы основного общего образования по русскому языку, ориентирована на учащихся 11 класса и реализуется на основе следующих документов:
Нормативные документы и программы:
- Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года.
- Федеральный базисный учебный план, утвержденный приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.
- ЕГЭ-2009. Русский язык: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ авторы составители: И.П. Цыбулько, В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, А.Ю. Бисеров, Ю.Н. Гостева, В.В. Львов, И.Б. Маслова, Н.В. Соколова – М.: Эксмо, 2008.
Программа элективного курса «Анализ текста и написание сочинения-рассуждения» предназначена для учащихся 11 класса любого профиля и рассчитана на 34 часа.
Элективный курс имеет практическую направленность и служит дополнением к основному курсу русского языка в 10-11 классах.
Дополнительная литература:
- Александров В.Н. ЕГЭ. Русский язык: справ. материалы, контрол. - тренировоч. упражнения, создание текста.
- Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. 9-е изд. М.,2004.
- Диск «ЕГЭ. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ».
- Рахимкулова Г.Ф., Черкасова М.Н. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку: лексика, грамматика, стилистика, культура речи.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.Русский язык. Единый государственный экзамен: Учебное пособие/ Под ред. Проф. Н.Г.Гольцовой. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009 г.
- Кузнецова Т.В. Комплексный анализ текста на уроках русского языка. Дидактический
материал (региональный компонент) 10-11 классы. Архангельск, 2003.
- Учебно-тренировочные и контрольно-измерительные материалы к ЕГЭ.
- Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. –
41 –е изд. М.; Просвещение, 1990-224 с.
Интернет-ресурсы
Материалы сайтов:
- http://www.ege.edu.ru
- http://rustest.ru
- wwwfipi.ru
- http://www.prosa.ru
- http://www.pritchi.nm.ru
Школьное образование ставит следующие цели обучения:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
- обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Цели программы:
- Помочь ученикам максимально подготовиться к выполнению задания С ЕГЭ.
- Совершенствование и развитие умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе.
- Формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения письменной речью.
- Совершенствование и развитие умения читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей.
- Формирование и развитие умения находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте.
- Совершенствование и развитие умения передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
Задачи программы:
- Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
- Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
- Способствовать развитию письменной речи.
- Подготовить учащихся к выполнению задания ЕГЭ.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные, классные и внеклассные.
Формы контроля:
Сочинение.
Место элективного курса «Анализ текста и написание сочинения-рассуждения» в учебном плане школы
На изучение курса в 11 классе отводится 1 час в неделю.
Курс рассчитан 34 ч - (34 учебные недели).
Количество часов в 1полугодии - 16
Количество часов во 2 полугодии - 18
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ I
Разноаспектный анализ текста. (18 часов)
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (9 часов)
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста. (9 часов)
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексически – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
РАЗДЕЛ II
Сочинение-рассуждение на основе текста. (16 часов)
Тема 1. Анализ текста. (4 часа)
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Тема 2. Композиция и языковое оформление сочинения. (6 часов)
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Тренировочные сочинения.
Практические работы:
- написание сочинений-рассуждений;
- редактирование.
Основные термины и понятия
Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка: эпитет, метафора, сравнение, аллегория.
Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.
Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА
В результате прохождения программного материала
обучающиеся должны знать:
- основные понятия, необходимые для создания текста и его анализа;
- определение терминов, встречающихся в формулировке задания в критериях оценивания;
- виды текста;
- определение понятий «вступление» и «заключение»;
- что такое проблема текста, комментарий, позиция автора;
Обучающиеся должны уметь:
- указывать средства связи между частями текста;
- определить тему и основную мысль текста;
- определить тип и стиль речи;
- использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста;
- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
- анализировать форму исходного текста;
- находить характерные для исходного текста языковые средства;
- создавать связное высказывание;
- излагать последовательно собственные мысли;
- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
Ожидаемые результаты можно представить в виде практических умений и навыков по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, в том числе специальной языковедческой тематики и проблематики и написание творческой работы по данной проблематике, что предполагает последний вид испытаний ЕГЭ.
Задание части С Единого государственного экзамена по русскому языку – это задание повышенной сложности, поэтому необходимо особенно внимательно отнестись к его выполнению, а значит, и к подготовке. Верное выполнение данного задания позволяет выпускнику получить наивысший балл, что является актуальностью курса.
Новизна курса заключается в системе работы, назначение которой – помочь в написании сочинения и овладении умениями, необходимыми в учебной и будущей профессиональной деятельности. Выпускники учатся работать с информацией, заложенной в тексте, учатся четко формулировать, логично излагать и аргументированно доказывать собственную точку зрения.
Для того чтобы деятельность выпускника была успешной, учащиеся должны понимать, чему учатся, над какими умениями работают. Именно поэтому вниманию учащихся предлагаются критерии оценки сочинения; теоретический материал, помогающий правильно организовывать работу на каждом этапе выполнения задания; вопросы, проверяющие успешность деятельности; а также перечень типичных ошибок, знание которых поможет не допустить подобных просчетов в собственной работе. Также предусмотрена работа над пониманием значения терминов, используемая в формулировке задания части С и критериях оценивания.
Программа предлагает для работы большое количество сочинений разной степени успешности. Материалы позволяют не только научиться видеть и исправлять типичные ошибки, допущенные школьниками, но и познакомиться с хорошими сочинениями. Анализ текстов ученических работ поможет научиться понимать, что возможны разные способы развития одной и той же темы, решения проблемы.
Методическая система достижения цели складывается из строгой последовательности этапов выполнения работы по критериям, анализа сочинений по критериям, прогнозировать возможные результаты работы и проводить самоанализ.
Результатом системы работы курса является успешное выполнение задания части С на ЕГЭ по русскому языку в соответствии с критериями оценки.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Вид урока | План | Факт |
1 полугодие (16 ч.) | |||||
| Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста (8 часов) |
| |||
1 | Текст. Тема и основная мысль текста | 1 | Лекция | ||
2 | Средства связи между частями текста Способы связи предложений в тексте | 1 | лекция | ||
3 | Выделение микротем в тексте | 1 | Практическая работа | ||
4 | Лексические средства организации текста | 1 | Лекция | ||
5 | Морфологические средства организации текста | 1 | Лекция | ||
6 | Синтаксические средства организации текста | 1 | Лекция | ||
7 | Стили речи | 1 | Тренировочный | ||
8 | Типы речи | 1 | Тренировочный | ||
| Тема 2. Лингвистический анализ текста (9часов) |
| |||
9 | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение | 1 | Лекция | ||
10 | Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение | 1 |
| ||
11 | Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм | 1 | Практикум | ||
12 | Синонимы. Контекстные синонимы Антонимы. Контекстные антонимы | 1 | Практикум | ||
13 | Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись | 1 | Практикум | ||
14-15 | Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метафора, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы | 2 | Практикум | ||
16-17 | Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции | 2 | Практикум | ||
2 полугодие (18 ч.) | |||||
| Тема 3. Анализ текста. (3 часа) |
| |||
18 | Содержание исходного текста | 1 | Лекция | ||
19 | Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей | 1 | Практикум | ||
20 | Рецензия. Эссе | 1 | Урок комплексного применения знаний | ||
| Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (14 часов) |
| |||
21 | Формулировка задания части С ЕГЭ по русскому языку. Критерии проверки и оценки заданий с развернутым ответом. | 1 | Лекция | ||
22 | Этапы выполнения задания с развернутым ответом. | 1 | Лекция | ||
23 | Что такое проблема текста? Проблемы в художественных и публицистических текстах. | 1 | Лекция | ||
24 | Определение авторской позиции. Круг рассматриваемых вопросов в тексте. | 1 | Лекция, практикум | ||
25 | Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции. | 1 | Лекция | ||
26 | Роль вступления и заключения в сочинении-рассуждении. | 1 | Лекция | ||
27 | Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. | 1 | Практикум | ||
28 | Вступление к сочинению. Разные способы построения вступления к сочинению. | 1 | Лекция, практикум | ||
29 | Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. | 1 | Практикум | ||
30 | Основная часть сочинения. Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции. | 1 | Практикум | ||
31 | Заключительная часть сочинения. Цель и форма заключения. | 1 | Практикум | ||
32 | Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. | 1 | Практикум | ||
33-34 | Тренировочные сочинения. | 2 | Урок комплексного применения знаний |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Речеведческий анализ текста при написании сочинения-рассуждения в части С ЕГЭ"
Представлен поэтапный речеведческий анализ текста, необходимый для создания собственного текста-рассуждения по проблеме, поднятой автором. Даются памятки для учащихся, алгоритм написания сочинения, от...
Комплексный анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению по части С ЕГЭ.
Урок предназначен для подготовки к сочинению - рассуждению по части С ЕГЭ в 11 классе....
Рабочая программа элективного предмета по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»
Рабочая программа элективного курса по подготовке обучающихся 11 класса к написанию сочинения - рассуждения...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов час...
Урок по русскому языку на тему «От анализа текста к написанию сочинения-рассуждения (задание 9.2)» В 9 «В» классе
Цель урока: формирование у обучающихся умения написания сочинения- рассуждения на тему, связанную с анализом текста, в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.2).Задачи:образов...
Особенности работы с текстом при написании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ 2024г.
Подготовка к сочинению ЕГЭ предполагает работу с текстами публицистического и художественного стилей. В данной разработке предлагается алгоритм работы над текстами публицистического и научного стилей....
Эффективные приемы работы с текстом при написании сочинения-рассуждения
Аннотация. Статья рассматривает основные приемы работы с текстовым материалом, которые помогут написать сочинение-рассуждение. Данные рекомендации помогут учителям и ученикам в написании эссе и сочине...